28 февраля 2010
Обновлено 17.05.2023

BioShock 2

BioShock 2 - изображение обложка

До того как у анимационного отделения Уолта Диснея проснулось некоторое подобие совести, они практиковали производство довольно позорных сиквелов к своим великим мультфильмам. Взвод прилежных китайских аниматоров скрупулезно перерисовывал классических персонажей, после чего вторая часть выпускалась на VHS (впоследствии — на DVD). Таким образом случились продолжения «Аладдина», «Русалочки», «Короля-льва» и даже «Красавицы и чудовища». Результат неизменно выходил удручающий: знакомые вроде бы герои как-то странно косили глазом, у них менялась походка, мимика, а зачастую и голос.

BioShock 2 — это как раз такой сиквел к классическому произведению. С той лишь разницей, что на его производство денег выделено ничуть не меньше (а то и больше), чем на оригинал. Его проблема очевидна и легко формулируется — продолжение делали умные, образованные, наверняка очень приятные, но, к сожалению, менее талантливые люди, чем Кен Левайн.

Концепция эгоизма

Оригинальный BioShock — очень герметичное, самодостаточное и во многом одноразовое произведение. Джаз, подводный город, ар-деко, риторика, позаимствованная у Айн Рэнд, — все эти вещи очень сложно повторно монетизировать, заставить их второй раз подряд оказать тот сногсшибательный эффект, который они оказали в 2007 году. Успех BioShock — это вообще был такой сбой реальности: миллионы людей по всему миру в едином порыве приобрели игру, которой по всем законам была уготована судьба никем не понятого культа.

2K Marin явно не до конца понимали, с какой стороны зайти в Rapture: они тасовали злодеев (главным антагонистом оказалась вовсе не Большая Сестра), время действия (долгое время считалось, что BioShock 2 будет приквелом), а в итоге сработали с изящностью Big Daddy — напялили на главного героя пудовый скафандр, дали ему в руки дрель и выпустили на те же улицы десять лет спустя.

В результате ваш повторный визит в Rapture ожидаемо не заставляет забыть собственное имя: вы привычно глазеете по сторонам, буднично бредете мимо резной мебели, не оборачиваетесь на рекламные постеры и в общем чувствуете себя как дома. Тут действительно мало что изменилось, кроме обстановки, которая за десять лет подверглась серьезной амортизации.

BioShock 2 (формалисты могут радовать себя тем фактом, что название сиквела теперь окончательно рифмуется с великой System Shock 2 ) — это по-прежнему выдающийся ролевой шутер, чью базовую механику очень сложно испортить. Ключевой ресурс — адам — тратится на приобретение плазмидов (заставляют вашу левую руку изрыгать пламя, электричество, лед или, скажем, рой пчел) и тоников (пассивные «перки», добавляют удивительные свойства вроде электрического разряда, который ваше тело производит каждый раз, когда его кто-нибудь охаживает монтировкой).

Основной повод для гордости — так называемая экология AI, согласно которой все обитатели Rapture состоят друг с другом в непростых взаимоотношениях. Грузные Большие Папочки охраняют маленьких сестричек (которые высасывают адам из трупов при помощи здоровенного шприца), но не нападают на вас без надобности; потерявшее человеческий облик население (сплайсеры) рвет друг другу глотки за все тот же адам; камеры слежения подвергаются взлому и перенастройке на нового врага.

Всю эту сложносочиненную систему можно и нужно использовать в корыстных интересах: сплайсеров можно стравить друг с другом с помощью специального плазмида, камеры — взломать, а Большого Папочку — заманить в воду и пустить в нее разряд тока. В свои лучшие минуты BioShock играет сам в себя, а вы стоите за углом и гулко хихикаете в гигантский кулак.

Так вот, эта особенность оригинала переехала сюда с еще большим размахом: уровни наконец стали ощутимо больше и просторней, бой ведется на нескольких этажах, и наблюдательный игрок почти всегда найдет способ выйти из битвы, не сделав ни одного выстрела.

Единственное серьезное нововведение в боевой механике — наличие у вас двух рук одновременно. В BioShock приходилось постоянно переключаться между плазмидами и оружием, отчего многие просто отказывались от огнестрельного оружия, полностью доверившись генетике. BioShock 2 позволяет комбинировать оба орудия смертоубийства — это действительно делает бой более гибким и заметно пришпоривает его темп.

Водолаз в большом городе

Экосистема в BioShock 2 заметно усложнилась в сравнении с первой частью. На самом деле, чтобы выжить, нужно всего лишь соблюдать несколько простых правил. Ниже — три важнейших из них

Если перед вами камера наблюдения или охранный бот, это означает только одно — его нужно взломать: перевербованная техника отвлечет внимание врагов. Пока они будут гоняться за жужжащим ботом, вы легко зайдете со спины и вырвете им позвоночники.

Прежде чем заставить сестричку собирать адам, позаботьтесь об обороне: расставьте портативные турели и стрелы-ловушки, а также обследуйте местность и попытайтесь предугадать, откуда полезут враги.

В каждой локации обычно есть несколько сестричек. Так вот, если вы хотите как следует подготовиться к финалу игры, не упускайте ни одной из них, иначе лишитесь адама. Но помните, что у каждой сестрички есть телохранитель.

Нищета философии

Удивительно, но возможность одновременно пользоваться оружием и плазмидами — это по большому счету единственное серьезное изменение в оригинальной формуле. 2K Marin настолько боялись сломать баланс, что даже не позволили себе добавить ни одного нового плазмида (!). Вместо этого они аккуратно усложнили каждую составляющую оригинала. Если раньше врагов нужно было фотографировать (удачная фотокарточка раскрывала их слабые стороны), то теперь для этих целей служит видеокамера — противника нужно удержать в кадре как можно дольше. Если раньше маленькую сестричку можно было спасти или разорвать пополам на месте, то теперь ее разрешено возить на плече, собирать с ее помощью адам, а затем — относить домой.

От количества тоников, разновидностей патронов, секретных ячеек и денег через некоторое время начинает натурально двоиться в глазах. При всей своей вторичности BioShock 2 производит впечатление избыточной, перегруженной игры: в какой-то момент обнаруживаешь себя в Borderlands , последовательно обшаривая бесконечные ящики, сейфы, трупы и холодильники. Все это не то чтобы плохо, но 2K Marin не понимают главного — секрет BioShock был не в том, чтобы осыпать игрока тонной лута и заставить в нем разбираться.

С врагами тоже не то чтобы весело (сплайсеры, с которыми приходилось бороться всю игру, заметно утомляли даже в оригинале) — террариум пополнился раздутой образиной на стероидах (в игровой терминологии проходит как «вышибала»), облегченной, более мобильной и слабой версией Big Daddy и собственно Big Sister, которая в итоге оказалась понижена до статуса мини-босса.

Большая Сестра — пожалуй, единственный по-настоящему раздражающий момент во всем сиквеле. Она неизбежно появляется, если вы решите изъять из сестрички адам насильственным способом или будете иметь наглость освободить всех девочек на уровне. Проблема с Big Sister в том, что это очень жульнический враг: она дьявольски быстро скачет по этажам и потолку, невероятно сильна и к тому же умеет больно бросаться элементами декора. Победить ее с первой попытке практически невозможно — она гарантированно обойдет расставленные ловушки и убьет вас как минимум раза три, прежде чем, наконец, исчерпаются ее жизненные ресурсы. Это нечестный и очень глупый с точки зрения геймдизайна шаг, который превращает любое столкновение с Big Sister в серию утомительных ходок от камеры возрождения до места схватки.

К критике политической экономии

Но основные претензии к BioShock 2 — не к его (все еще) безупречной механике. Главные проблемы лежат в слабовербализуемой области уникального интерактивного опыта, каковым, безусловно, являлся BioShock номер один. Кену Левайну можно было простить его благоглупости про «моральный выбор», иллюзию которого он пытался создать в первой части, — настолько монолитной работой был оригинал, настолько достоверной казалась история, разыгранная не самыми высокополигональными людьми.

BioShock 2 — это вязкая, желеобразная субстанция, которая принимает отчетливую форму только в последней трети игры. Первые пять-шесть часов вы слоняетесь по Rapture, подгоняемые задачами вида «найди ключ» и «открой ворота», а сценаристы отчаянно пытаются связать то, что происходит на экране, с первой частью. Номинальным злодеем является некто София Лэмб — социолог, психолог и коммунист, которая якобы пыталась развалить Rapture еще при жизни Эндрю Райана. Почему она появилась десять лет спустя? Почему мы ничего не слышали про нее в оригинале? Почему ее интересы практически никак не пересеклись с Фонтейном? Почему вообще нужно было возвращаться в Rapture самым простым и неизобретательным образом — через изъятого из шляпы нового персонажа, когда в оригинале хватало героев, к которым у многих остались вопросы?

2K Marin искренне надеются, что их историю можно рассказать через безупречно разыгранные аудиодневники, и совершенно забывают про режиссуру. Помните, как в оригинале вас впервые подвергли глубокой заморозке? А знаменитую театральную перестрелку под оперный оркестр? Так вот, в первые пять часов тут ничего подобного не произойдет.

Развлечением служат подводные интерлюдии — периодически нас выпускают прогуляться по океаническому дну, и это безусловно самые слабые минуты сиквела, потому что в них буквально нет геймплея. Не имея физической возможности хотя бы определить собственный маршрут, вы тяжело переставляете ноги, глядите на флуоресцентные водоросли, а вашим главным развлечением служит выдающийся спецэффект, с которым вода заполняет пространство вокруг. Поразительно, с какой легкостью 2K Marin сливают один из своих главных козырей.

Но их, в принципе, можно понять — окружающее пространство все еще звучит и выглядит умопомрачительно. Когда по шлему вдруг застучат с характерным звоном капли, когда кто-то закашляется в покрытом полипами саду, BioShock 2 по-прежнему и безоговорочно веришь. Сиквел вообще грандиозно сделан: здесь нет ни одной (мы проверяли) одинаковой комнаты, ни одного клонированного коридора. Каждое помещение тут — это маленькая визуальная история.

Оставить в живых

В оригинальном BioShock моральный выбор героя заключался в том, что он мог либо спасти сестричку, либо прикончить ее и получить удвоенную дозу адама. У Папочки в этом смысле обязанности куда сложнее.

Атлант расправил плечи

Самое странное, что все вышесказанное совершенно не относится к последней трети игры. Финальные три часа проходятся в едином нервическом спазме: выпучив глаза, вы несетесь через Rapture (который к тому моменту стремительно опускается в ад), кроша и поливая пламенем все на своем пути. BioShock 2 непростительно долго раскачивается, но его финал (о содержании которого мы по понятым причинам ничего вам не расскажем) — это грандиозное крещендо сокрушительной мощи.

Сюжет, который долгое время представлял собой невнятный бубнеж в наушниках, наконец обретает физическую форму: Rapture трещит по швам, в какой-то момент вы, по пояс в воде, продираетесь через толпу осатаневших сплайсеров, а затем — общаетесь с шизофренической летающей видеокамерой… Игра, как айн-рэндовский атлант, расправляет плечи и встает в полный рост.

* * *

Если вы по какому-то чудовищному недоразумению начнете знакомство с BioShock именно со второй части, то большинство из написанного выше покажется необоснованными претензиями. То есть BioShock 2 — это по-прежнему удивительная, богато устроенная и щедро декорированная игра. Она обязательно войдет в учебники как самоотверженная попытка сделать сиквел к произведению, которому не требовалось прямого продолжения. У ее авторов наверняка был шанс сработать изящнее, изобретательнее, умнее, наконец! Но ее фундаментальная концепция, ее ДНК, состоит из цельного гранита — выдержит и не такое. Так что есть все основания полагать, что это далеко не последний наш визит в Rapture.

P.S. BioShock 2 также содержит внушительную многопользовательскую часть (для которой, кстати, были придуманы уникальные плазмиды!). К сожалению, на момент написания этого текста официальные серверы игры еще не работали, поэтому мы не смогли отрецензировать мультиплеер. Читайте отдельную рецензию на него в следующем номере.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Избыточный, лишенный собственных идей сиквел, который любой образованный человек ждал последние три года. BioShock 2 не содержит ровным счетом ничего нового, но заключительная треть примиряет со всем вышесказанным.

Рейтинг «Мании»: 8

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь