IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 52
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 18
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 13
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 4
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

На 23-й восточной улице в Нью-Йорке открылась школа Quest to Learn — среднее учебное заведение «для цифровых детей». Программа необыкновенной школы целиком базируется на видеоиграх, и это отнюдь не фантазия в духе «Гарри Поттера». Школьники уже отучились первый семестр — прокачались, а теперь сдают двухнедельные экзамены — проходят уровень с боссами.

Первая образовательная игра-бестселлер оказалась предназначена не для школьников и не для дошкольников, а для людей от 3 до 120 лет.

Пока в чудо-школе учатся одни шестиклассники, но уже объявлен набор на 2010-2011 учебный год — в следующем сентябре детей возьмут и в шестой, и в седьмой классы. А пока ученики с утра до вечера режутся в компьютерные и настольные игры, а попечители Quest to Learn (http://q2l.org) ищут учителей английского, китайского, французского и испанского языков, математики, физики и обществознания.

В учебном процессе задействованы Spore, LittleBigPlanet и Civilization — хотя в целом внимание уделяется не коммерческим видеоиграм, а образовательным спецпроектам, разработанным сотрудниками благотворительной организации Institute of Play (www.instituteofplay.com). Кроме компьютерных игр применяются обычные настольные.

Из программ дети пользуются Skype, Google Earth, трехмерным графическим редактором Maya 3D и платформой Adobe Flash. Исполнительный директор Institute of Play и профессор нью-йоркской Новой школы дизайна Парсона (www.parsons.edu) Кэти Сален называет этот метод обучения «педагогикой на основе игрового дизайна» и говорит, что в Quest to Learn каждый ребенок является «дизайнером собственного образования»...

Научить детей чему-то хорошему с помощью компьютерных игр пытаются уже очень давно. В 1971 году вышла (и потом много раз переиздавалась) первая широко известная образовательная игра The Oregon Trail, придуманная тремя учителями-студентами, которые хотели познакомить ребятишек с жуткими реалиями жизни американских поселенцев девятнадцатого века. В 1985 году Brøderbund Software начала серию видеоигр Carmen Sandiego, обучающую школьников истории и географии (первая часть, по имени которой часто называют всю серию, — Where in the World Is Carmen Sandiego?). А в девяностых появилась Humongous Entertainment Рона Гилберта с играми Freddi Fish и Pajama Sam, направленными на развитие логического мышления у дошкольников.

Большинство упражнений в Brain Age и Brain Age 2, мягко говоря, несложные.

Но только в 2005 году вышла игра-мегабестселлер для Nintendo DS Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day! (в разных регионах известна также как Dr. Kawashima's Brain Training: How Old Is Your Brain? и Brain Age), разработанная Nintendo в соавторстве с японским нейробиологом Риутой Кавашимой. Brain Age стимулировала мозговую деятельность игрока, предлагая решать головоломки судоку и проходить тесты на память и математические способности. К 2009 году Brain Age разошлась тиражом свыше 17 млн копий (а в 2007-м еще и вышел коммерчески успешный сиквел Brain Age 2: More Training in Minutes a Day!). Секрет популярности сборника несложных головоломок — в очень творческом использовании сенсорного экрана и микрофона Nintendo DS для решения задачек.

После дикого успеха Brain Age развивающие видеоигры впервые попытались поймать за руку. В январе 2009-го французский профессор когнитивной психологии Ален Льери опубликовал результаты исследования, согласно которому дети, решающие кроссворды, играющие в «Эрудит» («Скрэббл») и просто регулярно делающие домашнюю работу, справляются с тестами на память, логику и математические способности ничуть не хуже, (а то и лучше), чем дети, играющие в Brain Age. Практикуемое Brain Age определение «мозгового возраста пользователя» Льери назвал чистой воды шарлатанством.

Большинство упражнений в Brain Age и Brain Age 2, мягко говоря, несложные.

Британский таблоид Daily Mail не замедлил разразиться сенсационной статьей с заголовком «Чем играть в обучалки на DS за сотню фунтов, лучше купить ручку и бумагу». Nintendo ответила, что Brain Training — не более чем набор увлекательных арифметических и логических задач и компания никогда не утверждала, что положительный эффект от игры в Brain Training научно доказан.

С другой стороны, согласно опубликованному в феврале 2009 года отчету Европейского парламента, видеоигры как таковые развивают стратегическое, творческое, нестандартное мышление и учат взаимодействию с другими людьми. В отчете ссылаются на французских, немецких, голландских и американских психологов, которые так и не смогли найти связь между играми и агрессивным человеческим поведением, зато усмотрели связь между играми и развитием умственных способностей и социальных навыков. Британские психологи, впрочем, считают, что процесс игры «активирует ту часть мужского мозга, которая напрямую связана с примитивным стремлением к завоеванию» и превращает школьников в машины для убийства...

В любом случае влияние видеоигр на детское развитие и образовательный процесс все труднее игнорировать. Каждый из опубликованных Quest to Learn фрагментов учебной программы начинается цитатой из исследования благотворительной организации The Kaiser Family Foundation: мол, среднестатистический ребенок в возрасте от 8 до 18 лет (независимо от пола) проводит 8 часов и 33 минуты в день «за интернетом, музыкой, фильмами и видеоиграми», а 57% американских подростков в возрасте от 12 до 17 лет являются создателями интернет-контента (блогов, страничек, картинок, фотографий и записей лучших прохождений).

В Where in the World Is Carmen Sandiego? дети учили географию, охотясь по всему свету за неуловимой авантюристкой и ее подручными злодеями. В девяностых по мотивам игры сделали популярное детское игровое шоу.

Но мы это и так знали, правда ведь? Завтрашние ученые, писатели, дизайнеры, артисты, политики и прочие выдающиеся личности — сегодняшние завсегдатаи имиджбордов, онлайновых таблиц рекордов и игровых блогов, MMOG-аддикты и YouTube-провокаторы. И с ними со всеми срочно надо что-то делать.

Класс-2009

Вот так выглядит преподавательский состав Quest to Learn — цифровых ребятишек решили не пугать фотографиями.

Уроки в школе Quest to Learn организованы следующим образом. В классе 20-26 человек, у каждого школьника есть личный ноутбук, в день проводится по четыре 90-минутных занятия. Вместо традиционных предметов — так называемые домейны, области знаний. В каждом домейне вокруг одной Большой Идеи объединено сразу несколько обычных школьных дисциплин. Учебные темы называются квестами, конкретные задания — миссиями, двухнедельные экзамены в конце каждого домейна — уровнем с боссами.

Сейчас деятельность Quest to Learn спонсируют разные благотворительные фонды вроде MacArthur Foundation и Bill & Melinda Gates Foundation и компании (Intel), но к 2015 году школа собирается полностью перейти на городское финансирование. В 2015-м, как и сейчас, на последнем уровне каждого учебного года дети будут биться с теми же самыми боссами (тестами по математике и английскому языку), что и все прочие нью-йоркские школьники. Только уровень подготовки и успеваемости у «цифровых ребят» должен быть гораздо выше: ведь пока остальные школьники мрачно готовились к экзаменам, ученики Quest to Learn весело проходили квесты, выполняли миссии и к сессии как следует прокачались!

Вместо того чтобы просто зубрить биологию, историю или географию, школьники Quest to Learn примеряют на себя роли настоящих естествоиспытателей, историков, изобретателей, математиков и первооткрывателей — то есть занимаются примерно тем же самым, что и мы с вами. В школе считают, что во время игры можно предъявлять большие требования к ученикам, легче добиться добровольного участия в учебном процессе и различных сопутствующих мероприятиях, проще оценивать учебную деятельность и доводить эту оценку до школьников и их родителей.

Это Gamestar Mechanic, игра, разработанная в свое время руководителем исследовательской группы Quest to Learn Робертом Торресом. Игра должна научить школьников системно мыслить.

В конце концов, любая видеоигра постоянно испытывает пользователя на прочность, заставляет его делать выбор, оценивать поставленную задачу и искать информацию, необходимую для ее решения, а в ответ на любые действия выносит немедленный и беспощадный вердикт. Ну а в многопользовательских играх приходится еще и учиться принимать во внимание чужую точку зрения (пусть даже это будет точка зрения вражеского снайпера в Counter-Strike).

Домейн The Way Things Work («Как все работает») объединяет математику с физикой, химией и биологией. Школьники на уроках учатся разбирать и анализировать различные системы — игры, виртуальные миры, уравнения, физически осязаемые механизмы, — а также создавать свои собственные. Ведь только разобрав что-нибудь на исходные компоненты, можно понять, как это что-то работает.

Вот так выглядит преподавательский состав Quest to Learn — цифровых ребятишек решили не пугать фотографиями.

Домейн Codeworlds («Кодовые миры») объединяет английский язык, математику и информатику. Тут изучают системы символов и структуру языка, синтаксис и грамматику. Для исследования, расшифровки и создания кодовых систем нужно знание основ математики, родного языка и компьютерного программирования. Игры в этом случае — обучающее окружение, смысл которого можно понять через расшифровку кодов и символов.

Домейн Being, Space and Place («Ты, мир и время») — смесь литературы с обществознанием, историей и географией. Раздел посвящен исследованию человека, его роли в обществе и информационных сетях на протяжении всей истории цивилизации. Школьники стараются понять природу индивидуума и осознать, как личность этого индивидуума влияет на его мировосприятие.

Четвертый домейн называется Wellness («Личное благополучие») и посвящен вопросам здоровья, правильного питания, занятиям физкультурой, развитию коммуникабельности и психологической помощи (преодолению социальных и эмоциональных проблем школьников). Школьники должны учиться самостоятельно следить за своим здоровьем и благополучием, но по утрам в школе проводится утреннее собрание, на котором ученики и учителя обсуждают свои проблемы, а завершает каждый учебный день сеанс групповой терапии.

Школьники скачут по полу своей «гимнастической лаборатории» быстрее, чем игроки по коврику Dance Dance Revolution! Гиподинамия цифровым детям точно не грозит.

Помимо четырех основных домейнов, школа предлагает дизайнерский спецкурс Sports for the Mind («Разминка для мозга»): в шестом классе в его рамках изучают игровой дизайн, в седьмом должны взяться за программирование, в девятом — за визуализацию знаний и управление базами данных. Среди факультативных занятий для детей с выдающимися способностями в сфере дизайна и информатики предусмотрены такие курсы, как дизайн одежды со встроенными экранами и солнечными батареями, рисование веб-комиксов, строительство роботов, придумывание рекламных постеров и совместная работа со специалистами из благотворительного центра Education Development над играми для Nintendo DS.

Что за игры

Вот так выглядит преподавательский состав Quest to Learn — цифровых ребятишек решили не пугать фотографиями.

«А не будет ли мой ребенок весь день сидеть за монитором?» — спрашивают обеспокоенные родители. Школа отвечает: не будет. Во-первых, в расписании есть подвижные игры с использованием мобильных телефонов. Во-вторых, есть спортивные секции. В-третьих, на деньги Intel и при участии Аризонского университета построена учебная лаборатория SMALLab (Situated Multimedia Art Learning Laboratory), где дети могут с помощью беспроводных контроллеров взаимодействовать с проецируемыми на пол голографическими объектами. «Гимнастический зал» SMALLab представляет собой что-то вроде гигантского коврика для игры в Dance Dance Revolution.

У школы есть собственная социальная сеть Being Me (Буду мной), через которую делаются все домашние задания и предоставляется доступ к школьным материалам в неучебное время. В ближайшем будущем обещают сделать возможность не только вести блог и болтать с одноклассниками в сообществе, но и обращаться за советом к экспертам-преподавателям из других стран. Для этого в седьмом классе начнут преподавать иностранные языки... Также в школе учат безопасному обращению с интернетом и дают уроки онлайнового этикета, причем считается, что цензура интернет-содержимого должна осуществляться не столько программами-фильтрами, сколько самими школьниками, умными и ответственными.

Так выглядят школьные классы Quest to Learn: кругом провода, приглушенный свет (чтобы мониторы не бликовали), никаких парт. Обстановка чем-то напоминает Британскую высшую школу дизайна в Москве.

Несмотря на все это, Quest to Learn — не совсем утопия. В школе детям ставят самые обыкновенные отметки, а по результатам каждого триместра приглашают в школу родителей, в учебном процессе, помимо полуфантастических технологий, используются и банальные тетрадки в клетку и линейку.

На сайте школы есть несколько образцов учебных игр. Так, во втором триместре будет использоваться 3D-симулятор виртуальной реальности Invisible Pathways — с его помощью дети смогут эмулировать прохождение света сквозь пространство (школьники выступят в роли группы отважных физиков, исследующих поведение света; наряду с игрой в классе есть обычные фотоаппараты — они помогут разобраться, как свет взаимодействует с материей). По игре Spartan Spy школьники изучат отношения Спарты и Афин (дети в роли спартанцев), а с помощью Google Earth исследуют территорию Греции. В Man vs. Nature ребята сначала освоят Месопотамию по картам все той же Google Earth (школьники-сеттлеры в междуречье Тигра и Евфрата), а потом нарисуют свои карты и сыграют в настольные The Settlers of Catan.

Вот учителя разрабатывают карточки и фишки для настольных обучающих игр... а вот дети их тестируют! Это, видимо, урок географии: ориентирование на местности.

Игра Blubonian Treasure Hunt поможет выучить испанский язык (школьники выступят в роли симпатичных инопланетян-блубонцев, случайно высадившихся в Испании) — для этого имеются карточки со словами-подсказками, специальный блубонский блог и Skype. Наконец, в Writers of the Digital Roundtable есть знакомые любому ветерану настольных игр карточки с сюжетными элементами. Из карточек нужно будет собрать законченную историю (школьники-писатели), связно пересказывать ее «случайно встреченному в лифте литературному агенту», а потом ужать до одноминутного рекламного ролика. Очевидно, так учат на кинопродюсера.

После игр

The Oregon Trail — самая долгоживущая образовательная игра (этой весной вышла на iPhone). В английском языке разошлась на цитаты.

В общем, в учебной программе Quest to Learn используются не столько коммерческие видеоигры, сколько общие принципы игрового дизайна. Ведь на примере игр можно понять поведение сложных систем, а двадцать первый век — это сплошь и рядом сложные системы...

Школьникам заданы место, время и цель — и они могут сколько угодно экспериментировать в рамках той или иной игры или симулятора. Ученики сами формулируют теории, постигают окружающий мир методом проб и ошибок, учатся принципам всеобщей взаимосвязанности (мелкие изменения в системе могут привести к глобальным последствиям, в том числе и неочевидным), оптимизации (система может не работать, может работать, а может работать хорошо) и гомологии (сходные отношения могут существовать и в других системах, на первый взгляд отличных от оригинальной).

Дети учатся критическому мышлению, обретают способность обрабатывать несколько потоков информации одновременно и оценивать достоверность полученных сведений. Они усваивают новые, онлайновые модели общественного поведения, которые в обычных школах никакое обществознание не охватывает.

По словам Кэти Сален, отношения в классе Quest to Learn не слишком отличаются от отношений в любой компании, занимающейся разработкой игр: поощряются свободный обмен информацией между учениками, аналитическое мышление, способность к эксперименту, вырабатывается понимание того, что люди (как конечные пользователи) являются частью любой системы — даже той, которую создал ты сам.

В обучении используется метод последовательных дизайнерских итераций, строительство моделей и прототипов (в том числе виртуальных), многократное тестирование систем... Идет активная интеграция новых технологий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что три области, к которым будут готовить выпускников школы, — это, согласно Министерству труда США, самые быстрорастущие индустрии, связанные с дизайном, технологиями и наукой. Детей готовят по трем основным направлениям: игровой дизайн, биоинформатика и визуализация знаний. К концу восьмого класса ученик должен уметь свободно провести научное исследование, используя концепт-карты и точечные графики для анализа информации. К десятому классу он будет уметь обращаться с поисковой программой для анализа цепочки ДНК. А к окончанию школы сможет работать главным дизайнером в любой команде, занимающейся производством игр для DS.

Цифровые дети будущего работают на самых обычных «Макинтошах». С них же они и заполняют профили в закрытой школьной соцсети «Буду мной».

* * *

Важны не только знания учеников, но и то, как они этих знаний добиваются. Как говорит Сален, «мы пытаемся создать школу, где дети будут действительно любить учебу» — и ради этой замечательной цели вполне можно обратиться к компьютерным играм. В этом году Quest to Learn принимает только шестиклассников, но создатели школы намерены каждый год добавлять по классу, пока не дойдут до двенадцатого. В дальнейших планах — создание целой сети игровых школ.

Пока чиновники нью-йоркского Департамента образования присматриваются (Quest to Learn очень удачно подвернулась под проводимую мэром Нью-Йорка кампанию по созданию нестандартных учебных заведений), десятки других нью-йоркских школ уже предлагают программу iTeach iLearn (www.iteachilearn.com), в которой школьники используют в учебном процессе набор Google Docs и блоги. Мы не беремся предугадать, доживет ли первая игровая школа до 2015 года и будут ли видеоигры в привычном понимании этого слова всерьез использоваться в учебном процессе, но точно можем сказать, что Нью-Йорком тут дело не ограничится.

Структура школьной программы Quest to Learn
Место школы Quest to Learn в общей структуре игрового образования
В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
В 2016 году вышло немало всяческих переизданий, ремейков и HD-версий. Выбираем лучшие из них.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования