IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы» Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Комментариев: 51
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 24
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 9
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 3
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1
    В 2004 году на страницах “Игрового кино” мы рассказывали вам, как в домашних условиях делать закадровый перевод фильмов. Мы детально рассмотрели проблему программного обеспечения, а сегодня изучим “железную” сторону вопроса. Что нужно, чтобы сделать собственную студию звукозаписи. Какой микрофон выбрать? Как обеспечить звукоизоляцию помещения для записи? С какими трудностями придется столкнуться в процессе записи звука? Как только вступаешь на стезю домашней звукозаписи, эти, а также другие, не менее волнующие вопросы тут же начинают сыпаться словно из рога изобилия. Но, к счастью, на любой вопрос рано или поздно находится ответ, равно как и любая проблема имеет как минимум один вариант решения.

    Выбор микрофона
   
Прежде чем пуститься в рассуждения по поводу выбора подходящего микрофона, стоит вспомнить об одной простой аксиоме: любое приобретаемое оборудование должно быть адекватно по своим техническим характеристикам и стоимости тому оборудованию, в связке с которым его предполагается использовать. Применительно к теме нашей статьи это означает, что бессмысленно использовать копеечный мультимедиа-микрофон вместе с картами класса SB Live!, Audigy (а тем более с профессиональными звуковыми картами), — качество звукозаписи этого уродливого тандема будет просто ужасным. Однако сформулированное правило работает и в другую сторону: не менее бессмысленно приобретать для вышеупомянутых звуковых карт профессиональные вокальные или студийные микрофоны — в этом случае возможности дорогого микрофона не будут использованы даже на 50%, зато куча денег будет потрачена впустую. Другими словами, телега с реактивным двигателем так и останется телегой, но и лошадь, запряженная в новый “Мерседес”, не заставит его ехать быстрее.
    Теперь от лирических сравнений перейдем к практике. В грубом приближении почти все функции любой звуковой карты можно свести к двум задачам: преобразованию цифрового сигнала в аналоговый (воспроизведению звука) и преобразованию аналогового сигнала в звуковой (записи звука). Вполне очевидно, что главной из этих двух задач для непрофессиональных звуковых карт было и будет именно воспроизведение, тогда как возможность записи звука остается своего рода бонусом. Главное следствие этого расклада сил — использование недорогих АЦП (аналогово-цифровых преобразователей) в звукозаписывающем тракте. Результат вполне предсказуем — непригодный для профессиональной (подчеркиваю — профессиональной) работы со звуком уровень шумов.
66 Kb 11 Kb
Использовать дешевый мультимедийный микрофон с хорошей
звуковой картой так же бессмысленно,
68 Kb 11 Kb
...как и дорогой студийный.
    Проблема также усугубляется отсутствием экранирования платы, что приводит к появлению дополнительного звукового мусора. Но не спешите расстраиваться — все вышесказанное вовсе не означает, что для качественной записи звука придется потратить круглую сумму на профессиональную карту. Дело в том, что “непрофессионализм” звуковой карты при записи звука можно расслышать только на профессиональной акустике, стоимость которой исчисляется как минимум в килобаксах. Другими словами — для домашней работы со звуком (в том числе и для записи закадрового перевода) вполне достаточно старушки SB Live!, которая нынче стоит не дороже $25. Однако знание того, что нам предстоит использовать не ракету, а вполне прозаическую “звуковую телегу”, наталкивает на мысль о том, что выбирать микрофон нужно из класса обычных “рабочих лошадок”, то есть — в ценовом диапазоне от $30 до $60.
    В прошлой статье мы кратко коснулись вопроса классификации микрофонов и выяснили, что для наших задач нам нужен динамический микрофон типа кардиоида (то есть однонаправленный). Конденсаторные менее предпочтительны не только из-за более высокой цены, но и из-за особенностей питания — в лучшем случае такой микрофон нуждается в батарейках, но некоторые модели используют схему фантомного электропитания, которая подразумевает наличие аппаратного микшерского пульта. К этому можно добавить только одно: микрофон также должен быть ориентирован на применение в записи вокала, речи или использование для караоке — инструментальные микрофоны для нашей задачи не подходят.
    Выбор конкретной модели в обрисованных технико-ценовых рамках — скорее дело вкуса, чем трезвого расчета, так как в этой ценовой нише различия между конкурирующими моделями минимальны, да и наши требования к “крутизне” микрофона тоже невысоки. Из фирм-производителей можно порекомендовать всенародно любимый Shure, хорошо зарекомендовавших себя в микрофонном деле Audio-Technica, Nady, Behringer и Beyerdynamic, а также продукцию универсальных аудиогигантов — AKG, Philips и Sennheiser.

12 Kb
    Микрофоны на выбор
   
Конкретные модели на заметку:
    — до смешного дешевый (около $17) Nady Pro Performer Starpower, почти не уступающий 30-долларовым моделям Shure и Behringer XM2000;
    — недорогие (около $30) “Шуры” C-серии: Shure C606/C607/C608;
    — более качественный Shure PG48-XLR за $50.
    Также в описанный ценовой диапазон попадают модели:
    — Philips MD695;
    — Audio-Technica XM-5, Audio-Technica ATR30;
    — Behringer XM2000-S;
    — Beyerdynamic Opus-39 (и его продвинутая модификация Opus-39-S);
    — микрофоны Sennheiser E-серии (E815-S и E825-S);
    — недорогие модели AKG D-серии (D40-S, D50-S).

   
Усиление микрофонного сигнала
   
Ключевой особенностью работы микрофона является малая мощность выходного сигнала. Поэтому сигнал, снимаемый с выхода микрофона, всегда усиливают перед дальнейшим использованием. У музыкантов с усилением проблем, ясное дело, не возникает — представить себе концертирующую группу (а
18 Kb
Колонки — самый неудачный
вариант.
тем более — студию звукозаписи) без качественного усилителя попросту невозможно.
    А как решается проблема усиления микрофонного сигнала в компьютере? А практически никак! Дело в том, что на заре развития звуковых возможностей ПК никто всерьез и не думал, что когда-нибудь компьютеры будут использоваться хотя бы для полупрофессиональной работы со звуком. Поэтому усиление сигнала, снимаемого с микрофонного входа, “решили” самым дешевым и простым способом — воткнули в микрофонный тракт простой транзисторный каскад, интегрированный в небольшую микросхемку. Но не стоит думать, что это решение было обусловлено одной только недальновидностью — ведь сейчас звуковые возможности компьютеров используются достаточно активно, разве что-то мешает поставить нормальный микрофонный усилитель в современные модели звуковых карт? Оказывается, действительно мешает, и в первую очередь — элементарная нехватка места на плате.
    Разумеется, можно использовать и стандартные возможности звуковой карты по усилению сигнала, но в этом случае деньги, потраченные на покупку микрофона, можно считать выброшенными на ветер — шумы при записи будут слышны не только на дорогой акустике, но и на мультимедийных пластиковых “пищалках”, которые до сих пор по недоразумению называются колонками.
    Поэтому единственный способ получить нормальный результат при записи — использование предусилителя. При этом звук, снятый с микрофона и усиленный предусилителем, должен подаваться не на микрофонный вход звуковой карты, а на линейный.
    Самый грамотный способ решения этой проблемы — покупка специального микрофонного усилителя. Но это только в теории, а на практике такие девайсы стоят минимум $150, то есть — втрое дороже выбранного нами класса микрофонов. Единственная известная мне модель такого усилителя за разумную цену — Helios M/MIX (около $35), однако найти его в продаже не так просто.
19 Kb 11 Kb
Открытые наушники —
уже лучше.
Закрытые наушники —
оптимальный выбор.
    Однако специализированному усилителю можно найти вполне разумную замену. Лучший вариант — усилитель из “декового” (сборного) домашнего музыкального центра. К сожалению, сейчас сборные музыкальные центры непопулярны, поэтому стоит подумать и о других вариантах. В принципе, в качестве предусилителя можно использовать любую бытовую аудиотехнику (от старых катушечных магнитофонов до современных музыкальных центров “все в одном” или домашних караоке-систем) — главное, чтобы устройство имело:
    а. линейный вход (line in);
    б. линейный выход (line out);
    в. возможность регулировки уровня выходного сигнала.
    Схема использования магнитофона в роли предусилителя проста, как мычание:
    — ко входу магнитофона подключаем микрофон;
    — переводим магнитофон в режим записи;
    — настраиваем уровень записи так, чтобы не было перегрузки;
    — линейный выход магнитофона соединяем при помощи кабеля с линейным входом звуковой карты.
    Аналогичным образом можно использовать и караоке-систему.

43 Kb
    Сверточные ревербераторы
   
Сверточные ревербераторы выпускаются как в виде плагинов к описанным в тексте статьи редакторам и мультитрекерам, так и в виде отдельных программ (например, SIR или Waves IR1).
    Единственный существенный недостаток сверточных ревербераторов — обработка звука только после записи, так как объемы вычислений не позволяют обрабатывать звуковую дорожку в реальном времени даже на самых мощных персоналках. Зато возможности этих программ безграничны. Сверточные ревербераторы могут очень качественно эмулировать любое устройство или акустическую среду, способную изменять звуковой сигнал — будь то усилитель, гитарный комбик, процессор эффектов, различные типы помещений и так далее. Разумеется, “оседлать” эти программы не так просто, но зато игра определенно стоит свеч.

   
Домашняя мастерская
   
По большому счету, на этом тему усиления микрофонного сигнала можно было бы и закрыть, если бы не одно “но”. Я, как человек здравомыслящий, отлично понимаю, что для многих компьютерщиков со стажем домашний ПК с успехом заменил и видеомагнитофон, и тем более музыкальный центр. Поэтому ситуация,
34 Kb
Специализированный
микрофонный предусилитель.
когда в соседстве с домашним компьютером выживают лишь маленькие CD/MP3-плееры, а все остальные аудиобронтозавры стройной колонной отправляются на свое законное место — на свалку истории, вовсе не редкость. У меня, например, музыкального центра и магнитофона нет уже минимум лет семь.
    Но и из этой, на первый взгляд безвыходной ситуации тоже есть выход — правда, не настолько элегантный и эффективный, как многим хотелось бы. Итак, еще один способ усиления микрофонного сигнала — программная обработка. Суть этого метода заключается в “пересчете” поступающего в звуковую карту сигнала при помощи специальных алгоритмов, имитирующих работу “железного” усилителя. При этом микрофон подключается непосредственно к линейному (но не микрофонному!) входу звуковой карты.
    К сожалению, подробные инструкции по использованию программного усиления получились бы слишком объемными, поэтому описание этого метода будет носить исключительно обзорный характер.
    Также сразу необходимо отметить, что вариант с программным усилением стоит использовать с рядом оговорок и только в самом крайнем случае, так как он ощутимо снижает качество записываемого звука. Первое, что необходимо усвоить: чем дешевле используемая звуковая карта и чем дешевле применяемый для записи микрофон, тем хуже будет качество
34 Kb
Катушечный магнитофон.
программного усиления. Причина элементарна: если мы подаем на линейный вход карты уже усиленный сигнал, то собственные шумы АЦП карты и электромагнитные наводки в системном блоке будут “прибавляться” уже к “громкому звуку”, и их влияние на общее качество записи будет незначительным. Однако в случае, если мы сначала подаем на вход слабый сигнал, а уж потом усиливаем его специальным алгоритмом, то вместе с полезным сигналом усилятся и все вышеописанные паразитные шумы.
    Поэтому для такого варианта усиления наилучшим образом подойдут модели звуковых карт с выносным дочерним модулем (Audigy Platinum eX) или полностью внешние звуковые карты, подключаемые к ПК через USB (например, карта Creative Extigy). Такие карты лучше защищены от паразитных наводок, неизбежных в чреве системного блока, однако их стоимость ощутимо выше bulk-вариантов SB Live! и Audigy, поэтому еще неизвестно, что выгоднее — дорогая выносная карта или дешевая “внутренняя” плюс усилитель. Также для варианта с программным усилением нужно выбрать микрофон с наибольшим уровнем выходного сигнала (указывается в мВ).
    Саму программную обработку можно провести тремя способами:
    — при помощи альтернативных драйверов для карт семейств SB Live! и Audigy;
    — с помощью программ-мультитрекеров и звуковых редакторов;
    — поддерживающих DirectX- или VST-плагины, а также при помощи программ с мудреным названием — сверточные ревербераторы.
    Начнем с самого простого способа — альтернативных драйверов для карт на базе чипов Emu10k1 и Emu10k2 (сюда попадают почти все модели SB Live! и Audigy, кроме OEM-вариантов для компьютеров брендовой сборки). Эти драйвера носят название kX Project и доступны для скачивания на
32 Kb
Дековый hi-fi-усилитель.
Kxproject.Lugosoft.Com. Подробно о возможностях этого программного обеспечения можно почитать на сайте разработчиков или в сопроводительной документации, а мы сосредоточимся на нужном нам программном усилении сигнала.
    Одной из особенностей kX является доступ к управлению DSP-чипом звуковой карты, включая подключение дополнительных модулей (то есть добавление дополнительного микрокода в DSP). В числе стандартно поставляемых с kX модулей также имеется и программный усилитель GainHQ. Вкратце схема включения GainHQ выглядит так: устанавливаем kX, открываем окно kX-микшера, переходим на закладку DSP, добавляем плагин GainHQ и соединяем входы GainHQ с выходами AC97 Left и AC97 Right модуля Prolog, а выходы GainHQ подключаем к модулю Epilog (либо ко входам RecL и RecR, либо к одной из пар ASIO-выходов, если используемая вами программа для записи звука поддерживает работу с ASIO — Audio Stream Input/Output). В дальнейшем для регулировки уровня записи необходимо просто задать нужный уровень усиления сигнала в настройках GainHQ (в пределах от -60 до 60 дБ).
    Способ номер два — использование мультитрекеров (Cubase SX, Cakewalk, Samplitude Producer, Cool Edit Pro) или звуковых редакторов типа Sound Forge. Ключевая возможность этих программ — поддержка плагинов для обработки звука, в число которых также входят всевозможные программные усилители. Причем, в отличие от простого GainHQ, в этих программах параллельно можно и “подчистить” звук при помощи компрессоров и нойз-гейтов, о применении которых кратко было рассказано в предыдущей части нашего цикла. К слову, нормальная работа с тем же Cubase SX подразумевает поддержку ASIO, без которой невозможна обработка звука в реальном времени, и в этом случае без уже упомянутого kX никак не обойтись, поэтому дельный совет: если собираетесь работать со звуком и в дальнейшем, устанавливайте kX Driver и изучайте документацию к нему.

   
Звукоизоляция помещения
   
При записи звука также нельзя обойти вниманием и такие моменты, как борьба с нежелательным шумом и эхом от собственного голоса. Комната в обычной квартире — явно не идеальное помещение для организации студии звукозаписи, но определенные шаги для улучшения результатов можно и нужно предпринять.
    В первую очередь необходимо максимально ослабить или вовсе убрать источники шумов: плотно закрыть дверь, занавесить дверь и окно в комнату плотным одеялом для экранирования наружных шумов, обязательно убрать со стола системный блок и установить его подальше от микрофона на мягкий ворсистый ковер или поролоновую подкладку.
    Следующий шаг — использование наушников для мониторинга процесса записи. Попытки использовать для мониторинга колонки неизбежно приведут к “замыливанию” записываемой дорожки, в худшем случае из-за обратной связи может “завестись” микрофон. Причем наушники нужны закрытые, так как открытые и даже полуоткрытые модели весьма слышно “орут” в окружающее пространство. С учетом того, что расположены наушники непосредственно на вашей голове в нескольких десятках сантиметров от микрофона, то их звучание неизбежно будет улавливаться и микрофоном.
    Еще один важный момент — эхо. В лучшем случае оно просто слегка ухудшит запись, в худшем — может привести к возникновению стоячих волн (эффект резонанса). Главный источник эха в комнате — акустически непрозрачные материалы с гладкой поверхностью: голые стены, полки и стекла шкафов, зеркала и так далее. Поэтому для снижения уровня эха все подобные поверхности также рекомендуется завесить плотной материей. Если вы собираетесь превратить звукозапись в одно из своих основных увлечений, то хорошим выходом будет установка на стены звукопоглощающих панелей — их сейчас предлагают многие строительные фирмы и магазины.

    Артикуляция
   
Во время записи голоса одна из важнейших проблем — правильная артикуляция. Поскольку мало кто из нас мечтал о карьере профессионального диктора, типичные проблемы с артикуляцией будут гарантированы при первых же сеансах записи. В первую очередь это касается произнесения взрывных согласных (б, п, т) и шипящих-свистящих (ш, щ, с). Основной метод борьбы с перегрузом микрофона на этих звуках — тренировка, тренировка и еще раз тренировка собственной дикции. Есть, правда, еще один способ — использование звукового демпфера, но он может помочь лишь в ослаблении эффекта взрывных и шипящих согласных, но не в его ликвидации. Простейший способ демпфирования звука — установка между губами и микрофоном нескольких слоев марли, натянутой на каркас.

   
* * *
   
Последний по счету, но далеко не последний по важности момент — размещение микрофона при записи. Главное правило заключается в том, чтобы ни в коем случае не держать микрофон в руках — этот вариант пригоден лишь для концертных выступлений вокалистов. В студии ручное “жонглирование” может привести лишь к двум результатам — “плавающей” громкости звука и дополнительным шумам от перемещения пальцев по ручке микрофона. Для крепления микрофона в домашней студии необходимо использовать микрофонную стойку типа “журавль”, желательно с резиновыми ножками для гашения нежелательных вибраций от пола.
    Итак, цель ясна, проблемы обрисованы, методы решения описаны. Осталось только одно: воспитание “сына ошибок трудных”, то бишь — набор опыта. Без него, родимого, и без его двоюродной сестры — целеустремленности — любое начинание неизбежно обречено на провал. Поэтому смелее кидайтесь “в бой”: изучайте, экспериментируйте, созидайте.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Франшизы родом из девяностых продолжают доказывать, что им почти нет равных на арене.
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования