10 марта 2020Кино
Обновлено 17.05.2023

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет - изображение обложка

Человек-невидимка ещё с тридцатых годов входит в пантеон классических киномонстров студии Universal наравне с Дракулой, чудовищем Франкенштейна, мумией и человеком-волком. Однако на фоне столь пёстрой компании персонаж, придуманный Гербертом Уэллсом, всегда терялся, что иронично и вполне закономерно. Одно дело древний вампир или ещё какая зубастая тварь, но летающими в воздухе предметами зрителей точно не напугать. Куда легче превратить злодея в жертву обстоятельств или даже в супергероя. Или вообще высмеять саму концепцию, как в «Отбросах» или прошлогодних «Пацанах». А вот на жуткую сторону творения Уэллса из авторитетных киношников обратил внимание разве что Пол Верховен в своём последнем голливудском фильме «Невидимка». Там спятивший от безнаказанности Кевин Бейкон и за девушками подглядывал, и неугодных коллег душил, и вообще был весьма пугающим антагонистом. Но почему-то за двадцать минувших лет развивать идею в эту сторону не стал никто. Никто, кроме Ли Уоннелла. Режиссёр «Апгрейда» доказал, что даже пустое место может внушать ужас, если грамотно его снять.

Главная героиня Сесилия сбегает от своего молодого человека Эдриана — гениального изобретателя, а по совместительству социопата, садиста и манипулятора. Две недели девушка укрывается у друзей, пока не узнаёт, что домашний тиран покончил с собой и даже оставил ей щедрое наследство. Но поверить в суицид Сесилия не может — Эдриан слишком эгоцентричен, чтобы наложить на себя руки. А значит, он просто нашёл способ истязать возлюбленную после своей разыгранной смерти.

Из такой завязки можно было бы развить чисто шьямалановскую историю про игры разума и паранойю. Зритель постоянно гадал бы, свихнулась ли главная героиня, или же её преследователь и впрямь открыл секрет невидимости. Но, к сожалению или к счастью, ход с ненадёжным рассказчиком фильм отметает практически сразу. Вместо того, чтобы заставлять аудиторию сомневаться в Сесилии, режиссёр и сценарист Ли Уоннелл предлагает прочувствовать весь ужас её положения. И достигается это во многом за счёт блестящего раскрытия образа того самого Эдриана Гриффина. Уже в начальной сцене побега из разных мелких штрихов и деталей складывается чёткий психологический портрет. Дом-лаборатория, из которого пытается выбраться Сесилия, производит впечатление высокотехнологичной тюрьмы из стекла и бетона: повсюду сигнализация и камеры наблюдения, снаружи высоченный забор, а милый домашний пёс закован в электроошейник. Но куда больше о хозяине говорит то, насколько боязливо Сесилия пробирается по коридорам, и как часто она озирается. Уже потом с её слов мы узнаем, какими были их с Эдрианом отношения, но представление об этом можно составить уже хотя бы из того, какой затравленный у девушки взгляд. Понятно, на что способен Гриффин, почему его боится Сесилия и почему его должен бояться зритель. Такая проработка даёт весомый контекст и без того эффектным сценам.

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет - фото 1

Для героини ужастика Сесилия на удивление мало тупит

В «Человеке-невидимке» минимум крови и всего пара скримеров — они фильму без надобности, ведь он работает на чистом саспенсе. Уоннелл превосходно играет с главной особенностью злодея. Часто кадр выстроен так, что всё внимание зрителя приковано к заднему плану, где по сути ничего нет и ничего не происходит. Но ведь может произойти. Ведь Гриффин может стоять именно там. А может и не стоять. Чувство тревоги и неуверенности отлично подогревается режиссурой. Например, в фильме есть, казалось бы, клишированная сцена, в которой героиня медленно идёт по тёмному-тёмному коридору на шум, чтобы включить свет и выяснить, что же мешает ей спать. И в любом другом ужастике эпизод закончился бы очередной пугалкой или выяснением того, что на самом деле шумел кот — в общем, какой-либо эмоциональной разрядкой. Но только не в «Человеке-невидимке», ведь включённый свет никак не облегчает жертве жизнь.

Но если половину успеха фильма обеспечивает постановка, то вторая половина определённо на счету Элизабет Мосс. Её Сесилия получилась одной из самых ярких и многослойных героинь хорроров за последние годы. Она действительно производит впечатление женщины на грани психоза, что вызывает смешанные эмоции от сострадания до невольной антипатии. В этом плане она чем-то схожа с Вэнди в исполнении Шелли Дювал из кубриковского «Сияния». Правда, в отличие от неё, Сесилия более изобретательна и решительна, а потому ближе к финалу за неё действительно болеешь.

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет - фото 2

Ввиду того, что «Человек-невидимка» — это бенефис Элизабет Мосс, про остальных актёров сказать особо нечего, кроме того, что все они компетентны. Отметить можно разве что Оливера Джексона-Коэна, который играет Гриффина во плоти. За то недолгое время, что ему отводится в фильме, он успевает показать вполне выразительного маньяка-манипулятора, который соответствует рассказам Сесилии о себе.

Впрочем, не всё в фильме так уж гладко. Тут и там встречаются условности и притягивания за уши, без которых, увы, сюжет развалился бы на куски. Так, например, Эдриан, судя по некоторым сценам, не только гениальный учёный, но и ниндзя, ведь владеет даром полностью бесшумного передвижения. Да и главная героиня почему-то принципиально не пользуется камерой в телефоне, чтобы одним роликом доказать существование невидимки. В общем, ценители всяких киногрехов без труда найдут, в чём покопаться.

Обзор фильма «Человек-невидимка». Гаснет свет, и вам покоя нет - фото 3

«Ой, ну, подумаешь, ударил пару раз. Что ты сразу драму-то разводишь?»

И напоследок пара слов о том, что сильнее всего заботит многих зрителей — о феминизме. Его тут не больше, чем в уже упомянутом «Сиянии» Кубрика или, скажем, «Хэллоуине» Джона Карпентера. Есть женщина, и есть псих, который её преследует, — сюжет, древний, как сам жанр ужасов. Да, в фильме прослеживается тема домашнего насилия и токсичных отношений, но это не превращает его в агитку, а скорее делает более правдоподобной связь между злодеем и жертвой. «Человек-невидимка» запросто мог выйти и пять, и десять лет назад, и был бы одинаково успешен. Просто потому, что это, прежде всего, отлично снятый фантастический триллер, который уже сейчас может претендовать на звание одного из лучших жанровых фильмов года. Хотя, если кто-то вынесет из картины мысль, что от жестоких социопатов надо держаться подальше, ничего дурного в этом точно нет.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь