Игра в материале
Undertale
9Рейтинг
Игромании
8.6Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Аркада
Разработчик: tobyfox
Издатель: tobyfox
Дата выхода: 15 сентября 2015

«Я за мир и за любовь», или Почему стоит сыграть в Undertale прямо сейчас

Маленький и незаметный шедевр, который интригует, берет за душу и, наконец, удивляет.
Рецензии

Близкие по духу

Earthbound (Mother 2)
Homestuck

Кролик в панаме и майке-алкоголичке отказывается покупать мои товары. Не успеваю я поинтересоваться почему, как он поясняет: «Если б я покупал у всяких проходимцев куски стекла и бинты, то давно уже разорился бы». Я на мели, зато пауки лечат почти бесплатно, что приятно.

Полчаса уговариваю кусок желе уйти с миром и перестать меня бить. Безуспешно. Позже заставляю грустного призрака улыбнуться, и мы полюбовно расстаемся до следующего раза.

Цветок в горшке напоминает мне, что в прошлом сохранении от моей руки погиб кто-то невинный. Но на этот раз моя совесть чиста. Надеюсь.

Убить нельзя помиловать

► Знакомьтесь — Ториэль, ваш новый любимый персонаж.

Undertale — первый и пока единственный игровой проект композитора Homestuck Тоби Фокса. Кампанию на Kickstarter он начал в 2014 году и вот совсем недавно выпустил готовую игру. Первоначальный посыл в ней такой — убивать необязательно, можно пожалеть врагов или просто убежать.

На этом принципе строится не столько боевая система, сколько философия игры. Вы можете убить хоть всех, но можете и давать им шанс высказаться, обнажить душу и, наконец, уйти с миром. Так везде. Геймплей, сюжет, даже графика и саундтрек никогда не подстраиваются под имеющиеся модели, в любой момент они могут начать развиваться в совершенно иной плоскости.

В играх нельзя достичь полной свободы, но Undertale с ее неуемной фантазией отчаянно к этому стремится. Почти линейная, коридорная игра на голову выше и умнее масштабных проектов с открытым миром — и только благодаря сумасшедшему воображению разработчика, благодаря трудолюбию и старанию автора. В ней нет ничего лишнего, продуманы даже незначительные мелочи, и в конце концов Тоби Фокс начинает казаться не то сумасшедшим, не то гением.

Не хочется слушать длинный монолог босса после очередного Game Over — пожалуйста, вот кнопка прямого перехода к битве, минуя тонну текста. Плохо относились к бегающим под ногами паучкам — вам это еще припомнит соответствующий босс.

И так далее. Оригинальность Undertale — в последовательном, аккуратном освобождении игрока от любых сковывающих догм и правил игрового процесса обычной пиксельной ролевой игры.

Сначала — обучение, где игрока буквально за ручку ведут от одного уровня к другому.

► И это даже не метафора!

Затем первая битва, где игра раскрывается по-настоящему. Есть два пути — «бить в лицо» или попробовать уладить дело миром через разные действия. Набор их у каждого персонажа свой, и многие не окажут на врага никакого видимого эффекта. Можно просить пощады, можно обниматься или танцевать — к каждому нужен индивидуальный подход. Однажды вас могут попросить написать эссе о том, как прекрасен и крут ваш враг. Когда все потребности монстра будут удовлетворены, подключается еще одна кнопка — «жалость». Враг уходит с миром, а игрок — с деньгами, но без опыта. По идее, в конце игры у персонажа должен быть нулевой уровень без единого убийства. Но на самом деле все оборачивается иначе.

► Разве можно поднять руку на это создание? Конечно, можно.

Уничтожив пару-тройку монстров без всякой задней мысли, однажды вы поймете, что не стоило сломя голову бросаться в бой и крушить все живое на своем пути. Следовало остановиться, поразмыслить над тем, какие последствия повлечет за собой каждое ваше действие.

Эта концепция ответственности игрока за все, что он творит, подана очень грамотно и адекватно — любое случайное убийство вам припомнят, может, не через час, но через два часа точно. И удар будет точечный, в самое сердце. Не так, как, например, в Dishonored, где определенное число трупов просто будет означать плохую концовку. Нет, здесь важно не количество, а качество: даже одна смерть нарушает гармонию мира Undertale и ведет к тому, что все персонажи начинают припоминать вам эту неоправданную жертву.

Но все же в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Для Undertale ею стал специфический баланс. Игрок, решивший прийти к лучшей из концовок, должен ни разу никого не убить и не получить ни единицы опыта. Желание нести добро приносит персонажу под конец игры нулевой уровень и достаточно сложных последних боссов, разборки с которыми могут сильно подпортить впечатление от финала.

Это не Final Fantasy, где трехчасовая битва с каким-нибудь Ultima Weapon выглядит нужной и правильной. Самое интересное в Undertale вовсе не в каких-то испытаниях, но последнего (да и предпоследнего) босса в итоге объективно тяжелее победить, чем иного злодея в той же «Финалке». Это удручает.

Дом, милый дом

Напоминания о предыдущих грешках — не способ рассмешить или унизить. Эта игра просто вот такая, искренняя. Undertale не старается оправдать зло или добро, ничего не скрывает и не хранит до самого конца. Она настолько честна с игроком, насколько это возможно. Она — истинный манифест творческой свободы.

В этом отношении ее, как ни удивительно, можно сравнить с Portal: последовательное разрушение старых правил и построение новых, неожиданные заходы там, где, казалось, ничего нового уже придумать нельзя. В Undertale свобода проявляется прежде всего в возможности выбора пути: куда вы пойдете и когда — решайте сами, игра никуда не торопится.

К тому же она не создает искусственных условностей вроде «порога вхождения» или «игрового багажа», а отсылки и шутки «для своих» (из которых многим больше всего запоминаются говорящие соответствующими шрифтами братья-скелеты Sans и Papyrus) не создают впечатление «закрытости» от неподготовленного игрока, как это часто бывает с проектами, глубоко связанными с массовой культурой.

► Во всех трех жилищах одинаково уютно и приятно находиться.

Образ дома становится одним из ее сюжетообразующих элементов. Вокруг него развивается мысль о необходимости больше думать о других, о том, что принцип «убей или будь убит» не может привести к хорошему исходу. И не важно, человек ты или монстр. Такие поразительно простые вещи приобретают в Undertale глобальный, общечеловеческий смысл, поражают в самое сердце и надолго остаются в памяти.

«Если вы любите поиграть в инди и поплакать после, поиграйте в мою игру», — гласит закрепленный твит на странице все того же Тоби Фокса, и это, пожалуй, самый емкий способ описать всю гамму эмоций от прохождения игры. Он честно признается, что не ожидал такого успеха.

И неудивительно: вложив столько творческих усилий в одно начинание, невольно начинаешь понимать, что твой проект уже вышел за пределы твоего понимания и начал жить своей жизнью. Так в общем-то и делается искусство, и к такому подходу пришел Тоби Фокс во всем, что касается Undertale, — от сценария до саундтрека.

И, в конце концов, Undertale просто очень смешная. Это видно уже по тому, сколько людей в своих обзорах для Steam ограничились строчкой вроде «Я сходил на свидание со скелетом» или «Здесь можно притвориться собакой и приручить другую собаку». В своей ироничности игра может показаться чересчур навязчивой, но конечная картинка все равно складывается очень гармоничная. В этом вся Undertale: прямолинейная, честная и ничуть не страшится переборщить.

Undertale продается в Steam за 249 рублей.

Порадовало
Огорчило
  • нестандартный подход к любым вещам;
  • потрясающий юмор;
  • добрая и душевная история.
  • за свои грехи надо отвечать самому;
  • после прохождения чувствуешь тоску и отчаянное желание вернуться;
  • иногда атмосфера рассеивается из-за шаткого баланса.
Как мы играли
Во что: игра куплена автором в Steam по полной цене.
На чем: PC
Сколько: одиннадцать часов
«Ачивка» редакции
Пацифист
Сохранить жизнь собачке.
Оценка сайта
9,0
ИГРА

Вердикт

Очень редко появляется настолько правильная игра без явных противоречий самой себе. И еще реже можно прочувствовать все, о чем говорят на экране, так, что вопросов к разработчику не возникнет. Вы зададите их самому себе.

Именно ради этого стоит поиграть в Undertale.

Комментарии
Загрузка комментариев