IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы» Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Комментариев: 24
   С этого номера в рамках “Железного цеха” мы открываем новый раздел, посвященный проблемам разгона компьютерного железа. Актуальность его, я думаю, очевидна, ибо “ковать мегагерцы из воздуха” хотят все, но как это делается на практике, знают лишь единицы.
   Почта “Железного цеха” наглядно демонстрирует, как жаждет играющий народ “бесплатной” производительности и как при этом боится ошибиться, получив вместо гигагерцового Титана кусок обгорелого кремния. Если раньше каждый второй мог считать себя оверклокером, переткнув одну перемычку на материнке, то теперь, наслушавшись историй про “черный, черный Duron”, глянув на разнообразие настроек в BIOS и оценив выбор кулеров в магазине, геймер поневоле приходит к выводу, что все далеко не так просто... И что уж лучше уж 650 МГц в кулаке, чем 1 ГГц в небе...
   Мы, со своей стороны, думаем несколько иначе, однако своего мнения навязывать не хотим. Конечное решение “гнать иль не гнать” должен принимать сам читатель. А наша задача — помочь ему в этом. Не подтолкнуть или, наоборот, отвратить, а именно помочь. В этом мы видим цель новой рубрики “Разгон” и именно поэтому под ее заголовком будет раз и навсегда прибита следующая фраза:

   ВНИМАНИЕ! Редакция и авторы статей не несут никакой ответственности за работоспособность и сохранность комплектующих при работе в нештатных режимах. Все действия, описанные в статье, являются не более чем изложением нашего собственного опыта, и повторять их вы можете только на свой страх и риск.

   История

   История разгона процессоров корнями своими восходит к далеким временам ЦПУ Intel 286. Вполне возможно, что точка отсчета взята неверно, и что разгонять процессоры стали намного раньше, скажем, на “Спектрумах” или “букашках” (забытый ныне БК 0010/11М). Думается мне, тогда разгоном занимались лишь энтузиасты, не чуравшиеся пинцета и паяльника и назубок помнившие принципиальную схему своего ПК. Собственно, владельцам 286-ых компьютеров тоже изредка приходилось прибегать к паяльнику, но значительно реже, так как именно на этой платформе появились первые аппаратные и программные средства, позволявшие разгонять ЦПУ без экстраординарных способностей к электронике.
    Технологии, которые позволяли разгонять процессор, совсем не прибегая к паяльнику, появились несколько позже — в архитектуре Intel 386. Однако лишь в 97-98 годах оверклокинг действительно “пошел в народ”. Славные времена, когда непуганые юзеры весело и непринужденно разгоняли Пентиумы MMX и AMD K6 на 20-50 МГц, обходясь одной лишь термопроводящей пастой и малой толикой везения.

   Всенародную любовь завоевал в свое время процессор Celeron, ознаменовавший золотой век оверклокинга. Первые прототипы этого ЦПУ (Deshutes/Mendocino) на практике воплотили в жизнь мечту о халявных мегагерцах. Любой не страдающий хроническим невезением геймер мог прибавить к любимому Quake II десять-двадцать фэпээсов без особых усилий. Соотношение пригодных для разгона ЦПУ составляло 10/2! То есть каждый пятый Celeron 300A “легким движением руки” превращался в Celeron 450A...
   К сожалению, после успеха Celeron 266 и Celeron 300A интерес к разгону слегка упал (по крайней мере, у нас в России). Последующие модели процессоров разогнать было значительно сложнее. Они быстро перегревались, обладали меньшей устойчивостью и требовали специальных материнских плат (некоторые специфические параметры BIOS). В то время купить качественный кулер было серьезной проблемой. Индустрия еще не воспринимала оверклокеров всерьез, и нестандартные устройства для эффективного разгона выпускались очень малыми партиями (за большие деньги).
    На сегодняшний день ситуация несколько изменилась, и перспективы для оверклокеров открываются самые радужные. Судите сами: большая часть современных процессоров легко поддается разгону (кроме разве что VIA С3), позволяя безболезненно увеличить производительность на 20%-30%. На рынке появилось много специализированных кулеров, которые при наличии небольшой зеленой денежки способны устроить вашему процессору рай в шалаше с кондиционером. Наряду с этим, игры становятся прожорливее, и чтобы поспеть за их аппетитами, геймерам приходится менять свои ЦПУ чуть ли не каждый месяц.
    Из всего вышеперечисленного можно сделать три достаточно логичных вывода. Первый — “ну их всех на”. Заключается в бессильном опускании рук и постоянном самоубеждении, что “мой Pentium 200 все равно круче всех”. Второй — “а я клад нашел”. Полностью противоположен первому и предполагает массовые закупки всех процессорных новинок. Третий — “ямщик, разгони лошадей”. Созвучен теме нашей новой рубрики и состоит в вечном поиске потерянных производителями мегагерц. Мы, как вы, наверное, сами понимаете, выбираем третий.


   Разгоним, догоним и перегоним...

   Новички железячного дела наверняка заинтересуются: “Как же это можно гнать процессоры? Как производитель допускает этакое хулиганство? Почему один Duron 650 разгоняется до 900 МГц, а другой, точно такой же, нет?” Охотно объясню.

   Дело в том, что, когда процессор покидает конвейер, его рабочая частота еще не известна. Она определяется позднее и зависит от множества факторов (от качества сборки, возможных огрехов и допусков, электрических свойств самого кристалла). Доподлинно известно, что во всем мире не найти двух абсолютно одинаковых микросхем. Даже произведенные на одной линии, но с разницей в секунду, процессоры будут чем-то отличаться друг от друга.
    В партии с одного конвейера выбирается для тестирования несколько одинаковых процессоров (сколько именно, доподлинно не известно, производители упорно скрывают эту информацию). Тестирование проводится в экстремальных по напряжению и температуре условиях, и именно по его результатам определяется оптимальная тактовая частота процессора (то есть частота, при которой процессор долгое время работает стабильно). Именно этой частотой в итоге маркируется вся партия. То есть процессор Duron 600 (как вариант) фактически отличается от Duron 700 только маркировкой! Вполне естественно, что частота процессора выбирается с запасом надежности в 10%-15%. Именно это обстоятельство и делает разгон процессоров возможным
   Но если конструктивно процессоры разных частот, но одной линейки не отличаются, как же тогда они определяют, на какой частоте работать? Дело в том, что это вовсе не прерогатива процессора. Тактующий сигнал (от которого напрямую зависит тактовая частота) подается на процессор со специальной микросборки на материнской плате, которая называется задающим генератором. Так как современные материнские платы рассчитаны на работу с процессорами разных частот, то должен быть предусмотрен какой-то механизм, с помощью которого можно подстроить частоту задающего генератора под конкретный процессор. И такой механизм, разумеется, есть.
   Тактовая частота процессора зависит от произведения тактовой частоты системной шины на так называемый множитель. Например, при тактовой частоте шины 100 МГц и множителе 8 мы имеем частоту процессора 100x8=800 МГц. Но кто нам мешает задать не реальную тактовую частоту процессора, а чуть большую? Сделать это можно как повышением частоты системной шины, так и увеличением множителя. Например, при той же частоте системной шины и множителе 8,5 мы получим частоту процессора в 850 МГц, то есть на 50 МГц больше! Или же, изменив частоту шины на 133 МГц, мы получим 1064 МГц, то есть целый гигагерц!
   Какие при этом могут быть последствия? Ну, во-первых, любой специалист-радиоэлектронщик сразу вам скажет, что работать процессор, возможно, будет, только вот как долго — неизвестно... При повышении частоты срок службы процессора однозначно сократится. Сработает эффект “деградации кремниевой структуры”.
   По статистике, срок службы современных процессоров составляет примерно 7-9 лет. При увеличении тактовой частоты на 50% срок службы сокращается в среднем на 50%-60% и составляет 2,5-3 года. Согласитесь — немало. При современных темпах развития технологии ваш “деградировавший” процессор устареет гораздо раньше, чем возникнет хоть какая-то вероятность его выхода из строя. Так что, если вы не собираетесь делать из своего компьютера тотем для потомков, то думаю, эта проблема вам не страшна.
   Другая страшилка бывалых железячников состоит в том, что при попытке превысить разумно допустимый предел разгона процессор просто сгорит. Как говорится, “се ля ви”. Надо было быть скромнее.
   Неумолимая статистика показывает, что в среднем при разгоне выходят из строя около 0,1% процессоров. То есть при произвольном разгоне сгорает только один процессор из тысячи! Много это или мало — не знаю. Всегда есть вероятность, что ваш процессор как раз и окажется тем самым — “тысячным”. Единственный способ уменьшить риск — это усвоить несколько основополагающих правил оверклокинга.
   Во-первых, из-за увеличения частоты процессора повышается его тепловыделение. То есть — нужен мощный кулер и качественный большой радиатор. Кроме того, чтобы обеспечить процессору должное охлаждение, радиатор должен тесно примыкать к верхней части корпуса процессора (чтобы теплопередача была максимальной). Для этого применяют специальную термопасту. Купить ее можно в любом радиоэлектронном или компьютерном магазине. Стоит она копейки, и при этом позволяет в полтора-два раза улучшить охлаждение процессора. Наносите пасту тонким слоем на проц, присобачиваете сверху радиатор, и вуаля — дело сделано; процессор готов к разгону.
   Правильное охлаждение не гарантирует стабильной работы процессора. В некоторых случаях требуется дополнительная настройка параметров ЦПУ в BIOS материнской платы. Проблема кроется в том, что при увеличении частоты увеличивается потребляемое напряжение, и уровень логического сигнала становится недостаточным. Эта проблема решается путем повышения напряжения питания процессора на 0.1-0.2 В. Делать это следует очень аккуратно, так как завышенное напряжение гораздо опаснее для процессора, чем нестандартная частота. Достаточно одной десятой вольта, чтобы сжечь ядро центральной микросхемы.

   Нас не догонят!

   Думаю, что не открою Америку, если скажу, что разгонять можно не только процессоры. Оверклокингу подвергаются практически все части компьютера — от оперативной памяти, видеокарты и винчестера до таких, казалось бы, неразгоняемых компонентов, как звуковая карта, монитор и даже мышь. Главное — это правильный подход к вопросу. Если в одном случае хватает простого изменения настроек BIOS, то в другом понадобятся умелые руки и паяльник. Практика показывает, что суммарную производительность компьютера за счет одновременного разгона всех разгоняемых частей можно увеличить на 100%-150%!!! И это не вкладывая практически ни копейки! А если еще немного потратиться на хорошее охлаждение, то результат может оказаться еще лучше.
    Не стоит забывать о том, что в вашем компьютере не один, как думают многие, а как минимум 3-4 процессора. Собственные процессоры есть на большинстве современных видеокарт (линейка GeForce), на многих профессиональных звуковых картах (Creative Audigy, Live!), в модемах (“программные” модемы не в счет) и много где еще.
    Все эти дополнительные процессоры тоже можно разогнать. Причем их потенциал разгона гораздо выше, чем у CPU. Осуществлять их разгон можно через BIOS либо с помощью специальных утилит.
    Думаю, что хорошим финалом статье и первому выпуску рубрики послужил бы следующий, придуманный лично мною, лозунг: “Помните, товарищи, — наше дело правое! Мы не хотим зависеть от курса почесывания левой пятки правым ухом нерадивых разработчиков! Мы сами хозяева своего тела... пардон, компьютера. Да здравствует разгон, товарищи!(с)

   Эта статья ни в коем случае не может претендовать на полноценное руководство к действию. Ее цель — сообщить новичкам железячного дела о таком замечательном явлении, как разгон, и о том, стоит ли его подавать с кетчупом или соевым соусом.
   Как вы уже поняли из предисловия, статья знаменует собой открытие в “Игромании” новой рубрики, целиком и полностью посвященной разгону компьютеров. Именно компьютеров, а не только процессоров. В ближайших номерах “Мании” мы опубликуем конкретные пошаговые руководства по разгону процессоров разных типов и разных фирм, дадим советы по тестированию разогнанных систем, оптимизации BIOS, разгону видеокарт, винчестеров, портов, оперативной памяти, звуковых карт и многого другого. Вполне возможно, что мне удастся заставить Горячева работать на два лагеря — и в рубрике появится “Разгоряченная линия”, занимающаяся исключительно вопросами разгона.
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Кооперативных игр в 2016 году хватало. Но какие из них действительно достойны внимания?
Пришло время выбрать лучшие приключенческие игры — те, что сильны историей и ее подачей, а не постоянными перестрелками.
Технологии развиваются, а за ними поспешают и разработчики игр. Похоже, до пресловутой фотореалистичной графики осталось совсем немного.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Самые комментируемые статьи за месяц:
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования