29 января 2007
Обновлено 17.05.2023

Microsoft Flight Simulator X

Microsoft Flight Simulator X - изображение обложка

« Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель, написаны «Мертвые души», построена Днепропетровская гидроэлектростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред ».

Этот идеологически выдержанный фрагмент из «Золотого теленка» отлично описывает двойственность мира интерактивной компьютерной графики. «Большую» половину этого мира населяют профессиональные тренажеры, финансируемые правительственными структурами. На них космонавты отрабатывают стыковки станций, а пилоты самолетов учатся водить «Боинги». «Малая» же половина кишит легкомысленными забавами вроде DOOM 3 и GTA , о которых мы в «Игромании» ежемесячно докладываем с наших глянцевых страниц. Продуктов, которые могут похвастаться тем, что являются «своими» для обеих половин, очень немного. Но они есть.

Король гражданских симуляторов

И среди них есть единственный, которому скоро стукнет двадцать пять лет — то есть, леди и джентльмены, он старше кое-кого из здесь присутствующих. Уважаемые читатели, поприветствуем аплодисментами новый — юбилейный — Microsoft Flight Simulator X. Он такой один. Согласно хронологии, Microsoft выпускает новые версии своего авиатренажера чаще, чем очередные редакции Windows. Дорогого стоит!

Это уникальная, вообще говоря, ситуация, когда абсолютно коммерческая организация вот уже двадцать с лишним лет упорно финансирует узкоспециальную и крайне специфическую игровую серию. И дело тут даже не в производственных затратах Microsoft Game Studios — мы видели команды покрупнее и бюджеты побольше. Уникален скорее статус, который Microsoft Flight Simulator приобрел за четверть века — сегодня это не столько игра, сколько общепризнанный инструмент подготовки и переподготовки профессиональных летчиков.

В то же время Microsoft изо всех сил стремится приблизить свой авиасимулятор к широким играющим массам. По этой причине с относительно недавних пор разработчики стали вводить в Microsoft Flight Simulator элементы, которые призваны разнообразить игру и привлечь к ней людей без пропеллера в голове. По-умному эти элементы называются « структурирование геймплея », а по-человечески они именуются миссиями. В предыдущем выпуске сюжетные задания были посвящены историческим событиям вроде подскока братьев Райт или перелета Линдберга через Атлантику. Теперь же миссии происходят в наши дни, зато стали намного многочисленнее, разнообразнее и веселее.

Результат можно прямо сейчас наблюдать в североамериканских чартах продаж PC-игр: новый Flight Simulator на равных конкурирует с народными Battlefield 2142 и World of Warcraft. Пятьдесят миссий, которые можно найти в Microsoft Flight Simulator X Deluxe Edition (в обычной редакции их всего тридцать), превращают «взрослый» симулятор в совсем другую игру.

Первый десяток заданий, где новичков учат взлетать, садиться, ориентироваться в пространстве и выполнять стандартный набор трюков на самолетах, вертолетах и планерах, не предвещает ничего экстраординарного. Подозрения о том, что все будет не так, как обычно, закрадываются, когда очередная миссия предлагает пролететь на вертолете через серию выставленных причудливым зигзагом ворот — неужели идеи GTA: San Andreas добрались и сюда? Добрались, пустили корни и развились! Последующие миссии «вертолетной» серии предлагают пролететь по еще более причудливому зигзагу и совершить посадку на яхту, которая мало того, что имеет очень небольшую вертолетную площадку, так еще и движется.

Дальше — больше. Игра предлагает пролететь на реактивном самолете через ряд мишеней, каждая из которых добавляет некоторое количество секунд к стремительно убывающему счетчику времени. И это нужно сделать не на игрушечном Shamal’е из GTA, а на самом что ни на есть реальном Bombardier LearJet.

После таких штучек миссии вроде посадки трюкаческого самолета на крышу автобуса или пилотажного соревнования на сверхмалых высотах совершенно не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Из «летной школы» GTA, по всей видимости, пришли и разнообразные бронзовые, серебряные и жестяные «крылышки» и прочие регалии, которые тут выдаются за успешное прохождение.

Но если бы задания в Microsoft Flight Simulator X ограничивались одним лишь трюкачеством, это было бы не так интересно. К счастью, здесь достаточно миссий, приближенных к реальной жизни, но от этого никак не менее сложных. Например, обычный бизнес-полет на Bell JetRanger, который и в своем обычном состоянии танцует под неопытным пилотом как пьяная лошадь, может оказаться куда труднее, чем самые хитрые маневры на смирном и послушном Robinson R22. А уж когда рутинный полет на этом самом JetRanger превращается в операцию по спасению нефтяников с горящей платформы, сложность и увлекательность игрового процесса возрастает в разы.

Активное использование в геймплее нештатных ситуаций — еще один конек игры. Степень нештатности может сильно варьироваться. В одной миссии игрока могут всего лишь попросить совершить экстренную посадку для того, чтобы снять с рейса пассажира с сердечным приступом. В другой пилота вместе с его самолетом берет в крутой оборот сильно испортившаяся погода. В третьей приходится бороться с внезапно возникшей неисправностью.

Справедливости ради нужно отметить, что поломки, сбои и прочие неприятности можно нажить не только во время выполнения соответствующих миссий. Конструктор полетов позволяет, как и прежде, летать где угодно, в какое угодно время года, с любой желаемой или настоящей (то есть обновляемой через интернет) погодой и с любой комбинацией из десятков возможных неисправностей.

Ассортимент миссий дополняют разнообразные поисковые и спасательные операции. Искать приходится упавшие самолеты, потерявшиеся яхты и даже отбившихся от стада слонят. Оставшиеся задания посвящены преимущественно сложным посадкам и перевозке грузов из одного экзотического места в другое. В систему миссий очень естественно вписалась возможность сохранения — при необходимости все сейвы для данной миссии отображаются в общем списке в качестве подзаданий. Если полет закончился катастрофой, например при посадке, всегда можно загрузить последнее сохранение.

Отдельной строкой хотелось бы поблагодарить Microsoft Game Studious за озвучку — предъявите на входе свой английский и вы получите дополнительные балы к графе «реализм».

Что нового?

В том, что не касается миссий, Microsoft Flight Simulator остался исключительно консервативным. Основной упор был сделан на высокую детализацию, то есть на увеличение количества мелких деталей, которые виртуальный пилот может увидеть из кокпита. Качественная составляющая игры, ее летная модель изменилась незначительно, но не то чтобы в лучшую сторону. Реализм некоторых моментов все так же оставляет желать лучшего. Например, даже при максимально реалистичных настройках можно слегка промахнуться мимо полосы и посадить огромный реактивный авиалайнер на грунт. И за это вам ничего не будет. Если это происходит во время миссии, игра даже не засчитает никакого пенальти: с ее точки зрения, значение имеет лишь то, что самолет сел на заданном аэродроме.

Нововведения в сетевой игре, на первый взгляд, также невелики, но весьма и весьма интересны. Во-первых, теперь пользователи, участвующие в групповых симуляциях, могут попробовать себя в роли авиадиспетчеров благодаря новому модулю «Контрольная башня». Во-вторых, теперь на одном виртуальном самолете можно летать вдвоем — естественно, там, где это позволяет конструкция. Такой подход дает возможность профессиональным летчикам выступать в роли удаленных инструкторов для курсантов.

Перечень доступных летательных аппаратов по-прежнему не слишком впечатляет — всего 24 модели. С другой стороны, представлены все основные классы самолетов: от маленьких винтовых до бизнес-джетов и джамбо-джетов. Кроме того, здесь имеется два типа вертолетов, а также мотодельтаплан AirCreation Trike Ultralight и планер DG Fleugzeugbau. Последний, невзирая на его привычку противно пищать при чересчур быстрой потере высоты или скорости, едва ли не самый приятный и медитативный летательный аппарат в игре, требующий, однако, определенного мастерства при ловле восходящих воздушных потоков. Но чтобы подняться на высоту, можно воспользоваться и грубой силой самолета-буксировщика — в Microsoft Flight Simulator тщательно воспроизведены тонкости этого процесса.

Планерам посвящены три миссии. Одна из них знакомит с основами планеризма, а две оставшиеся имитируют участие в реально существующих соревнованиях планеристов, которые проводятся в Швеции и австрийских Альпах.

Не так страшен черт, как его системные требования

Кстати, о красотах. Игровая пресса, не стесняясь в выражениях, поливает Microsoft Games Studios помоями, объявляя о крахе всего проекта Games for Windows. Это, напомним, класс игр, которые проходят сертификацию у самой Microsoft и гарантируют стабильную работу, поддержку Alt+Tab и прочие очевидные вещи. Так вот, Microsoft Flight Simulator, вышедший, само собой, под соответствующей маркой, выдает на большинстве компьютеров 3—5 кадров в секунду.

Самодовольные владельцы бугрящихся силиконовыми мускулами видеокарт класса GeForce 7900 GTX, увидев 10 кадров в секунду на максимальных настройках, внезапно оказались повергнутыми в шок. « Чего же не хватает этому Microsoft Flight Simulator? » — спрашивают они друг друга, себя и окружающих. Чтобы понять, чего же ему все-таки недостает, совершенно не обязательно обзаводиться видеоадаптером за сотни долларов — вполне подойдет какая-нибудь скромная карта класса GeForce 6600 и не очень мощный по нынешним меркам процессор — скажем, Pentium 4 3 ГГц.

Проведем небольшой эксперимент: установим в игре разумно высокое разрешение (например, 1024x768) и полноэкранное сглаживание, включим наивысшее качество эффектов водной глади, но сведем к минимуму количество наземных объектов. Эффект будет налицо: совершенно достаточное для комфортной игры количество кадров в секунду, несмотря на максимальный уровень настроек, которые задействуют пиксельные «мускулы» видеокарты. Поскольку все 3D-модели в авиасимуляторе статичны и не требуют дорогостоящей обработки в вершинных шейдерах, то от класса видеокарты здесь практически ничего не зависит. Отсюда можно сделать вывод, что единственный параметр, по которому дорогая видеокарта лучше для Microsoft Flight Simulator X, чем дешевая, это объем видеопамяти для хранения текстур. Все остальное не слишком важно.

К чему действительно требователен новый авиасимулятор от Microsoft, так это к объему оперативной памяти (настоятельно рекомендуется иметь 2 Гб) и мощности процессора. Очевидно, что игра сделана на вырост и не то чтобы хорошо оптимизирована, поэтому вряд ли сегодня найдется компьютер, способный без проблем крутить ее при всех настройках, выкрученных на максимум.

С другой стороны, так ли необходима максимальная детализация? Если кружить над мегаполисом на вертолете, даже наивысший уровень детализации, повергающий в ступор мощные компьютеры, не заставит вас поверить, что вы действительно пилотируете Bell и летите на малой высоте над Токио. На окрестных скриншотах изображена как раз такая ситуация. Похоже это на настоящий Токио? Мягко говоря, не похоже. Все эти домики, деревца, гуляющие слоники, ездящие машинки и прочие порождения автогенератора деталей все еще недостаточно хороши, чтобы виртуальный пилот испытал полное погружение. Поэтому их количество в кадре не имеет критического значения.

Другое дело — красота неба, облаков, самолетов и вертолетов. Flight Simulator X в этом вопросе и вправду хорош, но практически то же самое можно было наблюдать в предыдущей части почти трехлетней давности. К тому же для красивого неба не нужно ни новейшего процессора, ни дорогой видеокарты.

* * *

Итак, стоит ли переходить на новую версию Microsoft Flight Simulator? Если единственным побудительным мотивом для такого перехода является улучшенная графика, то, очевидно, не стоит — во всяком случае, пока не будет приобретен Intel Core Duo и 2 Гб оперативной памяти. Тем же, кого заинтересовал качественно новый для серии геймплей, игру можно порекомендовать покупать немедленно, невзирая на конфигурацию вашего системного блока. Гибкая система управления производительностью всегда позволит добиться приемлемого количества кадров, а забористые миссии не оставят времени на любование окрестностями.

Правда, никакими настройками нельзя победить следующее обстоятельство: за время загрузки сцены для очередного полета можно успеть принять ванну, выпить чашечку кофе, а в особо запущенных случаях — построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Но это, пожалуй, самая серьезная претензия, которую мы можем предъявить игре.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 85%

Геймплей : 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Рейтинг «Мании»: 8,5

Дождались? Мы-то, конечно, дождались, но многим теперь придется подождать еще год, прежде чем цены на требуемые игрой процессоры спикируют из заоблачных высот.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь