06 декабря 2015
Обновлено 17.05.2023

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - изображение обложка
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 1

Близкие по духу

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 2
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 3
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 4
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 5
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 6

L.A. Noire

Серию Ryu ga Gotoku , известную на Западе как Yakuza , часто называют « Grand Theft Auto про Японию». Хоть она и опиралась в первую очередь на наследие Shenmue , с GTA у нее и правда много общего: обе серии — про бандитскую жизнь, обе показывают реальность такой, какой они ее видят, с энтузиазмом используя сатиру и преувеличения.

Но Yakuza в своих выходках может показаться даже более развязной. Это игра с тысячью лиц, свободно меняющая жанр и настроение на потеху аудитории. В каком еще экшене игрок за десять минут может жестоко поколотить зарвавшихся гопников, отправиться в погоню за клоном Эдди Мерфи, сходить на полноценное свидание, а потом зайти расслабиться в японской бане или массажном салоне?

Увы, серьезные технические недочеты первых частей и их отвратительная рекламная кампания в США и Европе отвратили публику от этого любопытного проекта, поэтому Yakuza 5 — самый масштабный выпуск сериала — издали на Западе лишь через три года после японского релиза. И то с подачи Sony, которую западные игроки буквально завалили слезными посланиями с просьбой что-то сделать. Стоило ли оно того?

Эффект первого впечатления

После беглого знакомства с игрой ответить на этот вопрос непросто, ведь Yakuza — проект нетривиальный, игнорирующий многие модные веяния последних лет. Ждете зрелищного вступления, умело и кратко вводящего новичков в курс дела? Сюжета, что заинтригует с первых секунд? Увы, пятая часть начинается медленно и печально, с длинного и нудного диалога.

Надеетесь на большой открытый мир, гигантскую «песочницу» без невидимых стен? Черта с два, « городами » локации игры называют больше из вежливости — это, скорее, несколько уютных районов, разделенных экранами загрузки. Более того, поначалу буквально вынуждают двигаться по сюжету, игнорируя все увеселительные заведения по пути.

Душа жаждет разрушений, убийств и избиения невинных пешеходов? Придется умерить пыл, ведь здешние герои — люди добрые и распускают руки, лишь когда кому-то угрожает опасность.

Но стоит потерпеть, пережить тягомотное получасовое вступление, и Yakuza 5 преобразится, захватит на десятки часов и не отпустит вплоть до финальных титров. Будут и взрывы, и разрушения, и увлекательный сюжет, и непрекращающийся мордобой с приемами столь жесткими и зрелищными, что со временем потасовки превратятся в бесконечный поиск новых способов покалечить противников. Надо лишь дождаться встречи с первым дураком, который потребует у двухметрового качка денег на завтрак.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 7

► Несмотря на гангстерскую тематику, Yakuza безумно трогательная серия, а взаимоотношения Кадзумы с его приемной дочерью — ее сердце и душа.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 8
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 9

► Бои здесь будто из какого-нибудь аниме: ничего общего с реальностью в них нет, герои пинают врагов, словно мячики. ► Ровно в середине сюжетной кампании игра мудро позволяет немного передохнуть от драк в танцевальном симуляторе.

Разборки в маленькой Японии

Драки в Yakuza никогда не отличались глубиной, зато покоряют простотой освоения и качеством исполнения. Каждый взмах ногой, каждый удар пудовыми кулаками ощущается нутром. Словами всей полноты ощущений не передать — тут надо лично нажимать на кнопки и чувствовать вибрацию контроллера после каждого удачного пинка.

Но самый смак — это суперприемы, которые можно активировать после заполнения шкалы HEAT. Ее наполняют каждый успешный выпад и блок, и как только герой в буквальном смысле слова загорится энергией, он получит шанс сделать что-нибудь особо жестокое. Подтереть асфальт чьей-то физиономией, опустить на лежачего мопед… Каждый суперприем зрелищен, полезен и изобретателен ровно настолько, чтобы наблюдать за ним всегда было приятно.

В четвертой части авторы расширили список играбельных персонажей с одного бессменного протагониста Кадзумы Кирю до четырех, а при разработке пятой решили уделить внимание их различиям.

Героев стало пятеро, и играются они по-разному: если в Yakuza 4 все они казались вариациями на тему Кирю ( « быстрый Кадзума » , « медленный, но мощный Кадзума » , « Кадзума, умеющий парировать удары » ), то в Yakuza 5 у каждого свой стиль.

Саэдзима выучил несколько новых приемов, подчеркивающих его силу. Акияма дерется только ногами. Синада, дебютант серии, — боец медленный и своеобразный, тяготеющий к захватам. Особняком стоит Харука: она вообще не дерется. Она начинающая поп-звезда, и вместо гопников к ней пристают соперницы, с которыми надо состязаться в искусстве танца.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 10

► Пятая часть заметно мрачнее двух предыдущих. Даже Кадзума, обычно добрый и спокойный, не стесняется показывать свой гнев.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 11
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 12

► Столь любимое поклонниками караоке вернулось. Поют все — и как поют! А вот Синаде медведь на ухо наступил, фальшивит как дышит. ► Гоночные миссии Кадзумы не на шутку увлекают — кому не понравится дрифтить под развеселый саундтрек Daytona USA?

В пятой части к боевой системе прикрутили способ «выпустить пар», свой для каждого героя. Например, у Кадзумы есть почти Devil Trigger, как у Данте из Devil May Cry , во много раз усиливающий мощь его ударов и позволяющий телепортироваться к противникам, а могучий Саэдзима способен схватить врагов за ноги и размахивать ими, точно молотом. Это нововведение особенно к месту в сюжетных потасовках с сотнями слабых, но пакостных бандитов.

Даже прежде бесполезным механикам наконец-то нашлось применение. Часто используя какое-либо оружие, герой учится более эффективно с ним обращаться, что побуждает не обходиться одними кулаками и вносить в драки разнообразие с помощью велосипедов и дубин. А походы в рестораны отныне дают полезные ауры вроде удвоенного запаса здоровья — хороший повод поесть лапши и карри перед визитом к какому-нибудь боссу.

Стычки с гопниками не просто не надоедают, но отменно развлекают. Правда, игра слишком легкая, и на высоком уровне сложности даже боссы (за вычетом пары опциональных) не представляют особой опасности. Виноват тут довольно пассивный ИИ и скудный набор приемов у злодеев: им попросту нечего противопоставить несокрушимым героям.

По большому счету, даже в таком виде Yakuza 5 могла бы рассчитывать на неплохую оценку, ведь сейчас не так много толковых игр про уличные драки. Но, к счастью, мордобой лишь одна из частей головоломки, самая очевидная.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 13

► Хотя многие побочные квесты сводятся к избиению группы мошенников, порой игра подбрасывает сюрпризы вроде мини-игры по размешиванию лапши.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 14
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 15

► Разработчики не просто вставили в игру полную версию Virtua Fighter 2, но еще и добавили в нее онлайновый мультиплеер. ► После бани можно поиграть в аэрохоккей с красивой девушкой. Чем больше голов вы забиваете, тем глубже вырез на ее халате.

Симулятор японца

Много лет назад витрины ларьков в подземных переходах усеивали сотни дисков с пиратскими копиями известных хитов. « 10 в 1! » — кричали заголовки, суля потенциальному покупателю экономию и долгие часы веселья. Проходя сюжетную линию Yakuza 5 , сложно отделаться от мысли, что Sega делает легальный эквивалент подобных « антологий ».

В отличие от многих других современных игр, Yakuza 5 не просто не теряет в качестве ближе к концу, но постепенно обретает все новые черты. В какой-то момент успеваешь позабыть, что ты играешь в ту же игру, что запустил несколько часов назад.

Вот бегаешь ты по Фукуоке, расшвыривая мелких гангстеров в случайных стычках, а потом заходишь в караоке-клуб… и происходящее внезапно перетекает в веселую ритмическую игру с отличной музыкой и визуальным сопровождением в духе выступлений с « Евровидения ».

А через улицу здание с вывеской Sega — оказывается, там аркадный зал с обязательным « краном » , так и норовящим уронить нужную мягкую игрушку мимо цели. По наитию подходишь к ближайшему автомату… и на сорок минут зависаешь в полноценной Virtua Fighter 2 , тщетно пытаясь одолеть читерский ИИ прямиком из девяностых.

И все это — лишь малая часть совершенно невероятных размеров игры, на разработку которой, как ни сложно поверить, ушло всего-то два года. Мелочь по нынешним временам.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 16

► Раньше каждый случайный бой на улице сопровождался нудным загрузочным экраном. В Yakuza 5 их почти нет, драки начинаются почти моментально.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 17

► Среди дополнительных забав в Yakuza 5 есть Taiko: Drum Master, бодрая ритмическая игра от Namco. Как и абсолютное большинство контента, из локализации ее не вырезали.

По ходу действия можно водить такси, ставить на место зарвавшихся стритрейсеров, охотиться на диких зверей в горах Хоккайдо, играть в бейсбол, танцевать на сцене — и все это не сырые бесцельные забавы, а полноценные мини-игры с отточенной механикой, озвученными диалогами и приятными сценариями.

Но самая удивительная особенность побочных заданий в том, что их не много и не мало, а ровно столько, сколько надо, чтобы не устать от них на полпути. Могла ли Yakuza 5 обойтись без мрачной истории про одинокого охотника в горах Хоккайдо и его, казалось бы, ничем не мотивированного стремления прикончить одного особо опасного медведя? Запросто. Но не обошлась — и стала только лучше.

Ломтик жизни

Настроение у игры под стать геймплею — своеобразное. В отличие от большинства ежегодных релизов, которые избегают экспериментов, держат себя в узде и упорно хранят единожды избранный тон, Yakuza 5 — это сплошной аттракцион, настрой в котором меняется чуть ли не ежесекундно. Драматичные сюжетные сцены с предательствами и убийствами здесь чередуются с комедийными побочными квестами, в которых Кадзума пытается сообразить, поможет ли беспорядочное колотье по клавиатуре избавить компьютер от вируса с порнографией. И это лишь один из десятка примеров.

Казалось бы, такой хаос просто обязан раздражать — но нет, эффект создается прямо противоположный. Подобно самой жизни, подбрасывающей поводы то для смеха, то для слез, Yakuza вызывает своими фортелями весь спектр эмоций и добивается нужного результата. Тебе и весело, и на героев не плевать, ведь после сценок, демонстрирующих жизнерадостную сторону характера протагонистов, мрачные эпизоды с их участием воспринимаются куда острее и болезненнее.

Сценаристы искусно прописывают персонажей и, в отличие от многих конкурентов, не стесняются использовать побочные задания для раскрытия их образов, наполняя самые тривиальные из поручений жизнью. К тому же благодаря такому подходу ближе к финалу даже не слишком важные для сюжета NPC становятся как родные.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 18

► В некогда скучноватых хостес-клубах отныне можно выбирать темы для разговора, уходить когда вздумается и самому звать девушек на свидание.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 19
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 20

► Во время случайных стычек противники теперь могут вызвать по мобильнику подмогу или сбежать, если запахнет жареным. ► Для любителей медитативного времяпрепровождения авторы добавили ловлю рыбы в реках — в дополнение к безумно напряженной морской рыбалке из предыдущих частей.

* * *

Просто посмотрите на скриншоты. Все они — из одной игры. Хотя в Yakuza 5 не обошлось без досадных недочетов, это исключительно могучая игра. Новичкам будет трудновато сориентироваться, и для лучшего понимания происходящего лучше начать с четвертой части — там и героев представляют, и играть немногим менее интересно.

Для остальных же в Yakuza 5 есть все — захватывающие драки, интригующий (если чуть-чуть потерпеть) сюжет, яркие персонажи и десятки способов себя развлечь. Даже жаль, что столь удивительная штука выбралась из Японии лишь три года спустя да еще на далеко не самой актуальной платформе.

Порадовало
Огорчило
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 21
  • весьма разнообразный геймплей;
    • десятки улучшений по сравнению с предыдущими частями;
    • запоминающиеся герои с уникальными стилями боя и заданиями;
    • зажигательная музыка, которую хочется слушать и в отрыве от игры;
    • из англоязычной локализации почти ничего не вырезали.
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 22
  • нудное введение;
    • частота кадров ощутимо проседает в отдельных локациях;
    • пассивный AI противников;
    • английской версии для PS3 пришлось ждать слишком долго.
Как мы играли

Во что: полную версию игры предоставил издатель за несколько недель до релиза. На чем: PlayStation 3 Сколько: тридцать пять часов.

«Ачивка» редакции
GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 23
Вестник смерти

Не останавливаться. Танцевать.

GTA про Японию. Обзор Yakuza 5 - фото 24

Оценка сайта

9,0

Отлично

Вердикт

Пусть сравнения с GTA вас не смущают: все, что Rockstar делает одним способом, в Yakuza делается иначе, и потому симулятор японского гангстера — штука совершенно исключительная. Весьма специфическая, но особенная.

Ну и кроме того, это просто самая большая, увлекательная и удобная часть серии. Из тех, что переводили на английский, конечно.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь