05 июня 2009
Обновлено 17.05.2023

The Godfather 2

The Godfather 2 - изображение обложка

Еще зимой, общаясь с журналистами, исполнительный продюсер Godfather 2 Хантер Смит жаловался: «Начиная делать первую игру, мы долго думали, как сделать экшен по мотивам кино, где собственно действия довольно мало». Решение было принято интересное, но спорное. Игра Godfather существовала как бы параллельно фильму. Иногда две эти линии неэвклидово соприкасались, и тогда главный герой наблюдал за гибелью Луки Брази или покушением на дона Вито Корлеоне. Но вообще он жил в своем — отдельном — мире и плевал на то, что происходит во вселенной фильма.

Персонажи картины, в свою очередь, напоминали привидения, которые появлялись на несколько секунд, многозначительно бряцали кандалами, произносили одну-две фразы и исчезали. Зато в Godfather было много того самого экшена, которого хотели разработчики. И даже кое-какие стратегические элементы. Чего игре не хватало, так это умения и желания как-то мотивировать игрока на подвиги во имя Семьи. Ну и, конечно, смотреть на уродливые коричневые коробки в течение двадцати часов было, скажем мягко, скучновато. Godfather 2 сделал огромный шаг вперед.

Просто бизнес

Это по-прежнему «как бы GTA ». Вокруг вас — огромный открытый мир, тысяча дорог, миллион вариантов выбиться в люди. И вы мечетесь то туда, то сюда: выполняете задания, угоняете машины, бьетесь с конкурентами. В отличие от GTA и ее клонов, автомобили в Godfather никогда не были предметами культа — здесь это просто средство передвижения. Не изменилась ситуация и в сиквеле. Поведение машин смоделировано с подобающей случаю небрежностью: все автомобили ездят примерно одинаково. Разве что тяжелые авто разгоняются чуточку медленнее спорткаров. Вы все так же захватываете чужие притоны и перенаправляете истекающие из них финансовые потоки в свой карман (не забывая прорыть канаву и до кармана босса). Ваш герой — снова человек «снаружи». Наконец, связь между игрой и фильмом по-прежнему крайне условна. В Godfather 2 многому не нашлось места. Долгим разговорам в доме на озере Тахо. Выступлениям в суде. Параллельной истории о том, как аутичный мальчик Вито Корлеоне стал в конце концов королем Нью-Йорка. Игра начинается там, где у фильма была середина, и тут же ясно дает понять: семья Корлеоне ей не очень интересна. Главные здесь не они, а вы и ваша собственная уютная ОПГ.

Да, именно так. В Godfather 2 у вас есть своя Семья. Помимо вас в ней могут состоять до восьми человек. Нижний уровень — солдаты. В этом звании начинают свою карьеру все новые члены Семьи. Когда придет время, двух солдат можно будет произвести в капо. Затем еще одного можно сделать заместителем (в игре эта должность называется Underboss). И, наконец, самому верному из ваших последователей достанется титул советника (Consigliere). Семья, как и бывает в любой хорошей гангстерской истории, это ваше все. Надежда и опора. Отправляясь на дело, до трех членов Семьи можно взять с собой. Причем подчиненные не только помогают отбиться от врагов, но и вскрывают сейфы, устраивают поджоги, запугивают народ.

Конкретный набор умений зависит от профессии персонажа и его положения в организации. Например, если вам нужно проникнуть в запертое помещение, можно воспользоваться услугами бомбиста. Он взорвет стену (только в строго определенном месте) и впустит вас внутрь. По мере того, как подручный продвигается вверх по карьерной лестнице, он обучается новым профессиям. Очень удобно иметь в команде медвежатника, способного также подлечить раненых товарищей. Или вышибалу, знающего, с какой стороны браться за кусачки и как вырубить в здании свет, выманив врагов наружу. К сожалению, с подчиненными разработчики немного недожали. Заменить одного члена бригады на другого можно в любой момент. Планировать ничего не надо. Наткнулись на сейф — зашли в меню, вызвали медвежатника. Уже через секунду подручный будет на месте — готовый выполнить любое ваше приказание.

Контроль

Теоретически, миром Godfather 2 правят деньги. На практике же герои игры используют доллары только для прокачки. Деньги выполняют здесь роль, обычно зарезервированную для более абстрактного «опыта». За хрусткие бумажки игра готова продать вам, например, умение шустро бегать или быстрее залечивать раны. Ну а главный способ зарабатывания кэша — захват подпольных публичных домов, порностудий, точек наркотрафика и других душеполезных заведений.

Каждое из них приносит вам некий доход. Но если вы получаете с лаборатории по производству кокаина $2000 в день, это еще не значит, что каждый вечер у вас в кармане будет на две тысячи больше. Потому что находящиеся под вашим контролем заведения надо охранять. Дело в том, что ваши противники — главы других Семей — не собираются сидеть сложа руки и глядеть, как вы разрушаете их маленькую финансовую империю. Рано или поздно в один из ваших игорных домов или стрип-клубов нагрянет бригада серьезных молодцов. И если заведение не охраняется — считайте, что у вас его уже нет. Охранникам же нужно платить. Каждый дополнительный ствол стоит $100. Естественно, чем больше бойцов вы наняли, тем выше шанс, что они отобьют атаку или хотя бы продержатся до появления подмоги (если дела совсем плохи, вы можете приехать и разобраться со всем лично или поручить это одному из членов Семьи, каждый из которых стоит десятерых охранников). Поэтому вам придется либо тратить львиную долю дохода на зарплату охране, либо решать вопросы самому (чем дальше, тем сложнее это делать). Из той же Флориды в Нью-Йорк не налетаешься.

Если денег катастрофически не хватает, можно отобрать у конкурентов какое-нибудь легальное заведение вроде пекарни или телемастерской. Именно здесь можно отмыть нечестно нажитые капиталы. Выглядит это так: каждая такая точка увеличивает ваш доход на 5%. Вроде ерунда, но за два легальных магазина к вашей зарплате прибавят уже 10%, за три — 20% и так далее. Этот простенький элемент здорово оживляет игру, добавляет капельку реализма. В конце концов, примерно так оно и происходит на самом деле.

Между прочим, обладание подпольными заведениями в некоторых случаях приносит не только хрусткие зеленые купюры. Все нелегальные точки объединены в «криминальные сообщества». Тот, кто сумел захватить все заведения, входящие в сообщество, получает некий приятный бонус. Это может быть бронированная машина, кастет, бронежилет — что угодно. Действие бонусов распространяется не только на вас, но и на ваших соперников. Зато — лишить их преимущества можно, просто отбив одно из заведений.

Правда, ни один бонус не оказывает в драке решающего влияния. Даже если враг одет в бронежилет, уложить его — легче легкого. Для этого даже не обязательно стрелять в голову (хотя так, конечно, получится быстрее). Поэтому гонка за бонусами в результате оказывается почти бессмысленной.

Живые и мертвые

Судьбы персонажей Godfather 2 во многом отличаются от участи героев фильма. Вот несколько примеров.

Хайман Рот

В фильме Устроил покушение на Майкла Корлеоне. Втянул в свои махинации буквально всех — вплоть до родного брата Майкла, Фредо. Параллельно пытался вытянуть из главы семейства Корлеоне деньги на постройку отелей и казино на Кубе. Когда заговор раскрылся, Рот пытался бежать от Майкла, предлагая правительствам разных стран деньги за предоставление убежища. Везде получил отказ и был убит в аэропорту по возвращении в Америку.

В игре Выдает главному герою задания во Флориде. Учит жизни. Козни строит исключительно за кадром.

Фрэнк Пантаджели

В фильме Обидевшись на Майкла за то, что тот не позволил ему избавиться от конкурентов, участвовал в покушении, организованном Хайманом Ротом. Стал жертвой двойной игры Рота — на него самого было совершено покушение, но Фрэнку удалось выжить. Позже он участвовал в расследовании преступлений семьи Корлеоне в качестве свидетеля. На суде изменил показания и был посажен в тюрьму, где вскрыл себе вены.

В игре Выдает главному герою задания в Нью-Йорке. Учит жизни. Покушение на него все-таки совершают, но значительно позже, чем в кино.

Фредо Корлеоне

В фильме Завидовал Майклу, которого отец сделал главой семьи в обход старшего брата. Стал пешкой в игре Хаймана Рота и помогал тому организовать покушение на Майкла, хотя сам позже утверждал, что не понимал до конца, что именно происходит. Когда на балу в Гаване брат сообщил ему, что знает о его роли в заговоре, испугался и бежал. Позже явился с повинной. Был застрелен по приказу Майкла после того, как умерла их мать.

В игре Улетел из Гаваны вместе с Майклом. Выполняет мелкие поручения брата, работает своеобразным буфером между ним и главным героем.

Майкл Корлеоне

В фильме Во второй части «Крестного отца» Майкл — жестокий лидер, готовый на все для достижения своих целей. По его приказу убивают людей, которые до того считались его самыми близкими друзьями и доверенными партнерами. Гибели не избежал даже Фредо.

В игре Спокойный, дружелюбный человек. Наставляет главного героя, побуждает того организовать собственную Семью. Первое время всячески ему помогает.

Вито Корлеоне

В фильме Ребенком бежит с Сицилии от мести одного из главарей мафии. В Нью-Йорке постепенно зарабатывает криминальный авторитет. Убивает мафиозо, держащего в страхе весь район, и сам становится доном. В конце концов возвращается на Сицилию и убивает того, от кого бежал много лет назад.

В игре Не участвует.

Сицилианская защита

Непосредственно захват заведения выглядит почти так же, как в первой части. Явившись на место, вы в первую очередь избавляетесь от сторожащих точку бойцов. Главное отличие — появившаяся в сиквеле система укрытий, которая, между прочим, делает перестрелки неописуемо простыми. Достаточно спрятаться за какой-нибудь колонной, достать пистолет и выписать врагам десяток хедшотов. Не забудьте приплюсовать сюда крайне либеральную систему прицеливания, которая временами засчитывает попадание в голову, даже если вы целились в плечо. Не улучшает ситуации и кретинский AI, заставляющий вражеских бойцов то топтаться на одном месте, то переть прямо на ваши пули.

По-быстрому разделавшись с охраной, вы находите хозяина заведения и… «убеждаете» перейти на вашу сторону. Можете слегка поколотить беднягу, перебить его товар, прострелить ноги или просто навести на несчастного пистолет и немножко подождать. Как показывает практика, человеку, чтобы принять правильное решение, достаточно всего несколько секунд полюбоваться на нацеленный в него ствол. Здесь главное не переборщить. Если нажать слишком сильно, можно получить результат, обратный желаемому. Если хозяин пекарни или борделя, который вы пытаетесь заполучить, почувствует, что терять ему уже нечего, он попытается защищаться. И тогда вам придется либо убить его, либо отступить и попытать счастья позже. Впрочем, в Godfather 2 это практически одно и то же.

Если лень самому заниматься слияниями и поглощениями, можно поручить эту работу членам Семьи. Те приедут на место, попытаются уничтожить охрану и добиться дружбы хозяина. Если вам просто хочется нагадить конкуренту, подошлите в одно из его заведений бомбиста или поджигателя. Взорванная точка на некоторое время закроется и перестанет приносить доход. Более того — если ваш враг владел криминальным сообществом, в которое входило это заведение, он временно лишится соответствующего бонуса.

Правда, прежде чем посылать вместо себя делегацию NPC, подумайте — не понадобятся ли они вам в ближайшее время. Дело в том, что Godfather 2 любит чудить. Два или три раза мы отправляли подручных защищать заведение, на которое напал враг, а когда драка затягивалась — приезжали на место лично… и обнаруживали, что ни противника, ни членов Семьи там нет. Никто не стрелял, не дрался, не ломал мебель. Главная же проблема состояла в том, что, пока игра считала, будто идет бой, мы не могли отозвать подручных с места сражения. Семья неожиданно лишалась двух человек.

В гости с пулеметом

Программа-максимум в Godfather 2 — избавиться ото всех конкурентов. Чтобы уничтожить Семью, нужно лишить ее источников дохода, а затем подъехать с ребятами к вражескому дону домой, хозяина убить, а жилище взорвать. Естественно, просто так вам этого никто сделать не позволит — загнанная в угол Семья будет драться до последнего. Поэтому не помешает ее немного проредить перед финальным столкновением.

У каждого дона, как и у вас, есть ближний круг, состоящий из самых опасных бойцов. Избавившись от них, вы (уж простите за каламбур) убьете разом двух зайцев. Во-первых, они не смогут больше участвовать в нападениях на ваши бары и магазины. Во-вторых, когда придет время последнего боя, вражеского дона будут защищать только обычные бойцы. Проблема в том, что, застрелив солдата или капо противника, вы лишь отправите его в больницу, откуда он выйдет через 15 минут — совершенно здоровый и очень злой. Чтобы избавиться от него навсегда, необходимо убить его неким определенным способом. Каждый персонаж требует своего подхода. Один отказывается умирать, пока вы не сожжете его «коктейлем Молотова», другому непременно подавай пулю в голову, третьего надо переехать машиной. Наконец, нужно знать, где у каждого врага логово. Разжиться этой информацией можно у NPC, гуляющих по улицам города. Правда, сперва придется оказать им услугу: кого-то избить, взломать сейф, убить конкурента. Оказывать горожанам услуги можно и ради денег или влияния. Например, если подмазаться к главе строительного профсоюза, тот поможет вам, когда одно из ваших заведений взорвут: пришлет рабочих, которые моментально все отстроят и отремонтируют. А шеф полиции, когда придет время, отзовет преследующие вас машины.

* * *

С сюжетом у Godfather 2 отношения сложные. В определенный момент вам дают такое задание: «Expand your criminal empire» («Расширьте свою криминальную империю»). И в этих вот четырех словах — вся Godfather 2. Открытый мир и возможность делать в нем все что душе угодно, ей кажется гораздо интереснее длинной, сложной истории. Главный вопрос в том, совпадают ли ваши вкусы и готовы ли вы несколько десятков часов посвятить утверждению своего виртуального авторитета во Флориде и на Кубе. Война за рестораны и контроль над наркотрафиком приедается довольно быстро. Вы раз за разом повторяете одни и те же операции: убили охрану, напугали хозяина, поехали дальше, убили охрану, напугали хозяина, поехали дальше, убили охрану… В конце концов голова отключается — играешь одними руками. И когда вы понимаете, что базовая механика больше не приносит никакой радости, вдруг оказывается, что ничем другим Godfather 2 вас развлечь не может. Godfather 2 — не плохая игра. Просто слишком длинная и неизобретательная. Будь она короче часов на 30, мы просто не успели бы от нее устать. Но получилось — так, как получилось.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий 75%

Геймплей 7

Графика 8

Звук и музыка 9

Интерфейс и управление 7

Дождались? Godfather 2 — это шаг в правильном направлении. Авторы немного усилили стратегические элементы игры, что, несомненно, пошло на пользу. Но «Крестному отцу», как бы парадоксально это ни звучало, по-прежнему не хватает контента, чтобы тягаться с Grand Theft Auto.

Рейтинг «Мании» 7

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь