08 октября 2008
Обновлено 17.05.2023

Casio Exilim EX-F1

Casio Exilim EX-F1 - изображение обложка
Casio Exilim EX-F1 - фото 1

КОМПАКТНАЯ ЦИФРОВАЯ КАМЕРА || 6,0 Мп || 12х ZOOM || 671 г

ДИСПЛЕЙ: 2,8’’ TFT, 230160 точек

МАТРИЦА: 1/1,8’’; 6,0 Мп; CCD

МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ: 2816x2112

ОБЪЕКТИВ: 36-432 мм экв., f/2.7-4.6

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: 100-1600 ед. ISO

ВЫДЕРЖКА: 60-1/40000 с

СКОРОСТЬ СЪЕМКИ : до 60 кадров в секунду

ЗАПИСЬ ВИДЕО: 1920х1080, 60 кадров в секунду, MOV со стереозвуком / 336х96, 1200 кадров в секунду

СТАБИЛИЗАТОР ИЗОБРАЖЕНИЯ: оптический

ТИП КАРТ ПАМЯТИ : SD/SDHC/MMC

ГАБАРИТЫ: 127,7x79,6x130,1 мм

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: поддержка RAW, съемка видео в стандарте HD.

Анонс / в продаж е: январь / июнь 2008

Альтернатива: пока отсутствует

Casio Exilim EX-F1 — фотоаппарат необычный. По цене, да и по внешнему виду, он больше похож на зеркальную камеру, но это не зеркалка. Главное достоинство данной камеры и основная ее отличительная особенность — скорость работы. Аппарат может снимать до шестидесяти кадров за секунду, правда в течение всего одной секунды. Видео же захватывается с невероятной скоростью 1200 кадров в секунду. Это позволяет использовать камеру как средство для изучения быстроразвивающихся процессов, например взрывов.

ОСТАНОВИВШИЙСЯ МЕГАПИКСЕЛЬ

Неискушенный потребитель, который покупает мегапиксели, вряд ли обратит внимание на EX-F1. Эта камера не может похвастать огромным разрешением: ее матрица вмещает всего лишь шесть миллионов активных точек. Правда, для сенсора формата 1/1,8 дюйма это скорее плюс, чем минус — шуметь будет поменьше. Но кто об этом думает, когда вокруг гонка мегапикселей? Не знаем, чем руководствовался производитель, когда решил использовать столь небольшой сенсор от Sony, но ему за это большое спасибо. Конечно, найдутся люди, которые сочтут шесть мегапикселей в 2008 году недостатком, но это все-таки достоинство. Не всем же мериться длинным пикселем!

EX-F1 своими размерами действительно больше напоминает зеркалку, чем компактный аппарат. Раньше такие камеры назывались «просьюмерками», сейчас же этот сектор фактически вымер. От зеркалки камеру отличает лишь отсутствие щели между объективом и корпусом: линза тут, разумеется, несъемная, и поэтому обладает весьма достойными характеристиками: светосила 1:2,7-4,6 при 12-кратном диапазоне изменения фокусного расстояния. Широкий угол не так уж и широк, всего 36 мм, но зато телевозможности линзы впечатляют: объектив 432 мм для зеркалки будет совсем другого размера…

Экран 2,8 дюйма, электронный «закрытый» видоискатель с коррекцией нарушений зрения, почти полноценное управление, башмак для вспышки, поддержка RAW… Читатели с опытом уже поняли, что перед нами за камера. Но все это только начало.

УПРАВЛЯЙ СКОРОСТЬЮ

Если бы не «зеркальный» форм-фактор, управлять EX-F1 было бы невозможно. Но к чести разработчиков, им удалось сделать камеру весьма эргономичной. Конечно, вы не найдете здесь зума на объективе — изменение фокусного расстояния осуществляется рычажком. Нет тут и двух управляющих дисков, присутствует только одно колесо. Зато есть целых два селектора режимов: первый отвечает за режим работы экспонометра (PASM плюс режим Best Shot, в котором скрыты все сюжетные предустановки), второй — за то, что именно камера снимает: фото, быстрое фото, фото с автоспуском, видео и т. д.

Первая и главная странность — у фотоаппарата две спусковые кнопки, первая позволяет делать фотоснимки, вторая — снимать видео. Под второй расположен переключатель режимов записи видео: HD, SD и High Speed. Это весьма удобно, учитывая почти полноценную видеофункциональность камеры, но все же поначалу может сбить с толку.

Основное меню камеры не кажется удобным, зато рабочее меню выше всяких похвал. Тут нет отдельных кнопок для изменения чувствительности, введения экспокоррекции и т. д. но они не особенно нужны: все изменения в параметрах съемки довольно легко производятся с помощью джойстика, а фокусировка управляется выделенными клавишами.

Вообще EX-F1 показалась опрошенным весьма человечной камерой, к которой легко привыкнет и начинающий, и «зеркальщик» со стажем. Вот только зачем обладателю заведомо более совершенной DSLR может понадобиться эта «просьюмерка»? Оказывается, причин ровно две.

ШЕСТЬДЕСЯТ В СЕКУНДУ

Даже самая быстрая зеркалка не снимет за одну секунду больше десяти кадров. Секунда — это очень мало: произнесите про себя «пятьсот двадцать один» — все, она прошла. Что еще вы можете успеть за одну секунду? А Casio Exilim EX - F 1 успевает сделать шестьдесят снимков.

60 fps — скорость хорошего видео. Но резать видеопоток на скриншоты невесело, да и качество то еще получается. EX-F1 в этом плане не обманывает: для захвата изображения в режиме скоростного фото используется не часть матрицы, а весь сенсор, а результатом работы становятся снимки с полным разрешением — 2816 x 2112 пикселей.

Этой скорости более чем достаточно для съемок не особенно быстрых видов спорта, таких, например, как футбол или карате. Если у фотографа есть хотя бы минимальные навыки построения кадра, из череды почти одинаковых кадров несколько почти наверняка окажутся шедеврами. Снимать камера начинает почти сразу, автофокус на удивление шустр, и кадр убежать не успевает. В условиях недостаточного освещения с такой скоростью, конечно, уже не поснимаешь, выдержки не хватит, но, к счастью, матрица аппарата вполне достойно работает до 800 единиц ISO включительно. Чувствительность 1600 единиц тоже есть, но пользоваться ей не рекомендуется: хоть и шесть всего у матрицы мегапикселей, при такой чувствительности шумят даже они.

На нашем диске вы найдете примеры как обычных фотографий, снятых с разными уровнями чувствительности, так и скоростной «пейнтбольной» съемки . На кадрах, снятых в режиме 60 fps, видно каждое микродвижение игрока. Это была бы идеальная камера для съемок спорта, если бы не два но.

Первое — съемка в режиме 60 fps возможна только в течение секунды. Это немало, но угадать нужный момент бывает непросто. Нужно быть весьма опытным спортсменом и к тому же обладать незаурядной реакцией, которой позавидует даже вратарь сборной Испании по футболу, чтобы точно угадать момент начала съемки.

Второе — запись на карточку памяти шестидесяти (да и двадцати) снимков происходит не мгновенно, и если момент съемки угадан неточно — остается только ждать следующего. Камера предоставляет выбор: удалить все снимки, записать все или записать отобранные. Но процесс отбора длителен и не слишком удобен, а отменять серию, даже не посмотрев ее, глупо. Остается все записывать — и по этому поводу долго-долго ждать.

Тем не менее, в умелых руках даже такое устройство способно творить чудеса. Главное — нажать вовремя кнопку спуска. И не попадать под дождь: никакой влагозащитой производитель свою «спортивную» камеру почему-то не снабдил, да и пластиковый корпус не выглядит особенно крепким.

В ДВАДЦАТЬ РАЗ БЫСТРЕЕ

Шестьдесят на двадцать — тысяча двести. Именно столько кадров за одну секунду делает устройство в режиме съемки скоростного видео. Конечно, тут уже об использовании всей матрицы и речи нет: устройство за менее чем одну тысячную секунды успевает зафиксировать всего 96 строк. Разрешение видео при скорости 1200 кадров в секунду — 336х96 пикселей, при вдвое меньшей скорости — 432х192, при вчетверо меньшей — 512х384. Разумеется, не забыто и HD-видео: стандартное для этого формата разрешение 1920х1080 пикселей обеспечивается при 60 кадрах в секунду, но тут уж продолжительность записи зависит лишь от объема карты памяти.

1200 fps даже при таком смешном разрешении — очень много. Да, три сотни пикселей на сотню не позволят вам разглядеть мелкие детали съемки, однако при грамотном расположении камеры относительно объекта съемки можно получить весьма интересные ролики. На нашем диске вы найдете съемку процесса разбивания пейнтбольного шарика об воду, о пластиковую бутылку и о твердую деревянную поверхность. Кто-нибудь представлял себе до этого, как вообще разбивается один предмет о другой? Причем пейнтбол все-таки довольно скоростной вид спорта, скорость шарика на вылете из ствола около ста метров в секунду. Более медленные процессы, например образование и отрыв капли воды, будут выглядеть впечатляюще.

Такая скорость съемки раньше была доступна только в научных лабораториях. Конечно, там стоят совсем другие камеры, и тысячу долларов стоит один блок питания к ним, но даже с EX-F1 вам покорится многое из того, что раньше вы могли видеть только на YouTube.

600 кадров в секунду — менее интересная скорость, но и ее достаточно, особенно если речь идет не о съемках пуль и шаров, а об изучении, например, процесса деформации футбольного мяча при ударе по нему, или о съемке распространения огня по фитилю.

Конечно, у EX-F1 далеко не видеокамерный хват. Я бы даже сказал, что как видеокамера она решительно неудобна. Но учитывая, сколько всего напихали в один корпус, со своеобразной эргономикой можно и примириться. Разработчики даже позаботились о подсветке видео: встроенная вспышка камеры состоит из двух осветительных элементов, один из которых — традиционный фотоосветитель, а другой — яркий светодиодный фонарь. Не смог проверить это на практике, но думаю, к внешнему башмаку тоже можно приладить какой-нибудь прожектор постоянного освещения.

А что же HD-видео? А ничего: видео как видео. Оптика у аппарата весьма достойная, матрица соответствующая, так что к качеству видеороликов никаких претензий не возникло.

КАКЧЕСТВО

Если вы привыкли ждать от «просьюмерки», пусть и весьма дорогой, качества профессионального снимка, то вас ждет разочарование. Объектив у EX-F1, конечно, достойный, но не без недостатков: тут и аберрации, и посредственный уровень передачи деталей… Экспонометр неплох, но тяготеет к передержке, да и сюжетные режимы не всегда адекватны. Автобаланс белого нужно отключать, как только свет становится более-менее сложным. Опытные пользователи легко найдут с аппаратом общий язык, а неопытным он в общем-то ни к чему.

Видимые шумы появляются на ISO 800, чувствительность 400 единиц не сильно отличается от 200 ISO. Оптический стабилизатор помогает продлить выдержку (трезвый фотограф удержит с такой камерой и 1/5 с на небольшом фокусном расстоянии), а обилие ручных настроек — получить именно то, что нужно. На худой конец есть RAW (DNG). Кстати, RAW отличается от JPEG довольно сильно, что позволяет сделать выводы о трудолюбии встроенного шумодава.

При недостаточном уровне освещения резко растет уровень шумов, автофокус перестает функционировать, а экспонометр начинает предлагать неадекватные настройки. Как раз для таких условий у фотоаппарата есть видеосъемка.

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Casio Exilim EX-F1 — лишь первая ласточка в ряду аппаратов со схожими характеристиками. Появление матриц, с которых можно быстро снять сигнал, означает, что скоро свет увидит множество камер, каждая из которых будет делать это еще быстрее и с большим разрешением. Не будем рассуждать о том, имеет ли фотосъемка со скоростью 60 кадров в секунду какое-то отношение к фотографии, это в данном случае не очень важно. Важнее другое: у обычного пользователя в руках появляется штуковина, которая может очень много того, чего раньше фотоаппараты не могли совсем. Хорошо это или плохо, покажет время . Главное, чтобы съемка со скоростью 1200 fps использовалась в основном в научных целях — тогда от нее хоть польза будет.

ВЕРДИКТ

Явных недостатков у EX-F1 нет, всем пользовавшимся она показалась удобной и дружественной. Смущает только одно: за 28 000 рублей (кстати, на момент сдачи статьи камера продавалась только в магазинах «Эльдорадо», в других местах, несмотря на заявленное наличие, устройства не было) можно купить неплохой «зеркальный» комплект. Там, правда, и объектив будет не двенадцатикратный, и скорость съемки ниже, а видео так вообще не будет. Что ж, пора снова открывать давно закрытую уже тему «Зеркалки против компактов».


ПЛЮСЫ :

  • Хорошая матрица с низким уровнем шумов
  • Быстрая съемка видео и фото

МИНУСЫ :

  • Цена
  • Дисплей не поворачивается

Наша оценка : 8,0
Технический уровень 9
Класс изображения 7,5
Качество исполнения 8
Эргономика и удобство 8,5
Соответствие стоимости 7

Текст предоставлен журналом Mobi:www.mobi.ru.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь