Игра в материале
Shin Megami Tensei 4: Apocalypse
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
3DS
Жанр: Ролевая игра
Разработчик: Atlus
Издатель: Atlus, Deep Silver
Дата выхода: 10 февраля 2016
Дата выхода в России: 2 декабря 2016

И целого ада мало... Обзор Shin Megami Tensei IV: Apocalypse

Новая Shin Megami Tensei IV для истинных фанатов старой Shin Megami Tensei IV.
Рецензии

Shin Megami Tensei IV: Apocalypse отнюдь не простая игра. Оригинальная Shin Megami Tensei IV предполагала несколько вариантов развития истории, поэтому полноценный сиквел к ней сделать сложно. Но Atlus даже и не старается: Apocalypse берет за основу одну из возможных сюжетных линий и... начинается еще до ее логичного завершения. По сути, авторы отменяют все финалы прошлой SMT и снова предлагают нам отправиться в Токио вершить судьбу мира.

И тут возникают два логичных вопроса: удастся ли новичкам разобраться в происходящем без знания предыдущей игры и понравится ли она тем, кто уже однажды спас (спас ли?) Токио?

Подозрительные лица

В этот раз мы играем за паренька, который вместе с подругой детства еще только планирует стать охотником на демонов. Другие профессии в постапокалиптическом мире четвертой SMT почти не востребованы: Токио накрыло огромным куполом — в известной степени и спасение, и проклятие города,— а прямо на улицах идут бои между армиями нечисти и ангелов. Первые от вторых отличаются незначительно: кто бы из них ни победил, местным, прямо скажем, не позавидуешь. Поэтому они (простые токийцы, многие из которых решили не примыкать к сверхъестественным группировкам) создали организацию, противостоящую и небесным посланникам, и исчадиям ада.

► «Хозяин» частенько вставляет свое веское слово, но не пытается нам мешать. ► Подруга детства, как вы понимаете, по уши влюблена в героя.

Так вот, наш герой. Ему не повезло: он довольно быстро умер. Еще во время «тренировок». Но в лучшем мире ему поступило предложение, от которого невозможно отказаться: Дагда (очевидно, божество, подсмотренное в ирландской мифологии, — подобное для Apocalypse в порядке вещей) его воскресит, но за это неудачник должен будет выполнять указания своего «доброжелателя».

Подобных фортелей тут великое множество. Каждая вторая сюжетная сценка пытается ошарашить нас «невероятным» поворотом, хотя ключевая «интрига» очевидна с самого начала. Можно говорить о том, что Atlus в своей работе весьма смело высказывается по вопросам религии, ее места в мире и значения для человечества, но якобы глубокая история, при желании пересказывающаяся парой фраз, на самом деле не об этом.

► У некоторых демонов такой дизайн, что 3DS в людном месте лучше не доставать. От греха подальше. ► У каждого монстра свои «предпочтения» по части заклинаний, и экспериментировать придется много.

О чем же тогда Apocalypse? О почти что хрестоматийном, даром что немом Марти Стю, регулярно натыкающемся в кустах на очередной рояль. О том, что все эти черти и херувимы — зло, а человечеству будет лучше без них. Впрочем, если вам вдруг захочется встать на защиту, допустим, Люцифера — это тоже возможно. Ничего особенного для этого не нужно: притворяясь настоящей RPG, игра частенько предлагает выбрать один из нескольких вариантов ответа, и в 99% случаев ваше решение не будет иметь серьезных последствий. Чуть ли не единственные исключения — это пара развилок в самом конце истории.

► Это вам не «Ведьмак», так что ничему такому нашего (несовершеннолетнего!) главного героя не обучат. ► Каждый спутник полезен по-своему: кто-то будет вас лечить в конце каждого хода, кто-то — бить врага. Но слишком сильно полагаться на товарищей не стоит.

Приключение получилось продолжительным (если не сказать — «затянутым»), но отчасти скуку разгоняют верные друзья. Попутчики привычные: уже упомянутая выше типичнейшая «подруга детства», напыщенный и надменный самурай, нелепый призрак, «хладнокровная» убийца и прочие одномерные типажи, встречающиеся почти в каждой первой JRPG. Что про них можно сказать? Премии вроде «персонаж года» им не светят, но бродить по лабиринтам в полном одиночестве было бы совсем грустно.

Стоит ли все это того, чтобы браться за Apocalypse? Едва ли. Особенно учитывая, что из-за специфической подачи игры — то ли сиквела, то ли независимого дополнения — ее вступление получилось скомканным и сумбурным. Особенно тяжко придется тем, кто не в курсе похождений героев оригинальной SMT IV. Впрочем, история тут не так уж и важна.

Карманные монстры

По сути, вся игра состоит из выполнения однотипных квестов уровня «подай-принеси». Это старорежимная RPG, поэтому на необычные ситуации можно не рассчитывать: получили квест, зачистили подземелье, победили босса, доложили об успехе, пошли дальше. Разве что повезет наткнуться на забавный диалог — но и только. По большому счету, знакомые с похождениями Флинна игроки в дополнительных пояснениях не нуждаются, ведь Apocalypse создана на основе SMT IV и во всех смыслах многим ей обязана. Но без мелких изменений и улучшений продолжение, конечно, не обошлось.

► В бою на верхнем экране 3DS показывают врагов (некоторым боссам повезло — их модели сделали трехмерными). На нижнем — ваш отряд. ► В этом меню вам придется провести очень много времени. Вторая справа иконка — подменю слияния монстров. Далеко не все чудища подходят друг к другу, но вариантов все равно много.

Главная причина, по которой вообще стоит браться за Apocalypse (особенно тем, кто уже исходил Токио вдоль и поперек): демоны. Хотя героя всегда сопровождают другие люди (и, хм, не совсем люди), регулярно использующие собственные умения, а после заполнения особой шкалы выполняющие целую серию полезных действий, основные тяготы боя ложатся на плечи главного героя и тех монстров, что он успел приручить.

Система довольно нелепая: встретив новую тварь, вы можете попросить ее стать вашим союзником, если ваш уровень достаточно высок для нее. Дальше все зависит от случая. Даже если чудо в перьях задаст вам вопрос, на который вы уже кому-то отвечали, причем верно, вам все равно придется играть в угадайку. Понравится ли противнику ваша реплика? Попросит ли он что-нибудь в качестве аванса? Нанесет ли удар вне очереди? Сбежит ли?

► Между некоторыми локациями возможно быстрое перемещение. Тем не менее многие декорации вам придется увидеть не один раз. ► В опасных локациях врагов хорошо видно. Ударите противника первым — почти наверняка получите преимущество в битве.

Ваша задача — собрать как можно больше этих уродцев, а потом всячески их комбинировать. Вариаций великое множество, ведь в игре сотни тварей, и даже на сороковом часу тут можно встретить кого-нибудь новенького. А при слиянии демонов вы можете выбрать «родительские» умения, и они достанутся их «потомку». Некоторые, кстати, эволюционируют сами, по мере роста в уровне. Все это, безусловно, очень увлекательно. Особенно если вы без ума от серии Pokemon или, допустим, недавней World of Final Fantasy.

Только практика позволит оценить то, насколько удачны были ваши «генетические» эксперименты. Пришли к обожающему огонь боссу с командой демонов, обученных только «зажигательным» заклинаниям? Расклад маловероятный, конечно, но, если так, расплата не заставит себя долго ждать. Готовьтесь к тому, что ваши атаки «раззадорят» противника, увеличив мощь его ударов. К счастью, Apocalypse достаточно дружелюбна и часто дает второй (третий, четвертый...) шанс, но в здешних пошаговых стычках не стоит полагаться на удачу.

► Из того, что можно условно назвать головоломкой, вспоминается разве что вот такая «подзарядка» для специального меча. Нужно ее активировать... ► ...и добежать до особой преграды, которая разбивается только «заряженным» мечом.

Несмотря на все навороты, а также гибкую, хотя и простую ролевую систему, здешняя боевка — достаточно привычный для японской RPG про зачистку подземелий и обмен ударами. Вы либо учитесь искать слабые места противников (по возможности избавляясь от собственных недостатков), либо много и часто умираете. Зато «гриндить» тут не так уж и противно, ведь с каждым новым уровнем вы получаете не только баллы повышения параметров героя, но и шанс на то, что в меню скрещивания подопечных появятся новые чудища.

А других развлечений тут нет. Лабиринты получились весьма заковыристыми, но большинство из них лишено изюминки. Навскидку вспоминаются только два эпизода: где-то в середине игры для нахождения правильного пути придется решить не особенно сложную головоломку, а в самом конце вас ждет огромное, запутанное и очень скучное логово главного злодея. Или «злодея»?

► Порой тексты откровенно раздражают. «Не верю!» ► За время игры вполне можно привыкнуть к тому, что ваши решения ни на что не влияют... но в финальной четверти Apocalypse все изменится.

Пожалуй, во всей Apocalypse нет совершенно ничего неожиданного. И это не ее вина. Во-первых, перед нами какой-никакой, а сиквел другой SMT. Во-вторых, это игра для 3DS. Признаюсь честно: от некоторых подземелий глаза чуть ли не болят, а забег по финальному (на три-пять, а то и более часов!) подземелью может вызвать неприятные ощущения в желудке. И это при выключенном 3D! Если дизайн демонов, ангелов и людей хорош, то локации в большинстве своем откровенно страшны, хотя на 3DS есть RPG, что заметно симпатичнее Apocalypse.

* * *

На недавней презентации Switch был показан ролик Shin Megami Tensei для новой приставки Nintendo. В нем можно увидеть знакомых по той же Apocalypse демонов, которые в 3D и на UE4 намного убедительнее. И этот проект Atlus, безусловно, вызывает неподдельный интерес. Кстати, помимо SMT для новой приставки компания, очевидно, планирует еще одну SMT для 3DS...

Стоит ли? Apocalypse — игра специфическая. Если уж и обычную Shin Megami Tensei можно рекомендовать относительно узкому кругу любителей японских RPG про зачистку подземелий, то Apocalypse создана для тех, кому понравилась конкретно четвертая часть знаменитого сериала. Здешняя история, дизайн локаций и очень консервативный (если не сказать — «устаревший») подход к игровому процессу могут вызвать немало вопросов. Но отлов и разведение демонов способны компенсировать любой из этих недостатков.

Если вы полюбили «четверку», смело прибавляйте еще один балл к оценке Apocalypse — продолжение стало чуть-чуть удобнее, а его история позволит вам вновь встретиться с некоторыми из полюбившихся персонажей. Но верно и обратное: если SMT IV не пришлась вам по душе, то терзать себя еще раз совершенно точно не стоит.

Порадовало
Огорчило
  • огромное количество разных чудищ, которых можно поймать и скрестить друг с другом;
  • приятный двумерный арт;
  • пошаговые бои, где без тактических ухищрений часто не обойтись;
  • хорошая озвучка.
  • «мыльная» опера вместо истории и типичные для японской RPG главные действующие лица;
  • очень много лишней беготни и прочие мелкие неудобства;
  • банальные, затянутые и часто некрасивые подземелья.
Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: 3DS
Сколько: свыше сорока двух часов.
«Ачивка» редакции
Оскорбление чувств
Начать битву с финальным боссом в людном месте.
О локализации
Игра на английском языке.
Оценка сайта
7,0
Хорошо

Вердикт

Shin Megami Tensei IV сделали чуть более удобной и дружелюбной, но суть осталась прежней: если вы готовы тратить десятки часов на прокачку, отлов демонов и изучение лабиринтов, то Apocalypse для вас. А ничего другого в игре и нет.
Комментарии
Загрузка комментариев