26 февраля 2017Спец
Обновлено 17.05.2023

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - изображение обложка

Уже давно не секрет, что видеоигры — это не «детские игрушки», а огромная индустрия с внушительными бюджетами. На создание игр вроде GTA V или Call of Duty выделяют не меньше денег, чем на съемки голливудских блокбастеров. При этом играть можно где угодно — хоть в метро на смартфоне, хоть дома на консоли.

Однако многие люди старшего возраста все еще поглядывают на игры с опаской, считая их неоднозначным или даже дурным явлением. Иллюстрацией может служить выступление доктора медицинских наук, врача психиатра-нарколога и доцента кафедры психиатрии ФДПО ЮУГМУ Андрея Мингазова. Свою лекцию он посвятил вредному воздействию гаджетов и видеоигр на психику, а к числу игр, способных негативно влиять на ребенка и взрослого человека, отнес Five Nights at Freddy’s, Second Life, The Sims и World of Warcraft.

Эта лекция стала поводом для гневных комментариев игрового сообщества. Но любая аргументированная точка зрения имеет право на жизнь, поэтому мы решили связаться с Андреем Ханифовичем и задать ему несколько вопросов о видеоиграх и о том, как они могут влиять на психику.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 1

Игра Second Life, которую лектор подверг критике

Андрей Ханифович, в каком возрасте вы впервые сыграли в компьютерные игры?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Точно не помню. Когда был подростком. Существовала такая игра на БК ( бытовой компьютер ), по-моему: пушка стреляет по парашютистам.

Играете ли вы сами? Есть ли среди игр те, что вызвали у вас положительные или отрицательные эмоции?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Сейчас не играю, времени жаль. Мой сын не прочь поиграть, и я его очень люблю. Родители зависимых подростков обращаются достаточно часто. Отношусь к ним как к любым людям, попавшим в беду.

На своей лекции в Екатеринбурге вы сказали, что видеоигры формируют другую реальность и способствуют проявлению зависимости. Но разве одни лишь видеоигры способны формировать такое поведение? Не зависит ли это от воспитания? Ведь если ребенку никто не привил интерес к реальному миру, он этот интерес будет искать в мире виртуальном.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Любая деятельность, вызывающая изменение состояния сознания, при определенных обстоятельствах может перерасти в зависимость. Механизм формирования зависимости одинаков и связан с повышением выработки дофамина. У зависимого поведения есть свои критерии, и далеко не каждый подросток, проводящий уйму времени за компьютером, нуждается в помощи психиатра-нарколога. Вы правы, ребенок идет туда, где ему интереснее. Поэтому я значительно чаще читаю лекции для родителей (формирующих реальность ребенка), а не для детей.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 5

Есть ли, по вашему мнению, польза от компьютерных игр?World of Tanks, к примеру, способна привить уважение к советской военной технике времен Великой Отечественной, а Assassin’s Creed: Unity может кое-что рассказать о Великой французской революции. Эти игры способны расширить горизонт познания человека.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Наверное, при желании в любой, даже самой «отрицательной», деятельности можно найти положительные стороны. Только вот насколько эта «польза» уравновешивает наносимый ущерб?

Говоря об ущербе, я не имею в виду никакую определенную игру. Данных о вреде конкретной игры, тем более подтвержденных статистическими выкладками, у меня нет. Но за помощью ко мне обращаются родители подростков, играющих, например, в World of Tanks, с жалобами на резкое снижение успеваемости в школе, систематические прогулы, постоянное пребывание в компьютерных клубах (если родители ограничивают интернет дома), а все карманные деньги у таких подростков уходят не на питание в школе, а на покупку очередного танкового оборудования ( внутри игры ).

Некоторые дети, осознавая, что не могут справиться с искушением поиграть, разбивали свои PC ( Dota 2, CS:GO). Многие сами жаловались на повышение раздражительности, «беспричинные» вспышки ярости, конфликты с родителями из-за онлайновых игр.

Почему внимание привлекли именно те игры, о которых вы говорили на своей презентации, — Five Nights at Freddy’s, Second Life, The Sims?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Раскраски аниматроников я увидел у сынишки своего друга, и внешний вид этих персонажей меня насторожил. Есть такой проективный тест: человека просят нарисовать «несуществующее животное». Если в рисунке появляются механизмы, внедренные в живое тело, то это повод для беспокойства, так как, возможно, мы имеем дело с психическим расстройством. Сам мальчик в эту игру не играл, считая ее очень страшной, однако не отрицал такую возможность в перспективе — для развития храбрости. Second Life и Sims я взял как иллюстрацию того, что виртуальная реальность становится все более реальной.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 8

В Assassin’s Creed: Unity немало вольностей в плане истории, однако ключевые события Великой французской революции показаны неплохо.

По сути, на лекции вы говорили об играх, хорошо подходящих под ваши тезисы о жестоких сюжетах, зависимости и прочем. Вам знакомы проекты Journey, The Witness , Unravel , Samorost ? Это самые настоящие интерактивные сказки, и они ничем не хуже сказок классических. Как вы считаете, можно ли читать детям сказки Андерсена на ночь, а днем пару часов позволять поиграть в ту же Unravel?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Мне эти названия не знакомы. Думаю, что процесс обучения можно сделать значительно более увлекательным с помощью игры (в том числе и компьютерной). И этим можно и нужно пользоваться! Но по мере взросления подростка у него необходимо формировать навык продолжительной работы со «скучной» информацией.

Подросток постоянно исследует границы дозволенного, это заложено в нашу психологию. Небольшой выход за эти границы вызывает ощущение драйва, а дальнейшее движение в этом направлении — тревогу и страх наказания (в норме). Также нужно помнить, что формирование мозговых структур, отвечающих за подавление сиюминутных желаний, заканчивается только к двадцати пяти годам (если нет задержки в психическом развитии). Поэтому подростки так часто оказываются объектами манипуляции.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 10

Journey — одна из тех игр, что вызывают исключительно положительные эмоции. Никаких убийств, зомби и прочих монстров — только бесконечное путешествие по бескрайней пустыне.

На той же самой лекции вы сказали, что происходит аутизация современного общества и что люди проводят много времени с гаджетами. Но ведь те же самые гаджеты позволяют расширить пределы общения, например, для людей с ограниченными возможностями, людей, которым сложно даже перемещаться, не говоря уже о полноценной социальной жизни. Вы так не считаете?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Согласен. Если общение через гаджеты — это единственная возможная форма общения, то без них, конечно, не обойтись. Плохо, когда здоровый человек почти полностью заменяет реальное общение виртуальным, а то «расширение пределов общения», о котором вы говорите, происходит за счет снижения его «глубины».

А вы сами не пользуетесь никакими гаджетами? Ведь и проектор, выводящий слайды, — тоже гаджет. И без него вы не смогли бы провести свою презентацию именно в таком ключе.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Мне очень нравится техника, особенно хорошая (та, что стабильно работает, выполняя возложенные на нее задачи). Я против «одушевления» гаджетов. Это всего лишь инструменты, основная функция которых — облегчение доступа к информации. А вот информация может представлять значительную опасность.

Под опасной информацией я подразумеваю сайты, призывающие к экстремизму, суицидам, сайты с контентом для взрослых и другие источники. Применительно к играм это сцены реалистичного насилия, скримеры, ненормативная лексика, использование сексуальных стимулов, скрытая реклама товаров, использование разных методик для наведения трансовых состояний (однообразная музыка, слабоосвещенные тоннели, шепотная речь, вычурные движения персонажей и, возможно, иные психотехнологии, о которых мне не известно).

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 13

Надо полагать, что новая Resident Evil 7 могла бы оказаться в числе «вредных» игр, если бы лектор про нее знал.

— И последний вопрос: игры — это все таки зло или нет?

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 2

Андрей Мингазов

Игры, делающие нас добрее, умнее и подвижнее в нужное время и в нужном месте, — добро! И наоборот. Мое беспокойство связано с тем, что на «злых» играх заработать, скорее всего, можно значительно больше и легче. Я в свое время очень любил стратегии. Думаю, что пару часов (на каникулах) поломать голову над разгромом армии противника не вредно. Как и везде, в этом тоже важна мера.

Психология игр. Интервью с автором лекции о вреде Five Nights at Freddy’s и The Sims - фото 15

Человеческая психика устроена непросто. Ей свойственно воспринимать первичную информацию в категорическом ключе, особенно если эта информация противоречит внутренним ценностями и взглядам, — во многом именно поэтому у игроков проявилась столь жесткая реакция на лекцию Андрея Мингазова.

Но реальность всегда вносит свои коррективы и в очередной раз доказывает, что первое впечатление часто обманчиво. Это интервью показывает, что автор лекции не призывает запретить видеоигры как таковые, но выступает за то, чтобы эти самые игры не занимали все свободное время человека.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь