29 января 2010
Обновлено 17.05.2023

Colin McRae DiRT 2

Colin McRae DiRT 2 - изображение обложка

Симуляторы с цифрой «два» в названии всегда выходили у Codemasters как минимум отличными, а иногда — просто эпохальными. Мы говорим, конечно, про Colin McRae Rally 2.0 , со времени релиза которого в раллийных гонках не случилось ничего сравнимого по мощи. Два года назад Codemasters перезапустили серию, полностью изменив ее философию и отказавшись от традиционного европейского ралли в пользу грубоватого, но зрелищного ралли-кросса.

Поэтому ждать от Colin McRae DiRT 2 возвращения к истокам было бы просто глупо. Жанровый стереотип, утверждавший, что Финляндия — это березки и трамплины, Швеция — лед и сугробы, а Испания — возможность срезать крутой поворот по земле, пора забрасывать на антресоли. Первая часть DiRT продалась тиражом достаточно внушительным, чтобы Codemasters смогли навсегда забыть о березках и сконцентрироваться на беспроигрышной экстремальной эстетике а-ля MotorStorm : джипы, грязь и громкие поп-панк-хиты из колонок. Со второй попытки все это получилось, надо сказать, гораздо интереснее, чем в первый раз.

Мисс Америка

Вопреки нашим прогнозам двухлетней давности, основные силы при разработке сиквела были брошены вовсе не на наращивание контента — машин и трасс тут даже меньше, чем в оригинале. Но в первый час игры вы это едва ли заметите, потому что ни одна другая гонка, кроме DiRT 2, не умеет так здорово производить первое впечатление. Игра фантастически красива и одним только видом моделей и спецэффектов может свалить с ног любого циника.

Фотореализм давно наступил, первая часть осталась далеко позади, и даже нынешний лидер — Need for Speed: Shift — кое-где проигрывает DiRT 2 в проработке деталей. Во время реплеев камера ни разу не проходит сквозь машину, модели царапаются и разрушаются от ударов, игра крайне умело оперирует светофильтрами. Абсолютно каждый элемент меню стилизован под какой-то предмет из жизни гонщиков — будь то табличка с именем или карта с перечнем доступных гонок, которую, в свою очередь, можно внимательно изучить в вашем личном трейлере.

Вообще, способ подачи игры — это традиционный конек Codemasters. Именно они больше всех экспериментируют с видом главного меню, первыми когда-то начали вводить сюжет в гоночных симуляторах ( ToCA Race Driver ), а сейчас, кажется, достигли в этом деле абсолютного совершенства — еще ни одна гонка на нашей памяти не выглядела так стильно. В самом начале DiRT буквально тащит вас за уши, знакомя с походной жизнью гонщика-раллиста: трейлер с трехмерными меню внутри, единственная машина под тентом в боксах и первая гонка на Баттерси-стадионе в Лондоне. Именно эти самые первые круги по маленькой кроссовой трассе, разбавленной искусственными трамплинами и лужами, дают исчерпывающее представление о направлении, выбранном Codemasters.

Редкая гонка сейчас проходит в одиночестве — чаще всего одновременно стартуют сразу восемь машин, которые и выясняют отношения следующие два-три круга. Постоянная езда бампер в бампер, удары, аварии и перевороты — вот главные компоненты здешнего ралли-кросса. В то время как полноприводные ралли-кары вздымают колесами фонтаны песка и грязи, по рации нас задирают (или же, наоборот, подбадривают) приглашенные звездные соперники вроде Кена Блока и Трэвиса Пастраны. Оба они мало знакомы европейским зрителям, но у себя в США не раз выигрывали экстремальные соревнования X-Games и местный чемпионат по ралли. Это лишь подчеркивает, для какой аудитории создавалась игра.

В Америке знать не знают про WRC и Колина Макрея, поэтому большая часть этапов в DiRT 2 проходит именно в Штатах, да и техника тоже американо-ориентированная. Огромные, тяжелые, словно таран, пикапы вместе с внедорожниками и багги явно доминируют над стандартными раллийными легковушками, которых здесь осталось, строго говоря, две — Mitsubishi Lancer Evo и Subaru Impreza WRX STI разных поколений. Что делают в раллийном классе сугубо шоссейные BMW Z4 Coupe, Pontiac Solstice и Nissan 350Z, не совсем понятно — этим машинам место скорее в «асфальтовой» Race Driver GRID.

Свиньи могут летать

Один из главных гоночных этапов в карьерном режиме DiRT 2 проходит в Великобритании, на трассе Battersea Stadium. Вымышленный трек, по задумке разработчиков, пролегает на территории одной из главных лондонских достопримечательностей — теплоэлектростанции Баттерси, возвышающейся на берегу Темзы почти в самом центре города. Гигантская постройка с элементами ар-деко, сложенная из красного кирпича и увенчанная пронзающими небо четырьмя белыми трубами, не производит энергии с 1983 года (а возведена она была в начале 30-х годов прошлого века), и уже 26 лет власти Лондона никак не могут понять, что же с ней делать. Одно время на территории электростанции собирались разбить парк аттракционов, чуть позже — открыть деловой центр с магазинами и офисами, но ничего из этих затей не получилось. Сейчас бывшая индустриальная громадина стала туристической Меккой, а в 2009 году приютила соревнования по мотокроссу Red Bull X-Fighters. Гоночная студия Codemasters лишь развила эту тему, проложив внутри станции ралли-кроссовую трассу с трамплинами и салютами.

Впрочем, образ Баттерси в популярной культуре сложился задолго до этого благодаря группе Pink Floyd, которая использовала фотографию станции в лучах закатного солнца для обложки своего альбома Animals. А парящая на фоне гигантских труб надувная свинья являлась, по словам Роджера Уотерса, символом надежды и появлялась потом практически на всех концертах группы.

Брызги

Слово «грязь» в названии трактуется разработчиками слишком уж буквально — в игре нет, например, ни одного асфальтового или снежного ралли, есть только песок и классический грунт. Да и этих этапов слишком мало — семь регионов (США, Англия, Хорватия, Марокко, Китай, Малайзия, Япония) содержат всего по паре коротеньких спецучастков, каждый из которых на протяжении гоночной карьеры придется перепроходить в разных вариациях и направлениях много-много раз. Поэтому, проезжая мимо одной и той же марокканской канавы, желаешь только одного — чтобы игра поскорее закончилась. Но Codemasters, наоборот, сделали режим карьеры только больше относительной первой части. Что само по себе хорошо (появились новые, хотя и совсем не обязательные режимы вроде командных гонок и доминирования), если бы было где выступать.

В каждой стране есть, как правило, один кольцевой (для ралли-кросса) и один-два линейных (для классического ралли) маршрута, тогда как в первом DiRT их было шесть, а в Colin McRae Rally 2.0 — все десять. Достаточно вспомнить, как мы упивались тогда духом исследования, проходя коварные и незнакомые этапы, которые невозможно было выучить наизусть. Сейчас же любая гонка занимает ничтожные полторы-две минуты, за которые успеваешь разве что услышать свист ветра в ушах.

Здесь все подчинено зрелищности: малое количество трасс можно простить, лишь увидев их невероятную детализацию. Все они сделаны с нуля (а не взяты из прошлой части, как это уже бывало в серии) и обзавелись, наконец, правильными колеями, россыпями камней на траектории и водными бродами. Даже за коротенькую поездку по узкому и извилистому грунтовому серпантину в Хорватии можно получить массу удовольствия — все дело в переработанной физике, которая избавилась от рельсовой неуклюжести первого DiRT и позволяет почувствовать, как тяжело бывает вытащить из глубокого заноса полноприводную раллийную «Субару».

Ездить стало сложнее и интереснее, чего мы уж никак не ожидали от сиквела — последние гонки Codemasters приучили нас совсем к другому. В DiRT 2 на высокой скорости становится по-настоящему неуютно — подвеска ходит ходуном, а на трассе могут неожиданно проявиться «сюрпризы», оставленные ранее проезжавшими машинами. Потерянный кем-то бампер, выкатившийся на дорогу булыжник или вообще вставшая поперек машина — все эти случайности в меру оживляют прохождение спецучастков.

Пыль

При этом до уровня второй и четвертой частей Colin McRae Rally физике все равно далеко, и проблема даже не в проработке деталей (тут дела как раз обстоят неплохо — протектор колеса сминается при прыжках и ударах, попадание в колею ощущается даже без взгляда на экран), а в общих ощущениях от игры. Первые части выдерживали идеальный баланс между аркадой и симулятором — они были не слишком сложны, но при этом умели постоянно держать игрока в напряжении, бросая с каждым поворотом трассы все новые и новые вызовы.

DiRT 2, несмотря на явный прогресс по сравнению с откровенно скучной первой частью, очень быстро выдыхается. У вас едва ли возникнет желание проходить один и тот же спецучасток много раз, по-новому облизывая каждый поворот, и, постоянно рискуя, отыгрывать драгоценные миллисекунды. Поэтому, когда все трассы будут пройдены по два раза и открывать станет больше нечего, вы моментально забудете об игре. Из когда-то стопроцентно драйверской серии DiRT 2 превратился в симулятор толкания боками. А система перемотки времени, доставшаяся игре в наследство от Race Driver GRID, вообще избавляет от всякой необходимости рисковать и возвращаться на уже пройденную трассу.

9/11 по Майкрософту

PC-версия Colin McRae DiRT 2 слегка задержалась по сравнению с консольными (которые вышли еще в сентябре) — разработчики объясняли это желанием добавить в нее поддержку новейшего DirectX 11. Хотя даже в стандартном DX9-варианте игра выглядит просто потрясающе, а самое главное — отлично оптимизирована и при схожей с консолями графике совершено не тормозит. Впрочем, владельцы новейших видеокарт из серий ATI Radeon HD 5800 и NVIDIA GT300 смогут порадоваться также улучшенной анимации толпы и развевающихся флагов (на которые во время езды все равно смотреть совершенно некогда), слегка улучшенному освещению, а также (внимание!) более реалистичному поведению воды в лужах. Не самый веский аргумент в пользу покупки новой видеокарты, но другие игры с поддержкой DX11 (а их, кроме DiRT 2, пока только две — « S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти » и BattleForge ) не умеют и этого.

* * *

DiRT 2 не стать эпохальной гонкой — она буквально раздавливает вас своим лоском в первые несколько часов, но столь же стремительно надоедает потом. Причина этому не только в малом количестве и общей однообразности трасс — она в самой концепции DiRT 2. Эта игра просто не рассчитана на то, чтобы учить кого-то правильному прохождению поворотов, затягивать сложными спецучастками и гипнотизировать безграничными возможностями раллийного вождения. Вместе с гибелью самого Колина Макрея умер и дух великой серии. Теперь это всего лишь яркая, свежая, но одноразовая автомобильная жвачка. Но признайтесь: вы ведь и сами не прочь время от времени размять челюсти?


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Графика: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Зрелищная гонка, посвященная ралли-кроссам, которая, однако, приедается быстрее, чем хотелось бы, — занять пустующий трон Колина Макрея пока некому.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь