20 февраля 2008
Обновлено 17.05.2023

Sudden Strike 3: Arms for Victory

Sudden Strike 3: Arms for Victory - изображение обложка

Знаете, как в сказках бывает? Жил-был царь, было у него три сына. Первые два еще туда-сюда, а третий — чего уж там — дурак. Есть подозрение, что с некоторыми почтенными игровыми фамилиями дела обстоят примерно так же. И хотя в традиционных сказках третий отпрыск царского рода обычно оказывался самым хитрым, в нашей с вами обрыдлой реальности такие события происходят крайне редко, потому что все лягушки-царевны уже давно перецелованы взасос, все василисы-премудрые повыскакивали замуж за воротил бизнеса — и, стало быть, чудес ждать не от кого.

Танк-лемминг в Керчи

Sudden Strike 3: Arms for Victory — самый юный на текущий момент представитель весьма почтенного семейства стратегий в реальном времени — родился благодаря творческим усилиям компании Fireglow. Геймеры со стажем наверняка помнят, что ранее игры Sudden Strike издавались в России конторой « Руссобит-М » под брендом « Противостояние », пользовались известной популярностью среди поклонников жанра RTS и по сию пору считаются эталоном военно-исторической стратегии: в меру сложные, в меру историчные, в меру ТТХ-точные. Неудивительно, что выхода третьей игры в линейке многие граждане ожидали с нетерпением — и, слава-тебе-кому-надо, дождались. Теперь осталось лишь выяснить, кого же мы получили в свои распростертые: достойного продолжателя семейных традиций или непутевого вертопраха?

Arms for Victory, как и многочисленные ее предшественницы, посвящена самому распиаренному военному конфликту в истории человечества — Второй мировой войне. При этом, что крайне отрадно, игра эксплуатирует не только набившие зверскую оскомину события вроде высадки союзных войск на Омаха-бич, но и предлагает вашему вниманию менее примелькавшиеся операции. В кампании за СССР, к примеру, придется руководить боевыми действиями в Крыму, обороняя город-герой Керчь от ненавистных оккупантов. Союзникам, проклинающим во весь голос немощную Францию, также повезло — они смогут отдохнуть от круассанов и фрикасе, вышибая дух из японских империалистов посреди диких джунглей. Симпатизируете самураям? Опять же прекрасно: вся Иводзима перед вами, защищай — не хочу. Тевтонцев-крестоносцев ждет Нормандия — не очень оригинально, зато есть где развернуться «тиграм» с «пантерами». Вкупе с одиночными миссиями и многопользовательским режимом получается нетривиальный сборник сражений, за что разработчикам спасибо. Теперь посмотрим, порадует ли нас реализация собственно боевых действий. Готовы?

Резиновая война

Как это принято в стратегиях очень реального времени, после выбора кампании игроку немедля вручаются генеральские штаны с лампасами, груз ответственности перед грядущими поколениями и орда солдат, с чьей помощью следует нещадно уничтожать врага, захватывая и удерживая контрольные точки: склады боеприпасов, штабы, высоты. Все такие точки отмечаются на карте, поэтому заблудиться невозможно. Захватил все, что помечено, — можешь топать дальше, в следующую миссию. Не захватил — ну что же, нужно постараться и смочь. Иначе — дисквалификация, позор на седины и обрезание генеральских лампасов.

Осознав свою задачу, мы приступаем к ее выполнению: ловко орудуем манипулятором «мышь» и гоним своих бойцов вперед — те бегут, радостно вопя что-то патриотическое. Навстречу нам тут же выкатывается сборище супостатов, и завязывается нешуточный бой. Как сказал бы классик, все смешалось в кухонном комбайне! Две, мягко говоря, толпы остервенело плюются пулями-снарядами и через полторы минуты дружно дохнут. Не беда, к нам прибывает подкрепление! Подхватив новую партию потенциальных победителей, мы заново штурмуем линии неприятельской обороны и вновь расшибаемся в лепешку о подкрепление, прибывшее на подмогу врагу. Что дальше? Дальше у нас вновь пополнение рядов.

То есть что получается? Их много, нас много, а толку — мало. Число попыток, отведенных на захват карты, не ограничено ничем, даже здравым смыслом. И единственный ресурс, который может закончиться при таком раскладе, — это ваше терпение.

Сено-солома!

При всем этом безобразии компьютерный «доктор Зло» явно жульничает, игнорируя «туман войны» и ловко уничтожая наши войска огнем с закрытых позиций. Попытки высылать на поиск врага разведчиков кончаются обычно ничем: обнаружив гнездо инородцев, храбрец тут же гибнет под шквальным огнем, а противник исчезает из поля зрения. Остатки интереса к передергиванию затворов уничтожает крайне примитивная модель повреждений, вполне подходящая для какого-нибудь Command & Conquer (1995 года выпуска!). В игре с прицелом на реалистичные сражения это выглядит довольно странно.

К сожалению, картина в свете вышеизложенного вырисовывается безрадостная. Если в SS1 унд 2 для успешного завершения миссии приходилось беречь каждого пехотинца и носиться с каждым танком как с писаной торбой, то в SS3 для победы необходимо лишь яростно шуровать мышкой и хорошо знать карту, как в каком-нибудь идеологически чуждом мракобесии вроде Counter, прстигспди, Strike.

Военная бесхитростность

Еще одно горе — все миссии, по сути, близнецы-братья. От раза к разу две злобные своры метелят друг друга почем зря, изредка меняясь ролями: сначала одни защищаются, вторые атакуют, затем наоборот. Это ровно так же интересно, как смотреть развеселый, но не очень детский фильм, в котором актеры дружно спрятались под одеяло. От сцены к сцене мы видим, что вроде бы и одеяла разные, и мебель другая, догадываемся даже, что участники действа меняются, но существенной разницы при этом не замечаем. Что ставит под сомнение необходимость столь однообразных развлечений.

Встречаются, конечно, некоторые вариации во всем этом безобразии. Например, в начале некоей миссии вам выдают десяток бензовозов с хилым сопровождением и желают удачи. Вон, мол, за тем кустом — ваши танки. Злоумышленник-диверсант коварно высосал из них топливо, бросив на растерзание свирепому врагу. Успеете заправить стальных «зверей» до подхода вражеского воинства — получите шанс на выживание. Хорошо? Вполне. Радует? Еще бы. А потом? А вот потом, к сожалению, начинается уже знакомая шарманка: гады лезут изо всех щелей нескончаемым тараканистым стадом, а навстречу им несется столь же многочисленная массовка нашенских подкреплений. Ведь, казалось бы, ничего особенного выдумывать и не нужно: в военно-исторических архивах сохранились описания самых разных, самых нетривиальных боевых операций, часть из которых на данный момент уже довольно успешно реализована в других RTS. Ан нет, многообразие боевых ситуаций и необходимость применения небанальных тактик так и остались в архивах.

На этой минорной ноте очень хочется отвлечься от процесса собственно игры и молвить слово об изобразительных ценностях Arms for Victory. Однако реалии таковы, что молвить особо нечего: даже получив третье измерение и возможность вертеть камерой, серия Sudden Strike осталась далеко позади таких эпохалок, как World in Conflict , Company of Heroes или « В тылу врага 2 ». Зато безусловным плюсом можно назвать совсем уж сибаритские требования игры к системе: даже все три тысячи пресловутых юнитов не в состоянии сколько-нибудь серьезно загрузить работой современный компьютер. Носится, как угорелая.

По сусекам

Не совсем понятно, с чего вдруг разработчики решили отказаться от многолетнего наследия серии и изобразить невразумительную гусенично-кирзовую вакханалию, в то время как рецепт успешного продолжения серии болтался у Fireglow перед глазами целое десятилетие. Нужно было лишь оставить все как есть или же последовать примеру собственных фанатов-модостроителей: сделать игру более сложной и реалистичной. К сожалению, разработчики решили прыгнуть в другом направлении, и мы в итоге получили сомнительное развлечение, имеющее отдаленное отношение к жанру стратегий. Впрочем, не все потеряно: узрев бурный поток пользовательских впечатлений, отцы кинулись выспрашивать у боевой общественности, что именно следует поправить, где именно обрезать и чем сверху припечатать для верности.

Финальная рекомендация будет следующая: любителям SS и SS2 мы искренне советуем держаться подальше от третьего отпрыска серии — по крайней мере, до выхода дополнения или удачной пользовательской модификации, которые, если нам крупно повезет, вернут в игру то, за что ее ценили в течение предыдущего десятилетия.

Рейтинг «Игромании.ру»: 3/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь