18 апреля 2012
Обновлено 17.05.2023

Горячая линия: железо

Горячая линия: железо - изображение обложка

Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний

Здравствуйте, собирал недавно компьютер и наткнулся на незнакомый порт mSATA. Зачем он нужен?

Горячая линия: железо - фото 1
Горячая линия: железо - фото 2

Этот разъем обычно используется в ноутбуках, и на вашу материнку его поставили, как говорится, «для галочки»: mini-SATA нужен для подключения маленьких SSD, которые устанавливаются в тандеме с классическими жесткими дисками. Объем таких твердотельных накопителей не превышает 20/40 Гб и используется либо под операционную систему, либо для ускорения HDD по технологии Intel Smart Response. Внешне mSATA похож на PCIe, а по скорости передачи данных соответствует стандарту SATA 2.

Многопоточность процессоров — это маркетинговый ход или действительно работающая технология? Каким образом удается реализовать больше потоков, чем самих ядер?

Горячая линия: железо - фото 3

Технологию многопоточности мы обсуждали не один раз. Но освежить знания — всегда полезно. Первым считать две задачи на одном ядре научился Intel Pentium 4. Логика этого процесса проста. Любую задачу кристалл выполняет в несколько приемов: загружает данные, переводит команды в машинный код, распределяет очередность исполнения, производит расчет, объединяет и выводит результаты. К сожалению, делать все это одновременно и, соответственно, полностью загружать конвейер невозможно, и часть ресурсов обычно простаивает. Чтобы не терять время, и придумали многопоточность. Суть ее в том, что если какая-то задача забуксовала, то незанятые вычислительные блоки загружаются другим потоком данных. Таким образом удается минимизировать время простоя ядер и увеличить общую скорость работы примерно на 10-15%. При этом для операционной системы каждый поток представляется в качестве самостоятельного ядра, на которое отсылается своя задача. В какой очередности исполнять полученные команды — процессор решает самостоятельно.

Заметим, что многопоточность используется только в процессорах Intel и называется Hyper-Threading. После Pentium 4 технология не применялась несколько лет и вернулась в кристаллы лишь с приходом первых Core i7 и Atom. В ЦП AMD многопоточность появилась лишь в этом году — в процессорах на архитектуре Bulldozer. Правда, тут есть своя особенность. Инженеры не стали плодить виртуальные потоки, а оснастили каждое ядро двойным набором вычислительных блоков.

Типичная игровая ситуация. Пуля попадает в бочку с бензином, и она взрывается. Что все это время делают видеокарта и процессор? Как разделяется нагрузка? Что в данном случае важнее: мощная видеокарта или быстрый процессор?

Горячая линия: железо - фото 4

Начнем с первой части вопроса. В заданной ситуации процесс выглядит следующим образом. Как только пуля влетает в бочку, на ЦП отправляется поток команд, в котором прописано, как объект отреагирует на попадание. После расчета сложных формул кристалл выдает готовый результат — к примеру, «разлетится на куски» или «отправится на околоземную орбиту».

В это время видеокарта занимается отрисовкой сцены: рассчитывает тысячи полигонов, «натягивает» на них текстуры, подключает освещение, превращает все это в кучу пикселей и отправляет на дисплей. От попадания пули в бочку плате ни горячо ни холодно, весь процесс анимации для нее представляется все тем же набором треугольников и точек, единственное — добавляются какие-то новые эффекты, над которыми придется дополнительно потрудиться.

Что касается второй части вопроса, тут расклад следующий. Если кристалл будет слишком слабым, то даже на двухъядерной GeForce GTX 590 вся эта красота будет тормозить (ведь бочка не сможет полететь, пока ЦП не рассчитает ее траекторию). То же самое и в обратном случае. Если процессор очень быстрый и считает эти бочки пачками, а видеокарта не может справиться с потоком полигонов, мы все равно получим тормоза. Правда, здесь можно схитрить и понизить качество графики. Со слабым ЦП такой фокус не пройдет: пока кристалл не досчитает, игра не сдвинется с места. Так что, чисто теоретически, в конкретном примере процессор важнее.

Однако надо понимать, что разработчики игр прекрасно знают, что топовые Core i7 сто я т далеко не у всех, и стараются оформлять эффекты таким образом, чтобы они нормально считались даже на слабых ЦП. Так что экономить на видеокарте в угоду процессора не стоит. Но и ставить GTX 590 в паре с бюджетным Core i3-2100 — тоже бессмысленно. Комплектующие должны быть сбалансированны.

Отдельно нужно рассказать про ситуацию, когда в играх используется уникальный физический движок, такой как PhysX. Он рассчитан на работу с видеокартами GeForce и способен поставить на колени не только самые дорогие Core i7, но и топовую GTX 580. Чтобы нормально работать с PhysX, лучше всего установить отдельную видеокарту — использовать можно даже бюджетные GT 520 / 530 / 540.

Стоит ли делать безопасное извлечение устройства, прежде чем вытащить накопитель (жесткий диск, флэшку)? Microsoft говорит, что надо; разработчики USB, наоборот, обещают «горячее» подключение. Кому верить?

Горячая линия: железо - фото 5

Вы не поверите, но этот вопрос волнует очень многих. Стандарт USB действительно поддерживает горячую замену внешних накопителей. Обеспечивается это особым расположением контактов. Взгляните на сам порт: по центру стоят две коротких пластины, по бокам — пара длинных. Первые отвечают исключительно за передачу данных, вторые — за питание. Разная длина выбрана не случайно. Когда вы вставляете флэшку, на нее сначала подается питание, и только затем происходит связь с самим компьютером. Таким образом разработчики USB обезопасили материнскую плату от выгорания. Если бы все контакты были одной длины, то электрическая цепь замыкалась на материнку и это приводило к весьма печальным последствиям.

Однако такое расположение контактов не защищает сам накопитель. Когда вы вытаскиваете устройство, что называется, на горячую, то в момент разъединения между компьютером и накопителем может проскочить искра, которая способна не только повредить контроллер записи/чтения, но и, например, обнулить часть конденсаторов на флэшке. А это приведет к полной или частичной потере информации.

Также надо понимать, что любое горячее отключение — это шок для операционной системы. Представьте, ОС работает с устройством, что-то на него записывает или считывает… и тут накопитель резко исчезает. Процессы не завершены, запись остановилась на полпути — в общем, прощай информация.

Безопасное отключение не гарантирует полной сохранности накопителя, но минимизирует все возможные риски. Так что, если вы дорожите сохраненной информацией, лучше прислушаться к советам Microsoft.

Видела в продаже цветные электронные книги, которые стоят дешевле обычных черно-белых, в чем подвох?:

Горячая линия: железо - фото 6

Многие компании под видом eBook продают планшеты со слабой начинкой и ужасающей TN-матрицей. Неприятность в том, что если дисплеи на электронных чернилах работают на отраженном свете (как простая бумага), то TN-матрицы — обычные компьютерные мониторы с подсветкой. А это значит, что от длительного чтения будут уставать глаза. В общем, лучше такие устройства обходить стороной, а для чтения покупать нормальные электронные книги, тем более что цены на них падают с каждым месяцем. Сейчас 6-дюймовый ридер можно приобрести за 6000 рублей.

Кстати, совсем скоро в продаже должны появиться цветные электронные книги. Компания Amazon заказала несколько миллионов соответствующих экранов у фирмы E Ink. Официального подтверждения пока нет, но, скорее всего, дисплеи предназначаются для новых версий Kindle.

Рекомендации по составлению вопросов

Двадцать четыре часа в сутки я мысленно с вами — в остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hotline@igromania.ru. В теме сообщения сделайте пометку «Горячая линия» или «Совет читателя» — так мне будет легче найти ваше письмо в море спама, приходящего на почтовый ящик.

Если с компьютером возникла какая-то неполадка, подробно расскажите, что происходило с ним до и после: какие программы устанавливались и удалялись, менялись ли комплектующие, скакало ли напряжение и т.д. Не забудьте указать конфигурацию системы и версии установленных драйверов — чем детальнее описана проблема, тем больше вероятность, что мы ее решим.

Обратите внимание, что мы не отвечаем на вопросы, связанные с вылетающими и зависающими играми, контентными патчами, внутриигровыми багами, сохранениями, уровнями сложности. Для всего этого, сами понимаете, есть форумы и служба поддержки.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь