IGROMANIA.RU
Registration
Главный редактор «Игромании». Играть начал в середине восьмидесятых — сначала на ЕС-1046, потом перешел на БК 0010-01, «Спектрум», а затем и на IBM-совместимые компьютеры. По образованию — врач судебно-медицинский эксперт: полученные в университете знания с успехом применяет в игровой индустрии.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 53
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 21
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 13
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 4
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

Как известно, длинную жизнь и счастливую старость компьютерным играм обеспечивают фанаты. Причем не абы какие, а рукастые и головастые. Только такие могут направить горячую фан-энергию в нужное русло — на модификации, дополнения и прочие радости рядового геймера. Порой эти добровольные помощники продолжают поддерживать игру даже тогда, когда разработчики ее давным-давно забросили.

Наличие простого и удобного игрового редактора имеет при этом первостепенное значение. На страницах «Игромании» постоянно публикуются статьи, посвященные самым различным утилитам для изменения игр. Сегодня же мы поговорим с теми, кто принимает в их разработке непосредственное участие:

zzakkerАлександр Зеберг, технический директор компании Katauri Interactive;

dabАлексей Дубовой, руководитель и главный программист Elemental Games;

AGМакс Тумин, менеджер и геймдизайнер GFI Russia;

ChSМихаил Пискунов, ведущий сценарист KDV Games;

alexartist Александр Язынин, главный художник Katauri Interactive;

MushroomerВасилий Кашников, менеджер Temporal Games.

Засланные казачки от «Игромании» — Владимир Болвин, Алексей Макаренков и Светлана Померанцева — тщательно записывали и конспектировали каждое слово.

Закрытые богатства

[Игромания]: Не секрет, что геймерам выдают далеко не все утилиты, которыми пользовались девелоперы во время разработки игры. Интересно, почему?

[Mushroomer]: А зачем? Во-первых, для хорошей модификации хватит возможностей простого редактора уровней, иногда требуются утилиты импорта-экспорта контента (для моделей, текстур, звуков) и, в крайнем случае, редактор скриптов. Если дадим мы геймерам полноценный SDK, они сделают игру? Маловероятно. Есть, конечно, люди, которые делают интересные модификации (даже несмотря на все ограничения подобных утилит). Но в процентном отношении к общему количеству игроков их доля ничтожна.

А во-вторых, если редактор понятен только разработчикам (и то не всем), то выкладывать его целиком или частично имеет смысл только в том случае, если у игроков ну очень сильно чешутся руки сделать свой собственный шедевр «по мотивам».

[AG]: Рядовому мододелу далеко не все по плечу. А если найдется плечистый, то он всегда может обратиться за помощью к разработчикам. Мы в таких случаях всегда идем навстречу. Давать сразу все — это дополнительная и зачастую бессмысленная работа: надо же документацию писать, утилиты в божеский вид приводить. А потом еще придется всех неплечистых консультировать (без какого-либо результата). Кому действительно надо, тот попросит.

[Игромания]: Нам достоверно известно, что иногда разработчики делают исключение для проверенных фанатов-модостроителей, и те получают доступ к закрытому внутреннему софту.

[AG]: Это правда, по крайней мере, для нашей компании. После выхода «АЛЬФА: антитеррор» вокруг нее образовалось сообщество (А-клан) из фанатов. Среди них нашлись неплохие модмейкеры. С некоторыми мы сотрудничаем до сих пор — предоставили им эксклюзивно некоторые утилиты, плагины и много еще чего. Даже исходные игровые ресурсы давали (модели оружия).

Если говорить о выгоде и проблемах такого сотрудничества, то есть и то, и другое. Модификации, несомненно, продлевают игре жизнь. О ней продолжают говорить длительное время после релиза. А проблема в том, что сотрудничеством с мододелами надо заниматься помимо основной деятельности. Ведь в это же самое время вся команда уже делает новую игру!

[zzakker]: Весь инструментарий можно разделить на две категории. Первая — утилиты для создания контента (звуки, модели, материалы). Вторая — собственно редактор миссий (карт). Именно инструменты первой категории разработчики обычно с трудом отдают в чужие руки. Тут, как правило, бывает две причины. Либо утилиты находятся в очень запущенном состоянии (порой они вообще не имеют графического интерфейса), либо, наоборот, весьма наворочены и поддерживают множество разных опций.

В обоих случаях команда не горит желанием выдавать эти инструменты модмейкерам. Если с отсутствием удобного интерфейса все понятно, то во втором случае, на мой взгляд, очень жалко делиться самым дорогим, выстраданным годами. Тем более что утилиты из первой категории для создания модификаций большинству геймеров и не нужны.

Это не игровой редактор, как можно подумать, а irrEdit, редактор движка Irrlicht Engine.

Отдельным, проверенным модмейкерам можно дать в руки более серьезные инструменты. Правда, на поддержку сообщества руководство компании идет с неохотой. Это же фактически бесплатная работа. Если не для тех людей, кто непосредственно занимается поддержкой, то для команды почти наверняка. В конце концов, не факт, что модмейкеры смогут сделать нечто такое, что окупит все расходы со стороны компании-разработчика. Так, наверное, было с Counter-Strike, а повезет ли вам?

В нашем случае мы передали игрокам именно то, чем пользовались сами. Если в редакторе из «Космических рейнджеров» для планетарных боев пришлось кое-что переделать (редактор не работал на тех данных, которые вошли непосредственно в релиз игры), то в «Легенде о рыцаре» мы уделяем этому вопросу особое внимание. Хотя до релиза еще далеко, о будущих модостроителях надо думать уже сейчас.

[Игромания]: Как раз утилиты для редактирования моделей, звуков, текстур модмейкеры всегда хотят получить. И очень часто разработчики не выкладывают их в открытый доступ. Причины непонятны. Какой вред может принести такой шаг? Или есть опасения по поводу лицензионной неприкосновенности контента?

[zzakker]: Я говорю про случай, когда инструментарий вылизывается разработчиком годами. Эти утилиты наверняка столько всего умеют, что бесплатно отдавать их в чужие руки очень не хочется. Команда создала для себя универсальный инструмент, который можно применять для чего угодно. К примеру, многофункциональный графический редактор, который помимо работы с оригинальными игровыми форматами данных понимает и много других. В случае с «Космическими рейнджерами» у нас такой редактор был. Правда, сейчас он не развивается в силу определенных причин.

На самом деле имеет место нечеткая грань между соображениями «нужна модмейкеру» и «не нужна модмейкеру». Довольно трудно классифицировать конкретную утилиту. Плагины, скорее всего, попадают под категорию «нужна». А вот редактор интерфейса? Сильно зависит от проекта. В нашем проекте к интерфейсу прилагается большое количество текстового кода. А поскольку плагины (как в редакторе Unreal) мы не поддерживаем, то и отдавать в свободный доступ редактор интерфейса нет никакого смысла.

Плотное общение с комьюнити отвечает политике нашей компании. От этого всегда есть какая-то польза. Вопрос только в количестве. К счастью для нас, мы получаем от комьюнити ощутимую отдачу. Одни только квесты чего стоят.

[AG]: Не думаю, что тут стоит говорить с позиции закона. Главное, чтобы мододелы не начали продавать свои модификации за деньги (вот тут уже будем разговаривать по-другому). А так пусть делают, что хотят. Конечно, может возникнуть ситуация, как с Hot Coffee для GTA, но я тем не менее не вижу проблем. Это его право. Если мод будет распространяться для всех и вся, невзирая на возраст, создателя надо наказать. Но именно его — он же автор и распространитель (довольно странная логика.Прим. ред.). Игра тут ни при чем. В GTA скандальный контент уже присутствовал в игре: модмейкеры просто вытащили его на свет. Это ошибка разработчиков.

Разработка редактора

[Игромания]: Игровой редактор главный инструмент, которым пользуются все категории разработчиков: художники, геймдизайнеры, программисты... То есть он должен быть удобен для всех. А поскольку пишут его программисты, то возникает вопрос как же они умудряются всем угодить? Как делают игровые редакторы?

[AG]: В идеале нужен непосредственный контакт программистов и тех, кто будет использовать редактор. Каждая утилита — под конкретный вид пользователя и функционал. На практике же это не всегда получается: сроки поджимают, ресурсов не хватает, поэтому появляются компромиссные утилиты — вроде не совсем удобно, но работать можно.

Не знаю, как у других, но мы редакторы пишем в первую очередь для себя (ибо это правильно, нам же игру делать). Вначале во главу угла ставится функциональность, потом (под страхом смертной казни) программистов заставляем добавлять разные удобства. Они отчаянно упираются: процесс, надо сказать, очень веселый. То, что нравится программисту, совсем не так приятно художнику. Мы нажимаем, настаиваем. Нам же, в конце концов, работать с этими утилитами.

Единственная проблема — время и ресурсы. Не всегда есть специальная команда программистов, которая занимается исключительно инструментами. Поэтому утилиты выходят так, как есть.

Редактор к легендарной Z (ZEditor) появился только в аддоне, к тому же не работал с картами оригинала... Результат — за столько лет ни одного мода.

Когда разработчики не дают доступа к официальным инструментам, матерые модмейкеры достают старое, проверенное средство — Hex Workshop.

[Mushroomer]: У нас все происходит следующим образом. Арт-отдел совместно с дизайнерами разрабатывает список требований к функциональности. В ходе дебатов с программистами находят приемлемые решения и вырабатывают алгоритмы обеспечения этой функциональности. А потом технический отдел садится и все это воплощает в утилиты, плагины и прочие инструменты для разработки.

Получив первую версию редактора, за работу садятся левел-мейкеры и дизайнеры. По мере создания уровней пишутся рапорты о найденных багах и пожелания к следующей версии. Новых итераций редактора за все время разработки выходит огромное количество. В идеале к релизу должен получиться редактор простой, как «Блокнот», и функциональный, как MS Word. На деле же часто вместо идеала выходит навороченный инструмент, разобраться в котором под силу только самим девелоперам.

Когда время поджимает, во главу угла, само собой, ставится функциональность. Интерфейс можно нарисовать и потом, если дойдут руки. В этом случае о том, кто и как будет делать модификации, никто, конечно, не думает. Вероятно, зря. Однако принцип «что девелоперу хорошо, то и геймеру удобно» в большинстве случаев срабатывает. Основные требования к любому редактору одни и те же: простота, интуитивность, производительность.

[zzakker]: Мы изначально разрабатывали наш редактор с расчетом, что не только мы будем им пользоваться. Что и как он должен поддерживать, решают в первую очередь геймдизайнеры с художниками. На сложность реализации поставленных программистам задач никто не обращает особого внимания. У такого подхода есть свои плюсы. Хотя на разработку инструментария тратится больше времени, качество игры, в общем и целом, повышается. Очень жаль, что многие российские разработчики этого не понимают или не хотят понимать.

Простой пример: свойства объектов хранятся в текстовом виде в отдельных файлах. Казалось бы, научи художника синтаксису, и пусть он создает эти объекты в свое удовольствие. Но в том-то и проблема: художник в этих цифрах и буквах понимает не больше, чем в китайской грамоте, даже если вызубрит все наизусть. Ему страшно вносить в файлы любое изменение, чтобы ненароком не испортить чего. В итоге художник лишний раз побоится создать новый объект или действительно наделает досадных ошибок. И хорошо, если ошибка сразу себя проявит.

Размышляя примерно вот так, мы пришли к выводу, что есть смысл потратить месяц рабочего времени одного программиста на создание удобного, интуитивно-понятного интерфейса для работы с игровыми объектами. И таких примеров можно привести очень много.

Девелоперу нужно отдавать себе отчет в том, что редактор — это инструмент, с помощью которого он делает хорошую, качественную игру. Чем хуже инструмент, тем неказистее игра, которую этим инструментом пытались создать. Это же очевидно!

Благодаря редактору планетарных боев работы некоторых фанатов-модмейкеров появятся в официальном аддоне ко вторым «Космическим рейнджерам».

Наглядность

[dab]: Показать, почему так важен качественный инструментарий для разработчика, можно на простом примере. В играх прописывается множество констант, в которых задается как визуальная составляющая игры, так и логическая. Зачастую они оформляются в виде отдельных файлов. И выглядит все это примерно так, как показано на левой части рисунка.

Для художника, который привык думать образно, цифры мало что значат. Даже если он случайно в них разберется, прописывать тысячи подобных констант для каждой игровой модели будет крайне затруднительно. Сделать это качественно невозможно, поскольку художник не видит немедленного результата в игре. Кроме того, с первого раза прописать эти цифры так, чтобы в игре было все красиво, как правило, не получается. Следовательно, нужен инструмент, который позволял бы задавать цвет прямо в игре или редакторе.

Пример такого инструмента можно посмотреть в правой части рисунка. Если интегрировать его в игру, то для художника нудная работа превратится в одно удовольствие, поскольку будет оперировать не абстрактными цифрами, а образами.

Без качественных программ, которые упрощают работу над игрой, сейчас просто не обойтись. И чем они лучше, удобней, тем эффективней труд разработчика. А значит, игра получится качественной. В то же время сделать хороший инструментарий достаточно сложно, это отнимает много времени. Необходимо определить, что будет востребовано, а что нет. Иначе может получиться так, что масса времени будет потрачена впустую.

Политика — дело тонкое

[ChS]: Вопрос игровых редакторов достаточно глобальный, хотя на первый взгляд касается лишь отношений между игровой компанией и частью комьюнити. Что такое внешний редактор? По сути, это передача разработчиком некоторых средств и полномочий в создании игры третьим лицам.

Из этой нудноватой формулировки следует важный вывод. Если такая передача возможна, это бесспорный признак того, что процесс разработки у самого девелопера налажен, прозрачен и управляем. И по этой же причине такая передача не пройдет впустую, а приведет к конкретному, интересному результату — квесту, моду или чему-то еще. Вернее, тут все зависит от того, кто взялся за редактор, но уже только от него. В таком деле ключевой вопрос в объеме полномочий и средств.

Разработчики «Периметра» не прятали инструменты для редактирования игровых моделей от геймеров.

Есть важнейшие компоненты игры:

— игровая среда;

— набор игровых объектов в среде;

— набор правил взаимодействия между ними.

Эта совокупность уникальна для каждой игры. Меняя что-либо, мы получаем что-то другое. Если процесс налажен, прозрачен и управляем, то в идеале можно сделать редактор, который пригоден для изготовления новых игр (пример — наш Vista Game Engine). И на нем даже можно будет работать.

Отдельный вопрос — зачем это девелоперу? Ответ неоднозначен и решается в каждой компании по-своему. Поэтому существующие внешние редакторы ограничиваются в основном лишь мелким тюнингом некоторых правил взаимодействия. К примеру, в редакторе игры по Второй мировой войне можно настроить убойность автомата, его скорострельность, дальность. Все это не выходит за рамки классического взаимодействия по линии урон-здоровье. Однако нельзя ввести новое оружие, которое делало бы confuse или заражало цель паразитом. То есть нельзя ввести новые взаимодействия.

Подобные нововведения неузнаваемо меняют оригинальную игру, и не факт, кстати, что мутант получится хуже. Потеря контроля над продуктом в таком случае налицо. Поэтому мощные редакторы, способные сделать новую игру, разработчики дают лишь доверенным людям или на определенных условиях. Это прежде всего профессиональный инструмент со всеми характерными особенностями. Человек должен приложить некоторые усилия на изучение редактора, овладеть его идеологией. Вряд ли кто-то (даже числа из горячих поклонников игры) на это пойдет. И это еще одна причина, по которой не имеет смысла давать в широкий доступ мощные средства.

[dab]: У меня больше оптимизма по этому поводу. Фанаты — это такие же люди, как разработчики. Среди них непременно найдутся те, кто без проблем может создавать замечательные игровые ресурсы, если им предоставить инструментарий и правильно все объяснить. Это касается не только карт, но даже исходного кода.

К примеру, фанаты «Космических рейнджеров» разобрались в исходниках и сделали несколько патчей, которые значительно расширяют возможности игры. Естественно, с нашей помощью и под нашим контролем. Более того, сейчас готовится к релизу аддон, над которым фанаты трудились даже больше, чем сами разработчики. Зачем скрывать от сообщества утилиты или тот же код? Если они есть, пусть пользуются. Зачем инструментам пылиться?

Сила фанатов

[alexartist]: Фанаты — большая сила, хороший инструментарий в их руках помогает заметно продлить игре жизнь. В нашем случае для работы над планетарными картами к дополнению «КР2» мы на основе конкурса привлекли фанатов. И результат сильно нас удивил высоким качеством исполнения.

Замечу, что руководство пользователя по редактору поклонники составили сами. Мапмейкеры параллельно с разработчиками создавали свои карты. Мы получали их на свой электронный ящик, критиковали. Фанаты оперативно исправляли недостатки и присылали нам новые версии. Это была большая, настоящая работа (на платной основе, между прочим). Финальные версии принятых карт оказались ничем не хуже сделанных разработчиками. Авторы доказали свои способности. Их можно смело брать на работу мапмейкерами в любую игровую компанию.

* * *

Разница в политике игровых компаний по поводу доступа к телу игрового инструментария налицо. Давать или не давать — вот в чем вопрос. Однако странная вещь: иногда вроде все есть — и редактор красивый, и плагины на месте, и даже руководство разработчики написать не поленились. Но не видно желающих этими богатствами воспользоваться. А для интересной игры фанаты сами делают подручный инструмент. Хотя, конечно же, всегда лучше, если разработчики заранее об этом позаботились. Только в первую очередь они должны позаботиться о том, чтобы у них были фанаты!

В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
В 2016 году вышло немало всяческих переизданий, ремейков и HD-версий. Выбираем лучшие из них.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования