IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 53
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 21
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 13
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 4
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

Неудача, которую потерпела IBM с платформой IBM PC, лишний раз доказала, что Фортуна слепа. Она может с равным успехом облагодетельствовать и транснациональную корпорацию, и гаражную фирму типа Apple. Однако и с пьедестала может упасть каждый. Поражение на “железном” фронте не было последним для IBM, ей предстояло проиграть еще одно ключевое сражение.

Битва за “полуось”

26 Kb

После выпуска процессора Intel 80286 и компьютеров IBM PC/AT стало ясно, что для реализации всех возможностей нового железа необходима другая операционная система. MS-DOS по причине своей архаичности на эту роль не подходила. Всем требованиям удовлетворяли многочисленные Unix-клоны. Однако выхватить “переходящее знамя” из рук слабеющей DOS им помешал ряд обстоятельств: сложность использования, многообразие малосовместимых стандартов, жадность правообладателей (оценить гениальность хода Microsoft с копеечным лицензированием MS-DOS никто так и не сумел). И, наконец, последняя, но от этого не менее важная причина — несовместимость Unix с DOS. Это было тем более серьезно, так как ассортимент ПО для PC к этому моменту был огромен.

Приблизительно в это время набирала обороты “яблокомания”, спровоцированная выпуском компьютеров Apple Macintosh. Причем одну из первых скрипок в их популярности играла новая MacOS с революционными нововведениями в пользовательском интерфейсе: окнами, кнопками — в общем, всем тем, без чего немыслима современная ОС.

Вполне логично, что первые попытки разработать производительную и эргономичную замену DOS предприняла Microsoft. Новая система, названная Windows, была анонсирована в 1983-м, за год до появления Intel 80286, однако довести разработку до ума Гейтсу сотоварищи удалось только в 1985-м. Сама Windows 1.0 не могла считаться полноценной ОС — она представляла собой графическую надстройку над DOS. Неудивительно, что сразу после начала продаж Windows 1.0 была дружно осмеяна пользователями и не смогла завоевать популярность. Провальный дебют Windows почти совпал по времени с другим важным событием — началом продаж IBM PC/AT. Потребность в новой операционной системе стала еще более актуальной. Отмахнувшись от неудачи с Windows, Microsoft решила предпринять еще одну попытку, на сей раз в альянсе с IBM. Разработка получила помпезное название OS NT (New Technology). К моменту выпуска в 1987 году название системы по инициативе IBM было изменено на OS/2.

58 Kb

Последняя версия OS/2 с магическим названием Merlin так и не сотворила чуда.

Теоретически будущее OS/2 выглядело безоблачно: удобный графический интерфейс, поддержка многозадачности, надежность... Однако все эти достоинства нивелировались двумя существенными недостатками — высокими требованиями и сложностью в конфигурировании, особенно, если речь шла о запуске DOS-приложений. В итоге новая система была встречена прохладно.

Что интересно, в течение всего периода работы над OS/2 Microsoft продолжала трудиться над Windows, справедливо полагая, что такая мощная система, как OS/2, будет больше востребована в корпоративном секторе рынка, тогда как рядовому пользователю нужно что-то более простое и доступное, с более скромными требованиями. Неудача IBM с OS/2 лишний раз подтвердила правильность догадок Билла Гейтса, и вскоре Microsoft начинает отходить от разработки следующей версии OS/2. В результате IBM остается в гордом одиночестве и на этом фронте.

Возможно, выход Microsoft из проекта OS/2 и не стал бы трагедией для IBM, если бы не кровная заинтересованность Гейтса в захвате рынка ПО для IBM-совместимых компьютеров. В то время как IBM продолжала совершенствовать OS/2 в надежде, что системы дорастут до уровня этой ОС, Microsoft сосредоточила усилия на других направлениях: удобстве, простоте, агрессивном маркетинге. Результатом стал выпуск Windows 3.0 в 1990 году. Объективно — последняя была хуже OS/2 по всем показателям, так как в ее основе лежала все та же MS-DOS, но на этот раз скрытая под толстым-претолстым слоем графического интерфейса. Тем не менее внешняя привлекательность, простота перехода и рекламный прессинг сделали свое дело. Через полгода после поступления в продажу Windows 3.0 и ее улучшенная версия Windows 3.1 предустанавливались на 80% ПК, а на долю программ под Windows приходилось более 60% рынка ПО. Последним гвоздем в крышку гроба “полуоси” стал выход Windows for Workgroups 3.11, которая обладала неплохими сетевыми возможностями.

С ног на голову

57 Kb

Файловый менеджер в Windows 3.0 не так и сильно отличается от современного "Проводника".

Мы совсем не случайно уделили такое внимание операционным системам. Дело в том, что популярность платформы PC складывалась из двух составляющих: принципа открытой архитектуры и огромного количества программ. Причем если на заре эры IBM PC главной движущей силой была открытая архитектура, то к началу 90-х главенствующую роль стал играть уже ассортимент ПО. Поэтому победа в софтовом секторе была важнее, чем выяснение отношений на железном фронте. До окончательного провала OS/2 в 1996-м, когда была выпущена последняя версия этой ОС — OS/2 Merlin, у IBM были призрачные шансы на реванш, однако действия Microsoft поставили на этой затее жирный крест.

В создании и продвижении на рынок Windows коммерческий талант Билла Гейтса проявился особенно ярко, но не меньшую роль сыграл отдел маркетинга, который никогда не стеснялся привирать, если того требовали обстоятельства: к примеру, тот факт, что Windows 95 использует в своей основе код MS-DOS, отрицался до последнего. Более того, Microsoft никогда не собиралась довольствоваться ролью разработчика одних лишь операционных систем, ее планы подразумевали “окучивание” как можно большего числа прикладных программ. Зачастую использовался простой, как бревно, прием: вся информация о возможностях Windows не предоставлялась сторонним разработчикам, что приводило к тому, что программы от самой Microsoft работали стабильнее и быстрее, чем ПО конкурентов.

Несмотря на высокую популярность Windows 3.1, на повестке дня продолжали оставаться так и не решенные вопросы: стабильная работа, реализация многозадачности, технология Plug'n'Play, которая должна была упростить подключение и конфигурирование дополнительных устройств, и так далее. Юмор ситуации заключался в том, что все эти проблемы уже были решены в OS/2, а чуть позже и в Windows NT (к слову, в основе NT лежала та же концепция, что и в OS/2). Что интересно, продвижение Windows NT, выпущенной в 1993-м, забуксовало по тем же причинам, что и OS/2, — сложность для рядового пользователя и высокие системные требования.

Главную же роль в развитии платформы PC сыграла Windows Chicago, более известная как Windows 95. Стратегия агрессивного маркетинга Microsoft при рекламе Chicago достигла своего апогея — в день выпуска у магазинов выстраивались стометровые очереди. Главные достоинства новой ОС заключались в полноценной поддержке 32-разрядных процессоров, встроенных сетевых возможностях, улучшенной реализации многозадачности, а также в многочисленных доработках пользовательского интерфейса. Главное достижение Windows 95 заключается в том, что именно она спровоцировала ведущуюся до сих пор гонку системных требований. Мы прекрасно помним, как в начале 90-х журнал PC Magazine доказывал, что использование процессоров 80486 в домашних компьютерах нецелесообразно, максимум, что нужно пользователю, — машина на базе 80386 DX. Причем подобного мнения придерживались и другие аналитики, и рядовые пользователи, так как большая часть возможностей новых компьютеров просто не поддерживалась софтом. После выхода Windows 95 ситуация изменилась: теперь железо пыталось угнаться за программами. Изменилась и сама идеология производства ПО: раньше, когда приложения насчитывали максимум несколько десятков тысяч строк кода, можно было позволить себе такую роскошь, как оптимизация и эффективное использование ресурсов системы, но уже в середине 90-х главным критерием стала оперативность выпуска ПО. На любые жалобы по поводу медленной или нестабильной работы стал выдаваться один ответ — покупайте новый, более мощный компьютер. Производители компьютеров и комплектующих сразу же оценили возможности, которые открывала перед ними эпоха Windows. Сами посудите: разве это не чудесно — каждый год-два заставлять пользователя покупать новый компьютер либо проводить апгрейд... Наибольшую выгоду от подобной идеологии извлекала Intel, которая поспешила заключить с Microsoft стратегический альянс. Порочный круг замкнулся, а платформа IBM PC обрела второе дыхание и обзавелась новым названием — Wintel (Windows + Intel).

Эпоха Pentium

22 Kb

Первый Pentium был вдвое быстрей процессоров прошлого поколения.

История становления “диктатуры” Windows может показаться драматичной, но не следует забывать, что у любого события есть не только отрицательные, но и положительные стороны. К примеру, прожорливость Windows в плане аппаратных ресурсов послужила наилучшим катализатором технического прогресса. Наиболее впечатляющим результатом этого стал выпуск процессора Pentium. Но для начала не помешает вспомнить о его предшественнике.

В 1989 году Intel анонсировала процессор 80486, главное отличие которого от 80386 заключалось в наличии интегрированного сопроцессора для вычислений с плавающей запятой — до этого подобные операции выполнялись отдельной микросхемой чипсета. Линейка оказалась весьма удачной и в различных модификациях выпускалась вплоть до 1994-го. Самая последняя модель серии работала на тактовой частоте 100 МГц и позволяла выполнять до 70 млн операций в секунду.

В том же 1989 году была начата разработка Pentium, который был напичкан революционными нововведениями. Главное его достижение, плоды которого мы пожинаем до сих пор, суперскалярность — наличие нескольких вычислительных модулей (у первого Pentium их было два), что позволяет процессору выполнять несколько инструкций за один такт. В результате этого Pentium был почти вдвое производительнее 80486 на одной и той же скорости. Первые модели нового семейства под названием Pentium P5 были выпущены в 1993 году, работали на частотах 60 и 66 МГц и могли выполнять до 112 млн операций в секунду. Количество использованных в чипе транзисторов в точном соответствии с законом Мура было удвоено и составило 3,1 млн против 1,6 млн у 80486. В 1994 году была выпущена модель Pentium P54C с частотами от 75 до 200 МГц.

60 Kb

С приходом Pentium II появился на свет и народный любимец - Celeron.

Следующим этапом стала разработка Pentium Pro (он же — Pentium P6), который предназначался для серверов и высокопроизводительных рабочих станций. Анонсированный в 1995 году, этот процессор добился весьма скромных успехов на пользовательском рынке и быстро был вытеснен новыми моделями — Pentium P55 с поддержкой MMX и Pentium II, который объединял в себе архитектуру Pentium Pro с технологией MMX. Оба процессора были выпущены в 1997-м, причем Pentium MMX (Multimedia Extension) является хорошей иллюстрацией погони железа за софтом, так как основное его отличие от предыдущих моделей заключалось в расширенном наборе инструкций для мультимедиа-приложений. Впрочем, производители ПО восприняли новацию без энтузиазма, так как выигрыш в производительности за счет их использования достигался не везде и не всегда, а затраты на оптимизацию программ были ощутимы.

Зато Pentium II, предназначенному для высокопроизводительных настольных машин, повезло гораздо больше. Он пережил множество реинкарнаций, выпускался в вариантах для ноутбуков (Pentium II PE), для серверов (Pentium II Xeon), с обрезанным кэшем второго уровня превратился во всенародно любимый и доступный по цене Celeron, а также послужил основой для создания Pentium III. Последний отличался от своего предшественника добавлением 70 новых инструкций SSE, более современной технологией производства, увеличенной тактовой частотой и, разумеется, новой цифрой в названии, хотя принципиальных нововведений в нем было не так много. Первые модели Pentium III увидели свет в 1999-м, а уже в конце 2000-го Intel преподнесла еще один сюрприз — Pentium 4, который и сейчас в различных модификациях работает в большинстве настольных компьютеров.

Старт Pentium 4 трудно назвать удачным: первоначально его распространению мешал ряд серьезных причин: высокая стоимость, дополнительные затраты на новый блок питания, материнскую плату и новую память (изначально единственным вариантом для P4 была безумно дорогая Rambus DRAM). Однако потенциал этого модельного ряда процессоров оказался высоким, что подтверждается временем: Pentium 4 — пока единственная линейка процессоров компании, которая продержалась на рынке вот уже пять лет.

Благодаря совместным усилиям Intel и Microsoft платформа Wintel добилась таких впечатляющих успехов, что даже заклятый “враг” “Пентиумов” — компания Apple — и та недавно смирилась с неумолимым ходом истории и приняла решение о переводе компьютеров на процессоры Intel. Комментарии, как говорится, излишни.

* * *

Итак, прошло уже 24 года с момента появления первого персонального компьютера IBM. Возможности персоналок за это время возросли настолько, что даже и сравнивать как-то неловко. И тем не менее в любом современном компьютере можно найти “остатки” того самого первого IBM PC. И точно так же в любой Windows продолжает жить “дух” старушки MS-DOS.

В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
В 2016 году вышло немало всяческих переизданий, ремейков и HD-версий. Выбираем лучшие из них.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования