25 апреля 2016Спец
Обновлено 17.05.2023

Как Stardew Valley покорила весь мир

Как Stardew Valley покорила весь мир - изображение обложка
Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 1

В 1996 году на SNES вышел Harvest Moon — культовый японский симулятор фермера, благодаря которому люди поняли, что заниматься в играх сельским хозяйством может быть интересно. Эрик Барон, создатель Stardew Valley , открыто признается, что эта серия — его главный источник вдохновения. Это хорошо заметно.

Но будь Stardew Valley просто клоном Harvest Moon с примесью «гайдзинского» менталитета, большинство игроков прошли бы мимо. И будь она «Счастливым фермером за 10 баксов», никто не обратил бы на нее внимания. Но суждено ей было совсем иное. Stardew Valley, о которой до релиза почти никто и не слыхал, вдруг стала хитом. О ней спорят на каждом шагу, к ней пишут многочисленные руководства, штабелями клепают модификации.

Что это — много шуму из ничего или полноправный культурный феномен?

Что скрывает ферма

Stardew Valley начинается с душного офиса, откуда герой решает отправиться на заброшенную ферму своего дедушки, чтобы создать там свое хозяйство. Возможностей у него много — от выращивания растений до покупки стада коров, лишь бы деньги были. В общем-то, геймплей строится на постепенном расширении своего хозяйства и попутном раскрытии мира.

Но Stardew Valley с первых минут поражает масштабом — это признают даже те, кому игра не понравилась. В городке, где живет наш герой, обитает несколько десятков NPC. Стоит завести с кем-то дружбу, как посыплются подарки: рецепты, предметы. Улучшение отношений открывает новые кат-сцены, а очень хороших друзей можно взять в супруги. Зачем? Они переселяются к вам и начинают помогать по дому.

Само собой, к каждому нужен индивидуальный подход. Если подарить девушке цветок и он ей не понравится, она расстроится и свидание не состоится, а вот живущий в палатке бедняк с радостью примет (почти) все, еще и спасибо скажет.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 2

► Примерно так все начинается.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 3
Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 4

► Слева самая первая Harvest Moon, справа Stardew Valley. Как оказалось, Восток — не такое уж тонкое дело.

Мне понравилась одна девушка. Всю весну я таскал ей цветы, а потом весна кончилась, и цветы пропали. Я стал дарить ей другие подарки, а они ей не нравились. Потом узнал, что она обожает аметисты, и стал каждый день ходить в пещеру за аметистами. Один раз там даже помер.

Набрал аметистов на полгода вперед, теперь не хожу за аметистами и кормлю ее двумя подарками в неделю, потому что больше нельзя. Но скоро у нее день рождения, на который я подарю ей еще один аметист, и мне еще одно сердечко из десяти на ней дадут. Теперь коплю на дом с детской.

А батя у нее — торговец семенами.

Есть подземелье с монстрами, едва ли не каждый день появляется квест в стиле «доставь Себастьяну угря и получи 250 монет». Есть календарь, где отмечены дни рождения и праздники, чтобы дарить подарки полюбившимся жителям города, среди которых может быть, например, затворник-рыбак или подросток-гот.

Удивительно тонко в Stardew Valley прослеживается социальный подтекст: одна семья живет в трейлере, вторая ютится в небольшом деревянном домике, третья — в магазине, принадлежащем отцу семейства. В какой-то момент в этот самый магазин обязательно приходит злобный капиталист и переманивает всех покупателей. Не в утопии живем.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 5

► Еще одна сквозная тема в Stardew Valley — конфликт города и деревни. Одни персонажи мечтают накопить денег и переехать в город, другие рассказывают, как плохо им было до переезда в село. А еще в деревне есть супермаркет, принадлежащий той же корпорации, на которую работал герой до переезда.

Там все персонажи довольно глубокие, и как только с ними начинаешь близко общаться, они раскрываются с новой стороны. Вот есть помешанный на спорте чувак, он пень пнем и все время болтает про то, как вчера сходил в качалку, а сегодня не пошел, потому что дождь. Но если с ним подружиться, он расскажет, как его в детстве бил отец-алкоголик, как от болезни умерла мать и как он переехал в Stardew Valley к дедушке и бабушке…

Реиграбельной Stardew Valley назвать нельзя, но в ней столько всего, что «переигрывать» вряд ли придется скоро. «Такую игру не мог создать один человек», — говорят скептики, но факт налицо. Эрик Барон трудился над ней больше трех лет. И он смог удержаться на тонкой грани между набитой контентом пустышкой и напыщенной игрой «не для всех». Stardew Valley — игра с простыми, близкими к реальной жизни ценностями, не требующими метафизического обоснования, и именно это привлекает игроков.

В основу философии Stardew Valley положена идея труда как неизменного двигателя человеческой цивилизации, этакая фаустовская идея «народа свободного на земле свободной», создающего из ничего, из пустого, заросшего травой участка целый маленький мир. Звучит романтично, но именно такое чувство возникает после того, как построишь вокруг грядок небольшой забор и начнешь выращивать помидоры.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 6

► У этого парня на ферме все будет отлично.

Я еще дружил с бомжом. С ним легко дружить — находишь в лесу хрен, даришь, а он радуется.

Он меня научил по мусоркам шариться. Механика такая.

Другая идея Stardew Valley — идея времени. Еще весной нужно осознавать, что летом все посаженные весенние растения умрут от засухи, а однажды придет холодная зима. «Ничего необычного», — скажете вы, вспоминая, например, Don’t Starve.

Но в Stardew Valley смена сезонов гораздо ближе к реальной. Никто не съест героя — но в какой-то момент ему придется решать, тратить ли все деньги на теплицу, или сэкономить и просто тратить их во время зимы на ресурсы, которые он не может производить сам. Время в итоге становится врагом пострашнее любых монстров и злобных соседей и одновременно сильнейшим стимулом: просто так пропускать дни не захочешь.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 7

► Пиксель-арт в игре отменный.

Игра одного разработчика

Мы помним Фила Фиша (не к ночи будет помянут), совсем недавно полюбили Тоби Фокса и его Undertale и не можем слушать без слез музыку, которую Кан Гао написал к своей To the Moon. Эдмунд Макмиллен, Маркус Перссон, Джонатан Блоу — мир помнит многих звезд независимой игровой индустрии. И теперь точно так же запомнит Эрика Барона.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 8

► Кстати, любимая игра Эрика Барона — Minecraft. Вряд ли совпадение.

Там есть несколько семей и несколько жителей-одиночек. Одиночки иногда в диалогах признаются, с кем из жителей хотели бы замутить.

Вот мне мэр дал квест: найти его фиолетовые труселя. Я всю карту оббегал, не нашел. В «вики» полез — оказывается, их стащила бабка-коровница. Если к ней домой зайти, видно, что они у нее в комнате лежат, но, пока с ней не подружишься, она тебя в комнату к себе не пустит.

Эрик Барон доброжелателен и открыт: он отвечает на вопросы игроков на всех социальных площадках (обязательно почитайте его AMA на Reddit), честно рассказывая обо всех тонкостях разработки. А еще он невероятно скромен и прост в общении — не похоже, что он намерен злоупотреблять своей славой. Эрик Барон — простой парень, такой же, как и игроки, покупающие Stardew Valley.

В итоге эту игру людям просто больно пиратить. В комментариях на торрент-трекерах сплошь обещания купить Stardew Valley «как только, так сразу», в Steam тоже полно отзывов от людей, которые сначала скачали пиратку, но совесть заставила их приобрести лицензионку.

А, я еще к ней прихожу, и она мне говорит: хочу вот перекраситься. У нее фиолетовые волосы. Спрашивает: во что мне перекраситься? Варианты ответов: в брюнетку, в блондинку, в розовый, «ты и так ничего». Я ей сказал, что она и так ничего, а она обиделась.

Не, ну я потом подумал и понял, что ошибся. Вот человек хочет перекраситься. Вот у него есть надежный товарищ. А товарищ взял и не поддержал в начинании.

Как тут не обидеться.

Как Stardew Valley покорила весь мир - фото 9

► Если не найти себе даму сердца, можно остаться без партнера на танцах.

Stardew Valley — продукт тяжелого труда одного человека, без снобизма и излишеств. Игра, что одновременно протягивает руку и направляет, но дает возможность самому принимать решения. Игровому сообществу давно нужен подобный проект — и вот он. Простая деревенская игра, с душой и характером.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь