26 апреля 2006
Обновлено 17.05.2023

Операция продолжается! Armed Assault

Операция продолжается! Armed Assault - изображение обложка

Февраль 2006 года. В воздухе снова запахло жареным. Вот-вот начнется атака на маленький город. По земле снуют М-113 и БМП-2, суетится пехота. Слышен шум сирены, в наушниках раздается громкая фраза: « One o’clock, Mi-24 at 500 meters ». Через горку переваливают два толстобрюхих UH-60 в сопровождении малыша OH-6A. Они везут нас… нет, даже не на войну — хотя без нее тоже не обойдется.

Они везут нас навстречу воспоминаниям.

Начало кризиса

Июнь 2001 года. В магазинах ураган — с прилавков сметают игру Operation Flashpoint: Cold War Crisis от чешской студии Bohemia Interactive. За считанные недели у нее появляется огромное количество поклонников (только в России на момент релиза действовало целых два регулярно обновляемых фан-сайта), многие из которых верны «Флэшпойнту» и по сей день: сражаются в мультиплеере, создают собственные миссии и дополнения, тестируют чужие карты и моды, а иногда с ностальгией проходят оригинальную кампанию. Такой успех, на первый взгляд, очень странен: с одной стороны, малоизвестная компания из Восточной Европы и очень глючный движок, который доводили до ума как минимум год; с другой стороны, игру очень ждали — а это очень показательный факт. Однако стоит провести хоть немного времени за самой игрой, и вы поймете, почему же она так привлекла игроков.

Все очень просто: Operation Flashpoint — лучший в мире симулятор боевых действий. Игра не стала замахиваться на чрезмерную масштабность — нам был показан лишь локальный конфликт между войсками США и СССР (вернее, повстанцами из Советской Армии), который произошел в середине 80-х годов на нескольких небольших островах. Но в то же самое время Operation Flashpoint поразила игроков своей многогранностью: здесь и операции в составе крупного подразделения, и одиночный прорыв с территории врага, и минирование дорог, и покатушки на самой разной технике (которая была проработана почти на уровне симулятора). Плюс отличный сюжет — он оказался настолько увлекательным, что игру, скрипя зубами, приняли даже в России (наши соотечественники были показаны в Operation Flashpoint не с самой лучшей стороны). Плюс графический движок, который создавал поистине уникальный игровой мир: действие игры разворачивалось на трех огромных островах, каждый со своим ландшафтом и собственными достопримечательностями.

Ну и, наконец, главное качество Operation Flashpoint, которое, собственно, и позволило дожить ей до наших дней, — это удобный инструментарий для создания карт, новой техники, модов и полноценных кампаний. Нормальным редактором комплектовалась даже демоверсия.

Достигнутый успех принято развивать — и вот Bohemia Interactive один за другим выпускает два аддона. В первом — Operation Flashpoint: Red Hammer — нам предлагалось понять, как нелегка жизнь советского оккупанта; второй — Operation Flashpoint: Resistance — давал возможность поиграть на стороне сопротивления, сформированного из жителей угнетенных островов.

Ну а дальше эта роскошная картина неожиданно начала тускнеть. Сначала бодро анонсировали Operation Flashpoint 2 — тотальное развитие всего того, чем нас радовала предыдущая часть. Игрокам обещали отличную графику, море новой техники и три кампании, которые отличались не только местом, но и временем действия, — одной из них был, например, Вьетнам. Но потом Bohemia Interactive поругалась с Codemasters , которой принадлежат права на торговую марку Operation Flashpoint. Так что если мы с вами и увидим Operation Flashpoint 2, то лишь от другого разработчика.

Что же Bohemia Interactive? Она ушла на вольные хлеба и сейчас делает две игры — Armed Assault и нечто пока безымянное и очень секретное. И про первую, и про вторую до недавнего времени не было известно практически ничего. Поклонников Operation Flashpoint это обстоятельство не очень радовало — вдруг разработчики сменят курс и сделают что-нибудь совершенно непохожее, да еще в другом жанре (например, ходили слухи, что Armed Assault будет клоном серии Battlefield )? И вот, наконец, хорошая новость: российский издатель Armed Assault — компания « Акелла » — предоставила в наше распоряжение рабочую демоверсию, которая мигом ответила если не на все, то на большинство вопросов.

Возвращение

Итак, давайте с ходу дадим первый и главный ответ. Armed Assault — это стопроцентное продолжение Operation Flashpoint. Вот камера демонстрирует заход на посадку двух UH-60. Вокруг до боли знакомый серо-зеленый ландшафт: горы, несколько небольших лесков, долина, по которой пролегает дорога, уютно выглядящий городок. Можно даже зажмуриться от удовольствия, а воспоминания все равно продолжат врываться в голову. Музыка, радиопереговоры, звуки техники и оружия — все это перекочевало в Armed Assault из оригинальной Operation Flashpoint.

Сразу оговоримся — речь сейчас идет лишь о рабочей демоверсии. Поэтому очень даже возможно, что кусочки старой игры используются лишь как временные «заглушки» — в финале же мы увидим совсем другой звук и музыку.

Но не будем отвлекаться — ведь вертолеты уже совершили посадку и наше подразделение высыпало на высокий холмик, откуда отлично видны мчащиеся в сторону города «Абрамсы». Наша задача — поддержать бронетехнику, атаковав с неожиданной и очень удобной позиции. В эфире раздается голос командира, появляется указатель на первую точку пути — так что вперед, в бой.

Миссия четко делится на два этапа. Сначала мы выкуриваем вооруженных «калашниковыми» (ради приличия не будем использовать слово «русские», хорошо?) врагов из занятого ими населенного пункта. Сделать это очень просто: никаких жестоких перестрелок в кварталах, «зачисток» зданий и прочих прелестей городского боя здесь нет — по всей видимости, миссия задумывается самой первой в кампании. Палки в колеса ставит только искусственный интеллект союзников, который пока далек от идеала. Вот «Абрамс», получив приказ уничтожить «Шилку», радостно укатывает в нужном направлении, подъезжает к бедняжке вплотную, утыкается в нее своим толстым бронированным лбом и… начинает думать о судьбе вселенной, не меньше. «Шилка» отвечает ему полной взаимностью. По вражеской зенитной установке приходится сделать несколько выстрелов из винтовки — от испуга она начинает маневрировать и тут же получает бронебойный снаряд в бок. Надеемся, что подобная «тупость» — это лишь пережиток рабочей версии.

После того как город переходит в руки американцев, враг откатывается на второй оборонительный рубеж, который тоже надо прорвать. Здесь начинается самое интересное. Дело в том, что в Armed Assault игроку позволено иногда менять свою роль на поле боя. Только мы выдвигаемся на новое задание — и на экране появляется маленькая менюшка. Можно остаться обычным солдатом, можно перевоплотиться в снайпера, а можно занять место в башне танка. В зависимости от вашего выбора вторая половина миссии меняется самым кардинальным образом. Например, танкист до определенного момента упивается своим могуществом, одним залпом из пушки раскидывая десятки врагов, но потом, оказавшись в самом центре позиций противника, неожиданно понимает, что его жизнь целиком зависит от пехоты и того, успеет ли она вовремя уничтожить назойливых гранатометчиков.

Очень интересные впечатления оставляет графика. С одной стороны, старый движок узнается моментально. С другой — разработчики уделили огромное внимание мелочам. Во-первых, сильно возросла детализация — все-таки техника за прошедшие годы сделала огромный шаг вперед. Реалистичные тени, шейдерная вода, раскачивающиеся на ветру деревья. Во-вторых, уровни стали больше — действие Armed Assault, как и раньше, происходит на островах, которые теперь будут размером 100 кв. км (причем все эти самые километры созданы вручную — так что никакого однообразия). В-третьих, перерисованы почти все модели техники и бойцов — в продолжении они выглядят намного правдоподобнее. Но ошибки все равно встречаются — советские танки щеголяют навесными топливными баками, хотя всем известно, что во время боя эти взрывоопасные бочки просто сбрасывались по команде механика-водителя. Да и набор доступной техники мало отличается от того, что мы видели в оригинальной игре. Но это все-таки мелкие придирки.

А еще в Armed Assault танки наконец-то научились валить деревья. Причем останавливаться на этом Bohemia Interactive не собирается — в финальной версии нам обещают возможность разрушить все и вся. Также идет работа над новой системой управления подчиненными — ожидается как полноценное командное меню, так и упрощенный его вариант, который содержит только самые популярные функции. Порадуются и поклонники мультиплеера — помимо классических командных режимов, в игре появится и десяток миссий, которые можно будет выполнять совместно. Причем, зная размах Operation Flashpoint, можно уже сейчас предсказать, что нас ждет один из самых зрелищных и масштабных cooperative-режимов за всю историю компьютерных игр.

* * *

Armed Assault получается именно такой игрой, какую ждут от Bohemia Interactive поклонники Operation Flashpoint. Изобретение велосипеда откладывается — перед нами хороший тактический экшен, в разы лучше, чем пять лет назад. И это очень даже правильно.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь