02 августа 2007
Обновлено 17.05.2023

Civilization 4: Beyond the Sword

Civilization 4: Beyond the Sword - изображение обложка

Знаете, есть оч-ч-чень приятная категория игр — игры для переигрывания (уж простите за забавную чехарду слов). Прошли разок, отдохнули несколько месяцев — и вернулись в родные объятья. Прошли еще разок, потом перечитали любимую книгу, пересмотрели любимый фильм, отдохнули еще немного — и опять, к обожаемой и бесконечной забаве.

Один из типичных представителей этой категории — великолепная серия Sid Meier’s Civilization , существующая чуть ли не с самого начала эпохи компьютерных игр. Эта глобальная стратегия, в которой пользователю предлагается взять под собственное крылышко целую цивилизацию, с самого рождения оказалась вещью настолько глубокой, что увлекаться ей (пусть и с перерывами) можно было годами. И поэтому вместо полноценной рецензии на Beyond the Sword , второе по счету дополнение к четвертой по счету части игры, можно на самом деле спокойно ограничиться констатацией того, что перед нами — повод еще разок сыграть в любимую и обожаемую Civilization.

Но мы так, конечно, делать не будем.

Типичный прогресс

На самом деле, с Beyond the Sword получается смешная ситуация — ты, как всегда, утопаешь в ней с первых секунд. Выбираешь, конечно, Россию со Сталиным в роли предводителя. Стартуешь на самой заре человечества, основываешь первый свой город, отправляешь разведчиков изучать окрестности, стартуешь изучение какой-нибудь технологии… Основываешь второй город, третий, возводишь постройки «внутри» них, с помощью рабочих осваиваешь богатые ресурсами «пригороды»… Начинаешь натыкаться на другие цивилизации, наводить с ними дипломатические, торговые и религиозные контакты… Оказываешься, в конце концов, зажат в тесные границы и переходишь к другим путям развития — технологической и экономической гонке. Ввязываешься в войну, ведешь тяжелые переговоры, а потом, создав мощный военный блок, сначала уничтожаешь своих самых опасных соперников, после чего — принимаешься за товарищей. Становишься самой могущественной цивилизацией и… неожиданно проигрываешь в космической гонке нации, которая почти всю игру оставалась в тени, оказавшись самой настоящей «темной лошадкой».

Так вот. Спроси тебя сразу после этого поражения — что в Beyond the Sword появилось нового? — и вряд ли прозвучит вразумительный ответ. Все вроде бы так же замечательно, как и раньше: столь же продуманно, цельно и потрясающе увлекательно. Но если присесть, отдышаться и упорядочить воспоминания от очередной сумасшедшей гонки цивилизаций — то новинки, конечно же, отыщутся.

Самые банальные из них — это новые цивилизации, подразделения, постройки и чудеса света. Можно, например, сыграть за Португалию. Или ввести в состав своей армии каперы — корабли без указания национальности, которые могут «анонимно» пакостить врагам. Или отстроить технопарк, увеличивающий численность инженеров… Интересная возможность — своим городам, расположенным на другом континенте, можно присвоить статус колонии. Управлять ей станет компьютер, а все плюшки — продолжат считаться вашими. Впрочем, вероятность того, что население колонии поднимет бунт, очень велика.

Особо отметить стоит Святой престол — одно из новых чудес света. Построив его, можно создать религиозный союз, в который войдут все цивилизации, обладающие хотя бы одним городом с той же верой, что и у вас. Действует эта организация примерно так же, как и ООН: может распорядиться прекратить войну, объявить торговое эмбарго и пр. — вот только справедливость у нее очень сомнительная. Слишком уж сильные преференции отдаются обладателям «правильной» религии.

Вообще, «рост вширь» в Beyond the Sword — очень существенный. Так, добавлены случайные события, и теперь благополучие подконтрольной цивилизации зависит не только от наших действий и поведения соседей — но еще и от прихоти самой игры. Бабах — и в столице испортились все продовольственные запасы. Извольте найти решение проблемы, уважаемый предводитель! Бабах — и в кризис впала граничащая с нами цивилизация. Что будем делать — довольно ухмыляться или помогать соседям? К счастью, сталкиваться с подобными событиями придется не сказать чтоб постоянно — частота их появления подобрана так, чтобы и не «замозолить глаза» игроку, но и в то же время иногда подсовывать ему нечто новенькое.

Заскучать не дадут и соперники — искусственный интеллект, достаточно ленивый в оригинальной Civilization 4 , чуть-чуть расшевелившийся в дополнении Warlords , здесь, похоже, все-таки сдал экзамен на зрелость. Ведомые компьютером цивилизации действуют очень грамотно, разнообразно и неожиданно. В них пропала прежняя тупость — теперь, например, заметно реже возникают ситуации, когда нации сопротивляются до полного поражения, большинство из них с радостью соглашаются покориться. Впрочем, для этого согласия еще нужно победить в войне, что не так уж и просто — цивилизации активно развивают союзы и, когда начинает пахнуть жаренным, приходят на помощь друг дружке. Но и желающих «добить» слабого тоже немало — оказавшись в тяжелой ситуации, будьте готовы к тому, что в погоне за наживой вам запросто может объявить войну аж полмира.

Шпионы и бизнес на службе цивилизаций

Ну а теперь — к самому главному. Первый залп тяжелой артиллерии — это шпионаж. Забавно, но в Beyond the Sword он стал чем-то вроде ресурса. Каждая нация зарабатывает нечто вроде «разведывательных очков» — на них можно проводить разнообразные «нелегальные» акции против соперников (большинство из них еще требует и проникновения шпиона на территорию врага). Возможностей — огромное количество: от узнавания того, над какой технологией сейчас трудятся ученые соседа и до масштабного саботажа. Последний отлично сочетается с военными действиями: в самом начале очень здорово напакостить в приграничных городах — ведь именно за них разворачиваются наиболее жаркие сражения, от исхода которых обычно зависит и исход всей войны. Кстати, где есть разведка — там есть и контрразведка. Вражеские действия можно пресекать — существуют даже специальные здания, повышающие защищенность города от шпионов.

Второй залп — появление корпораций, самого, пожалуй, масштабного игрового нововведения. Всего корпораций семь, основываются они «великими людьми», которые то и дело рождаются по миру, и каждая может принадлежать только одной нации — но действует при этом почти по всей планете. Соответственно, корпорации — это и способ получения дополнительных немалых прибылей, и лишний инструмент распространения своего влияния, и еще много чего приятного. Впрочем, и возни с корпорациями немало — они, например, требуют очень большого количества ресурсов. Но, поверьте, результат более чем окупает эту самую возню.

Не обошлось и без прочих приятных мелочей. Так, противники долгого развития (неужели есть такие?) по достоинству оценят «конструктор цивилизаций», в котором можно быстренько соорудить огромную страну и шагнуть вместе с ней прямо вот сразу в хай-течный век. Построить сверхдержаву при этом вам никто не даст — рядом будут не менее опасные соперники. Ну а для совсем уж ленивых приготовлены специальные сценарии — причем некоторые по правилам отличаются от оригинала настолько, что вообще претендуют на звание отдельной игры. Объединение России, которую раздирает гражданская война, несколько кампаний по мотивам Второй мировой, будущее, в котором сражаются армии роботов и клонов, — каждый найдет развлечение себе по вкусу!

* * *

Ну что? Вы еще читаете эти буквы вместо того, чтоб переигрывать в любимую «Цивилизацию»? Срочно бросайте это дело: Beyond the Sword — просто прекраснейшее дополнение, такое же отличное… как и вся серия. Ничуть не лучше и ничуть не хуже. А другого, собственно, и не надо.

Рейтинг: 4,5/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь