25 октября 2005
Обновлено 17.05.2023

Myst V: End of Ages

Myst V: End of Ages - изображение обложка

На прошедшей буквально на днях Games Convention 2005 сотрудники мегакорпорации Ubisoft были до подозрительного приветливы и дружелюбны. Посмотреть на новый экшен во вселенной Might &Magic, а заодно и на движке Half-Life 2 , пообщаться с Мишелем Анселем , поиграть в практически финальную версию Peter Jackson’s King Kong или взять интервью в любой доступной форме — сколько угодно и всегда пожалуйста, друзья! Аппоинтменты и приглашения на самые дефицитные встречи раздавались буквально направо и налево.

С одним единственным “но”. Практически каждому, кто договаривался на приватный просмотр очередного Ubi-хита, бесплатно выписывался пропуск на закрытую демонстрацию игры Myst V: End of Ages

Кажется, конец

Как несложно догадаться, на просмотр пятой части “Миста” пришло ровно два с половиной журналиста. С половиной, потому что один, как выяснилось через пять минут после начала демонстрации, случайно ошибся стендом и дверью и вообще пришел не на Games Convention, а на выставку тракторного оборудования. Специально обученный PR-человек, приставленный к компьютеру с Myst V, покачал головой и сказал: “Ну, теперь вы понимаете, почему эта игра называется End of Ages?” Понимаем.

Побродите ради интереса по интернету и попробуйте поискать рецензии на пару-тройку последних Myst-игр. Уверяю, что вы не найдете ни одного отрицательного обзора. Зато обнаружите обилие восторженных отзывов, вязанку “выборов редакции”, целый иконостас медалей и всевозможные признания в любви. Я, в свою очередь, за все время работы в журнале “ Игромания ” пишу уже третью рецензию на игру, у которой в названии есть слово “Myst”. И только сейчас начинает приходить озарение.

Заключается же оно вот в чем: “Мист” — самый главный хит среди тех хитов, в которые никто не играет. Конечно, самая первая часть без дураков была успехом и прорывом, чуть ли не главной игрой эры становления мультимедиа, и да — она безусловно продалась немыслимыми для начала девяностых тиражами, а все последующие “Мисты” были играми по меньшей мере отличными (даже скажу, забегая вперед, что эта, последняя часть сериала, не менее великолепна). Так в чем же дело?

А в том. “Феномен Myst” стал, собственно, феноменом по причине всего лишь правильного сочетания времени и места, когда появилась эта игра. В эпоху первых “сидиромов” и “народных” звуковых карт породы Sound Blaster задумчивый и безумно красивый квест про таинственный остров, созданный гением сумасшедшего механика, выстрелил точно в десятку. Сейчас, во времена, когда безумно красивым может быть любой экшен про мутантов, а до выхода игры F.E.A.R. осталась какая-то жалкая пара месяцев, быть “Мистом” ой как нелегко. Примерно так же, как синтезаторы убили рок-н-ролл, а хип-хоп погубил диско — игры нового времени не оставляют “Мисту” ни одного шанса на бешеный коммерческий успех, превращая его в сугубо салонное и всесторонне гламурное развлечение.

А это — далеко не так.

А я Ленина видел!

Закончив с классическим плачем Ярославны, давайте, что ли, поговорим о самой игре. Итак, после того как создатели Сэма Фишера — Ubisoft Montreal — вдоволь наигрались в “Мист” и в сжатые сроки изготовили один из лучших квестов прошлого года Myst IV: Revelation , эстафетная палочка вернулась к главпапе серии Рэнду Миллеру и его подшефной студии Cyan Worlds. Тут все правильно — кто всю эпопею начинал, тот, по идее, должен и заканчивать.

Собственно, конец уж близок: волшебные книги-миры наполовину забыты, а наполовину утеряны, последние представители Да’Ни — некогда могущественной расы ученых и мудрецов — считаются навсегда пропавшими без вести, а великий “мирописатель” Атрус — бесследно исчезает на острове под названием Мист…

Вы появляетесь в мире End of Ages в абсолютном одиночестве: без четкой конечной цели, без верных проводников и без малейшего представления о том, куда идти и что делать. Все это настолько не похоже на то, что мы привыкли видеть в играх под названием Myst, что поначалу, ей-богу, берет оторопь. Конец света в том виде, в котором вы всегда представляли его в мире волшебных книг, уже настал, и все, что остается сделать, — так это решить самую последнюю, финальную загадку, после которой уже не останется ничего. Ни книг, ни миров, ни головоломок. Как ни печально, друзья, но Myst V и вправду самая последняя игра серии.

Первое, чем поражает End of Ages, это, конечно же, абсолютно новые технологии. Взяв основные программные наработки Uru , разработчики умудрились изваять практически совершенный “Мист”-движок. Окружающие пространства End of Ages это снова полное и честное 3D — никаких пререндеренных ландшафтов и видеоактеров на фоне зеленого экрана. Причем настолько гармоничных, стерильно вылизанных и по-человечески красивых трехмерных пейзажей вы до этого совершенно точно не видели и, возможно, еще не скоро увидите ни в одной игре. Вечернее побережье с желтыми водами океана, вечернее плато, с которого можно разглядеть абсолютно инопланетного вида долину, райский островок с пальмами, где раз в десять минут наступает самое настоящее солнечное затмение, наконец — совершенно белоснежная зимняя равнина, в которой собрались все мыслимые оттенки голубого и белого…

Буквально каждая местная локация — настоящий и абсолютно законченный шедевр компьютерной живописи. И, что особенно приятно, все это великолепие даже не думает тормозить на “рекомендованных системных требованиях”. Еще из очевидных плюсов — в полном “тридэ” можно перемещаться не только старым мистовым способом (кликая мышкой на чем ни попадя), но и при помощи четырех волшебных клавиш WASD. Удобно — слов нет.

Также, вернувшись в руки прародителей, Myst существенно заматерел в плане геймплея. Забудьте о “динамических подсказках”, режиме фотокамеры (он, конечно, остался, но уже совсем не похож на то, что было в Revelation) и очевидных письменных указаниях к решению загадок. Единственными вашими помощниками в скитаниях по миру Myst V будут хитрец-архивариус Эшер и неизменная мадемуазель Ииша, дочь знаменитого Атруса. Правда, все их содействие в прохождении игры ограничивается небольшими поручениями и общими указаниями вроде “чтобы пройти дальше, ты должен включить вентиляторы в шахте”. О том, что для включения этих самых вентиляторов нужно проделать с десяток самых разнообразных действий, никто, естественно, не говорит.

End of Ages — даром что последняя, так еще и самая сложная Myst-игра из всех ныне существующих. Головоломка о поиске кодов запуска обсерватории на инопланетном плато или задачка с механизмом ворот на райском острове еще пару месяцев как минимум будут видеться мне в самых жутких снах. Дело усугубляется еще и тем, что в End of Ages появились так называемые “ключи к мирам” — непримечательные с виду глиняные таблички, которые открывают ворота в иные эпохи. Одновременно разрешается носить в руках не более одной такой таблички и при этом по возможности не совершать никаких сложных движений (вроде лазания по лестницам). Нетрудно догадаться, что при таком положении вещей “ключи” чаще всего запрятаны в таких местах, откуда их без мата и не унесешь.

Однако, несмотря на всю сложность последней части, справедливости ради нужно еще сказать и о том, что, расквитавшись с очередной невменяемо сложной головоломкой, в последующие минут двадцать вы будете законно ощущать себя фигурой уровня Эйнштейна или, может, Лобачевского. Поверьте, во многом ради этого волшебного, хотя и сиюминутного чувства, многие по-прежнему продолжают играть в “Мист”.

* * *

Вот еще одна странная штука. Написав все это, я почему-то упорно продолжаю чувствовать себя героем той китайской басни о художнике, который упорно малевал петухов вместо того, чтобы нарисовать бога. Бога-де все равно никто не видел, поэтому как его ни рисуй — все скажут: молодец, очень похоже. Изобразить же на картине весьма реалистичного петуха — по понятным причинам гораздо сложнее. Так и здесь: напиши я, что Myst V, к примеру, кромешный отстой, очень многие наши читатели (только давайте честно!) скажут: мол, ага, точно — так и есть — все равно этого самого “Миста” никто не видел. А меж тем, учитывая, что продолжений этой игры не предвидится уже, похоже, никогда, то годков эдак через десять фраза “А я в Myst играл” будет обладать примерно такой же магической силой, как и мантра “А я Ленина видел” во времена развитого социализма.

Поэтому позвольте напоследок один маленький совет: купите End of Ages или хотя бы посмотрите демку, даже если эта игра по каким-то космически невероятным причинам вам вдруг дико не нравится. Приобщитесь к вечности. Хотя бы… ну… для общего культурного развития.

P.S. Меж тем редакция “Игромании” выражает сердечную благодарность нашим друзьям из компании “ Бука ” за предоставленную специально для этой рецензии без пяти минут финальную версию игры. Нам, правда, очень приятно, что на свете еще остались люди, которые искренне любят и уважают старину Myst.


Реиграбельность: нет

Классный сюжет: да

Оригинальность: нет

Легко освоить: да

Оправданность ожиданий : 100%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 9

Рейтинг “Мании”: 8.5

Дождались? Последняя часть самой, возможно, великой игры на планете Земля. Обязательно посмотрите ее, даже если никогда не знали, что такое “Мист”, или — даже хуже — просто ненавидите квесты. Будет хотя бы о чем рассказать внукам.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь