IGROMANIA.RU
Registration
Редактор «Железного цеха». Инженер-электромеханик по образованию, пять лет изучал строение электровозов и все последующие годы пытался понять зачем. Влился в сталелитейные цеха «Игромании» в 2006 году, с тех пор стал главным спецом по «железкам» в журнале и на сайте.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 52
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 18
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 13
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 4
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

В «Игромании» №4/2013 мы запустили серию материалов «Правила выбора», посвященную основным техническим параметрам компьютерного железа. Несмотря на общее название, каждая статья полностью самостоятельна и рассказывает не только о том, какими характеристиками обладает определенный тип оборудования, но и о том, на какие из них важно обращать внимание, а на какие не очень.

В прошлых номерах мы успели разобраться, как правильно выбирать процессоры, материнские платы и оперативку, теперь пришла очередь накопителей. Сегодня внимательно изучим все характеристики жестких дисков и SSD, доказав, что объем — еще не самая интересная строчка в ТТХ.

Объем

Собственно, говорим мы так неспроста. Для классического HDD емкость — это самая банальная и скучная характеристика. Правило тут только одно: чем она выше, тем больше вы сможете хранить музыки, фильмов, снимков. Поэтому давайте договоримся так: минимум надо брать 500 ГБ. Этого хватит, чтобы установить ОС, забить ее играми и при этом не ощущать особых трудностей с нехваткой пространства.

Если деньги позволяют, то покупайте 1 ТБ. Его уже достаточно для уверенной работы, скажем так, с приличным количеством «увесистых» файлов. В случае когда нужно создать фильмотеку, мы рекомендуем обзавестись несколькими дисками. Первый, под систему, на 500 ГБ; второй, чисто под склад, на 2-3 ТБ. Так вы избежите кучи проблем при переустановке Windows — рабочий экземпляр можно форматировать, не боясь потерять половину своих фотографий.

Ну и еще совет. Хотите получить максимум объема и при этом сэкономить — не гонитесь за топовыми моделями. На момент написания статьи лучшим выбором были 2 ТБ версии. Один гигабайт в них обходился в 80 копеек. Для сравнения: в 500 ГБ представителях за него просили 1,8 рубля, а в 4 ТБ — 1,62 рубля. Вот такая математика, осваиваем и переходим к более интересным вещам.

Размер

Один из базовых параметров HDD — размер короба. Покупая хранилище для домашнего компьютера, запомните — брать необходимо 3,5-дюймовые версии (145х100х25 мм). В подавляющем большинстве вариантов именно на них рассчитаны корпуса системников. Меньшие формфакторы (2,5” или 1,8”) в основном используются в переносных накопителях или мобильной технике. В последнем случае, если будете искать «склад» для ноутбука, имейте в виду, что надо обращать внимание на высоту корпуса винчестера — она плавает от 9,5 до 12,5 миллиметра. Возьмете толще, чем требуется, — в лэптопе ваша покупка не поместится.

Рост HDD, как правило, связан с объемом. Данные хранятся на алюминиевых пластинах с нанесенным на них ферромагнитным слоем. Чем больше таких блинов напихано в HDD, тем, соответственно, выше его емкость, а значит, и габариты. Естественно, на количество хранимой информации влияют и другие факторы — например, плотность записи, отмечаемой в гигабайтах на дюйм.

Понять этот термин несложно. Ферромагнитный слой разбит на миллиарды ячеек, которым можно задать вектор намагниченности, или, простыми словами, записать в них «единицу» или «нуль». Логично, что, чем плотнее сектора расположены на одном куске металла, тем выше его емкость и, как это ни парадоксально, скорость работы самого жесткого диска. Объясним почему.

Граммофон

Устройство HDD сильно напоминает старые граммофоны. Над «пластинкой» висит магнитная «игла», считывающая значения секторов. Как и на виниле, «блин» разбит на множество концентрических кругов, только идут они не по спирали, от края к центру, а замкнуты сами на себя и помечены адресом. Дабы прочитать какой-либо сектор, головка при помощи моторчиков перемещается на заданную дорожку и ждет момента, когда диск прокрутится и под «щупом» появится нужный блок данных. Отсюда вытекает сразу несколько параметров, влияющих на быстродействие.

Первые — оперативность и точность перемещения «иглы». Производители их, как правило, не раскрывают, и соответствующие строчки в ТТХ можно не искать. А вот что нам доступно — так это скорость вращения диска, обозначающая, сколько уходит времени на то, чтобы описать окружность и «подсунуть» щупу необходимые биты.

Измеряется этот параметр в оборотах в минуту и обычно обозначается как «скорость вращения шпинделя». Чисто в теории, чем она больше, тем быстрее считывается/записывается информация.

Нормой для системного диска считается 7200 об/мин. Бывают модели и пошустрее. Например, у Western Digital есть линейка VelociRaptor, у которой пластины крутятся на 10 000 об/мин. Прирост во времени чтения файлов приличный, около 33%, но и стоимость гигабайта данных — 6,7 рубля. Плюс подобные устройства получаются слишком шумными и ненадежными: крутить блины на уровне мотоциклетного мотора та еще задача. Поэтому, кстати, для HDD-архивов лучше покупать медленные модели — к примеру, на 5600 об/мин, которые работают тихо и ломаются гораздо реже.

Интерфейсы и кэш

Еще один важный параметр для диска — интерфейс. Сегодня существуют два варианта подключить HDD к материнской плате — SATA 2 и SATA Rev. 3 (или USB 2.0 и USB 3.0, если говорить о внешних накопителях). По форме они идентичны, но вот пропускная способность у первого — 3 Гбит/с, а у второго — 6 Гбит/с. Понятно, что в последнем случае результаты чтения/записи будут значительно выше, и пренебрегать ими мы не советуем, тем более на конечную стоимость версия порта не влияет.

А вот на объем буфера мы вам внимание обращать не рекомендуем. В нем, как правило, хранятся часто используемые данные, которые при запросе от процессора не считываются с пластины, а забираются с кэша. Но, будем честны, разницы между современными 32 и 64 МБ почти нет. Другое дело, если перед вами гибридная модель, скажем, с 8 ГБ оперативки. Вот она покажет приличный прирост к производительности (стартовать программы будут заметно резвее), но и отдать за нее придется примерно на пару тысяч рублей больше. Стоит ли это подобных денег — решать, конечно, вам, но, с нашей стороны, лучше взять отдельный SSD, ведь цены на них уже не такие высокие.

SSD

Основное отличие SSD от HDD — это иной способ записи информации. По сути, твердотельные накопители — большие флэш-карты, посаженные на интерфейсы жестких дисков. Главное преимущество твердотельников кроется в их расторопности. Так как подвижных частей в них нет, то при считывании не тратится время на поиск дорожек, перемещение «иголки» или ожидание, пока подойдет нужная область. Достаточно сделать запрос адреса и выудить последовательность битов. Предел возможностей будет зависеть от того, насколько «опытной» окажется управляющая плата, передающая данные в оперативную память.

Запоминать названия контроллеров не требуется. Чтобы оценить быстродействие SSD, хватит и строчки ТТХ, в которой указаны скорости чтения/записи. По-хорошему, они должны стартовать от 480 МБ/с, но тут надо учитывать, что обычно производитель представляет SSD сериями и отмечает данные о быстроте для топовых, самых емких, представителей. То есть ситуация, когда для старшей версии с 256 ГБ задано 520/520 МБ/с, а младшая модель из той же линейки выдает всего 200/200 МБ/с, вполне нормальная, и за этим стоит внимательно следить. Обращайте внимание и на параметр IOPS — операций в секунду (чем их больше, тем лучше), стандартом сегодня считается от 50 000 штук.

Также не надо жадничать с интерфейсом. Наличие SATA Rev. 3 для SSD гораздо критичнее, чем для классического жесткого диска. А если уж информация передается по PCIe — это вообще сказка, средняя пропускная способность может равняться 1500 МБ/с, то есть забить 500 ГБ носитель реально минут за пять.

Детали

Ну и последнее, на что желательно (но вовсе не обязательно) обращать внимание, — чипы памяти и поддерживаемые технологии. Сегодня в большинстве запоминающих устройств установлены модули MLC (Multi Level Cell). У них самое приятное соотношение цена/гигабайт, и они выдерживают максимальное количество циклов перезаписи. Не лишним будет проверка соответствия функциям ONFi 2 и Toggle Mode DDR. Они позволяют контроллеру производить запись одновременно на несколько микросхем, и это положительно сказывается на производительности.

А вот с объемом SSD ситуация следующая. Память на флэше стоит в разы дороже, чем на HDD (примерно 15-20 рублей за ГБ). Поэтому твердотельник обычно покупают под операционную систему и важные программы. В принципе, для таких целей хватает 128-256 ГБ, однако если денег на подобную роскошь нет, то можно взять SSD емкостью 20-64 ГБ и поставить его в качестве кэша для жесткого диска. Для этого у вас должна быть материнская плата на базе чипсета Intel Z67 или Z77 Express, ну или эта опция обязана поддерживаться фирменной утилитой от производителя SSD.

 

В итоге правил по выбору накопителей не так уж и много. В случае HDD мы рекомендуем брать отдельные диски для операционной системы и архива. Первые лучше выбирать побыстрее (ОС ответит вам благодарностью), на вторых можно экономить. Что же касается SSD, то про них надо помнить только одно — покупаем мы их ради быстродействия и поэтому ищем модели с максимальными показателями скорости и записи.

Быстрее и выше

Как ни странно, но скоростные хранилища в основном нужны только для нашего с вами комфорта. Увеличивая расторопность HDD, единственное, чего мы добиваемся, — экономии собственного времени, затрачиваемого на ожидание загрузки или сохранения данных.

По-хорошему, в HDD для нас с вами важны всего два вида действий. Первое — чтение с произвольным доступом. То есть как быстро диск может считывать мелкие файлы. Для накопителя это самая сложная задача, так как разрозненные данные, как правило, находятся на разных дорожках и «блинах» и на их поиск тратится основная масса ресурсов.

Второе — последовательные чтение/запись. Простыми словами — работа с крупными кусками информации. Именно с ними получается добиться максимальной пропускной способности, так как на физическом уровне процесс выглядит так: «игла» выходит на нужную дорожку, отыскивает начало, допустим, фильма и начинает его считывать, не тратя время на перемещения или смену адресов.

Кстати, для поддержания высокой производительности винчестера не забывайте периодически делать дефрагментацию (правая кнопка мышки на иконке диска — «Свойства» — «Сервис» — «Дефрагментация»). Эта операция перелопачивает все ваши данные и выстраивает их на пластине так, чтобы они шли друг за другом, а не были разбросаны по всей площади «блина».

Высокие технологии

Хотя HDD — механическое устройство, функционирующее по принципам сорокалетней давности, в нем хватает необычных деталей. Взять, например, корпус. Он полностью герметичен. И продиктовано это не желанием заставить HDD работать под водой, а банальной защитой от внешних раздражителей, ведь даже малейшая частичка пыли способна нарушить хрупкий баланс вращающихся на высокой скорости деталей. Интересно, что внутрь камеры заправлен или очищенный воздух, или однородный газ — к примеру, азот. При этом его давление постоянно уравновешивается с атмосферным, для чего в корпусе ставятся специальные мембраны-фильтры.

Впечатляет и толщина ферромагнитного слоя — всего лишь 10-20 нм, меньше, чем транзистор у процессора. При этом в современных моделях ячейки для записи располагаются на пластине перпендикулярно, то есть стоят как бы «бочком» друг к другу. Ранее же, до 2005 года, сектора находились параллельно поверхности. До определенного момента это никого не напрягало, но с увеличением емкости (читай — плотности) производители столкнулись с эффектом супермагнитизма, когда при намагничивании одного «бита» свой вектор начинали менять соседние кластеры.

В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
В 2016 году вышло немало всяческих переизданий, ремейков и HD-версий. Выбираем лучшие из них.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования