IGROMANIA.RU
Registration
Закончил журфак и считает, что сделал это не просто так. Сам пишет тексты редко, предпочитая оставаться в тени чужой славы. Свою первую игру запустил на ZX Spectrum, и с тех пор его так и не отпустило.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Сегодня мы говорим об играх, которые затронут вас за живое.
Комментариев: 32
В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970 Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Тестируем игровой компьютер на базе AMD 970 и двух Radeon RX 480.
Комментариев: 19
Топ-10 игр для большого экрана: от Watch Dogs 2 до Battlefield 1 Спец > Топ-10 игр для большого экрана: от Watch Dogs 2 до Battlefield 1
Современные проекторы позволяют устроить игровой «кинотеатр» с качественной картинкой прямо дома. Какие игры при этом лучше взять?
Комментариев: 9

Зрителям, знакомым с историей России и литературными традициями нашей страны весьма поверхностно, может показаться, что Андрей Звягинцев снял откровенно русофобский фильм (который недавно получил «Золотой глобус», что изрядно взбаламутило общественность), и эта позиция предельно ясна. Житель русской глубинки показывается здесь тварью дрожащей, которой остается лишь покорно принимать все тяготы жизни и глушить их водкой, а судьбами правит Левиафан в лице чиновников и церкви. Именно он решает, кому жить и как жить, и никакого Бога здесь нет. Провокация? Лишь отчасти.

Между тем «Левиафан» — истинно русское произведение, созданное по истинно русским литературным традициям. И именно поэтому он обречен на популярность в интеллектуальных кругах за рубежом, а когда-нибудь в будущем и у нас — как книги Достоевского, Чехова и Льва Толстого.

Преступление и наказание

У каждого народа, у каждой страны есть свои литературные традиции и литературные архетипы. Они обусловлены разными факторами: системой правления, размерами страны, географическим положением, переломными историческими моментами и многим другим. Япония долгое время была закрытой страной и варилась в собственном соку, избегая эффектов глобализации, а основной пищей там были морские гады — именно поэтому японское творчество настолько самобытно. В американских произведениях много патриотизма, часто главенствует мотив сплоченности — Америка молода и амбициозна, но до сих пор поделена на штаты. Так почему же главные русские произведения — неизбежно про боль, отчаяние и безысходность?

► Открывается «Левиафан» кадрами бушующей суровой природы. Человек полон неопределенности, но и решимости тоже. Закрывается картина, впрочем, природой спокойной. Человек сломлен и опустошен.

Андрей Звягинцев, не придумывая ничего нового, просто действует в рамках русской литературной традиции, сложившейся благодаря суровым климатическим условиям страны и авторитарной власти. Человек по Звягинцеву — тот же, что и по Достоевскому, Чехову или Горькому. Он — человек страдающий. Маленький, нерешительный, привыкший к несправедливости и боли. И мысли о типично американском хэппи-энде стоит отринуть уже на вступительных титрах. Его не будет и быть не могло.

► У Николая есть жена, оболтус-ребенок и дом, построенный собственными руками, родовое гнездо. По воле могущественного Левиафана всего этого Николаю суждено лишиться.

Звягинцев жонглирует русскими образами, выбрасывая все хорошее и оставляя лишь самое плохое. В машинах звучит исключительно шансон, на шашлыках слушают «о боже, какой мужчина», пьянство беспробудно, чиновничество греховно, природа безжизненна, жизнь пуста и несущественна. Это не «Груз 200», это — тоньше, умнее, с подтекстом, но так же мрачно и упадочно.

Нельзя сказать, что действие «Левиафана» происходит в России. Это темная версия России, мир, из которого насильно выкачали добро, любовь, дружбу, счастье. Что-то подобное проделывал в романе «Исповедь неполноценного человека» японский классик послевоенного времени Осаму Дадзай, безмерно почитавший Чехова. Сюжет «Левиафана» можно было бы развернуть почти в любой стране, пережившей за свою историю множество трудностей, и суть была бы одна: вступая в неравный бой с иррациональным, стихийным, могущественным существом, человек неизбежно терпит крах. Тем более если его противник — государственный аппарат.

На дне

Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.

Книга Иова (Иов. 40:20—41:26).

Наивно думать, что темная версия России Андрея Звягинцева лжива. Если вы живете или когда-либо жили в маленьком провинциальном городке, где большая часть домов — частные коттеджи, то наверняка сталкивались и с несправедливым дележом земли (несмотря на просторы нашей родины, земельный вопрос в России стоит очень остро), и с повсеместным пьянством, и с «о боже, какой мужчина» на шашлыках, и с чиновниками на черных джипах, возомнившими себя богами.

► Абсолютного зла в «Левиафане» нет. Многие беды выпали на долю героев исключительно по их же вине.

В «Левиафане» странным образом переплетаются ветхозаветная «Книга Иова» и труд философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Подобно библейскому страдальцу Иову, Николай без всяких на то причин лишается всего, что у него было: друга, жены, дома, сына, свободы. Он вопрошает у Бога: за какие грехи все это? Но здесь, в отличие от библейской истории, Бог не приходит к нему в образе урагана и не возвращает утраченное в двукратном объеме.

Звягинцев выстраивает свой мир, очень похожий на современную Россию, по извращенным законам Томаса Гоббса, который самым полезным видом правления всегда считал монархию. Тот самый титульный Левиафан и есть государство, но тут, в отличие от теорий философа, «смертный Бог» вовсе не стремится обезопасить своих подданных. Напротив, Левиафан в лице жалкого и запуганного мэра Шелевята и его подчиненных, торжествуя, ломает жизнь и судьбу одного из своих слуг. Библейская мораль извращается тоже: да, в любой момент у тебя могут все отнять, но сколько бы ты ни умолял, ни ждал — здесь никто тебя не спасет.

► Вот он — Левиафан, сотканный из человеческих тел, будто из плотных щитов.

По Томасу Гоббсу, рядом с гражданской властью должна присутствовать и церковная, чья задача — наставлять и поучать. С помощью церкви суверен удерживает власть и не позволяет подданным отважиться на что-нибудь жуткое, вроде гражданской войны. Государство есть общественный договор. Но мир, нарисованный Звягинцевым, поломан: местная церковь фактически напрямую управляет мэром Шелевятом в своих корыстных целях, а сам Шелевят между тем по каждому вопросу консультируется с церковником. Но ведь так не бывает!

Отрезая от образа России все лишнее, автор «Левиафана» неизбежно ударяется в гротеск во имя художественного замысла и собственного панк-молебна, не зря ведь акция Pussy Riot упоминается в фильме аж дважды. «Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут, — говорит Бог Иову о Левиафане. — Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы». Звягинцев и есть тот самый библейский Иов, который все-таки решается взять в руки копье и выйти против своего чудовища из морских пучин.

► Администрация города, где снимали фильм, поспешила оправдаться: мол, у нас пьянства в таких масштабах нет и чиновники хорошие. В контексте «Левиафана» это заявление даже кажется забавным.

«Левиафан» — не художественное произведение и не акция, но акция и художественное произведение одновременно. Правдивое — но гротескное, про Россию — но лишь про ее темную половину, для России — но с прицелом на пару-тройку западных глаз. Живая классика? Это нам еще предстоит узнать.

* * *

«Русское кино в жопе» — с таких слов начинается знаменитый фильм Кирилла Серебряникова «Изображая жертву». Однако теперь с этим высказываем можно поспорить: «Золотой глобус» уже в руках Андрея Звягинцева, и, быть может, впереди «Оскар».

Самая интересная история — это история о себе. Отчасти поэтому больше всех прочих русских писателей во всем мире признаны Толстой и Достоевский, писавшие о России и русской душе с болью, зато честно. И, как бы ни было грустно, «Левиафан» тоже о нас. О России. Пусть и о темной ее версии.

Рейтинг
С
Сложная жизнь.
Пришло время выбрать лучшие приключенческие игры — те, что сильны историей и ее подачей, а не постоянными перестрелками.
Технологии развиваются, а за ними поспешают и разработчики игр. Похоже, до пресловутой фотореалистичной графики осталось совсем немного.
В 2016 году вышло немало игр, достойных звания лучшего боевика.
Может ли дополнение побороться на равных с крупными ролевыми играми? Вот и проверим.
Комментарии к статьям
Согласны 11 из 14
15.01.2015 | 02:06 Cofee [175203]
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.
Согласны 5 из 25
15.01.2015 | 03:09 Oruzeinik [153018]
Cofee
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.

Плохое не может быть популярно по определению. Понятие хорошего кино вообще чисто субъективно.
Согласны 20 из 23
15.01.2015 | 04:13 $hakur [13729]
Oruzeinik
Cofee
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.

Плохое не может быть популярно по определению. Понятие хорошего кино вообще чисто субъективно.

Тобишь дерьмо навроде Горько и Что творят мужчины - это не плохое кино? Просто у нас все ходят на подобный кал либо из любопытства "ДА ладно, не может же быть такого богомерзкого говна", или люди, скажем так, не далекие, которым пофигу что смотреть "тупо поржать"
Согласны 9 из 11
15.01.2015 | 04:34 Cofee [175203]
Oruzeinik
Cofee
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.

Плохое не может быть популярно по определению. Понятие хорошего кино вообще чисто субъективно.

Вы правы, все субъективно в этом мире. Скорее всего мы просто не доросли до понимания песни "хорошая попка" (брррр, блин) в фильме "Залетчики". Или общество еще пока не готово принять его ;)
Согласны 4 из 9
15.01.2015 | 08:14 МаршалЖиков [2852]
Вышел на улицу - бардак в стране. Вернулся домой, включил телевизор - в стране просто АД... И что вы тут говорите глупости будто русским присуще чуть ли не об@#$%ь свою страну? Да и вообще про фильм почитать - так кажется будто фильм сняли по заказу властей дабы запугать тупых плебеев... Да и почему я про этот фильм читаю на сайте об играх, он же даже не фантастический, я вообще про игрушки почитать перед сном хотел - а теперь всё настроение испортилось [плачет в подушку] x;((
Согласны 5 из 7
15.01.2015 | 08:25 Asari Shepard [VK] [372493]
Лучший русский фильм,после "зелёного слоника"...
Согласны 3 из 9
15.01.2015 | 08:42 Lord_DooMer [20041]
Между тем «Левиафан» — истинно русское произведение, созданное по истинно русским литературным традициям, к которым несомненно относятся "приключения" Мартина "Killdozer'а" Химейра (историю которого Звягинцев, по его-же собственным словам и взял за основу). Да-да-да, я верю, что Звягинцев решил перенести действие из США в РФ ради искусства, а не ради "Золотого глобуса" и допуска на разные фестивали. Да-да-да, очень верю. [sarcasm mode off]
Согласны 4 из 21
15.01.2015 | 08:44 Данил Свечков [195793]
$hakur
Oruzeinik
Cofee
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.

Плохое не может быть популярно по определению. Понятие хорошего кино вообще чисто субъективно.

Тобишь дерьмо навроде Горько и Что творят мужчины - это не плохое кино? Просто у нас все ходят на подобный кал либо из любопытства "ДА ладно, не может же быть такого богомерзкого говна", или люди, скажем так, не далекие, которым пофигу что смотреть "тупо поржать"

Вы так говорите "тупо поржать", как будто это что-то плохое. Не надо все многообразие форм и расцветок кинематографа сводить до одного только "серьезного, умного кино, которое заставляет думать и открывает глаза на бла бла бла..." иначе вы просто занимаетесь уничижением рекреативной функции кино. Порой человеку действительно требуется просто "тупо поржать". Иными словами "Горько!" это классный комедийный фильм. И "Что творят мужчины" тоже. И "Самый лучший фильм" тоже.
Согласны 10 из 11
15.01.2015 | 09:30 Mateja [194412]
Все и без этого фильма знают об этих проблемах. Не хочется лишний раз смотреть как тебя тыкают лицом в грязь и приговаривают : "Вот какая плохая у тебя страна". Недавно выходил подобный фильм "Дубровский", который к тому же по произведению Пушкина снят. После него из кинотеатра выходил с мыслью: "Неужели наши не могут снять что-нибудь нормальное и позитивное. Почему обязательно надо всё облить г...м и завершить фильм мрачной нотой?". Хотя, если снимают позитивное, то получается либо "Горько", либо "Что творят мужчины".
Согласны 11 из 12
15.01.2015 | 09:59 $hakur [13729]
Данил Свечков
$hakur
Oruzeinik
Cofee
У нас всегда так — 3 фильма действительно хорошие, а 10 — специально сделаны ужасным образом. Популярностью пользуются последние. И это забавно.

Плохое не может быть популярно по определению. Понятие хорошего кино вообще чисто субъективно.

Тобишь дерьмо навроде Горько и Что творят мужчины - это не плохое кино? Просто у нас все ходят на подобный кал либо из любопытства "ДА ладно, не может же быть такого богомерзкого говна", или люди, скажем так, не далекие, которым пофигу что смотреть "тупо поржать"

Вы так говорите "тупо поржать", как будто это что-то плохое. Не надо все многообразие форм и расцветок кинематографа сводить до одного только "серьезного, умного кино, которое заставляет думать и открывает глаза на бла бла бла..." иначе вы просто занимаетесь уничижением рекреативной функции кино. Порой человеку действительно требуется просто "тупо поржать". Иными словами "Горько!" это классный комедийный фильм. И "Что творят мужчины" тоже. И "Самый лучший фильм" тоже.

Это если смотреть на кино как на функцию аттракциона, а не объекта исскуства, не думаю, что есть много людей, которые ходят в Третьяковскую галлерею чтобы посмотреть как какой-то мертвый чувак картинки классно рисовал.. Когда мне говорят, комедия, то на ум, почему-то приходят "Неприкасаемые", а не Горько или Самый лучший фильм, которые я смотрел (точнее досмотреть не смог, ну да ладно) и после них мне стало..мерзко как-то.. Да, может это и субъективно, но если уж смотреть с этой точки зрения, то те кому это нравятся - безмозглое быдло, отвратительное даже собственным соотечественникам, не говоря об остальном мире
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Рецензии > Я и мой верный хранитель. Обзор The Last Guardian
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Железный цех > Идеал. Тестирование игрового компьютера MSI Aegis Ti
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования