07 марта 2024

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - изображение обложка

Ну какой фанат Gran Turismo или Assetto Corsa не мечтал сесть за руль реального болида? Вживую проходить крутые шпильки и шиканы, ощущать ярость сотен лошадей под капотом, растворяться в рёве толпы и рычании двигателя? Теперь такая возможность есть!

Рассказываем про первое в мире соревнование, в котором автоспортсмены и симрейсеры сражаются на одной территории, — и как к ним присоединиться. Поехали!

Новая эра автоспорта

Объединение классического и киберспорта в едином соревновательном процессе называют «фиджитал». И только что в России прошёл первый международный фиджитал-турнир «Игры Будущего», во время которого команды соревновались в фиджитал-футболе, фиджитал-хоккее, фиджитал-единоборствах, VR ритм-симуляторе и даже провели битву роботов. Но фанатов скорости интересовали, конечно, G-Drive фиджитал-гонки, где спортсмены соревновались за рулем болидов и в креслах автосимуляторов.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 1

На трассе «Сочи Автодрома» встретились 28 гонщиков из 13 стран мира. Среди них были как начинающие пилоты, которым едва исполнилось 16 лет, так и легенды автоспорта: Луис Мигель Диас Кастель из Мексики — победитель американской серии Ле-Ман; Роберто Мери из Испании — участник чемпионатов в классе «Формула-1» и «Формула E»; Николас Гилкс — британо-канадский автогонщик, чемпион Онтарио F1600 и Канады F1600.

Соревновались в формате эстафеты. Каждый из двух членов команды должен был дважды проехать по 25 кругов на физическом и цифровом этапе. Сначала пилот проезжал по трассе. Затем его напарник должен был показать класс в симуляторе. После чего первый участник тоже проходил цифровой этап, а второй пилот завершал гонку на реальном треке. Победитель выбирался по сумме очков, набранных в физической и цифровой реальности.

Роберто Мери и Михаэль Белов наблюдают за цифровым отрезком Романа Русинова

Роберто Мери и Михаэль Белов наблюдают за цифровым отрезком Романа Русинова

Виртуальная часть проходила в кокпитах профессиональных симуляторов Assetto Corsa с панорамными экранами, рулевой базой и педалями. Реальная — за рулём болидов «Формулы-4» с турбированными двигателями мощностью 160 лошадиных сил. Максимальная скорость этих машин составляет 240 километров в час, разгон до сотни — за 4 секунды.

«Очень интересная гонка, классный формат. Современные симуляторы настолько похожи на реальные гонки, и за счёт этого становятся очень популярны. Когда виртуальный мир смешивается с реальным — это очень сложно. На симуляторе у тебя гораздо меньше фидбека, а управлять им нужно так же, как настоящей машиной», — поделился впечатлениями чемпион мира в гонках на выносливость, пилот команды G-Drive Racing Роман Русинов.

Виртуальные гонки, реальные эмоции

Для многих профессионалов автоспорта отработка трассы на тренажёрах — давно привычное дело: это намного удобнее и дешевле заездов по реальной трассе. Но реальный бум симрейсинга пришёлся на время пандемии ковида. Не имея возможности выступать на реальных трассах, пилоты Формулы-1, IndyCar и других гонок вступили в ряды рейсеров на виртуальных соревнованиях. А игроки увидели такое качество картинки, о котором раньше оставалось только мечтать. Например, трассы, оцифрованные до мельчайших деталей методом лазерного сканирования, или виртуальные копии реальных болидов, которые ведут себя в симуляторе в точности так же, как авто на треке.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 3

«Симрейсинг очень помогает в том числе и в поддержании формы. Даже на симуляторе можно воспроизвести нагрузки на шею, передать чувство педали тормоза. В то же время опыт на реальной трассе — это немного другое. Бывает, что симрейсеры теряются. Всё-таки, когда ты оказываешься на реальной трассе в толпе, когда речь идёт о здоровье пилота и целостности его машины, это немного другое», — говорит организатор турнира, технический директор программы развития российского автоспорта SMP Racing Вячеслав Кулькин.

При всей реалистичности игрового процесса, у «настоящего» автоспорта есть существенное отличие: на спортивный результат непосредственно влияет состояние техники, а за каждым гонщиком стоит целая команда механиков и инженеров.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 4

Важная задача — обеспечивать стабильную работу техники в условиях экстремальных нагрузок. Поэтому для проведения фиджитал-гонок «Игр Будущего» были выбраны высокотехнологичное топливо G-Drive от сети АЗС «Газпромнефть» и моторные масла G-Energy. Эти продукты применяют участники ралли и кольцевых гонок для защиты двигателей в условиях экстремальных нагрузок, но также используют и обычные автомобилисты.

Другое отличие — спортсмены вносят реальный вклад в развитие индустрии. Инженеры гоночных команд тесно взаимодействуют с производителями деталей, оборудования и расходников, помогая им доводить и совершенствовать свою продукцию. Так, во время тестовых заездов фиджитал-гонки на болидах Формулы-4 испытывали новое моторное масло G-Energy Racing 5W-40. После такой проверки и участия в гонке оно готово поступить в широкую продажу.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 5

И ещё один фан-факт: моторные масла, которые использовали участники фиджитал-гонок в своих болидах, разрабатывают с помощью технологии искусственного интеллекта. Его база рецептур формировалась многие годы посредством сбора данных во время гонок, в том числе ралли Дакар.

А топливо уже более 10 лет испытывает одна из самых успешных российских гоночных команд — G-Drive Racing. Регулярная обратная связь её инженеров помогает производителю совершенствовать его характеристики. Выходит, что даже расходники, используемые в гоночной дисциплине «Игр Будущего», высокотехнологичны и соответствуют концепции фиджитал.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 6

Где тренироваться симрейсеру?

Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос — дома. Симрейсинг — серьёзный спорт, требующий физических нагрузок и умений не меньших, чем нужно гонщикам в жизни. Топовые симрейсеры тренируются по шесть-восемь часов ежедневно.

Конечно, оборудование для профессионалов стоит больше миллиона рублей (и это не предел). С развитием технологий рули, педали, коробки передач по стоимости уже давно если не обогнали, то точно приблизились к ценам на тюнинг-компоненты для реальных машин.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 7

А вот гонки в домашних условиях обойдутся дешевле, где-то в районе 110 000 рублей за базовый набор: 50 000 рублей уйдёт на приставку (или хорошую видеокарту для ПК), 30 000 на руль с педалями и столько же на «быстрый» монитор с высокой герцовкой. Для большего погружения в гоночный процесс можно докупить периферию — внешнюю коробку переключения передач и ручной тормоз.

Больше всего на ощущения от вождения влияет рулевая база. Благодаря технологиям обратной связи она передаёт все ощущения от вождения, позволяет почувствовать неровности дороги и даже состояние покрышек.

Хорошую компанию рулю составят коробка передач и педали. Именно они отвечают за поведение машины на треке. Есть варианты попроще — только с педалями газа и тормоза. Есть посложнее — здесь к ним добавляется сцепление. Второй вариант обязателен для дрифта и вообще любых серьёзных заездов.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 8

Чтобы чувствовать автомобиль ещё лучше, стоит обзавестись более редкими устройствами. Специальные гоночные кресла, наклоняющиеся во время езды, способны имитировать перегрузки. Информацию о покрытии и сцеплении с треком передает так называемый buttkicker. По сути это специальный сабвуфер, который крепится к креслу и во время работы создаёт низкочастотную вибрацию. Без этого эффекта сложно почувствовать машину по-настоящему.

Ну и не стоит забывать о программной части. Без качественной игры ни о какой симуляции речи не идёт. Подчёркиваем: вам нужен именно реалистичный симулятор, а не аркадные покатушки в духе NFS или Wreckfest! Это довольно нишевый жанр, но выбрать всё равно есть из чего. Gran Turismo или Forza Motorsport, Assetto Corsa или Project CARS, F1 или iRacing — просто отталкивайтесь от любимой платформы и класса автомобилей.

Что такое фиджитал-гонки, или Как фанату автосимов сразиться с реальными гонщиками - фото 9

Прямо сейчас в SMP Racing идёт разработка первого отечественного игрового автомобильного симулятора. Проект основан на опыте киберспортивного подразделения SMP Esports по созданию собственной онлайн-платформы для проведения виртуальных гонок, разработке системы чемпионатов и рейтингов, оцифровке гоночных автомобилей и трасс. Разработчики рассчитывают, что игра поможет не только в подготовке киберспортсменов, но и в повышении безопасности дорожного движения.

Ну а чтобы попробовать по-настоящему крутой симулятор уже сейчас, следите за анонсами киберспортивного Кубка G-Drive, внутри которого можно соревноваться на виртуальных аналогах главных гоночных трасс мира, а цифровые авто точно копируют реальную технику, на которой когда-либо выступала команда G-Drive Racing.

Уникальность соревнований в том, что на каждом этапе пилот пересаживается за новую машину. Это интереснее, но и сложнее – ведь каждый раз симрейсерам нужно заново подстраиваться под технические особенности, настройки и поведение авто на треке. В соревнованиях может принять участие любой, кто пройдёт квалификацию.

Стример Парадеевич приехал на гонку, чтобы узнать, каково это — управлять настоящим болидом

Стример Парадеевич приехал на гонку, чтобы узнать, каково это — управлять настоящим болидом

Потребуется много терпения и тренировок на домашнем симуляторе, — но при соответствующем желании любой может составить реальную конкуренцию профессионалам киберспорта. А там и до гоночной лицензии рукой подать! Тем более, что теперь есть «Игры Будущего», где можно реализовать себя как в цифровом, так и в реальном спорте.

В этом году на G-Drive фиджитал-гонках побывали блогеры Парадеевич и Гордей. Впечатлениями Парадеевича с открытия Игр мы делились здесь. А сейчас поделимся фотографиями из Сочи!

Реклама. ПАО «Газпром нефть», ИНН 5504036333, erid: 2Vtzqxabr11

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь