29 сентября 2010
Обновлено 17.05.2023

R.U.S.E.

R.U.S.E. - изображение обложка

Cлова «стратегия» и «Вторая мировая», будучи поставленными слишком близко друг к другу, обладают способностью нагнать на любого игрока крепкий сон. И дело даже не в том, что в этом жанре за последние 15 лет вышло очень уж много игр, и не в том, что большинство из них не блистало особым качеством. Главной проблемой всех ВОВ-стратегий всегда оставалось удручающее однообразие: все те же танки, в тех же декорациях, с той же примерно механикой. Иногда казалось, что разорвать этот порочный круг может только еще одна мировая война.

R.U.S.E. на первых порах вызывает те же чувства. Когда на экране уже в который раз видишь ползущих ровным строем «Шерманов» и массивных «Тигров» с изуродованной политкорректностью свастикой, глаза начинают слипаться, а челюсть сводит зевотой. Но в какой-то момент генералы Eugene Systems проворачивают неожиданный маневр, игрок вздрагивает, и R.U.S.E. внезапно превращается из невзрачной военной стратегии в одну из самых захватывающих игр разума со времен Defcon.

Нужно больше золота

Все дело в том, что R.U.S.E., в отличие от других стратегий, дает игроку мощнейшие инструменты для блефа. Причем не просто дает, а настаивает на их применении. Эти приемы здесь называются «уловками». Попробуем представить себе R.U.S.E. без уловок. Картина вырисовывается весьма удручающая. Война ведется едва ли не по Ветхому Завету Blizzard : есть база-штаб, по карте разбросаны условные шахты, откуда условные рабочие таскают не менее условное золото. На валюту приобретаются здания, войска и апгрейды. Тут же и пресловутый принцип «камень, ножницы, бумага»: пехоту на открытых пространствах в труху разносят танки, которые получают нагоняй от противотанковых орудий, которые страдают от пехоты и так далее. Смотрится все это как обычная стратегия, и хочется просто подкопить деньжат, наклепать по горсти юнитов каждой масти, обвести армию рамкой и послать на амбразуру.

Поначалу только визуальный стиль выдает в R.U.S.E. нечто большее, чем просто стратегию, и останавливает от тактически ущербных ударов в лоб. Игрок сидит в штабе и оттуда руководит постановкой в театре боевых действий. При максимальном отдалении камеры вы видите поле боя как развернутую на столе карту местности: войска заменены стопками фишек, приказы отображаются в виде огромных стрелок. А где-то там, на заднем плане, можно даже различить фигуры штабных офицеров, интерьер помещения и какое-то военное оборудование. Решительный поворот колесика мыши — и камера утыкается в землю: вместо фишек перед вами стоят роты солдат, вокруг рвутся снаряды, а танки с ревом проносятся по пересеченной местности (правда, адекватно управлять войсками при таком приближении почти невозможно).

Обмани меня

Как только вы наиграетесь с камерой и какое-то время провозитесь со сбором денег, станет понятно, что золото — ресурс второстепенный. Ситуацию на карте контролирует не тот, кто успел занять максимальное количество шахт и произвести огромное количество дорогих юнитов, а тот, кто владеет информацией. И что гораздо важнее, умеет ею манипулировать с ловкостью жонглера факелами.

Обман и блеф — ваши главные инструменты, и ими важно уметь правильно пользоваться. За менеджмент информацией отвечают уловки — по сути глобальные спецспособности наподобие тех, что мы видели в Rise of Nations: Rise of Legends или Command & Conquer 3. Хотите разведать расположение вражеских войск в секторе — пошлите туда шпиона, который на некоторое время раскроет вам диспозицию противника. Надо скрыть базу от посторонних взглядов — накиньте на нее камуфляжную сетку, и неприятель просто не сможет атаковать то, чего не видит. Или же разверните на поле боя фальшивое строение или отряд, чтобы сбить врага с толку.

Звучит простовато, но на деле каждая партия R.U.S.E. превращается в захватывающее противостояние двух обманщиков. Это своего рода покер от мира стратегий — здесь нужно уметь ловить оппонента на блефе и мастерски блефовать самому. Вообразите себе следующий сценарий. Начало игры, вы на стороне США, а ваш оппонент выступает за Германию. Разобравшись с ресурсами, вы решаетесь на первую хитрость: вместо того чтобы построить завод рядом с основной базой, посылаете строительный грузовик на территорию врага. Таким образом вы сможете мобилизовать танки прямо у врага под носом и небольшим подразделением нанести его экономике огромный ущерб. Сказано — сделано. Завод развернут, а чтобы его раньше времени не обнаружили, используется уловка «Маскировочная сетка»: в результате здание полностью скрыто от глаз противника. Вскоре с конвейера спускаются первые четыре танка, которые затем планомерно обрывают германские каналы снабжения. Просто, элегантно, эффективно.

Однако через некоторое время наступает пора узнать, какие виды войск производит Германия. Вы высылаете разведчика на его территорию и выясняете, что враг понастроил заводов и они уже выпустили два десятка средних танков. Усмехнувшись, вы расставляете по периметру базы противотанковые войска, будучи полностью уверены, что их немцам никак не одолеть. Разведка докладывает, что танки противника подошли к границам, вот они уже почти зашли в зону поражения артиллерии, раздается первый залп… и снаряды разносят в щепки картонные макеты техники врага. В это же время на горизонте возникают скрытые «Радиомолчанием» бомбардировщики. И вашей доблестной противотанковой обороне остается только ждать, пока они прилетят и разрыхлят к чертовой бабушке всю базу. Оппонент скормил вам дезинформацию — развернул фальшивые танковые базы и заставил думать, что защищаться нужно именно от тяжелой наземной техники. В то же время он спокойно выпускал из скрытых камуфляжной сеткой аэродромов самолеты и в решающий момент пустил их в ход.

Подобные ситуации возникают постоянно, в том числе в битвах с компьютером: R.U.S.E. может гордиться довольно неплохим AI. Только он не идет ни в какое сравнение с коварством и/или глупостью человека. Настоящая проверка навыков стратегического вранья возможна только в том случае, если ваш оппонент такой же потенциальный лжец, тролль и аферист. Eugene Systems даже организовали свой аналог Battle.net с рейтинговыми боями и поиском противника нужного уровня мастерства. Правда, с последним пунктом у R.U.S.E. пока проблемы. Искать пару приходится долго (сообщество вокруг игры пока сложилось не бог весть какое большое), а неопытного игрока нередко выбрасывают на растерзание матерому генералу.

Огорчает лишь тот факт, что при такой увлекательной многопользовательской части R.U.S.E. вместо складной одиночной кампании предлагает нудный туториал о 23 миссиях. На протяжении множества неинтересных заданий нам долго и мучительно будут пытаться объяснить, как же в эту игру нужно правильно играть, какие уловки в каких ситуациях использовать, какие юниты когда применять. Тут хоть и редко, но встречаются крайне полезные советы, без которых в схватке с живым противником на первых порах будет ой как несладко. Так что полностью игнорировать одиночную кампанию не рекомендуется — такая непосредственность может привести к позорному поражению в Сети.

* * *

В R.U.S.E. каждая партия напоминает финал турнира по техасскому холдему. Противники напряженно всматриваются друг другу в лица, пытаясь понять, блефует ли оппонент, или у него на самом деле на руках сильная комбинация. Постепенно ставки растут, стопки фишек становятся выше, а от колоссального напряжения в помещении лопаются лампочки и падают в обморок дамы. Наконец, противники раскрывают карты, и тот, кто всю партию грыз ногти и нервно сглатывал слюну при каждом повышении ставок, неожиданно расплывается в довольной улыбке и выкладывает на стол каре из немецких «Тигров», заходящих с неприкрытого тыла. Одна такая победа намного приятнее, чем десяток матчей, выигранный пошлым зерг-рашем.


Оценка: 8

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь