IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 56
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 31
«Труп выглядит здоровее». Четвертый сезон «Шерлока» Кино > «Труп выглядит здоровее». Четвертый сезон «Шерлока»
Сценаристы «Шерлока» обещали, что четвертый сезон станет пугающим и шокирующим. Разбираемся, все ли у них получилось.
Комментариев: 14
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 13
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

По меркам компьютерной индустрии компания Commodore — настоящая древность. Появилась она аж в 1953 году, когда ее основатель, Джек Трэмил (Jack Tramiel), вернулся из армии и купил магазинчик в одном из самых криминальных районов Нью-Йорка — Бронксе. Сначала он хотел назвать свою компанию Admiral или General, но эти названия были уже заняты и ему пришлось довольствоваться Commodore. Полностью — Commodore Portable Typewriter.

Поначалу дела шли туго. Чтобы свести концы с концами, Джек даже подрабатывал таксистом, но спустя некоторое время ему удалось договориться с чешской компанией о производстве печатных машин по их дизайну на территории Канады. В конце 50-х рынок наводнили технологичные печатные машинки из Японии, поэтому особой прибыли это предприятие не сулило. Однако Трэмил не приуныл и принял решение производить счетные машины (adding machine). В 1962 году он основал компанию Commodore Business Machines (CBM), но и здесь его ждала неудача — все те же японцы ворвались на американский рынок с более дешевой и надежной техникой. И тогда Джек отправился в Японию, на разведку...

Трэмилу было интересно узнать, каким образом ведутся дела в этой стране. На тот момент в Японии только начинали появляться электронные калькуляторы, и Джек резонно предположил, что в Канаду и Америку они попадут лишь через несколько лет — за это время можно развернуть свой бизнес и закрепиться. Так Commodore Business Machines стала производить электронные калькуляторы.

Дела пошли на лад, с начала 70-х годов CBM стала основным поставщиком калькуляторов на основе компонентов от компании Texas Instruments (здравствует и поныне). Но в 1975 году случилось неожиданное: Texas сама вышла на рынок калькуляторов и заткнула за пояс всех, включая бывших партнеров.

Джек начал искать альтернативные варианты и в 1976 году приобрел компанию MOS Technology, которая занималась производством чипов. Texas Instruments ему теперь уже была не нужна. Он бы и дальше продолжил делать калькуляторы, если бы не встреча с Чаком Педдлом (Chuck Peddle) из все той же MOS Technology. Чак убедил Джека в том, что о калькуляторах пора забыть и пришло время обратить свои взоры в сторону домашних компьютеров.

Здесь-то и начинается история той самой легендарной Commodore Business Machines, которую мы знаем.

Первый блин

В качестве основы для нового компьютера Чак Педдл предложил использовать разработанную им платформу KIM-1. Конструкция представляла собой текстолит с тремя интегрированными чипами — один MOS 6502 и два MOS 6530, включающие 1 Кбайт ROM, 64 Кбайт RAM и пару контроллеров ввода/вывода. В нижнем углу текстолита был расположен блок, похожий на калькулятор — цифровая клавиатура и шестиблочный LED-дисплей.

Для того чтобы придать товарный вид компьютеру, KIM-1 поместили в металлический корпус и объединили с монохромным дисплеем, способным отображать 25х40 символов, добавили полноценную QWERTY-клавиатуру и устройство для хранения информации. В итоге получился Commodore PET. Некоторое время его использовали в школах, но среди обычных пользователей популярным он так и не стал. На Commodore PET можно было разве что играть в текстовые квесты, но этого оказалось явно недостаточно. Исправить ошибки предшественника должен был VIC-20, представленный три года спустя.

Центральным компонентом VIC-20 стал выделенный обработчик видео и звука — чип VIC (Video Interface Chip). VIC-20 был совместим с цифровым джойстиком для игровой консоли Atari 2600, поддерживал принтеры, порт для модема, в то время как та же Atari 2600 ничем таким похвастаться не могла. Это преимущество Commodore умело использовала в телерекламе — известный актер Уильям Шатнер, игравший в сериале Star Trek, поставленным голосом произносил эпохальную фразу: «Зачем покупать лишь видеоигру?». В 1982 году VIC-20 стал самым популярным компьютером, а уже к 1985 году по всему миру разошлось 2,5 млн этих систем.

Командор №1

Понимая, что VIC-20 недалеко ушел от своего предшественника, инженеры взялись за разработку принципиально нового, а главное — дешевого домашнего компьютера. В 1982 году Роберт Рассел (Robert Russel) и Роберт Яннс (Robert Yannes) при поддержке Эла Шарпентье (Al Charpentier), разработчика видеосистемы, и Чарльза Уинтербла (Charles Winterble), менеджера MOS, представили Commodore 64. Он имел 64 Кбайт оперативной памяти и стал примером идеального домашнего компьютера.

Atari ST долгое время конкурировала с Commodore Amiga 1000.

На выставке CES’82 изумленная публика отходила от стенда компании с вопросом: «И как это у них получилось всего за $595?». Commodore была довольна: в то время IBM PC с монохромным монитором, допотопной «текстовой» видеокартой и пищалкой вместо звуковой карты стоил $1500, Atari 400/800 — $900, а Apple II и вовсе устарел. В Америке Commodore 64 ждал успех, а вот в Европе он встретил серьезный отпор — там царствовал его величество Sinclair ZX Spectrum.

В основу C64 был положен процессор MOS 6510, работавший на частоте 1 МГц, но главным достижением была видеосистема VIC- II. Для 1982 года это было нечто невероятное — поддержка 16 цветов, отрисовка до 8 спрайтов одновременно, возможности скроллинга. Вторая составляющая успеха — качественная звуковая система SID. Трехканальный синтезатор и фильтрация звука — чего еще желать в далеком 1982 году? К слову, звуковая карта была разработана парнем, который впоследствии основал легендарную компанию Ensoniq.

С64 быстро стала любимой платформой разработчиков игр. Для нее было выпущено несчетное количество игр, многие из которых продолжают переиздаваться и по сей день: Test Drive, Bard's Tal e, Micro Machines, Conan, Creatures, Gauntlet, Grand Prix 2, Spy Hunter, Ultima. И это лишь малая часть игрового безумия, с головой накрывшего жителей Европы и Америки в середине 80-х гг.

Благодаря С64 появилась демосцена (demo scene). Это увлечение для избранных переросло в целую субкультуру. Специалисты демосцены способны поместить в несколько килобайт кода ролики со сложной анимацией и красивой музыкой, при этом вся эта красота обрабатывается в реальном времени.

В 1983 году цены на VIC-20 и C64 поползли вниз, конкурирующие компании в лице Atari и других были втянуты в серьезную ценовую войну. До кровопролития, конечно, не дошло, но работа мощного маркетингового аппарата Джека Трэмила дала положительные результаты — CBM продала 22 млн С64, Atari была почти уничтожена, а множество мелких компаний обанкротились.

Commodore 64 был очень любим среди разработчиков игр.

Закат Commodore

К сожалению или к счастью, но все имеет свое начало и свой конец. В 1984 году Джек Трэмил, основатель и главная движущая сила компании, подал в отставку из-за разногласий с советом директоров. Джек с сыновьями зарегистрировал фирму Tramiel Technologies и превратился в конкурента некогда родной для себя компании CBM.

В Книге рекордов Гиннеса написано, что Commodore 64 — самый продаваемый домашний компьютер (22 млн) всех времен и народов.

Затем Трэмил купил Atari со всеми ее наработками, получив заодно еще производственную базу и сеть распространения. Уже в 1985 году на свет вышла система Atari ST, основанная на платформе компании Amiga. Джек лицензировал у нее чип Lorraine и построил на его основе полноценный компьютер ценой $800.

Тем временем руководство CBM разрабатывало хитрый план по ликвидации всех своих конкурентов. Купив Amiga, компания аннулировала контракт с Atari, так что последней пришлось в спешке проектировать и собирать новую платформу для Atari ST. В это же время CBM представила Amiga 1000 на той самой платформе Lorraine. Систему с 7 МГц процессором Motorola продавали за $1300, за отдельную сумму был доступен цветной 13-дюймовый монитор ($300). Amiga использовала 8-битную звуковую карту и видеосистему с поддержкой разрешения 640х400. Также в корпус встраивался 3,5-дюймовый флоппи-дисковод.

Вплоть до 1987 года Atari ST и Amiga 1000 пользовались примерно одинаковой популярностью. Фанаты неистовствовали и с пеной у рта доказывали друг другу, какая из платформ лучше. С выходом Amiga 500 в 1987 году CBM удалось вырваться вперед.

Но то был кратковременный успех. После ухода Трэмила с поста руководителя CBM тактика компании изменилась: ни вам рекламы с телевизионными знаменитостями, ни продаж в магазинах игрушек. Опасаясь наделать ошибок, руководство добилось лишь одного — развитие компании остановилось. К концу 80-х гг. на компьютерной арене вновь мобилизовались IBM и Apple. На их фоне робкие маркетинговые потуги Commodore выглядели как минимум несерьезно. В начале 90-х CBM все так же продавала компьютеры Amiga с 7—14 МГц процессорами, тогда как IBM предлагала системы с современными процессорами (486, 33 МГц), high-color-видеокартами и полноценным звуком от Creative по сравнимым ценам. Выбор пользователей был очевиден — к 1992 году CBM потеряла почти весь рынок.

История CBM завершилась в 1994 году, когда компания объявила о банкротстве. Дальнейшее существование известной марки не заслуживает внимания, скажем лишь, что сам бренд Commodore до сих пор жив и владельцы надеются когда-нибудь его воскресить...

Что же Трэмил?

Главному герою нашего повествования — Джеку Трэмилу — сейчас 78 лет, и он спокойно живет в Монте-Серено, США. Как вы, наверное, догадались, поднять на ноги Atari ему не удалось. После списания Atari ST в утиль компания просуществовала долго, но ничего выдающегося так и не представила.

Для тех же, кто хочет приобщиться к классике и оценить все очарование старины, рекомендуем просто набрать волшебные буквы Commodore 64 или Atari ST в любом поисковике, и вы сразу же получите массу ссылок на фанатские сайты с играми, эмуляторами и кучей другой информации об этих легендах прошлого.

Сценаристы «Шерлока» обещали, что четвертый сезон станет пугающим и шокирующим. Разбираемся, все ли у них получилось.
Ультраширокие мониторы появились на рынке не так давно, но игр, поддерживающих формат 21:9, уже вышло немало. Выбираем лучшие!
В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Спец > «Калибр»: интервью с Wargaming
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования