Игры в материале
Age of Decadence
Age of Decadence
Pillars of Eternity
Pillars of Eternity
Ведьмак 3: Дикая охота
Ведьмак 3: Дикая охота

Ролевая игра: The Age of Decadence, Pillars of Eternity, «Ведьмак 3: Дикая Охота»

Игры, где вам может стать стыдно за то, как вы вели себя полчаса назад.
Лучшие игры 2015

О номинации: сложно дать определение ролевым играм, когда одни жанры уже многократно эволюционировали и скрестились с другими. «Это игры, где есть прокачка!» — но прокачка сейчас есть в каждом полуторном шутере. «Это игры, где можно решать судьбу других персонажей!» — но в Metal Gear Solid V тоже можно. «Решать судьбу других персонажей чаще одного раза»? Вообще ерунда какая-то получается.

Мы решили ограничить рамки номинации так: здесь собраны игры, где вам может стать стыдно за свое поведение полчаса назад. Где вы влияете на образ, характер своего героя и определяете то, как исходя из этого сложится повествование. Да-да, получается, что Telltale делает ролевые игры. Всё верно.

...Не сказать, правда, что очень хорошие, — как остросюжетное кино Tales from the Borderlands выступает куда лучше. Поэтому двигаемся дальше.

Это был хороший год для ролевок — новых и старых. Удачные переиздания Wasteland 2 и Divinity: Original Sin сделали эти игры такими, какими им стоило быть с самого начала. Shadowrun: Hong Kong получилась отличность, пусть и слегка разочаровала: она явно пыталась стать самой масштабной, самой проработанной... самой-самой частью «теневой» трилогии, однако и не сумела прыгнуть выше головы — прошлогодняя Shadowrun: Dragonfall уже выжала все, что можно, из движка и игровой механики Shadowrun Returns, поэтому сделать «то же самое, только еще лучше» не получилось. Игра вышла замечательная, но даже национальный колорит, которым полнится теневой Гонконг, не избавляет от мысли, что в Берлине все равно было интереснее.

Fallout 4 — сложный случай. Можно ли считать ее хорошей ролевой игрой, если она только под конец вспоминает, что неплохо бы позволить игроку отступить от линии партии и побыть мерзавцем, предателем... да в конце концов, просто решить что-то самостоятельно?

Это хороший шутер: Bethesda в кои-то веки сделала боевую систему, которая убойно ощущается. Это прекрасный мир: Fallout 4 — великолепное пространство для экскурсий (и в этом плане у нее много общего с Xenoblade Chronicles X).

Но хорошая ли это ролевая игра? А вот как раз где-то на уровне Telltale. Если вы до сих пор считаете эталоном первый (даже не второй) Fallout со всеми его странностями, для вас в этом году вышла Underrail. Сам Fallout пошел другим путем.

Другая версия: Undertale на первом месте

Говоря о ролевых играх, нельзя не вспомнить эту игру. Выбор в ней оформлен так, что рассеянным взглядом вы его можете даже не заметить, ведь поначалу четко видно: палка, палка, огуречик, кнопка «Атаковать» — что тут еще делать?

Но однажды понимаешь: ты был слеп. Наверняка загружаешь последнее сохранение, пытаешься все исправить... и даже исправляешь. Но Undertale ничего не упускает. Она придумывает способы припомнить вам каждую оплошность, часто очень неожиданные. Такие, на которые не отваживается больше ни одна ролевая игра.

3-е место: The Age of Decadence

Этот «долгострой в квадрате» гордится своей старомодностью, но это совсем не памятник старины — там, где «старина» останавливалась, The Age of Decadence идет дальше. Даже легендарные проекты не делали из диалогов натуральную игру в игре. На каждую проблему здесь припасено не меньше двух способов решения да еще парочка путей отхода — на случай, если задача вам ну совсем не по профилю.

При этом игра не стесняется отвешивать игроку подзатыльники и ставить его на место, стоит лишь ему зарваться. Решил, что сильно опытный боец, нахамил пьяным солдатам и дал волю кулакам? Уносите. Неуклюжий, ничего не соображающий в механизмах верзила полез разбираться в конструкции хитрой ловушки? Даже уносить нечего. Утонченный дипломат, непринужденно обвешивающий лапшой уши благородных лордов, попытался мирно урезонить грабителей в темной подворотне? Ну, вы поняли.

При этом The Age of Decadence легко проходится за пару вечеров, в здешних городах нередко зияют пустые улицы, а на многих локациях разве что открытым текстом не написано: «Здесь должно быть что-то интересное, но мы заколебались». И тем не менее во многом это именно такая ролевая игра, какая нам нужна. О какой мы начинали мечтать всякий раз, когда банальность вроде «стражник не пропускает нас в здание» становилась поводом выполнять для этого стражника сорок сороков заданий, вместо того чтобы обойти здание с тыла и влезть в окно.

2-е место: Pillars of Eternity

Pillars of Eternity прямым текстом говорит: нет, не была трава зеленее. Всё плохо. Будущего нет. Только прошлое — и то не факт, что оно было на самом деле. Вы и ваши друзья направляетесь в бездну. Хотя и друзей у вас нет. Только попутчики.

Это плохо? Нет, это хорошо.

В Pillars of Eternity почти нет счастливых героев. Зато полно разбитых судеб и скитальцев, у которых нет иного смысла жизни, кроме некой призрачной, наверняка уже невыполнимой миссии. Здесь много размышлений и попыток заглянуть внутрь себя — в конце концов, почти вся история подается через рассказы спутников, что-то когда-то сделавших не так. Эта игра может прикидываться еще одной историей про спасение мира, но на самом деле она гораздо ближе к Planescape: Torment, чем к Baldur’s Gate, — невзирая на первое впечатление, которое оставляет.

И хотя многое в Pillars of Eternity можно было сделать гораздо изящнее (ее стены экспозиционного текста и мамонтов оглоушат), она заложила крепчайшую основу для нового мира. Перспектива увидеть Pillars of Eternity 2 пока что только радует.

1-е место: «Ведьмак 3: Дикая Охота»

Никакой интриги — признайтесь, вы еще с весны подозревали, кто именно окажется на этом месте. Это не просто игра о приключениях ведьмака Геральта — это целый мир, где дорожки героев сходятся, расходятся и переплетаются самым причудливым образом. Много маленьких историй здесь сливаются в одну большую картину, а какой-нибудь монументальный эпос запросто может рассыпаться на десятки рассказов поменьше. И где-то ведьмак сыграет главную роль, где-то уйдет на второй план, а в третьем случае и вовсе будет простым зрителем, бессильным что-либо изменить, — и это правильно. Это и есть жизнь.

А еще «Ведьмак» не стесняется поднимать взрослые темы — по-настоящему взрослые и серьезные, а не просто про кровищу, секс и матерщину. И даже не только про традиционные для серии политику и расизм: на фоне мировой войны Геральт постоянно сталкивается с самыми что ни есть общечеловеческими, вечными проблемами. При этом никто не судит вас за ваши решения — ведьмаку остается лишь действовать по совести и надеяться, что потом не будет стыдно и больно.

Скептики могут возразить: дескать, какое же здесь может быть создание собственного образа, когда вот он, образ: беловолосый, желтоглазый охотник на чудовищ, с медальоном на груди? Но роль Геральта — казалось бы, описанную и заданную заранее — каждый все равно может отыграть по-своему. Ведь есть же Гамлет в исполнении Лоуренса Оливье, есть Гамлет Смоктуновского, а есть вообще Гамлет Мэла Гибсона — и все это совершенно разные люди, хотя персонаж и один.

Да, «Ведьмак» не лишен недостатков — отнюдь не лишен. Во время игры они просто-таки бросаются в глаза и заставляют зарычать: «Ну неужели нельзя было от этого избавиться, ведь которую игру подряд уже такое!» Но по прошествии пары месяцев после прохождения они просто выветриваются из головы — и остаются лишь приятные воспоминания о многих десятках часов в одной из лучших ролевых игр последнего десятилетия.

Прогноз на 2016 год

На ELEX смотрим с осторожным любопытством. В Piranha Bytes решились на капитальную смену декораций — похоже, происходит что-то внушительное и, вероятно, благое. Темной лошадкой кажется The Technomancer: Spiders делают полные недостатков, но вовсе не безыдейные игры, вроде Of Orcs and Men.

Опасливо поглядываем и на Torment: Tides of Numenera: время идет, а конкретных, достоверных сведений по проекту не сказать, что становится сильно больше. Зато Kingdom Come: Deliverance с каждым месяцем все хорошеет.

Ждем Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect: Andromeda... куда мы денемся? Из Японии в первую очередь светит Persona 5 (Final Fantasy XV и Nier Automata, скорее всего, будут боевыми шоу, а не ролевыми играми). Может успеть выйти Divinity: Original Sin 2.

И еще мы не закончили с «Ведьмаком» — осталось по меньшей мере одно большое сюжетное дополнение.

Комментарии
Загрузка комментариев