31 мая 2006
Обновлено 17.05.2023

The Godfather

The Godfather - изображение обложка

Чтобы вы правильно понимали масштабы свершившегося только что надругательства, представьте себе, что продюсеры «Фабрики звезд» удумали поставить силами своих питомцев, скажем, «Короля Лира» Шекспира. Примерно то же самое произошло в случае с TheGodfather. По отдельности компания Electronic Arts и кинофильм «Крестный отец» вызывают у автора этих строк одинаково глубокое уважение. Но когда труженики насквозь попкорнового сегмента нашей индустрии вдруг поднимают свою трижды озолоченную руку на золотой фонд мирового кинематографа, становится дурно. «Крестный отец» — это не просто один из классических фильмов XX века и не трехчасовая «оскаровская нудятина», как изволили выразиться господа Кузьменко и Варнавский. Это, понимаете ли, жанрообразующий пласт, фильм, который сейчас преподают в университетах, по которому учат режиссуре и актерской игре. Без «Крестного отца» вообще не было бы такого жанра, как гангстерское кино. Не было бы ни «Казино», ни «Нескольких хороших парней» Скорцезе, не было бы нежно любимой нами игры Mafia , о которой мы еще поговорим ниже. Вообще, всей этой эстетики 20-30-40-х гг. с ее скрипучими автомобилями, сигарами и какими-то своими понятиями о чести и долге попросту не было бы.

Воинствующее невежество

И вот происходит страшное. По какому-то стечению роковых обстоятельств лицензия на один из главных фильмов XX века вдруг попадает в руки к издателям, на минуточку, игры про то, как большие губастые рэпперы активно мутузят друг друга автомобильными дверями по лицу. Не то чтобы консольный файтинг Def Jam: Fight for NY был плохой игрой — отнюдь! Но должна же существовать в этом мире какая-то абсолютная справедливость, которая не позволяла бы производителям насквозь коммерческих развлечений безнаказанно переиначивать монументальные кинематографические произведения? Как выяснилось, такой вот справедливости в нашей с вами вселенной не существует ( ишь как разошелся-то. __ — Прим. ред. ).

Так о чем, собственно говоря, идет плач? Давайте разберемся. Дело в том, что оригинальный фильм «Крестный отец, часть первая» содержит всего три или четыре сцены с использованием огнестрельного оружия. Дон Корлеоне (собственно, Крестный отец) показан личностью феноменальной нравственности, и каждое его слово воплощает в себе какое-то чуть ли не высшее правосудие. Сложно, конечно, пояснить, как человек, по чьему приказу людям в постель подкладывают отрезанные лошадиные головы, может видеться зрителю воплощением справедливости, но так оно, поверьте, и есть.

Итак, что делают с историей соответствующего кинофильма молодчики из Electronic Arts? Недолго думая, они вводят в оригинальный сценарий побочного персонажа — подконтрольного игроку клошара, которого семья Корлеоне буквально подобрала на улице (ничего такого, разумеется, в фильме не было). А дальше на экране начинает твориться самое что ни на есть непотребство. На наших с вами глазах игра воспроизводит какую-нибудь особо памятную сцену из кинофильма, после чего предлагает свой, кхм, вариант развития событий. Вот, скажем, расстрел Дона Корлеоне. Крестный отец выходит из машины купить апельсинов и получает очередь из автомата в спину. В 1971 году у Френсиса Форда Копполы на этом самом месте экран гас, а в следующий момент мы видели дона Вито в больнице. Игра, в свою очередь, предполагает, что после расстрела следовала погоня за обидчиками, перестрелка на двух машинах, несколько кровавых убийств и потрясание одного из выживших негодяев за грудки (« Кто тебя послал?! »). Проблема состоит в том, что по сюжету фильма и Дон Корлеоне, и вся его семья прекрасно понимали, кто и почему совершил нападение. Более того, нам, как зрителям, это тоже было очевидно. Досадное недоразумение Electronic Arts обходят с потрясающей грациозностью — они просто выбрасывают предварявшую нападение сцену!

Итогом всех этих хирургических вмешательств в сценарий является полная сюжетная неразбериха. Если вы не смотрели «Крестного отца», то понять, что происходит на экране, будет категорически невозможно. Если же вы, к несчастью, ознакомились с копполовской классикой, вас ждет самое душераздирающее зрелище на свете. Называется оно «сценаристы Electronic Arts перекраивают «Крестного отца» на игровой лад». Далее — везде. Там, где у Копполы диалоги и актерская игра, у Electronic Arts — задорная пальба из «томми-гана» и покатушки на авто.

Но все эти сценарные забавы меркнут по сравнению с тем, что игра предлагает в качестве промежуточных, не сюжетных миссий. Все мы, конечно, знаем, что The Godfather использует игровую механику Grand Theft Auto. Так вот, в перерывах между развитием переиначенного сценария мы посвящаем свой незамысловатый досуг… рэкету. Наш герой, многозначительно взбрасывая низкополигональную бровь и постукивая кулаком по ладони, вваливается к булочникам и парикмахерам, заявляя, что если те не начнут платить дань (!), то бизнесу, конечно, придет насильственный конец. Тех, кто с первого раза заключать договор отказывается, надлежит бить. У каждого NPC в игре наличествует «шкала стресса», которую следует заполнить до нужной отметки, после чего напуганный персонаж пожимает-таки руку, которая только что разбила ему губу.

Весь экзистенциальный ужас состоит в том, что в кинофильме ничего такого не было. Более того, люди сами приходили к Крестному отцу с просьбами о помощи . А деньги семья Корлеоне зарабатывала за счет различных инвестиций. Подобные фривольности, низводящие дона Вито до какого-то держателя привокзальных чебуречных, никого в Electronic Arts, конечно не волнуют.

«Мафии» не будет

Ну и, наконец, главный вопрос — как это все играется? Короткий ответ звучит примерно так: довольно забавно. На первый взгляд, The Godfather — это GTA про Крестного отца. Внушительного размера Нью-Йорк 20-х гг. действительно активно изображает бурную жизнь, ездят куда-то машины, достоверно смоделированы достопримечательности, и вообще первые минут 30-40 даже кажется, что все будет очень хорошо. Как и любая GTA-игра, The Godfather условно делится на «езду» и «стрельбу». С ездой все предельно просто — местный автопарк содержит около десяти разновидностей автомобилей, которые отличаются исключительно скоростью.

Со стрельбой несколько получше. Во-первых, можно не только стрелять, но и драться. Местная файтинг-система — вовсе не рудиментарный придаток. Есть даже какие-то комбо, блоки и захваты. Врагов, скажем, можно впечатывать головой в близлежащие предметы интерьера, за что тут выдаются премиальные очки, исчисляемые буквально «респектом». Говоря языком чебуречных держателей, «уважухой». Респект можно тратить на развитие своего персонажа. Следуя обязательной моде, EA прикрутили к игре какое-то подобие RPG-системы. Так, улучшениям поддаются качества бойца, меткость, скорость и здоровье главгероя.

Пальба в The Godfather так и вовсе выглядит захватывающе. Вражеские пули способны уложить вас буквально со второго-третьего попадания, поэтому приходится жаться по укрытиям, припадать к стенам и стрелять из-за угла. Консольная система прицеливания (по правой клавише мыши) пришлась тут удивительно кстати и работает следующим образом: вы закрепляете курсор нажатием соответствующей кнопки, а затем у вас появляется выбор: можно просто открыть огонь куда попало, а можно навести прицел, скажем, на голову, что приводит к соответствующим результатам. Израненные, но не умерщвленные противники регулярно валятся на колени и пребывают в таком вот бессознательном состоянии несколько секунд. За это время к ним можно подбежать и провернуть что-то вроде «фаталити». Наш мужчина валит несчастных на землю и дает контрольную очередь в лицо. За такие упражнения игра щедро одаривает вас «уважухой», сопровождая творящееся на экране какой-нибудь хвалебной надписью вроде «face off combo». Если абстрагироваться от того факта, что бонус за особо жестокое убийство выдается в игре, созданной на основе киноклассики XX века, то комбо можно, наверное, отнести к плюсам.

В перерывах между забегами от одной сюжетной точки к другой вы, как уже было сказано, можете посвятить себя увлекательному рэкету. Если он наскучит, то есть еще банки, которые можно грабить. И это все. Деньги, что приносит вам подконтрольный бизнес, тратятся на оружие и взятки полиции. Больше девать их некуда. И вот тут выясняется довольно печальный для геймплея факт. Сценарные миссии заканчиваются через 4-5 дней активной игры. Откуда Electronic Arts выдумали сто с лишним часов геймплея — категорически непонятно. Никакими побочными заданиями вроде тех, что мы привыкли видеть в GTA, тут и не пахнет. Можно, конечно, посвятить себя методичному подчинению всех городских лотков семье Корлеоне, но это не то чтобы очень интересное занятие — игра активно использует одни и те же интерьеры и модели NPC. Завоевывать 356-ю по счету булочную, которая, как и все предыдущие, содержит семейство однояйцовых близнецов, — сомнительное развлечение.

Геймплей The Godfather лучше всего характеризуется словом «компетентный». Electronic Arts, безусловно, умеют делать приятный файтинг и занятные перестрелки, но для того чтобы сотворить полноценный сточасовой проект, коммерческой сноровки недостаточно. Нужны, видите ли, фантазия, прилежание и умение рассказывать историю. С последним у EA тоже вышел конфуз: персонажи из фильма мелькают у вас перед глазами и мрут с такой скоростью, что вы просто не успеваете запомнить их имена. Ни о каких, прошу прощения, характерах речи не идет. Неотесанные болванчики разыгрывают перед вами сцены из великого фильма, тарабанят положенные строчки диалогов и умирают в очередной скриптовой сценке под лицензированную музыку Нино Роты.

Особенно печально на этом фоне выглядит недооцененная широкими народными массами Mafia, которая, похоже, так и не дождется заслуженного сиквела. «Мафия» была штучной работой. С филигранно созданными моделями автомобилей, походившими на предмет вожделения каждого школьника, — машинки Bburago (не убогого масштаба 1:43, а те, что побольше). C персонажами, над смертью которых эмоционально неустойчивые игроки лили абсолютно искренние слезы. Со своим сюжетом, стилем, атмосферой и вкусом. Mafia ни секунды не отрицала своих кинематографических корней, но относилась к ним с большим прилежанием и изобретательностью. The Godfather — абсолютно конвейерный продукт, который Electronic Arts ежегодно сотнями спускает на наши с вами головы. Выстругали набор моделей, написали пару пресс-релизов, выпустили фирменную бейсболку и брелок с логотипом. Спасибо, следующий!

* * *

Выглядит The Godfather, кстати, весьма скверно. Чудовищные модели, гнусная анимация, спрайтовые (!) голуби на улицах. Удались разве что спецэффекты. Про размазанные текстуры и автомобили 20-х гг. с непрозрачными тонированными стеклами даже говорить не хочется — скриншоты наглядно демонстрируют все технические мощи местного движка.

Все это очень грустно. «Крестного отца», наверное, просто не стоило трогать — есть все-таки вещи, куда создателям игр про дерущихся рэпперов лучше не соваться. В этом смысле показательно выглядит история с режиссером классического фильма, про которого Electronic Arts в своих пресс-релизах писали, что сам маэстро, мол, предоставил свои эскизы, фотографии со съемок и чуть ли не лично нарисованные им раскадровки. Так вот, буквально за несколько месяцев до выхода игры у Копполы брали интервью, где он заявил дословно следующее: « То, что происходит в этой игре, не имеет никакого отношения к моему фильму. Они выводят на экран знакомых нам всем персонажей, а потом те на протяжении нескольких часов убивают друг друга ». Собственно, точнее и не скажешь. Аль Пачино, исполнитель роли Майкла Корлеоне, от участия в проекте отказался сразу. Покойного Марлона Брандо уже не спросишь, но нам кажется, что ремесленников из EA он бы даже на порог не пустил. Поделом.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Великая киноклассика в хамской интерпретации на деле оказалась бодрым, но безыскусным клоном GTA, которого хватает на 4-5 дней активной игры. Великая Mafia может спать спокойно.

Рейтинг «Мании»: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь