IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы» Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Комментариев: 46

Седьмое поколение консолей подходит к закату, и потому настала пора подводить итоги. Редакция «Игромании» с головой зарылась в архивы и вспомнила самые яркие моменты, связанные с жизненным циклом PS3, Xbox 360 и Wii, — основные события, тенденции, проблемы. Мы намеренно обошли вниманием Nintendo DS и PSP, карманным приставкам мы собираемся посвятить отдельный материал. Восемь лет — относительно небольшой срок, но игровая индустрия развивается так стремительно, что кажется, будто запуск Xbox 360 проходил где-то в другой жизни, столько всего интересного произошло за этот период.

Подумать только, еще пару лет назад наш журнал писал исключительно об играх для PC, но сегодня игнорировать консоли попросту невозможно. Даже в России, стране, где процветает ПК-гейминг и пиратство, приставки стали незаменимым устройством в доме. Более того, изменился портрет современного игрока: если раньше на ум приходил образ неуверенного в себе подростка, запершегося в своей комнате, то сегодня игры превратились в семейное развлечение, которое собирает в гостиной пап, мам и их детей.

Вот почему смена поколений — настолько важная вещь. Выход PS4 и Xbox One — точка невозврата, после их появления индустрия уже никогда не будет прежней. Что нас ждет в будущем? Как преобразятся видеоигры? Кто она — новая аудитория? Ответы на эти вопросы так близко и одновременно так далеко. Строй, но не рушь старого: прежде чем делать хоть какие-то прогнозы, нужно обратиться к прошлому и проанализировать тренды эпохи PS3 и Xbox 360. Внимание! Эта статья вызывает острые приступы ностальгии, и если после ее прочтения вам захочется перепройти лучшие хиты пастгена или пролистать старые выпуски журнала, то мы за себя не отвечаем — предупреждали.

Как все начиналось

Отсчет седьмого поколения начинается с выхода Nintendo DS, но мы, как уже говорилось выше, берем во внимание исключительно домашние консоли. Некстген-первопроходцами стали Microsoft, в 2005-м выпустившие Xbox 360. Sony и Nintendo присоединились лишь годом позже: первые модели PS3 и Wii появились в ноябре 2006 года. Подобная фора нагляднее всего демонстрирует разницу между прошлой и нынешней политикой first-party издателей. Если раньше было в порядке вещей задерживать релиз, чтобы доработать продукт, то сегодня счет идет буквально на часы. В случае с PS4 Sony изначально заняли агрессивную позицию и сделали все, чтобы выпустить свое устройство раньше конкурента, и не зря — консоль стала самой быстро распродаваемой в истории PlayStation).

► Sony и Microsoft противостоят друг другу даже на уровне цветовых решений. Напоминает лазерные мечи джедаев и ситхов из «Звездных войн».

Возросшую мощность PS4 и Xbox One восприняли как нечто само собой разумеющееся, но в 2005-м вопроса о том, зачем человечеству нужен некстген, даже не стояло. Мир переживал переход от SD- к HD-графике — телевизоры, поддерживающие хотя бы 720p, имелись далеко не в каждом доме, и потому в коробки приходилось класть еще и обыкновенные провода-«тюльпаны».

Технология HD ready, не говоря уже о Full HD, казалась чем-то за гранью возможного — сверхчеткое изображение и высокое разрешение кардинально меняли ощущения от игры. Больше не было необходимости вглядываться в мелкий экран; пользователи словно надели очки — качественный скачок по сравнению с Xbox и PS2 был заметен с первого взгляда.

► Наглядная разница между SD-, HD- и Full HD-графикой. С 4К по большей части не дружат даже некстген-приставки, а о 8K мы пока можем лишь мечтать.

Новые же приставки оказались в куда более благодатных условиях, сегодня HD-телевизоры стоят почти в любой гостиной (в отличие от устройств с разрешением 4K), и потому Sony и Microsoft не нужно беспокоиться о том, что недостаточно развитые технологии утянут их продукты на дно. Так, в комплекте с PS4 поставляется лишь HDMI-кабель, и это важный маркер случившихся перемен. К слову, Nintendo в гонке вооружений участия не принимала: Wii поддерживала 480i, 480p и 576i, а HD полностью игнорировала.

Битва форматов

Еще одним весомым улучшением оказалась начинка консолей. Спустя восемь лет характеристики Xbox 360 и PS3 едва ли кого-нибудь удивят, но на то время это было настоящим прорывом: высокополигональные модели, проработанные задники и обилие объектов на экране натурально вводили в ступор. Для сравнения: в распоряжении PS2 было всего 4 Мб видеопамяти (еще 32 Мб заимствовалось из основной), в то время как у PS3 — целых 256 Мб!

► Тот самый внешний HD DVD-привод для Xbox 360.

Свою роль сыграл и переход на новый тип физических носителей. Сегодня уже мало кто вспомнит, что такое HD DVD, но чуть меньше десяти лет назад именно этот вид дисков являлся основным конкурентом Blu-ray.

Компания Toshiba развязала с Sony натуральную войну (создатели PlayStation как раз и занимались производством плееров с голубым лазером), но проиграла ее ввиду неосторожных действий Microsoft. Дело в том, что игры для PS3, как и, собственно, фильмы, записывались на Blu-ray, в то время как Xbox для виртуальных развлечений использовал стандартные DVD, а для чтения HD DVD требовался отдельный привод. Ничего удивительного, что Sony так быстро монополизировали рынок физических носителей: BD-диски были более вместительными, удобными, а для их воспроизведения не нужно было докупать отдельное оборудование.

Иду на Wii

► Уверены, что Sony и Microsoft до сих пор не могут поверить, что упустили изобретение Куинна.

Феномен Wii объяснить достаточно просто. В отличие от тех же PS3 и Xbox 360, консоль предлагала нечто кардинально новое - контроллер движений взамен привычных джойстиков. Взмах руки вместо нажатия кнопок… графика графикой, но кто сумел бы устоять перед возможностью почувствовать себя джедаем? Пусть системы Sony и Microsoft и выдавали отличную графику, а Wii уже в 2006-м серьезно отставала в графическом плане, сила инноваций дала о себе знать. Необычная технология привлекала даже тех, кто в супермаркетах всегда проходил мимо рядов с приставками, что уж говорить об обычных игроках.

Наиболее успешными тайтлами для Wii стали казуальные игры. Nintendo работали именно на нехардкорную аудиторию, которая по большей части не очень-то и понимала, как правильно держать геймпад. И потому контроллеры Wii оказались идеальным решением. Помимо стандартного Wii Remote, напоминающего пульт от телевизора, в ассортименте имелись еще нунчак, пистолет, руль, пульсометр и, конечно же, более привычный классический джойстик.

Звание самой продаваемой игры в мире получила Wii Sports - сборник мини-игр, состоящий из симуляторов бокса, бейсбола, тенниса, гольфа и боулинга. Nintendo продали около 83 миллионов копий - такой ошеломляющий результат не снился даже GTA и Call of Duty.

В Wii Sports игроки своими руками выполняли те же действия, что и в перечисленных видах спорта: махали воображаемой ракеткой, клюшкой и так далее. Важным фактором успеха стала возможность сразиться с кем-нибудь из членов семьи, поскольку кооператив поддерживался во всех мини-играх.

Следующим в списке самых продаваемых Wii-тайтлов идет Mario Kart Wii - 34,26 миллиона, следом - Wii Sports Resort, расширенная версия Wii Sports, разошедшаяся тиражом почти в 32 миллиона копий. Стоит отдельно упомянуть Wii Play (28 млн) и Wii Fit (22,67 млн). Первая - очередной сборник мини-игр (бильярд, рыбалка, настольный теннис и прочее), вторая - то, из-за чего Wii и прозвали «консолью для домохозяек».

Из игровой системы приставка Nintendo внезапно превратилась в спортивный тренажер, позволяющий заняться аэробикой, йогой и другими полезными упражнениями. У многих Wii Fit так и осталась единственной покупкой - огромное количество людей брали Wii лишь для того, чтобы размяться после работы. Вот так, заручившись поддержкой семей и простых офисных рабочих, Nintendo, по сути, и выиграли седьмое поколение.

Самое смешное, что история успеха Wii могла принадлежать Microsoft и Sony. Именно к ним со своей технологией сначала пришел изобретатель Том Куинн, в народе известный как создатель Wii. В Microsoft его предложение отвергли, мужчина продолжил искать финансирование и подался к Sony, где также получил отказ. Прибежище Куинн нашел лишь в стенах Nintendo, которые и приобрели заветный патент на устройство. А ведь только представьте, что было бы, выдели Microsoft или Sony деньги на этот рискованный проект! Кто знает, как дела обстояли бы сегодня: консоль с мощной начинкой и революционным контроллером - издатели с такими козырями на руках запросто монополизировали бы рынок.

Так что Wii U ни в коем случае не стоит списывать со счетов. Она, может, и проигрывает по характеристикам PS4 и Xbox One, но крутых эксклюзивов у нее намного больше, японцы неустанно следят за качеством издаваемых продуктов. Сравните, для примера, оценки Ryse и Killzone: Shadow Fall с оценками Super Mario 3D World - вы сильно удивитесь.

Ключ на старт

Естественно, тогда некстген вызвал огромный ажиотаж. Xbox 360 пользовался невероятной популярностью, во всех основных регионах консоль разошлась за считанные дни. Интерес к продукции Microsoft не угас даже после выхода PS3 и Wii, продажи оставались на прежнем высоком уровне. Только к концу 2005 года производитель отгрузил до полутора миллионов приставок (около 940 тысяч разобрали в первые четыре недели).

► Знаменитый красный «огонь смерти». У многих при виде этой картинки до сих пор слезы наворачиваются на глаза.

У Sony дела обстояли менее радужно: многих возмутила высокая стоимость развлекательной системы («600 долларов за коробку — да вы шутите!»), что в итоге привело к низкому спросу на товар. В то время как Xbox 360 и Wii сметали с прилавков, PS3 оставалась пылиться в магазинах. И все же за первый месяц приставку купили более 540 тысяч человек, что чуть ли не вдвое меньше результатов конкурента.

Но и Microsoft, и уж тем более Sony было одинаково далеко до показателей «большой N» — Wii, позиционировавшаяся как устройство для всех, за тот же срок преодолела рубеж в 2,07 миллиона реализованных единиц (о причинах успеха Nintendo читайте во врезке по соседству).

Проблемы белых людей

Запуск таких сложных устройств, как домашние консоли, всегда проходит не без эксцессов, и седьмое поколение не стало исключением. Чего только не натерпелись пользователи — фризы, пропадающий звук, проблемы с изображением… Неприятно, конечно, но на фоне технических проблем самих приставок эти баги выглядели почти безобидно. Наибольшую известность получили так называемые «круги смерти» — красные для систем Microsoft и желтые для продуктов Sony.

► Абсолютно инопланетный дизайн. Такой со злости не швырнешь — кидаешь, а он все равно возвращается!

Больше всех настрадались обладатели ранних ревизий Xbox 360. Устройства постоянно выходили из строя, перегревались и ломались в самый неподходящий момент. Да, Microsoft обогнали конкурентов ровно на год, но чего им это стоило: процент брака был необычайно высок, что нанесло серьезный удар по имиджу компании. По признанию Питера Мура, сотрудника студии, за первые 19 месяцев было выпущено порядка 11,6 млн консолей, и почти все имели существенные дефекты. Одни царапали диски, другие уходили на покой с ошибкой Е74 (от последней умерла как минимум одна редакционная приставка).

► Red Dead Redemption. Сверху — версия для PS3, снизу — для Xbox 360. Разница, как говорится, налицо.

Несмотря на то, что сегодня технические проблемы Xbox давно в прошлом, ярлык ненадежности так к нему и приклеился. Не слишком сведущие в индустрии люди покупали японские, а не американские консоли просто потому, что слышали, как на Microsoft жаловались знакомые, — пресса тогда раздула целую драму из этой истории, и дурная репутация издателя разнеслась далеко за пределы игровой индустрии.

Руки не под это заточены

Приверженцы Sony испытывали проблемы иного рода. Из-за мощного, но непривычного в плане архитектуры процессора Cell мультиплатформенные игры зачастую выглядели на PS3 хуже, чем на Xbox 360. Причем графическое неравенство продолжалось довольно длительное время — например, Red Dead Redemption, вышедший в 2010-м (то есть спустя четыре года после релиза платформы), на японской системе запускался в нативном разрешении 640p. И все — никакого HD!

► Внешне DualShock 3 почти не отличался от Sixaxis.

Много недовольства вызвал и сам геймпад, вернее, его выпуклые стики; из-за них пальцы все время соскальзывали и уставали, особенно если игрокам приходилось выполнять быстрые действия. Впрочем, все лучше, чем джойпад, напоминавший бумеранг, который Sony изначально готовили на замену старой модели. Если бы пользователи и пресса не взбунтовались, быть беде!

Внешне Sixaxis мало чем отличался от использовавшихся ранее DualShock, так как дизайн фирменной линейки джойстиков почти не менялся со времен первой PlayStation. Кроме того, до выхода улучшенной модели — DualShock 3 — у контроллера отсутствовала функция вибрации.

► Проще самому в реальной жизни пройти по этому бревну, чем на джойстике, используя гироскопы!

От старых моделей Sixaxis отличался в первую очередь сенсорными датчиками. Однако их применение в ранних версиях носило скорее негативный оттенок: Sony насильно заставляли разработчиков использовать преимущества «прокаченного» геймпада, но внедрялись навороты не слишком удачно (к слову, схожая ситуация происходила с PS Vita). Именно поэтому балансирование над пропастью в первом Uncharted и Mirror’s Edge повесили на гироскопы, а создателей Warhawk принудили в кратчайшие сроки сделать альтернативную модель пилотирования.

Впрочем, опять же, консоли Sony хотя бы исправно работали — вскоре к недочетам DualShock привыкли, а использование его особенностей перестали так усиленно навязывать.

Музыка нас связала

Музыкальные симуляторы сложно представить без соответствующих инструментов, но Rock Band прекрасно себя чувствовала и в портативном формате. Unplugged предлагала исполнить роль человека-оркестра, играя за всех членов группы сразу.

В 2007-м стала набирать популярность серия Guitar Hero, с которой и начался недолговременный бум музыкальных симуляторов (оригинал появился в 2005-м на PS2, второй выпуск посетил Xbox 360 спустя два года).

Наибольшую известность получила третья часть - Legends of Rock. Люди сходили с ума, Guitar Hero превратился чуть ли не в главный повод собраться и устроить вечеринку. Игра даже пародировалась в South Park, чьи создатели всегда держали руку на пульсе общественности.

Одновременно с Legends of Rock вышел и главный конкурент серии - Rock Band, разработанный студией Harmonix. Rock Band переманил ощутимую часть аудитории Guitar Hero благодаря дополнительным музыкальным инструментам (барабаны, бас-гитара) и возможности петь в микрофон.

Вскоре появились и другие подражатели: Ultimate Band, Rock Revolution, DJ Hero, но они, по понятным причинам, так и остались в тени своих прародителей. В 2011 году Activision из-за спада продаж закрыли серию, а в апреле 2013-го Harmonix объявили о прекращении работ над платными контент-паками. Так что из относительно известных музыкальных симуляторов остался один Rocksmith - интерактивный самоучитель игры на гитаре.

Волшебные метаморфозы

Несмотря на то, что в течение поколения технические характеристики консолей почти не меняются (улучшения в любом случае не влияют на графику, картинка везде выглядит одинаково), 360 и третья PlayStation претерпели серьезные внутренние и внешние изменения. Например, «боксы» базовой ревизии Xenon не имели HDMI-выхода. Да-да, вы не ослышались: некстген-консоль без возможности выводить изображение в HD — оксюморон, да и только!

► Превращение глянцевой «толстушки» в хлебницу. Как ни крути, а PS3 Slim получилась самой красивой приставкой в седьмом поколении.

У PS3 HDMI-порт имелся с самого начала, кроме того, консоль поддерживала обратную совместимость с играми PS2. Вставили диск и играете в свое удовольствие. Однако эта возможность присутствовала лишь в первых моделях японской приставки, позже ее убрали. Sony продвигали запуск старых игр как одну из главных особенностей PS3 (стартовая линейка не блистала ААА-тайтлами, и потому классическая библиотека PlayStation служила серьезным доводом при покупке). Однако японцы вскоре пожалели о своем решении.

► Sony отказались от обратной совместимости, но в итоге пришли к HD-ремастерингам классики PS2. Что ж, так даже лучше.

Глава британского отделения Sony, Рэй Магуайр, даже заявил, что деньги, выделенные под оптимизацию обратной совместимости, нужно было пустить на разработку новых PS3-эксклюзивов или, как вариант, снижение стоимости производства. Изначально новая консоль была оснащена отдельным процессором, отвечавшим за игры на PS2, но затем японцы отказались от этого решения в пользу программной эмуляции игр. Получилось, мягко говоря, не очень, и в итоге поддержку игр с PS2 убрали совсем. Теперь приходится довольствоваться лишь недешевыми HD-ремейками.

На заре поколений

Какие бы проблемы ни испытывали Microsoft, у их консоли был серьезный козырь — игры. Именно они, а не железо, репутация или технические недостатки для многих стали решающим фактором. А ведь стартовая линейка Xbox не то чтобы впечатляла. Из восемнадцати представленных проектов эксклюзивами были лишь Condemned: Criminal Origins — неплохой, но далеко не гениальный хоррор от студии Monolith, симулятор сноуборда Amped 3, Perfect Dark Zero — шутер об охотнице за головами Джоанне Дарк, а также Kameo: Elements of Power — забавная экшен-адвенчура про девушку, спасавшую семью из лап коварного орочьего короля. Наконец, Every Party была исключительно японским лонч-тайтлом, так что в расчет мы ее не берем.

► Project Gotham Racing 3 стала отличным заделом на будущее. Жаль, что серию закрыли после четвертой части.

С гонками дела обстояли чуть лучше — и Project Gotham Racing 3, и Ridge Racer 6 оказались довольно хорошими играми (шестую часть RR все же больше хвалили, чем критиковали). Два качественных эксклюзивных рейсинга прямо на старте — вполне себе достойный результат. Картину дополняла еще и великолепная Most Wanted, которая хоть и вышла на нескольких платформах сразу, но хуже от этого все равно не стала. Помимо этого, вместе с консолью Microsoft появились Call of Duty 2, FIFA 06, Gun, Quake 4 и Tony Hawk’s American Wasteland.

► Многие игры на запуске PS3 выглядели очень замыленными, Genji: Days of the Blade — не исключение.

Годовой разрыв между релизом Xbox и PS3 дал о себе знать. За прошедшее время на 360 вышли Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter, Burnout Revenge, Battlefield 2: Modern Combat, Final Fantasy XI, Hitman: Blood Money, Saints Row, Dead Rising (еще два интересных эксклюзива, между прочим), F.E.A.R. и множество других значимых игр.

Когда PS3 и Wii только ступили на рынок, у Xbox уже была сильная библиотека, так что основного своего конкурента Microsoft без проблем укладывали на лопатки (Nintendo все же работали на другую аудиторию). Да и Sony поначалу хвастать было особенно нечем. Четырнадцать игр, среди которых эксклюзивов всего ничего — сомнительный hack ’n’ slash Genji: Days of the Blade, отвратительный симулятор меха Mobile Suit Gundam: Crossfire, средний Ridge Racer 7 и, опять же, спорный Diablo-клон Untold Legends: Dark Kingdom.

► Perfect Dark Zero и Kameo: Elements of Power получили неплохие оценки на запуске, но кто о них помнит сейчас, спустя восемь лет?

Из целого ряда проходных тайтлов выделялись разве что MotorStorm (не совсем лонч, но игра вышла буквально через месяц после старта консоли) да Resistance: Fall of Man. На безрыбье оба проекта стали главным событием для всех покупателей PS3.

Творение Insomniac Games входило в список обязательных приобретений: умопомрачительная на тот момент графика, почти голливудская постановка, отменный мультиплеер. Радовал и постепенно раскрывающийся сюжет с элементами хоррора.

► В Resistance тоже было немало мыла, но общий уровень картинки впечатлял.

Ну а MotorStorm и вовсе произвела фурор. Это была сумасшедшая, безумно веселая гонка с разрушающимися трассами (деформировались они прямо на ваших глазах) и самой настоящей грязью, которую можно было месить колесами. Но, что еще интереснее, в заездах могли участвовать транспортные средства самых разных категорий: помимо машин, были байки, мотовездеходы, багги и даже грузовики. Учитывая, что у всех было нитро, а с большинства трасс можно было слететь, игра заставляла визжать от восторга буквально на каждом повороте — адреналин поступал в лошадиных дозах. Так Sony приобрели второй после Resistance мощный эксклюзив, который его создатели, Evolution Studios, позже продолжили, выпустив не менее крутые Pacific Rift и Arctic Edge.

Как видите, Sony и Microsoft никогда не баловали игроков сногсшибательными эксклюзивами на запуске. Об этом следует помнить, когда пользователи начинают жаловаться на скудную линейку игр PS4 и Xbox One, — как показывает практика, все будет, но чуть позже.

О чем говорят мужчины

И все бы ничего, если бы в ноябре 2006-го не вышел онGears of War, проект, определивший, по сути, лицо нового поколения. В отличие от просто хорошего Resistance, GoW натурально взрывал голову — ничего подобного мы до этого момента просто не испытывали. «Шестеренки» дали начало новому жанру и открыли дорогу позиционным шутерам от третьего лица. Если вы ищете тех, кого следует упрекнуть в том, что TPS превратились в шаблонные игры с укрытиями и перекатами, вот они, виновники прямо перед вами — именно Epic Games изобрели эту некогда новаторскую механику.

► Нарико сильно напоминает Трип, не находите?

Gears of War ощущалась как настоящая некстген-игра — кинематографичная, умная, разнообразная. От хруста костей локустов, разрезаемых на части бензопилой, натурально хотелось бить себя в грудь и наносить на лицо боевую раскраску. Ну а возможность пройти сюжетную кампанию вместе с другом, отдавая приказы и на ходу обсуждая тактику, придавала игре плюс сто очков к крутости. После GoW кооператив стал почти обязательным пунктом для авторов TPS, но мало у кого это получалось и получается так же здорово, как у Epic.

► MotorStorm и сейчас затягивает почище большинства рейсингов. Ураганный геймплей и отличная графика — что еще нужно хорошим гонкам?

По-честному, творение Клиффа Блежински так и осталось самой маскулинной, самой мужской игрой поколения, а также наиболее ярким впечатлением 2006 года. А еще, по легенде, авторы «Шестеренок» послужили косвенной причиной смерти российского игродева. Приехав на Е3 и увидев Gears of War в действии, наши вдруг поняли, что Запад им уже не догнать. Возможно, именно поэтому мы так и не увидели «Капитана Блада»…

Шутки шутками, а GoW и правда показала, какой большой разрыв в качестве образовался между российской (да чего уж там, европейской вообще) и американской разработкой.

Эпоха «цифры»

► 64 игры за год - действительно впечатляет.

Седьмое поколение принесло нам не только игры, но и цифровые сервисы. Сеть стала неотъемлемой частью экосистемы Xbox 360 и PS3: пользователи получили доступ к музыке, кино и сериалам (по крайней мере, в США), обзавелись площадкой для общения с единомышленниками.

Развитие PSN и Xbox Live совпало с прогрессом «облака» и широкополосного интернета, как результат - под конец 2013 года виртуальные покупки стали настолько привычным делом, что сегодня многие предпочитают цифру физическим носителям: во-первых, выходить никуда не нужно, во-вторых, хранить удобнее, наконец, в-третьих, контент в Сети зачастую стоит дешевле. Во многом на современный облик PSN и Xbox Live повлиял небезызвестный Steam - Valve подали отличный пример своими распродажами, которые стали регулярно проводиться и в консольных сервисах.

Именно интернет сделал из пастген-приставок те платформы, которые мы любим и знаем. Так, если бы не Мировая сеть, сидели бы мы сейчас без ачивментов - ну кому они нужны, если не перед кем хвастать своими достижениями? В 2005-м Microsoft весьма вовремя внедрили в свою приставку Gamerscore, а летом 2008 года за ними последовали и Sony.

Зато японцы на годы вперед опередили конкурентов с PS Plus, который из обычного сервиса дополнительных услуг превратился в платную подписку, обеспечивающую пользователям дармовые игры каждый месяц, вне зависимости от платформы: «Плюс» работает сразу на PS Vita, PS3 и PS4.

► Гейб Ньюэлл задает моду не только PSN и Xbox Live, но и Origin с Uplay.

В случае с новой консолью PS Plus обеспечивает еще и доступ в мультиплеер - в начале восьмого поколения Sony пошли по пути Microsoft, которые в свое время провернули то же самое с Xbox Live Gold. Тем не менее японцы находятся в выгодном положении, потому как их сервис - игры по подписке - является уникальным. MS сейчас тоже пытаются организовать нечто подобное, но выходит, мягко говоря, не очень. Тогда как подписчики PS Plus получают высококлассные игры (Assassin’s Creed 3, Far Cry 3, Metal Gear Rising: Revengeance и другие), обладатели «бокса» довольствуются хорошими, но старыми релизами вроде второго «Ассасина» или третьего Halo и спорными тайтлами а-ля Iron Brigade и World of Keflings.

Но есть у синтеза с интернетом и свои минусы: игры стали продавать по частям. Если раньше покупатель сразу же получал готовый продукт, то теперь в комплекте с основной кампанией идет множество DLC, за которые приходится платить отдельно. И ладно, если речь о дополнительных паках оружия или микротранзакциях, но когда в виде скачиваемого дополнения продают настоящую концовку, как это было в случае с Dead Space 3, то остается только что есть силы костерить жадных издателей. Все-таки в определенных аспектах предыдущие поколения выигрывали у седьмого - вас хотя бы не пытались раздеть до нитки столь наглым способом.

Игор нет

Sony поняли, что такими темпами Microsoft переманит к себе всю аудиторию, и потому постарались взять себя в руки. К несчастью, японцы оказались в невыгодном положении — множество серий, испокон веков сохранявших верность семейству PlayStation, либо переметнулись на сторону конкурента, либо превратились в мультиплатформу. Решение напрашивалось само собой: нужны новые IP, свежая кровь, тайтлы, которые сумеют перебить эффект, вызванный Gears of War.

► Эту картинку можно смело назвать «скриншотом поколения» — благодаря ей о Дрейке узнали даже те, кто играми в общем-то и не интересуется.

Началось все с малого. В сентябре 2007 года Sony порадовали владельцев PS3 слэшером Heavenly Sword — дебютным проектом Ninja Theory, создателей замечательных Enslaved: Odyssey to the West и DmC: Devil May Cry. Уже в HS узнавался фирменный почерк британской команды: оригинальный сеттинг, харизматичная главная героиня, великолепный дизайн локаций. Но главное — графика. Heavenly Sword выглядела невероятно красиво, от отдельных уровней ну просто дух захватывало. Где-то на этом этапе японцы и начали отвоевывать аудиторию Microsoft — творение Ninja Theory и по сей день остается хорошим примером того, как нужно работать с лицевой анимацией.

Следом Sony выпустили первую некстген-версию Ratchet & ClankTools of Destruction, но катарсис наступил только с выходом Uncharted: Drake’s Fortune. Тут-то PS3 и встала на верный путь. Дрейк заставил содрогнуться даже фанатов Gears of War. На успех повлияло многое: атмосфера приключений, напоминавшая «Индиану Джонса», очень отзывчивое управление, незаурядный сюжет и сам Натан, мигом завоевавший симпатии игроков.

► Примерно так себя чувствовали игроки, впервые запуская Gears of War.

Конечно, больше всего шума наделало продолжение (именно из-за сиквелов многие люди и сегодня покупают консоль Sony), но оно и понятно — Among Thieves на голову превосходила остальные приключенческие игры. Naughty Dog довели механики оригинала до совершенства, отточили свое дизайнерское, режиссерское и сценарное мастерство. Потные мужики из Gears of War никуда не делись, но основательно подвинулись — истории о поисках полумифических сокровищ увлекали почище книг и киноблокбастеров на ту же тематику, благо постановка была как минимум не хуже. Фанаты «бокса» мигом придумали обидный термин — «мыльное кинцо», — что не помешало Uncharted отлично продаваться.

Свой успех Sony закрепили выходом Gran Turismo 5 Prologue, который, вообще говоря, был всего лишь предварительной версией самого дотошного автосимулятора в мире. Даже демостатус не помешал игре разойтись сумасшедшим тиражом в 5,1 миллиона копий, и это не считая финансовых достижений Gran Turismo 5 более 10 миллионов дисков.

Выиграна битва, но не война

На вал релизов со стороны конкурирующего издателя Microsoft ответили второй частью Forza Motorsport (серия Turn 10 Studios оказалась чуть ли не единственным серьезным конкурентом GT) и релизом Halo 3. Стоит признать, создатели Xbox нащупали слабое место PS3, на платформе японцев не было ничего подобного. Третий Halo получил охапку «десяток» и сорвал кучу оваций, став одним из претендентов на звание «Лучший шутер поколения».

► После Mass Effect интерес разработчиков к взрослым темам в играх сильно возрос.

Ну и напоследок — Mass Effect. Игра BioWare помогла Microsoft склонить чашу весов в пользу Xbox: космоопера манила нелинейным развитием сюжета, взрослыми темами (ох, сколько же шума поднялось из-за эротической сцены с синекожей инопланетянкой!), ответственностью за каждый ваш шаг, — чуть ли не впервые нас ставили перед серьезным моральным выбором. Причем порой настолько тяжелым, что иногда приходилось уходить на перекур — собраться с мыслями и решить судьбу того или иного персонажа. Mass Effect вскоре портировали на PC, а спустя пару лет и на PS3, но в 2007-м Microsoft определенно вышли победителями.

Помимо эксклюзивов, в том году увидели свет и другие чрезвычайно важные тайтлы — Assassin’s Creed и Call of Duty: Modern Warfare. «Ассасин» перевернул наши представления об играх в открытом мире и популяризовал паркур (сегодня карабкаться по стенам и уступам можно в каждой третьей игре), а CoD задал новую планку одновременно для постановочных и мультиплеерных шутеров.

► Миссия No Russian принесла Modern Warfare 2 скандальную известность. Впрочем, даже Infinity Ward далеко до развесистой клюквы Company of Heroes 2.

Серия Activision во многом повлияла на своих коллег по жанру, став трендовой вехой седьмого поколения. Сцена побега с тонущего корабля, казнь человека от его же лица, ядерный взрыв… когда уже казалось, что миром вот-вот начнут править шутеры 2.0, Modern Warfare вернула жанр в прежнее русло. С одной стороны, четвертая Call of Duty затормозила развитие сингловых FPS, с другой — доказала, что тема себя все еще не исчерпала. Хотите вы того или нет, но именно Infinity Ward привнесли в шутеры настоящий голливуд, так как именно ей в первую очередь подражали любители зрелищности. Без MW боевики от первого лица, скорее всего, не были бы и вполовину такими эффектными.

Что примечательно, обе серии, и CoD, и Assassin’s Creed, все еще живы и до сих пор продаются гигантскими тиражами. Вот что значит предугадать настроение аудитории.

Зачем нужно жрать капусту

В 2008-м Sony стали сразу жечь напалмом: Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, LittleBigPlanet, Resistance 2! LBP — особая точка в развитии PS3. Media Molecule вручили людям инструментарий для создания собственного контента, редактор уровней подтолкнул десятки тысяч к творчеству. От вас не требовалось особых умений, свою игру в рамках LBP мог сделать даже ребенок и, что самое главное, после выложить ее в Сеть, на всеобщий суд. Лозунг «Play. Create. Share.», как нам кажется, задал настроение остальным казуальным проектам Sony.

► В 2008-м имя Нико Беллика было у всех на устах, притом что интернет в России в то время был развит значительно хуже.

Но Microsoft не отставали. Too Human, Fable 2, Gears of War 2 (Блежински снова утер всем нос — суровый военный экшен превратился в надрывную, захватывающую драму), Halo Wars. На последней игре остановимся чуть подробнее. Halo Wars — одна из немногих вменяемых стратегий на консолях, которая до сих пор не растеряла своей актуальности, учитывая, что жанр, несмотря на удачный пример перезапущенного XCOM, на седьмом поколении так и не прижился.

Но отставим войны эксклюзивов в сторону, 2008 год был богат прежде всего на знаковые мультиплатформенные игры. О Grand Theft Auto 4 и говорить, думаем, не стоит, «четверка» лишь подтвердила культовый статус Rockstar. Гигантский живой город, реалистичная физика повреждений, запоминающиеся персонажи, обилие возможностей — новую GTA быстро растаскали на цитаты, а Нико Беллик, его братец Роман и перекачанный Брюси перешли в разряд имен нарицательных.

Неожиданным сюрпризом стал Battlefield: Bad Company, доказавший, что DICE при желании могут сделать великолепный комедийный боевик (правда, юмористический запал шведов угас уже в сиквеле). Остроты добавила и разрушаемость, превратившаяся в фирменную фишку студии. После Bad Company и началась ежегодная борьба Battlefield и Call of Duty за звание лучшего мультиплеерного шутера.

► Третью часть Left 4 Dead тормозят так же, как и Half-Life. У Valve, что, какая-то подсознательная неприязнь к триквелам?

2008 год подарил нам множество новых имен. Это и Dead Space, и BioShock, и Mirror’s Edge. Ну и как можно забыть о Fallout 3 — многие до сих пор называют его лучшей игрой года в противовес GTA. Все эти тайтлы привнесли свою лепту в историю индустрии: Electronic Arts в каком-то смысле вернули моду на хорроры, Кен Левин заставил нас вспомнить об Айн Рэнд, поджанре immersive sim и всерьез заговорить об ар-деко, а Фэйт помогла почувствовать себя в шкуре ловкого трейсера — ощущения от первого прыжка с одной крыши на другую мы не забудем, кажется, уже никогда.

Но сильнее других нашумел Left 4 Dead, выведший кооперативные шутеры на новый уровень. Valve сделали идеальный зомби-апокалипсис; ни один фильм, ни одна книга, ни один комикс не передавали того чувства сдавленного ужаса, когда на тебя из-за угла выбегала толпа озлобленных мертвецов. И, что круче всего, благодаря невидимому ИИ-режиссеру каждый матч проходил по-разному — вы никогда не могли предугадать, откуда последует опасность.

После L4D ходячие пережили новую волну популярности в играх, и с тех пор фонтан зомби-жанра не иссякает: Dead Nation, ZombiU, Dead Island, The Walking Dead, Deadlight, State of Decay, DayZ, The Last of Us, в конце концов. Мертвяки даже появились в Yakuza и Call of Duty!

Тем не менее, положа руку на сердце, признаемся: ничего лучше Left 4 Dead среди онлайн-боевиков, рассчитанных на прохождение в шумной компании, на консолях так и не появилось.

Только без рук

► Слишком много Kinect для одной фотографии!

Видя успех Nintendo на поприще контроллеров движений, Sony и Microsoft не могли не отреагировать. Так, в 2010-м на свет появились PS Move и Kinect. Но если в случае с PS Move японцы внаглую скопировали технологические достижения «большой N» (чувствительный к движению контроллер PlayStation даже по форме напоминал Wii Remote), то создатели «бокса» пошли дальше и представили миру нечто новое - камеру, отслеживающую ваши движения, благодаря которой отпадала нужда в любых сенсорных агрегатах.

Для «Мува» ничего особо интересного так и не придумали (тем не менее Sony остались довольны продажами, которые составили порядка 15 миллионов). Устройство поддерживали эксклюзивные ААА-тайтлы вроде Heavy Rain и Killzone 3, а также сторонние игры (например, BioShock Infinite и даже Counter-Strike: Global Offensive), но контроллер по большей части был бесполезен - чего-то сверхинтересного под него так и не вышло.

► Вот так рекламщики Microsoft продвигают Kinect для Xbox One.

А вот Kinect по-настоящему впечатлял. С его помощью «360-й» научился выполнять голосовые команды (для Skyrim даже вышел специальный патч, позволяющий вам самим использовать драконьи крики), распознавать человеческие позы и отслеживать мимику. Все эти технологические радости омрачало одно: если у вас было недостаточно места в квартире - все, камеру можно выкидывать. Ну или покупать специальные устройства от китайских производителей, заставляющие «Кинект» думать, что свободного пространства перед ним куда больше.

Впрочем, с мастхэв-проектами для Kinect тоже как-то не срослось, из серой массы выделяются разве что Kinect Star Wars (танцевать от лица Хана Соло - мечты детства сбываются!), Dance Central и Kinect Sports - ответ японскому Wii Sports.

Зато технология неожиданно получила применение в совершенно других областях: Kinect помогает предотвратить аутизм у детей, состыковывает космические спутники, заменяет слепым собак-поводырей и автоматизирует крышку мусорного ведра. Словом, одна польза, а вот хороших игр до сих пор нет!

Выход в люди

Период 2009-2010 гг. проходил для Sony под флагом тяжелой артиллерии: Killzone 2, inFamous, Uncharted 2, God of War 3 («Боги, я покараю вас!»), Gran Turismo 5 и, конечно же, Heavy Rain.

Дэвид Кейдж наконец довел до ума то, чем начал заниматься еще в Fahrenheit. Дизайнер в одиночку популяризовал целый жанр, его интерактивное кино трогало и вызывало сильнейшие эмоции, даже несмотря на дырявый сюжет. Кейджа можно уважать, можно ненавидеть, но на счету Quantic Dream — одни из ярчайших постановочных эпизодов за все седьмое поколение. Пережить такое дорогого стоит, и именно поэтому Heavy Rain приняли такой, как есть: немного неряшливой, глуповатой и до прямоты искренней. И если уж на то пошло — не будь Кейджа и Heavy Rain, не было бы и любимых нами The Walking Dead от Telltale Games.

Но самое главное — Quantic Dream сделали то, о чем до них никто и не задумывался. Французы попытались вывести игровую индустрию из гик-подполья и помирить с теми, кто никогда не держал в руках джойстиков. Кейдж человеческим языком объяснял, почему виртуальные развлечения — это классно и что пугаться технологий совсем не стоит.

► Beyond во многом ругали еще и за то, что он не произвел того же впечатления, что и Heavy Rain в свое время.

Heavy Rain была интуитивно понятной, не требовала игрового опыта и определенных навыков, а за счет тесного синтеза с кино не отталкивала новую аудиторию — фильмы, в конце концов, смотрели все. Когда же до новичков доходило, что они сами могут влиять на развитие событий, их восторгу не было предела — так игровая индустрия приоткрыла занавес непосвященным.

Пожалуй, Heavy Rain стала в этом поколении главным предлогом, чтобы привести к себе домой девушку, пообещав продемонстрировать неизведанные грани виртуальных развлечений. Интересно, сколько сердец таким образом соединил Дэвид Кейдж?

Консольный уроборос

Если Sony стали набирать обороты, то Microsoft, напротив, снизили темпы. Из примечательных эксклюзивов в 2009-2010-х на Xbox 360 вышло не так уж много игр: Halo 3: ODST, Halo: Reach и Fable 3. Ситуацию скрасили Remedy с их Alan Wake. Игра финнов получилась по-своему уникальной. Таких атмосферных, по-кинговски выписанных хорроров в индустрии раз-два и обчелся, а чтобы еще и с большим бюджетом — попросту не было. К несчастью, изначальная задумка Remedy — выпуск дополнительных эпизодов в виде DLC — провалилась, и потому мы получили лишь два небольших дополнения плюс American Nightmare — крайне неоднозначный аддон, вызвавший негодование многих фанатов.

► The Last of Us стала бы идеальным завершением эпохи PS3, но вышедший немногим позже Beyond подпортил прощальный поклон Sony.

Нехватка крутых эксклюзивов для Xbox 360 никак не сказалась на мультиплатформе — с ней как раз все было прекрасно. Resident Evil 5 наметил новый вектор развития серии. Вместо медленного хоррора и методичного отстрела зомби Capcom представили динамичный кооперативный боевик. Круг замкнулся: если авторы Gears of War черпали вдохновение в Resident Evil 4, то создатели пятой части RE, в свою очередь, ориентировались на Gears of War. По лекалам «пятерки» собирали и шестую «Обитель зла», но из-за ряда причин крайний выпуск сериала получился на редкость неоднозначным и сумбурным.

Выхода Batman: Arkham Asylum, кажется, никто и не ждал, настолько все свыклись с мыслью, что игры про Бэтмена по умолчанию так себе. А Rocksteady взяли и перетряхнули супергеройский жанр. Разработчикам удался не только стелс, но и боевая составляющая. Первая глава трилогии Arkham поражала мнимой простотой схваток, схему «одна кнопка отвечает за удар, а другая — за контрудар» подхватили все кому не лень.

► Batman: Arkham Asylum получился идеальной игрой про Темного рыцаря: грамотное сочетание стелса и боев, использование гаджетов и Марк Хэмилл на озвучке Джокера.

Не стоит забывать и о Borderlands, которая с легкой руки перенесла механику Diablo на шутерные рельсы. И о Dragon Age, положившей начало хорошему ролевому сериалу. Вышла потрясающая Red Dead Redemption, которую от GTA, по большому счету, отличало лишь одно — сеттинг. После RDR разработчики взяли курс на многосложные концовки, вызывающие у игроков бурю эмоций. Кто знает, быть может, Naughty Dog вдохновлялись именно игрой Rockstar, когда придумывали финал The Last of Us.

► До Alan Wake выходил и другой необычный хоррор, использовавший эпизодическую схему подачи сюжета, — Alone in the Dark. К сожалению, творение Eden Games по достоинству не оценили, хотя продажи у игры были очень даже неплохие.

Эх, а какой дивный был 2011 год! Гомерически смешной Bulletstorm, новаторский L.A. Noire, великолепный Deus Ex: Human Revolution, необъятный Skyrim, переродившийся Mortal Kombat (2011). И где-то рядом — Portal 2, Driver: San Francisco, Battlefield 3, The Witcher 2: Assassins of Kings. Уже после выхода этих игр можно было бы говорить о том, что эпоха PS3 и Xbox 360, как ни крути, удалась. А ведь все самое интригующее было еще только впереди! Под закат поколения вышли самые интересные и важные игры. Если опустить парад обязательных «троек» Sony — Killzone 3, Resistance 3, Uncharted 3 — и вымученные сиквелы вроде God of War: Ascension и Gears of War: Judgement, останутся Journey, Far Cry 3, Assassin’s Creed 3, BioShock Infinite, The Last of Us и Grand Theft Auto 5. Ни одна из этих игр не нуждается в представлении, а последним трем мы и вовсе посвятили по гигантскому журнальному материалу.

 

Ясно одно: если седьмое поколение заканчивается на такой оптимистичной ноте, то от некстген-тайтлов (настоящих, а не переходных) нужно ожидать чего-то совсем уж удивительного. Впереди ожидают новые Gears of War, Uncharted, Halo и Heavy Rain. И сейчас мы говорим не о сиквелах, а об играх, которые произведут на нас сравнимое по силе впечатление.

Конечно, мы часто жалуемся на конвейерный характер игровой индустрии, но, когда начинаешь листать список главных игр эпохи, понимаешь — как же много всего потрясающего успело выйти! Если спустя десяток-другой лет наши потомки захотят пройти все хиты седьмого поколения, им понадобится чертовски много времени.

И нет — раньше трава не была зеленее. Игры по-прежнему невероятно крутое хобби, и мы очень рады, что вы его разделяете вместе с нами. Поздравляем вас, дорогие читатели, со стартом новой вехи — будущее пока не наступило, но уже робко выглядывает из-за плеча.

Взломай меня, если сможешь

► Хакер Джордж Хотц насолил не только Sony, но и Apple - именно он и взломал iPhone, правда, вовсе не ради пиратства. Юноша просто хотел продолжить пользоваться услугами T-Mobile, а телефоны Apple в то время работали лишь с AT&T.

Когда разработчики заявляют об эксклюзивности очередного проекта для консолей, владельцы компьютеров традиционно заводят одну и ту же тему: «Но на приставках тоже игры пиратят, почему мы-то должны страдать?» Да, пиратят, но в сравнении с PC этот процент ничтожно мал.

Более того, Sony и Microsoft на протяжении всего поколения усердно вставляли неплательщикам палки в колеса. Лучше всего это получилось у японцев — PS3 так до сих пор целиком и не взломали. То есть вы не можете просто так взять и купить новую приставку, а затем прошить ее. Флибустьерам сначала придется отыскать модель с версией программного обеспечения не выше 3,55 (напомним, на данный момент последней является 4,46, так что халявщикам нужно сильно постараться) или же заморочиться с понижением версии. Все это сложно и далеко не всем нужно, куда проще заплатить.

Хотя с недавних пор пираты все же научились входить в PSN, и теперь они играют на одних серверах с честными покупателями, не помогают даже обновления прошивки от издателя. Впрочем, видно, что Sony расслабились и смотрят на это сквозь пальцы. Японцам сейчас куда важнее, чтобы корсары не наложили руки на PS4, иначе это сильно повредит их приставке.

► Майкл намекает, что никакое пиратство не помешало GTA 5 разойтись сумасшедшим тиражом и сделать миллиард долларов всего за три дня.

Что касается Xbox, то в России он стал народной консолью во многом именно благодаря пиратству. В отличие от Sony, Microsoft долго не продержались, их защита пала уже через четыре месяца. Но американцы не сдавались и сначала боролись с флибустьерами при помощи специальной микросхемы, затем обходными путями вычисляли и банили неплательщиков в Xbox Live, но все без толку — любители халявы отыскивали каждый раз все новые лазейки. Находились даже такие, кто накручивал себе Gamerscore. Доходило до смешного — Microsoft банили нерадивых пользователей, а владельцы JTAG-приставок сами же себя и разбанивали.

Сегодня корсары, точно так же, как и люди, использующие нелицензионный софт на PS3, могут не боясь выходить в Сеть и участвовать в мультиплеерных баталиях, главное — оплатить подписку на Gold, даже Network Pass не потребуется. В конце концов Microsoft, как и Sony, забросили идею забороть пиратов и оставили их в покое.

И тем не менее, несмотря на некоторый процент воровства, игры на PS3 и Xbox 360 продавались и по-прежнему отлично продаются, так что сравнивать приставки с компьютерами бесполезно. Седьмое поколение консолей осталось за приверженцами честных покупок.

2016-й выдался удачным для всех тех, кто предпочитает нападать на врагов со спины или вообще обходить их стороной.
Игр с открытыми мирами с каждым годом выходит все больше и больше, но в каких из этих миров у игроков больше всего возможностей?
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Кооперативных игр в 2016 году хватало. Но какие из них действительно достойны внимания?
Комментарии к статьям
Согласны 0 из 0
01.07.2016 | 12:33 Вода 2.0 [GP] [621309]
А че комментов нет?
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования