05 декабря 2008
Обновлено 17.05.2023

Dead Space

Dead Space - изображение обложка

Survival horror за последние пару лет грозились встряхнуть столько раз, что каждое подобное заявление нужно автоматически делить на два. Почти все попытки обычно состоят в перемещении камеры за плечо главного героя и пришпоривании действия, отчего игра начинает напоминать шутер от третьего лица, а не хоррор. После таких хирургических операций современные представители жанра незаметно утратили свое главное предназначение, за которое их любят: они перестали по-настоящему пугать. Существенно изменить survival horror удалось только Alone in the Dark , авторы которого заставили игрока жить и думать по законам реального мира. Но тот факт, что там можно было взять в руки любой подвернувшийся стул и высадить им дверь, никак не сказывался на главной хоррор-задаче. Пугала Alone in the Dark разве что непричесанными диалогами и программными ошибками.

Надежда оставалась только на Dead Space , который мы даже внесли в список самых ожидаемых игр года. Чувствовалось, что в EA относятся к своему жанровому дебюту со всей серьезностью: внимательно следят за последними трендами (куда же в космосе без невесомости!), выпускают анимированные комиксы с предысторией игры, объявляют о создании полнометражного мультфильма. Но опыт показывает, что когда очередной индустриальный титан берется побороть Resident Evil, получается обычно Cold Fear (трехлетней давности попытка Ubisoft обыграть Capcom на ее же поле).

План 9 из открытого космоса

Прежде чем приниматься за игру, ключевые люди из EA Redwood Shores наверняка пересмотрели и перечитали всю космическую фантастику двадцатого века, и это чувствуется. Главного героя Dead Space зовут Айзек Кларк (прямая отсылка к двум важнейшим писателям-фантастам, Айзеку Азимову и Артуру Кларку), и он в составе небольшой команды спасателей высаживается на космической бурильной станции «Ишимура», с которой незадолго до этого пропала связь. Любой, у кого за плечами имеется хотя бы тетралогия « Чужих », точно знает, что дело явно не закончится заменой предохранителя.

Но Айзек всего лишь инженер и вместо шотгана вооружен только устройством с заманчивым названием Plasma Cutter, предназначенным для кромсания горной породы. Воспользоваться им по назначению за всю игру так и не придется — горнодобычу на станции пришлось спешно прикрыть по причине гибели всех шахтеров. Раскопанный во время бурения артефакт оказался рассадником межгалактической заразы — некроморфов. При близком контакте с болезнетворными спорами люди страдали галлюцинациями, сходили с ума и в результате превращались в пульсирующий комок плоти.

Вся эта предыстория заботливо рассказана в комиксе, который EA выпустила задолго до релиза (мы выкладывали видеоверсию в «Видеомании»). Но сама игра обходится со своей историей по меньшей мере старомодно и не желает ничего объяснять, рассчитывая, видимо, на то, что с ее сюжетом все знакомы заранее. Станция встречает нас заляпанными кровью стенами, едва мерцающими лампочками освещения (приготовьтесь, будет темно) и бесконечными коридорами, коридорами и еще раз коридорами.

Первые полтора часа Dead Space — это, пожалуй, самые неудачные полтора часа, которые только можно представить себе в современном survival horror. Мы предсказуемо теряем контакт со своими коллегами (половину из которых тут же пускают в расход напавшие твари) и в одиночку шатаемся по слабоосвещенным коридорам, чтобы открывать все новые и новые партии дверных замков. С периодичностью раз в пять минут в помещении вырубается свет и блокируются двери, а из вентиляции с жутким хлюпаньем (великолепный звук — единственное, что в Dead Space способно напугать до полусмерти) вылезают два-три урода, некогда бывшие членами команды «Ишимуры». Они потеряли всякий человеческий облик, отрастили лишнюю пару-тройку заостренных конечностей и размахивают ими прямо у нас перед лицом.

Развлекать игрока при помощи неожиданной темноты и прыгающих из-за угла тварей в последний раз позволял себе разве что DOOM 3. Порой кажется, что последняя работа id Software числилась у команды разработчиков едва ли не главным источником вдохновения (естественно, после фильмов « Чужой » и « Нечто »). «Ишимура» почти фотографически напоминает марсианскую базу DOOM 3 — те же клаустрофобические коридоры с грудами мусора, квадратные унитазы в туалетах, та же темно-зеленая цветовая палитра.

К тому же у Dead Space явная беда с мотивированием игрока. Сюжет нескольких глав сводится к получению технических инструкций от начальства (у нас поврежден двигатель/топливная система/генератор — иди почини!), и это выглядит несусветным анахронизмом. Айзек почти всю игру проводит в шлеме и скафандре, но в отличие от харизматичного Мастер Чифа из Halo не произносит ни слова. Увы, кроме темных коридоров Dead Space унаследовал и другую ключевую черту DOOM 3 — абсолютную, стоеросовую серьезность. На фоне по-хорошему мрачных комиксов (в том, что касается их графического стиля) игра местами напоминает бессмертный трэш-шедевр Эда Вуда, вынесенный в заголовок этой главы. Когда очередной ученый-злодей в белом халате под оркестровый эмбиент вещает о скором конце человеческой расы, зубы начинает сводить со страшной силой. Сюжета в Dead Space мало, и при таком подходе это совсем не кажется недостатком — тут есть кое-что поинтереснее.

Буду резать, буду бить

Поначалу кажется, будто без привычного огнестрельного оружия экшен-часть вышла мертворожденной. Обещанную фигурную нарезку врагов в самом начале опробовать в полной мере не получается — она видится декоративной функцией. Какая разница, какую пару конечностей отсекать надвигающейся на вас биомассе, — она все равно умрет от полученных ран… Дарованная вскорости возможность замедлять врагов с помощью местного аналога slo-mo (действует прицельно и может зацепить максимум одну-две твари) кажется откровенно лишней. Равно как и аналог гравипушки, которая подцепляет все, что плохо лежит. Но со временем, когда ассортимент и количество врагов на экране заметно увеличиваются, полезные свойства нашего вооружения раскрываются в полной мере.

Представьте себе ситуацию, когда вас стремительно окружает толпа из пяти-шести ползающих, шагающих и прыгающих тварей и каждая хочет откусить кусок побольше. Вы в панике выхватываете плазменное лезвие, судорожно наводите его на коленную чашечку (или как там это у них называется?) самого агрессивного монстра и одновременно «замедляете» уже занесшего лезвие соседнего некроморфа. Подкошенный монстр падает на землю, Айзек же в это время шинкует лазером второго, зависшего в воздухе. Увлекшись этим занятием, легко не заметить, как недобитые твари подползут к вам на оставшихся лапах и прикончат зазубренными лезвиями. В качестве превентивной меры отлично подойдет тяжелый ботинок или удар прикладом. Но это — крайность, которую лучше не применять против группы врагов.

Выбор оружия в Dead Space, к счастью, не ограничивается только инженерными принадлежностями, поэтому лучше носить с собой сразу четыре экземпляра. Для ближнего боя отлично подходит огнемет.

При внимательном рассмотрении расчлененка оказывается не только декоративным элементом, она действительно способна повлиять на ситуацию в бою. Ни о какой обещанной тактике речи не идет, но думать все-таки нужно, особенно когда вы решаете, куда стрелять. Выстрел в голову или тело не причиняет большинству врагов никакого вреда, а только злит их. Прямоходящих тварей нужно лишать точек опоры, после чего они смогут разве что ползти. Всех прочих врагов нужно избавить от различных выступающих частей тела (например, клешней). После хирургического вмешательства некроморфы, увы, не умеют отращивать себе новые головы и ноги (за исключением редких живучих боссов), но в бою держатся до последнего. Некоторых гадов нужно убивать очень осторожно — выстрел в живот создаст вам кучу проблем, когда оттуда хлынут мелкие, похожие на морских звезд паразиты.

Лезвия славы

Несмотря на то, что «тактическая расчлененка» на деле обернулась всего лишь дополнительной тратой времени при убийстве монстров, резать монстров на части тут все-таки интересно. Вот так, например, здесь происходит:

Переходная ступень

Целиться, к счастью, удобно, тут Dead Space почти не уступает эталонному Resident Evil 4. Зарядов для оружия почти всегда мало, и это, по идее, должно подстегивать к экономной разделке врагов, а не пальбе во все стороны. Бежать напролом не стоит еще и потому, что такой способ прохождения вскрывает геймдизайнерские просчеты. Хороший тон у EA Redwood Shores — несколько раз за уровень устраивать рандеву с одним и тем же мини-боссом в тесной комнатушке, где к тому же материализуется с десяток монстров меньшего калибра. Какая уж тут тактика…

На помощь вовремя приходит система апгрейдов оружия и скафандра — первое можно покупать, продавать и улучшать по всем возможным параметрам, а второму позволяется наращивать броню и увеличивать размер слотов для инвентаря. Циркулярная пила с дистанционным управлением научится стрелять режущими дисками, а промышленный лазер — расшвыривать всех вокруг одним выстрелом.

Тут может показаться, что спустя полтора часа все в Dead Space все-таки встает на свои места. Но эмоции, которые в survival horror умеют сейчас передавать только сотрудники Capcom, Dead Space все-таки не под силу. Игра всеми силами старается дать игроку почувствовать себя частью экосистемы, которой тут является гигантская бурильная станция. Здесь есть интерактивные кат-сцены (эпизод с огромной клешней, утаскивающей героя, повторяется аж два раза), есть коллекционирование аудио- и видеологов, оставленных погибшими членами команды, есть даже прогулки в невесомости. Но без внятного интересного сюжета и талантливой режиссуры Dead Space оказывается тем же, чем в свое время оказался Cold Fear, — крепким экшеном, которому кажется, что он — игра ужасов.

Расчлененка после внимательного изучения оказывается не такой уж и разнообразной. У всех врагов зоны повреждения определены заранее, и их не слишком много. Новаторское оружие на деле оказывается не слишком сбалансированным и местами просто неинтересным в обращении. Кинетический манипулятор используется лишь в сюжетно заданные моменты — в другое время он практически бесполезен. А разрекламированные прогулки в невесомости — лишняя возможность запрыгнуть на вертикальную стену. Ощущение лабиринта при этом не исчезает, а свободных полетов, как в Crysis , не предусмотрено. Стрелять во время прыжка, естественно, нельзя. Словно чувствуя всю бесполезность этого режима, разработчики вводят его в игру гомеопатическими дозами — точно так же, как атмосферу, сюжет и персонажей.

* * *

Все вышесказанное вовсе не значит, что Dead Space — плохая игра. Это очень хороший, напряженный и местами страшный экшен, которому до звания «Resident Evil 4 в космосе» не хватило критически важных вещей: нормального сценария, внимания к деталям и таланта. Так что вздохните и снова обратитесь к Capcom — Resident Evil 5 обещают уже в следующем году.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Далеко не безнадежный экшен в космосе, авторам которого ошибочно кажется, что они умеют рассказывать интересную историю и пугать людей.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь