IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Сегодня мы говорим об играх, которые затронут вас за живое.
Комментариев: 32
В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970 Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Тестируем игровой компьютер на базе AMD 970 и двух Radeon RX 480.
Комментариев: 19
    По неведомым причинам многие люди часто путают freeware и программы с открытыми исходными кодами (Open Source), поэтому для начала дадим небольшое пояснение. Freeware — это бесплатные программы, но их исходные коды могут быть как закрытыми, так и открытыми (в этом случае обычно говорят, что приложение распространяется на условиях General Public License — софт общего пользования). Исходные коды же Open Source-проектов всегда открыты (это значит, что любой человек имеет право на беспрепятственное внесение изменений в исходники и распространение программы в таком виде), но бесплатным такой софт бывает далеко не всегда (см. статью в предыдущем номере).
    Теперь, когда мы расставили все закорючки на “й” и провели четкую демаркационную линию между терминами “freeware” и “Open Source”, попробуем ответить на не менее насущный вопрос — а зачем разработчики вообще создают бесплатные программы? Но сначала — небольшой экскурс в историю.

    Freeware©
   
Термин “freeware” появился в 1982 году, когда двое американских программистов, Эндрю Флюгльман (Andrew Fluegelman) и Джим Кнопф (Jim Knopf; он же — Джим "Кнопка" (Jim Button)), создали две утилитки — PC-Talk и PC-File соответственно. Они не стали брать деньги за эти программы, а отпустили их в свободное плавание, т.е. разрешили копировать всем и вся. В документации к ним было написано, что те, кому понравятся эти приложения, могут отправить денежное вознаграждение ее авторам. Для распространения программы на этих условиях Флюгльман придумал термин “freeware”, но, забыв об опыте IBM (помните, откуда взялось понятие “IBM PC”?), запатентовал его. Таким образом, использовать это слово без разрешения Флюгльмана стало нельзя. Увы, PC-Talk, в отличие от творения Джима Кнопфа, не получила признания и была быстро забыта.
    Куда успешнее оказался другой программист, Боб Уоллейс (Bob Wallace), написавший в 1983 году текстовый редактор PC-Write, распространять который он стал на тех же условиях. Взять термин “freeware” было нельзя, поэтому Уоллес обозвал свою программу shareware. Спустя год к нему обратился Нельсон Форд (Nelson Ford), один из основоположников идеи условно-бесплатных программ, с вопросом, можно ли использовать это слово для описания своей программы. Уоллес поступил намного благоразумнее Флюгльмана — он не стал устанавливать никаких запретов, а сразу дал согласие. Благодаря этому термин “shareware” за короткое время получил широкое распространение и стал употребляться повсеместно. А вскоре то же самое случилось и со словом “freeware”: Флюгльман к тому времени утратил интерес к PC-Talk, а придумать более удачный термин никто не смог до сих пор. Именно с этого момента понятие “freeware” стало обозначать бесплатные программы. И вновь дает о себе знать двойственность этого термина — изначально freeware называли то, что являлось shareware (в современной трактовке).

    Бесплатный платный софт
   
Так зачем все-таки люди выпускают бесплатные программы? Что это — трезвый расчет или
все-таки альтруизм? Это может показаться странным, но чаще всего имеет место именно трезвый расчет — примеров, когда более-менее серьезный софт (именно серьезный, мы не затрагиваем мелкие freeware-программы, коих мириады) пишут “просто так”, не рассчитывая на извлечение прибыли, довольно мало, и они, скорее, являются исключением, подтверждающим правило,
33 Kb
Наглядный ответ на вопрос, чем
отличается платная версия
WinAmp от бесплатной.
нежели тенденцией. Обычно это бывает либо тогда, когда программист изначально пишет приложение для самого себя (и затем делает его общедоступным), либо тогда, когда утилита вроде бы и полезна, но не настолько, чтобы требовать за нее деньги (при этом платных аналогов у такой программы может не быть из-за ее слишком узкой специализации). Таких приложений очень много, но практически все они малоизвестны — куда большей популярностью пользуется тот бесплатный софт, который с самого начала создавался для получения прибыли.
    Чаще всего freeware-программы выпускают для продвижения платного софта. За примерами ходить далеко не придется — всем известно, что те же DivX и WinAmp, установленные на компьютере каждого второго пользователя, распространяются именно по такой схеме: усеченная модификация программы, в которой отсутствуют некоторые функции, бесплатна, а вот для того, чтобы заполучить более продвинутую версию, придется раскошелиться. Расчет разработчиков более чем очевиден — человек, попробовав приложение и убедившись в его эффективности, наверняка захочет приобрести полную версию.
    Иногда девелоперы поступают немного по-другому: полная версия приложения изначально остается бесплатной, а плагины, расширяющие функциональность утилиты, делают платными. На таких условиях распространяется, например, медиапросмотрщик IrfanView, о котором мы писали в восьмом номере за этот год.
41 Kb
IrfanView.
    Не меньшие прибыли может приносить и реклама. Чаще всего этот способ используют создатели софта, ориентированного на интернет (браузеры, менеджеры закачек, почтовые или ftp-клиенты и т.п.). Самостоятельно искать рекламодателей не придется: в мире уже давно существует фирмы, которые оказывают содействие в размещении рекламы. Первопроходцем на этом поле выступила компания Aureate Media (ныне Radiate, http://cexx.org/aureate.htm), предложившая простой и эффективный способ: они выдают разработчикам специальный код, встраивающий в программу рекламный баннер, а последние интегрируют этот код в свою программу. Приложение постоянно поддерживает связь с сервером Radiate, который как раз и определяет, какую рекламу показывать в данный момент, а авторам выплачивается определенная сумма денег, исчисляемая исходя из количества загрузок баннера или числа кликов на него. Поправить свое финансовое положение можно также за счет рекламы на сайте, посвященном программе. Постоянный приток посетителей может обеспечить неплохой доход.
    Freeware — это еще и отличный способ заработать известность. Зайдите на любой софтовый сайт: каждый день здесь появляются десятки новых программ, одна лучше другой, и затеряться на их фоне не просто легко, а очень легко, даже если программа действительно представляет из себя нечто стоящее. А вот если софт бесплатный, есть шанс, что на него сразу же обратят внимание и рецензенты (ведь им не придется клянчить у авторов серийник и морочить голову с регистрацией), и пользователи — особенно если за большинство других программ такого рода требуют мзду. Когда же утилита
станет известной, а имя компании-разработчика будет у всех на слуху, можно заняться выпуском платных программ — ведь люди, как правило, выбирают только знакомые бренды. Такой метод использует, например, компания WestByte, создатель Download Master — лучшего download-менеджера на сегодняшний день (см. обзор менеджеров закачек в пятом номере “Игромании” за этот год): две их программы — Download Master и GetBar — абсолютно бесплатны, а за остальные придется выложить денежку.
51 Kb
Download Master.
Значение брендинга понимают все. Та же Microsoft, к примеру, не особенно заморачивается на борьбе с пиратами, справедливо полагая, что это лишь способствует повышению популярности ее продуктов. Хорошая репутация — это самая ценная составляющая в активе любой компании.
    Кстати, именно угроза пиратства зачастую толкает разработчиков к переводу своих приложений на принципы freeware: если программа бесплатна, не нужно тратить средства на изведение пиратов и системы защиты, которые, к тому же, жутко раздражают людей (посмотрите, сколько ругани по поводу StarForce).
    Сделав свою программу бесплатной, можно решить и куда более масштабные задачи — скажем, осуществить захват рынка. Самый яркий пример программы такого рода — Internet Explorer. В середине 90-х гг. руководство Microsoft, прошляпившее бум интернета, решилось на завоевание рынка браузеров. Задача казалась неразрешимой, ведь доминирующее положение тогда занимал браузер Netscape Navigator, и казалось, сбросить его с пьедестала просто невозможно (с ним работали 90% пользователей). Тогда Microsoft начала распространять свой браузер бесплатно и... не прогадала. В короткий срок Internet Explorer завоевал рынок и вытеснил Netscape Navigator. А когда редмондовцы впихнули его в Windows, у “Навигатора” вообще не осталось никаких шансов (неотъемлемой частью операционной системы Internet Explorer стал лишь в Windows 98). Схожим образом поступила и Adobe, чья программа Acrobat Reader, предназначенная для чтения электронной документации (PDF-файлов), уже давно превратилась в общепризнанный стандарт, в первую очередь, за счет своей бесплатности (при этом софт для создания PDF — платный). Разумеется, одна лишь бесплатность не станет решающим фактором — чтобы добиться успеха, нужно сделать такую программу, которая как минимум не уступала бы конкурентам (люди хоть и любят халяву, но пользоваться будут только самым лучшим софтом). А это уже требует больших усилий и солидных вложений. Впрочем, победитель в накладе не останется — захваченный рынок (пусть даже и бесплатных программ) многого стоит.
    Схожим образом рассуждают и те, кто не берет денег за программы, а предлагает бесплатно зарегистрироваться (см. русскоязычный WinRAR). В таких случаях в софт обычно встраивается напоминание о необходимости регистрации, досаждающее пользователям до тех пор, пока они этого не сделают (как вариант, можно дать обещание регулярно оповещать об апдейтах). Регистрационную форму часто снабжают анкетой с несколькими вопросами, за счет чего можно получить массу статистических данных. Собранная информация поможет составить впечатление о том, чего хотят пользователи, чем они недовольны, etc, т.е. поможет понять, в каком направлении надо развивать свой продукт.
    Отличным способом заявить о себе является реклама других программ. Написав какое-либо приложение на базе малоизвестной утилиты, можно сделать его бесплатным и указать, что при создании этой программы использовалась такая-то программа.
Пользователи, ознакомившись с бесплатной “наживкой”, почти наверняка заинтересуются софтом, на основе которого она была сделана.
    Нередки случаи, когда программы распространяются бесплатно в качестве довеска к чему-либо. В роли “чего-либо” выступает обычно какое-то другое приложение (естественно, недешевое) либо железо. Авторы за это получают небольшие отчисления.
    Одно время пользовалась популярностью идея “бесплатный софт, платная поддержка”. На первый взгляд — данная схема выглядит перспективной, но если копнуть поглубже, выяснится, что это самый короткий путь к банкротству. Давайте подумаем, когда возникает необходимость в поддержке? Очевидно, тогда, когда с софтом возникают какие-то проблемы. И чем чаще будут возникать эти проблемы, тем выше будут доходы разработчиков. При таком раскладе у создателей исчезают всякие стимулы к дальнейшему развитию программы. Зачем им ее совершенствовать, если это не даст ничего, кроме падения прибылей?
    Не получила признания и еще одна экзотическая модель — когда программы выдаются бесплатно, но за их использование взимается плата. Нетрудно догадаться, что в таком случае разработчикам придется встраивать в приложение какие-то шпионские модули (дабы проконтролировать процесс использования софта), а это уже, извините, перебор. Впрочем, возможно, время этой модели еще просто не пришло: по слухам, держатели консолей (в первую очередь речь идет о Sony и Microsoft; Nintendo к онлайну относится крайне отрицательно) в будущем хотят отказаться от продажи игр на съемных носителях, а будут загружать их на приставку прямо из Сети (размеры платежа в этом случае будут зависеть от времени игры). То же самое, скорее всего, случится и с компьютерными играми (а значит — и со всем остальным софтом). Это подтверждается и заявлением Билла Гейтса, сделанным в июле этого года. По его словам, эпоха сменных носителей подходит к концу и примерно к 2010 году (всего лишь через пять лет!) они навсегда канут в Лету.

    Прибыльное бескорыстие
    Дабы не быть голословными, мы решили обратиться за консультацией к корифеям отечественной freeware-сцены — в компанию WestByte, авторам Download Master, одного из лучших менеджеров закачек на сегодняшний день (см. обзор в пятом номере "Игромании" за этот год). На наши вопросы вызвался ответить Руслан Волошин, управляющий проектами WestByte.
21 Kb
Руслан Волошин.
    “Игромания” ([И]): Как вы думаете, почему люди вообще делают свои программы бесплатными? Что ими движет — альтруизм или чаще все-таки трезвый расчет?
   
Руслан Волошин ([РВ]): Причины могут быть самые различные. Значительную часть бесплатных программ делают энтузиасты, для которых это хобби. Бесплатные программы разрабатывают также начинающие программисты, чтобы показать свой профессиональный уровень и набраться опыта. Часть программ — это облегченные версии платных продуктов, которые выпускаются для привлечения большего числа пользователей. На Западе много freeware-проектов разрабатывается в академической среде, “студентами для студентов”.
    [И]: В чем принципиальное отличие freeware от commercial и shareware? В чем преимущества и недостатки freeware?
    [РВ]:
Бесплатные программы обычно имеют более короткий период жизни. В большинстве случаев freeware разрабатываются и поддерживаются одним человеком или небольшой группой разработчиков. С одной стороны, если разработчик активно развивает проект, он с радостью выполнит ваши пожелания и поможет решить возникшие проблемы. С другой — никто не гарантирует поддержку.
    [И]: Программы каких типов сейчас наиболее популярны среди фриварщиков (менеджеры закачек, медиаплееры, почтовые клиенты и т.д.)?
    [РВ]:
Популярны программы всех типов. Чаще всего разрабатываются программы невысокого уровня сложности — те, которые программист может делать своими силами. Основная причина для начала разработки — это отсутствие софта, удовлетворяющего требованиям программиста, и желание создать более удобную программу.
    [И]: Тяжело ли создать популярный freeware-продукт? Что нужно сделать, чтобы добиться успеха на этом рынке?
    [РВ]:
Фриварность не играет принципиальной роли. Продукт должен быть качественным и полезным. Чтобы добиться успеха, необходимо прислушиваться к мнению пользователей, делать по-своему и не останавливаться на достигнутом.
    [И]: Freeware — рынок довольно специфический в том плане, что заработать на продажах напрямую не получится. Вместо этого применяются другие способы: "бесплатный софт, платная поддержка"; "бесплатная программа, платные плагины"; рекламных баннеров; создание бесплатной облегченной и полной платной версий программ и т.д. Какой способ, по-вашему, наиболее эффективен и почему?
    [РВ]:
Платная поддержка и продажа плагинов возможна только в случае с сложными программными продуктами для корпоративного пользования. Встраивание рекламных баннеров было эффективно в период интернет-бума, лет пять назад. Сейчас наиболее эффективный способ заработать — создание облегченной и полной версии программы. Перспективной областью является разработка бесплатных программ с наличием платных сервисов. Кроме того, бесплатные приложения — это реклама, помогающая разработчику находить клиентов для разработки заказного программного обеспечения.
    [И]: Почему вы решили сделать Download Master, свою самую известную программу, бесплатной? Почему не shareware? Вы рассчитывали на то, что пользователи, оценив Download Master, начнут активнее покупать ваши платные программы?
    [РВ]:
При разработке программ мы ориентируемся на два рынка: а) СНГ и бесплатные программы; б) остальной мир и shareware. Для западного рынка мы выпускаем аналог Download Master, который является условно-бесплатным. Российские пользователи еще не готовы покупать shareware-программы в количестве необходимом для того, чтобы окупить разработку. Однако они более активны и постоянно помогают нам находить ошибки. Наличие популярной программы в портфолио служит хорошей рекламой и позволяет находить клиентов для разработки программного обеспечения под заказ.

   
* * *
   
Несмотря на столь смелые прогнозы, сегодня freeware занимает далеко не первое место на рынке, значительно уступая shareware и коммерческим программам. Прогнозы апологетов Open Source, которые возвещали скорую победу бесплатных программ с открытыми исходниками и возврат “золотого века” компьютерной истории (первые персоналки продавали вместе с бесплатным софтом), пока не спешат сбываться... но некоторые сдвиги в этом направлении наблюдаются: крупные софтверные корпорации все чаще и чаще выпускают бесплатные программы. По-другому и быть не может — ведь в эпоху интернета, когда копирование любой информации стало делом двух секунд, распространение программного обеспечения прежними методами становится все менее и менее эффективным. Платный софт, разумеется, не исчезнет, но между ним и freeware установится некий паритет.
Пришло время выбрать лучшие приключенческие игры — те, что сильны историей и ее подачей, а не постоянными перестрелками.
Технологии развиваются, а за ними поспешают и разработчики игр. Похоже, до пресловутой фотореалистичной графики осталось совсем немного.
В 2016 году вышло немало игр, достойных звания лучшего боевика.
Может ли дополнение побороться на равных с крупными ролевыми играми? Вот и проверим.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Рецензии > Я и мой верный хранитель. Обзор The Last Guardian
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Железный цех > Идеал. Тестирование игрового компьютера MSI Aegis Ti
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования