История «Игромании»: с древнейших времен и до наших дней

В юбилейный год вспоминаем все основные этапы становления «Игромании».
Спец
История «Игромании»: с древнейших времен и до наших дней
История «Игромании»: с древнейших времен и до наших дней
В этом году «Игромании» исполняется двадцать лет. Нам есть что вспомнить и есть чем гордиться. Пришло время завести «Делориан» и пронестись по всем этапам большого пути.

Древние времена

 

1995 год. Начало

Началось всё в 1995 году, когда в России только-только сложилось такое явление, как игровая журналистика. На прилавках уже лежали культовые, но ныне не существующие издания «Магазин игрушек» (позднее «Game EXE») и «Великий Dракон», а по телевизору крутили передачи «Dendy — Новая реальность» и «От Винта!».
Игры 1990-х были отнюдь не так дружелюбны, как современные проекты. Новичок, запустив какую-нибудь стратегию или квест, мог стушеваться и даже не понять, что же от него, собственно, требуется. Помочь в такой патовой ситуации могли книги с советами по прохождению, паролями и секретами. Именно их изданием и занялись Александр Парчук и его компаньон Евгений Исупов (ныне директор издательского дома «Игромедиа»).
Информацию об играх добывали из сети самостоятельно, переводили материалы с западных ресурсов, а о том, какие новинки сейчас популярны, узнавали от продавцов в игровых магазинах. Использовали и технические средства: находили человека, который не умел писать, но разбирался в видеоиграх, подключали приставку к видеомагнитофону и давали микрофон с самодельным микшером: человек играл и записывал комментарии на кассету, а редактор на основе записи создавал материал. Книги пользовались популярностью, а со временем, к 1997-му году, было решено перейти и к формату ежемесячного журнала.
Так и родилась «Игромания».
 

1997 год. Выход первого номера «Игромании»

Первый выпуск «Игромании» увидел свет в сентябре 1997 года. От тех же книг с гайдами он отличался, пожалуй, только форматом, но это было частью выбранной стратегии. Рынок печатного игрожура тогда был почти полностью поделен, а потому новое издание должно было чем-то выделяться из общего потока. Ставку решили сделать на прохождения. Если другие издания просто рассказывали о новых проектах, то «Игромания» еще и помогала разобраться в тонкостях геймплея.
Около двух лет журнал держался выбранного направления, порой корректируя курс, пока в 2000-м не началась пора больших перемен и экспериментов. Решено было не просто занимать удобную позицию, но идти в наступление — «Игромания» должна стать лучшим журналом о видеоиграх в России!
Стартовал период поиска выхода на самую широкую аудиторию. Новые рубрики появлялись и исчезали, авторы писали едва ли не всё, на что хватало выдумки, — к примеру, многостраничные эссе о несуществующей экранизации DOOM или словарик начинающего «квакера» (так в ту пору называли фанатов Quake 3). Только к 2002 году издание обрело привычную форму — новости, превью, обзоры, «Железный цех» и т.д.
Хотя сегодня печатная пресса естественным образом исчезает, «Игромания» продолжает стабильно выходить каждый месяц. Мы выпускаем журнал для коллекционеров, для тех, кто любит стильные обложки и качественную верстку. И пока есть те, кому шелест страниц милее щелканья мышки, мы будем на прилавках магазинов.
Обложки первого и последнего (на данный момент) номеров «Игромании».
Рекорды «Игромании»

От Москвы до Питера

Если постранично разложить все номера «Игромании» за двадцать лет, получится дорога длиной в 8,5 км — маршрут для интенсивной утренней пробежки. Но если то же самое проделать со всем тиражом одного только последнего номера, можно с запасом покрыть страницами расстояние от редакции в Москве до Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
 

1998 год. Создание сайта Igromania.ru

Конец 1990-х — не то что заря интернета в России, скорее, темный предрассветный час. Но уже тогда было решено, что «Игромания» непременно должна быть в сети. Сайт igromania.ru был зарегистрирован меньше чем через год после выхода первого номера: 1 июля 1998-го.
Изначально портал создавался с простой и прагматичной целью — продвигать журнал и исследовать аудиторию. С 2003 года читателей на нашем форуме каждый месяц спрашивали, понравился ли им свежий номер, что, по их мнению, следует изменить, что убрать, а что добавить. Отчасти именно пользователи интернета определяли облик и содержание журнала. Со временем на сайте появлялось все больше контента помимо перепечатанных статей из «Игромании». Посетители могли найти демоверсии проектов, патчи, трейнеры, ролики и массу всего другого.
В 2006 году сайт начал публиковать собственные рецензии на игры. Не все помнят, но изначально даже шкала оценок у портала была своя — пятибалльная. В 2009 году сайт переходит на новый движок, в результате чего меняется до неузнаваемости, а его популярность стремительно растет. Уже в 2012 году портал igromania.ru можно было уверенно назвать самостоятельным и авторитетным интернет-изданием.
Таковым он остается и сегодня. Каждый день мы публикуем материалы на темы, интересные геймерскому и гиковскому сообществу СНГ. Игры, фильмы, телесериалы, комиксы — об этом и о многом другом рассказывают наши авторы.

Средние века

 

2002 год. Создание журнала «Лучшие компьютерные игры»

В 2002 году в печать впервые ушел журнал «Лучшие компьютерные игры», ставший своеобразным перерождением одноименной серии книг, выходившей с 1998 года.
Этот проект состоялся во многом благодаря Андрею Ленскому, известному также как Ричард Псмит и ставшему главным редактором нового издания. Это был уникальный человек, способный без отрыва от разговора написать статью страниц на тридцать, отредактировать еще три, а потом уехать на игру в «Что? Где? Когда?» в соседний город, чтобы к утру вернуться на работу. Говорят, что USB-хомяк, что бегает в колесе тем быстрее, чем быстрее печатаешь на клавиатуре, скончался у него от усталости на третьи сутки.
Журнал этот был посвящен руководствам, прохождениям, советам и вообще детальному рассмотрению лучших игровых проектов. Именно тут игре порой посвящали по полсотни страниц в нескольких номерах подряд и не отцеплялись от нее, пока не изучали все-все-все подробности.
Отдельного внимания стоила аналитическая рубрика, где знающие люди рассказывали о том, как делаются игры, какие ошибки чаще всего допускают геймдизайнеры и как их обходить, как работает та или иная игровая механика. Изучались и околоигровые тематики: были рассказы и об игровых мирах, и о монстрах, их населяющих. Изучалось строение лазерного меча из «Звездных войн» и развенчивались мифы о «непобедимой» катане.
ЛКИ просуществовал целых восемь лет — долгий срок по меркам российского игрожура. В памяти читателей он навсегда останется одним из уникальных и самых качественных проектов в истории отечественной индустрии.
 

2004 год. Создание «Видеомании»

Еще в 1998 году к части тиража печатной «Игромании» издательство начало прикладывать CD с разным «бонусным» контентом. Всяческие демки, модификации для игр, обои на рабочий стол — в общем, уйма приятных мелочей. Первичное «ускорение» диску придал Денис Давыдов в 2000-м году. Со временем количество и наполнение дисков менялись, а сами они постепенно трансформировались из приложения в самодостаточную медиаплощадку.
Самый стремительный рывок в этом направлении произошел в 2004 году, когда на CD/DVD появился раздел «Видеомания». Вначале в нем была только пара роликов. Затем пять, потом десять... А спустя какое-то время под видеоблок пришлось отводить целый диск и арендовать для производства студию в Подмосковье.
Превью ожидаемых игр, репортажи из крупных издательств, интервью с разработчиками, игровые новости (пусть и выходящие раз в месяц) — таким замечательным видеоконтентом на тот момент не мог похвастаться ни один журнал на постсоветском пространстве.
И речь идет не только об игрожуре. Материалы «Видеомании» с позволения редакции регулярно использовались на телевидении, в программах, посвященных компьютерным играм. Кстати, собственные эксперименты на малом экране у «Игромании» тоже были: с 2005 по 2007 годы на канале «A-One» каждую неделю выходила одноименная программа.
Сегодня «Игромания» продолжает делать одни из самых качественных роликов на игровую тематику, а основатель «Видеомании» Антон Логвинов стал популярным блогером русскоязычного сегмента YouTube.
Вот так всё и началось — с нарезки из Need for Speed и съемки редакции под музыку из Metal Gear Solid.
 

2007 год. Создание официальной группы «Игромании» «ВКонтакте»

В 2007 году социальные сети в России только начинали свой путь, и на тот момент никто всерьез не рассматривал их как значимые медиаплощадки. А потому за дело взялись энтузиасты. В конце сентября 2007 года Влас Томошевский открыл группу «Игромании». Долгие годы сообщество поддерживалось лишь силами поклонников видеоигр, всем сердцем любивших журнал и сайт. Благодаря их вкладу группа росла на глазах, став (и оставаясь сегодня) ведущим игровым СМИ на просторах социальной сети.
Довольно быстро редакция издания увидела потенциал социальных сетей и, заинтересовавшись популярным сообществом, связалась с его авторами. Так началась современная история «Игромании», в которой неотъемлемой частью деятельности издательства стало постоянное общение с читателями в VK.
Актуальные новости из мира видеоигр всегда оставались основным приоритетом сообщества — зачастую они публикуются в то же время, что и в крупных западных изданиях, а иногда даже раньше. В группе проводится множество розыгрышей с разными призами. Такого количества честных конкурсов не проводит ни одно другое игровое сообщество. На сегодняшний день у «Игромании» в VK больше 460 000 подписчиков.
Рекорды «Игромании»

Недостижимая высота

В июле 2008 года тираж «Игромании» составил 240 498 экземпляров. Таких показателей никогда не было и никогда уже не будет ни у одного печатного игрового издания на постсоветском пространстве.

Новейшая история

 

Сентябрь 2011 года. Запуск YouTube-канала

Когда редакция окончательно решила, что «Игромания» — это большой медиапортал, который должен охватывать все актуальные площадки, пошла экспансия и на YouTube. Изначально туда, опять же силами энтузиастов, переливались видеоролики с диска. А затем стартовало собственное производство.
Канал постепенно рос, но «выстрелил» он после появления первого видео-«миллионника». Это был комичный ролик про смерть в серии The Sims, который, судя по всему, завирусился и привел к тому, что канал появился в информационном поле YouTube и в топ-100 крупнейших каналов рунета. Но мы не останавливаемся на достигнутом, и канал продолжает стремительно развиваться.
Каждый понедельник на нем выходят «Игровые новости», собирающие сотни тысяч просмотров, каждую пятницу — программа «Во что поиграть на этой неделе», где рассказывается о достойных внимания проектах. И, конечно же, регулярно появляются обзоры и превью главных игр сезона, репортажи о важнейших мероприятиях в игровой индустрии и многое другое. Ролики озвучивают актеры, чьи голоса знают тысячи зрителей: Борис Репетур, Сергей Чихачев, Олекса Мельник и Александр Смоленов.
Ролик о наиболее кровавых расправах в Mortal Kombat стал самым популярным на канале. На сегодняшний день у него больше пяти миллионов просмотров.
Рекорды «Игромании»

Золотая кнопка

7 марта 2016 года количество подписчиков YouTube-канала «Игромании» перевалило за отметку в 1 000 000, за что он был награжден знаменитой «Золотой кнопкой». А меньше чем за год на канал подписалось еще 350 000 человек. Так что мы с нетерпением ждем «Бриллиантовой кнопки».
 

2013 год. Запуск приложения на iPad

21 ноября 2013 года «Игромания» добралась до iPad (ранее существовало нехитрое приложение для iPhone). Редакция запустила свое приложение на планшете, позволявшее читать все свежие выпуски журнала в электронном виде и с интерактивной версткой. Эксперимент более чем удался: сразу после старта «Игромания» начала покорять топ-чарты российского App Store. В первый день в категории «Журналы» она заняла первое место, обогнав многие популярные издания, а через некоторое время вырвалась в лидеры и в категории «Развлечения». В сентябре 2014 года пользователи App Store могли увидеть красивый промо-баннер с артом из Alien Isolation и логотипом «Игромании»: приложение «Журнал Игромания» получило фичеринг в App Store в категории Киоск — знак высокого качества от Apple.
Сегодня приложение доступно и на планшетах Android. Подавляющее большинство пользователей ставит ему высший балл — пять звезд. Но это не повод останавливаться на достигнутом: команда разработчиков постоянно обновляет и дополняет «Игроманию», чтобы она оставалась лучшим игровым журналом и в новом формате.
 

13 февраля 2017 года. Перезапуск сайта Igromania.ru

Сегодня мы в этой временной точке! И она уже тоже вошла в историю — историю «Игромании»!
Каждый день редакция делает все возможное, чтобы быть лучшим российским медиа о видеоиграх и не только. Мы благодарны тем, кто оставался с нами все эти двадцать лет, и тем, кто совсем недавно присоединился к огромному кругу наших читателей.
Итак, добро пожаловать на обновленный сайт «Игромании» — дальше будет только круче!
Комментарии
Загрузка комментариев