Игра в материале
Wargame: AirLand Battle
8.5Рейтинг
Игромании
9Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Eugen Systems
Издатель: Focus Home Interactive
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 23 мая 2013
Дата выхода в России: 31 мая 2013

Wargame: Airland Battle

Масштабнейшая стратегия про Третью мировую обзавелась авиацией, глобальным режимом и побоищами по двадцать командиров на карту.
Рецензии
ФОРМУЛА ИГРЫ
Wargame: Airland Battle
70% Wargame: European Escalation
15% Total War
10% воздушной тревоги
5% массовых игрищ

Современная война немыслима без авиации. Тем удивительнее, что в Wargame: European Escalation самолетов попросту не было — одни вертолеты. Вроде бы серьезная RTS про бодание коммунистов и капиталистов, а небо — мирное-мирное. Лишь изредка пролетит стайка винтокрылов и немедленно горохом посыплется на землю от первого же залпа ПВО. Однако Eugen Systems образумились и сделали Wargame заново, добавив приставку Airland Battle. Пора орать «Воздух!» и подозрительно коситься на облака.

Можно у вас тут приземлиться?

Wargame: European Escalation и без всяких там авиаций была на редкость недурна. Основу геймплея она потянула из RUSE, предыдущей стратегии от Eugen: стремительные бои в реальном времени с участием пехоты и бронетехники (только в RUSE воевали за и против вермахта, а в Wargame мы разыгрываем Третью мировую с непременным участием США и СССР). И бои не простые, а с обязательным применением тактических навыков, где однородный танковый рой прорвется только на свалку, но никак не через линию фронта. Правила не изменились: две команды (от двух до четырех генералов, дуэли тоже возможны) захватывают и отбивают сектора, разведывают обстановку, заказывают подкрепления и изредка проявляют чудеса микроконтроля.

► Вертолетов — как комаров у речки поздним вечером. И хлопот не меньше.

Положение с маневрами усугубили: в Airland Battle «раш» имеет еще меньше смысла — одна несчастная авиабомба разбирает на цветмет четыре безобразно дорогих танка. Поэтому самолеты стали не просто факультативным развлечением — это фактор, с которым нужно считаться.

► Ну как не разбомбить в пыль эту кучу консервов?

Однако справедливой раздачи боевых птичек мы не увидим. Воздух, как правило, остается во власти НАТО, а ОВД, который игроки называют «Пактом» (от «Warsaw Pact» — «Варшавский договор»), вынужден ощетиниваться зенитками. Впрочем, это не значит, что коммунисты беззащитны. Баланс сохранился, но принял причудливую форму — один машет руками, а другой уворачивается. НАТО вроде бы господствует в воздухе, зато ОВД оснащается целыми колоннами из машин ПВО и делает вид, что над головой вообще никого нет, кроме птиц. Паритет сторон соблюден в полной мере, но...

► Даже бомбардировка не всегда помогает выкурить пехоту из укрытий.

Северная война

Формально Airland Battle — игра новая и самостоятельная, однако на самом деле устраняет многие недочеты первой части и вообще с успехом ее заменяет.

Одиночная кампания отправилась в утиль. И правда — кому нужен набор миссий, которые с тем же успехом можно сыграть в рядовых битвах с компьютером? Теперь вместо вереницы стычек — глобальная карта Европы и ее «окрестностей» (аж до самого Израиля). В общем-то те же «стычки», только оформлено куда интереснее — можно потешить свое эго, отправляя полки на штурм городов-миллионников и с важным видом тыкая в кнопку «Отправить приказы».

О просторах континента можно покамест забыть: наши операции развернутся только в Скандинавии. Дескать, основной фронт увяз в позиционной войне, и теперь судьбы мира зависят от шведских, норвежских и датских земель. Собственно, глобальный геймплей — причудливая вариация геймплея Total War. Пошаговый режим и полководческий «минимум»: фишки-войска, каждая из которых заключает в себе отдельную армию, и области, предназначенные для захвата и обороны.

► Creative Assembly от души смеется над здешним глобальным режимом, но вообще он довольно приятный.

В начале сценария выдают парочку корпусов, но для победы этого редко хватает. Поэтому каждый день (то бишь ход) нам разрешают вызвать подкрепление: от летучей десантной дивизии до могучей бронетанковой. А еще сюда вернулись карты из RUSE — там они служили средством тотальной дезинформации: скрыть от чужих глаз армию, в другом месте соорудить фальшивую. Короче, позволяли мухлевать на законных основаниях. В Wargame их функциональность заметно возросла: можно и скрыть состав дивизии, и устроить тактический ядерный атас или прошерстить прибрежные воды (чтобы вражий флот не шалил).

► Многие действия откликаются игровыми событиями. Наши друзья берут Севастополь? Можно помочь им и на время лишиться флота — или зажилить корабли, но разочаровать командование.

Жаль, но значимости Total War этот глобальный режим не добился: карточная колода скудна, а боевые ухищрения почти всегда проигрывают в полезности свеженькой дивизии. Однако это не столь важно — двигать фигурки по карте Европы само по себе удовольствие.

...Которое портится боями, а вернее, странными условиями для них: битвы мало отличаются от обычных skirmish, но почти всегда крайне ограничены во времени. Двадцать минут — в лучшем случае! И за это время от нас требуют навоевать, скажем, 2000 очков. Не успели? Объявляется ничья. И — на том же месте, в тот же час, но на следующем ходу. Назавтра нас немного стеснят в финансах (наказание — побеждать же надо!) и спросят вместо двух тысяч две с половиной. Снова пат? Тогда 3000 и жалкие гроши на старте, с которыми свою-то территорию не удержать, об атаке речи и быть не может.

► Если в кампании вас угораздило высаживать десант, то в начале битвы пути для подкрепления придется отвоевывать. Или воевать тем, что на руках.

Проблема временного лимита всплывает редко, но очень метко. Как правило, если вы не захватили область с первой атаки и сыграли вничью, завладеть сектором удастся нескоро. Таким образом кампания подталкивает к стремительным и мощным прорывам без права на ошибку. Это, безусловно, гораздо лучше перечня миссий из European Escalation, но загонять игрока в болото безысходности не очень-то красиво.

Синхронное командование

Последнее поле, которое Eugen насытили инновациями, — мультиплеер. Техники стало вдвое больше, но не в этом суть. Как и раньше, вам придется собрать собственную армию — и желательно сбалансированную. И, что особенно радует, ради этого не придется долго и муторно открывать новые танчики и вертолетики: весь ассортимент доступен и напуганному новичку, и закаленному ветерану.

► Армия разделена на рода войск, а очки активации — ограничитель для их численности. Первая ячейка для авиации стоит 1 очко, а вот пятая — уже 3.

И вроде бы прекрасная поблажка, с одним лишь изъяном — неопытный игрок вряд ли сориентируется среди восьми сотен боевых единиц. И, как следствие, наверняка соберет бестолковую «колоду» и не раз потерпит обидное поражение. Либо воспользуется одной из национальных армий, среди которых есть неслабые перекосы. Не дай бог рискнет вызвать танковую армаду, обведет рамочкой и отправит на верную смерть, на корм жутким британским «Торнадо» или подслеповатым «Якам».

► Из-за ярлыков у отрядов поле боя порой выглядит как лоскутное одеяло. Разобраться в этом хаосе можно лишь уменьшив масштаб.

ЭТО ВАЖНО: сообщество в Wargame — пожалуй, одно из самых дружелюбных в Сети. Общий чат здесь не загажен воплями «АЗАЗА, ЗАТРАЛЕЛ!1» и обещаниями расправы — здесь ведутся беседы о балансе, о технике, о тактике. Если вы начнете задавать вопросы, никто не обзовет вас ракообразным. Здесь ставят на место иначе, в бою: поражение с разгромным счетом тоже портит настроение, но зато напоследок с вами могут вежливо попрощаться, а не оглашать чат торжествующим «SOSNOOLEY».

► «Челленджер» армии Ее Величества. Однако британский этноцентризм не спасет его от пролетарского Т80.

Поэтому играйте лучше в Wargame с товарищами, пусть даже и по несчастью (вместе и помирать весело). Тем более если товарищей много — вот взять, например, и вдесятером навалиться на десятерых таких же командоров. Размах, присущий скорее сетевым боевикам, чем стратегиям, тяготеющим к поединкам. Тут пробовала отличиться End of Nations — 52 игрока на карте! — но это породило такие проблемы в коммуникациях, что проект закрыли на доработку.

Режим 10х10 принято считать более сложным и требующим подготовки, на практике же именно здесь роль отдельно взятого игрока сведена к минимуму и чьи-то промахи по незнанию могут остаться незамеченными. Разумеется, это справедливо, если речь о любительских соревнованиях, но в рейтинговых играх спрос со всех одинаковый и ошибаться не дозволено.

► Автоколонна крайне уязвима. Если линия фронта уже пересечена, безопаснее двигаться по бездорожью.

Кроме того, в драке стенка на стенку темп значительно ниже. Пехота лениво расползается по домишкам, ЗРК прячутся в лесах, танки караулят жертву в укромных местах, словно пауки, а разведвертолеты, вместо того чтобы сновать из угла в угол карты, висят над горами и чинно наблюдают за происходящим. На западном фронте без перемен. То ли дело, когда сражаются две троицы: атаки, контратаки, контрконтратаки, один неверный маневр — и фронт прорван, два сектора ушли к противнику, а штабные крысы спасаются бегством.

Впрочем, оба варианта приемлемы. В обоих случаях Wargame совмещает реалистичность действа и насыщенный геймплей, где постоянно нужно реагировать, шевелиться, много думать и изредка делать отчаянные глупости вроде пехотных набегов с тыла или марша машин залпового огня, которых побаивается сам дьявол.

* * *

Как оказалось, самолетами кашу не испортишь: Airland Battle превзошел оригинал и достоин покупки. Игровой процесс обрел элемент здоровой неожиданности благодаря авианалетам, выбор войск стал шире — хотя и раньше хватало, — а баланс при этом не пошатнулся. Словом, Wargame стал глубже, шире, да и народу в нем теперь больше. К тому же не в каждой RTS случаются ристалища на два десятка человек, да еще и осмысленные!

Порадовало
Огорчило
  • господство в воздухе и его свержение;
  • дали дорогу молодым!
  • форменная куча мала, но без неразберихи.
  • малофункциональная глобальная карта;
  • новички рискуют сунуться в воду, не зная броду.
Главные рейтинги
10/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
«Ачивка» редакции
Запах победы
Выжечь напалмом все леса на карте.
Особые рейтинги
9/10
Modern Warfare
Зрители телепередач военной тематики будут в восторге: тут вам и ПТУРы, и всякие зенитно-ракетные штучки, и бронетехника на любой вкус и цвет. Большая часть местной техники еще стоит на вооружении. И от этого маленько не по себе: Wargame рисует войну именно такой, какой она будет, если начнется завтра.
9/10
Адаптация
Трудно поверить, но бойцы каждой страны говорят на родном языке. Советские — на русском (без акцента! в исходной озвучке!), американцы и британцы — на английском, поляки — на польском, ну и так далее. Мало того, нумерация секторов зависит от стороны конфликта. У натовцев — альфа, браво, чарли, дельта, эхо и так далее, у соцблока — по именам: Анна, Борис... Центр, Дмитрий, Елена? Да, так и есть: Eugen взяли русский фонетический алфавит, но расставили буквы в порядке латиницы, а не кириллицы. И заменили «цаплю» на «центр»: видимо, не захотели травмировать западного игрока транслитерацией «tsaplya».
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
В отточенную механику оригинала вплели то, чего ему не хватало: воздушные баталии и массовость. Результат — одна из лучших сетевых стратегий нашего времени.
Комментарии
Загрузка комментариев