IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы» Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Комментариев: 48

Некоторое время назад мы с сожалением простились с маленькой, всего из двух человек, но не по габаритам значительной студией Tale of Tales. Ее основатели, Михаэль Самин и Аурия Харви, упорхнули искать новые горизонты и совершать новые небольшие, но важные чудеса. Где-то там, за пределами игровой индустрии.

Слишком велико оказалось разочарование из-за недоброжелательной реакции игроков на их последний проект — Sunset. На самом деле провал удивил не только самих создателей, но и, например, Адриана Хмеляжа, основателя студии People Can Fly, чьи мысли насчет Sunset мы перевели и транслировали у себя. Мы и сами неравнодушны к деятельности этой студии и недавно опубликовали сводный обзор всех ее игр до самой последней.

Зато наследство после себя студия оставила богатое. В свое время мы переводили колонку с любопытными рассуждениями Михаэля Самина и решили, что сейчас самое время ее опубликовать.

Что бы мы ни думали о видеоиграх, мимолетный взгляд на профильную прессу (как современную, так и не очень) показывает, что диапазон эстетических тем в них весьма ограничен. Заметно доминирование трех направлений: фэнтези (драконы, магия — преимущественно средневековье), война (обмундирование, оружие, транспортные средства — реальные или футуристические) и примитивизм (пиксели, ретро, неон, минимализм — ироничный или нет).

Конечно, любой мало-мальски увлеченный игрок прекрасно знает, что исключения случаются. Но исключения — это исключения. Необычные, выделяющиеся игры не всегда окупаются, не всегда получают достаточное внимание публики, а часто и вовсе остаются незамеченными.

Самозапутывающийся клубок

► Tale of Tales состоит всего лишь из двух человек — собственно Михаэля и его спутницы Аурии Харви. Иногда к ним подключаются их друзья-композиторы и приглашенные фрилансеры.

Хотя игроки агрессивно, почти аутично защищают свое хобби, а разработчики — свою работу, видеоигры явно сами не воспринимают себя всерьез. Игры — это не новое искусство, страдающее юношескими комплексами. Это ребенок, который отказывается взрослеть. Мы понимаем, что зомби просто смешны, драконы для детей, гоночки глупы, а война — это не игра. Но мы иронично отшучиваемся в адрес любой критики, иногда притворяемся, обманывая себя, что под попсовой обложкой скрывается что-то действительно ценное.

Однако мы так трепетно относимся к играм лишь потому, что зависим от них. И не воспринимаем их всерьез ровно по той же причине.

Мы много говорим об оригинальности и глубине, но, когда выходит очередной блокбастер, тут же отбрасываем умные мысли и принимаемся с упоением резать орков и жечь пришельцев.

Мы мечтаем, чтобы у игр появилась культурная значимость, чтобы общество уважало наше увлечение. Но в то же время хотим, чтобы игры сохранили ребячество, — ведь без него мы просто не можем жить. Мы требуем, чтобы художественная ценность возникала из геймплея, который кажется нам незыблемым. А все потому, что мы зависимы. Мы хотим играть. За деревьями не видим леса.

Неолиберальное сознание

► The Graveyard. По понятным причинам игра была встречена публикой очень противоречиво — весь смысл The Graveyard в том, что вы в роли старенькой бабушки медленно шаркаете к своей смерти.

Мы предпочитаем цинично требовать присвоить ярлык «искусство» работам, которые определенно его не заслуживают. Мы скорее уничтожим саму идею искусства, чем будем подгонять игры под ее требования. При этом произведения, создаваемые с намеком на высокохудожественность, обычно просто игнорируются — слишком сложные, слишком скучные, недостаточно впечатляющие.

Эта тенденция — всего лишь часть тренда современной западной цивилизации. Просто в играх она особенно заметна из-за сильного влияния англосаксонской и американской культур, подаривших нам капитализм во всех сферах жизни. В том числе и в наших душах.

Общество любит истории успеха. Мы хотим побеждать. И все равно, что кто-то проигрывает, — сами виноваты, неудачники. Мы хотим быть популярными. Очень хотим. А быть популярным — значит побеждать. В конце концов, в этом суть демократии, а демократия — это хорошо. И свобода — это тоже хорошо. Мы склоняемся перед богами современности.

Компанию нашему стремлению к популярности составляет культ тупости. Если раньше Homo Sapiens гордился своим большим мозгом, поощрял его развитие и восхищался исключительными образчиками, то теперь мы коллективно стыдимся своих умственных способностей. Мир вокруг нас и его проблемы, которые мы создали как биологический вид, подразумевают некоторую скромность, да, но скатываться в крайности и поощрять полное отсутствие мыслей все-таки не стоит.

Мы требуем, чтобы все было просто. Сложное — значит неправильное. Истина в простоте. Мы отказываемся использовать наш большой мозг. Это неинтересно и вряд ли прибавит популярности.

Не так молоды

► The Path — это современное и, надо сказать, весьма необычное переложение классической сказки «Красная Шапочка».

Вопреки расхожему мнению, геймплей большинства видеоигр — весьма пассивное занятие, недостойное потенциала технологий, позволяющих активно взаимодействовать с виртуальным миром. В целом, игры заменяют возможную свободу сводом правил, что комфортно для нас так же, как для слабовольных людей комфортно служить в армии: можно не иметь собственных мыслей и мнения и просто исполнять приказы.

Нам проще делать как сказано, не осуждая, не думая и не принимая на себя ответственность за свои решения. Этот простой тезис легко переносится на развлечения. В отличие от других форм искусства, игры не требуют от нас искать в них удовольствие, трудиться ради него. Они говорят нам, куда идти, что делать, что чувствовать и о чем думать.

Многие используют новизну видеоигр как оправдание всех проблем формата. Однако индустрия не так уж и юна. За это время должен был произойти хоть какой-то прогресс. Дети всегда стараются побыстрее вырасти, это пожилым свойственно держаться за молодость.

Yes We Can

Можно возразить, что игры всегда будут немного ребяческими, что они помогают нам выветрить наши детские импульсы. Отчасти так и есть. Этим, пожалуй, объясняется их высокая популярность в наше время. Но ведь видеоигры, имея при себе относительно легкодоступные и в то же время самые гибкие технологии в истории, способны на большее, их возможности трудно себе представить — казалось бы, вперед, к искусству, даже изобретению его новых форм. Не нужно ограничиваться давно придуманными жанрами. Кино — это не только боевики, а литература есть и за пределами детективных романов.

К сожалению, подавляющее большинство разработчиков открыто выказывает нежелание взрослеть, начать новую главу. Надо выбирать. Либо мы упрямо вцепимся в игры, отрицая все новое, что может быть создано с их помощью, — и они останутся культурной нишей. Либо мы примем идею, что они способны быть чем-то большим, возмужаем и внесем в общество свой вклад.

Новое искусство для новой эпохи

► Между прочим, в 2009-м The Path получила от нас награду «Антиигра года».

Видеоиграм необходимо вести социум вперед, а не быть его рабом. Они могут и, пожалуй, должны создать новый образ мышления, новый образ жизни. Мне кажется, все мы можем сойтись на том, что общество, наша планета в целом находятся в плачевной ситуации. Я не говорю, что видеоигры способны напрямую изменить мир. Но бессилие старых видов искусства никак не помогает людям решать их проблемы. В свою очередь, видеоигры не страдают от ограничений своих предшественников. Они могут вдохновлять на более изобретательное, более разумное и более участливое поведение, подталкивать к общению. Видеоигры имеют все шансы стать главным искусством XXI века. Искусством, которое поможет обществу принять изменения, необходимые для его выживания и процветания.

Достичь этого не так уж и сложно. Все просто: надо лишь изменить понятие успеха.

Искренность, а не популярность

► Все, что предлагает Bientôt l'été («Скоро лето»), — прогулки по весьма странному пляжу под философские фразы, появляющиеся на экране...

Нужно начать уважать некоммерческие игры. Мы должны перестать восхищенно смотреть на глянцевые обложки и огромные рекламные билборды, выработать уважение к искренности, которого так не хватает в играх. Не только в теории, но и на практике.

Есть разговор

Нам надо поговорить о произведениях, ценность которых находится за гранью коммерческого успеха и популярности. Эти серьезные работы, какими бы незаметными они ни были, необходимо показывать и обсуждать как можно больше и как можно подробнее. Мы должны одновременно вознести их над ширпотребом и быть к ним очень критичными. Небольшого отклонения от нормы мало, сам формат обычной коммерческой игры не соответствует нужному уровню.

Банальная фраза «это не совсем игра» бессмысленна. Конечно, не игра. И даже не пытается ею быть. Давайте лучше обсудим, что же она есть. Давайте попытаемся понять, что происходит, вместо того чтобы поднимать руки и в отчаянии визжать: «Я к такому не привык!»

Привычное рецензирование выполняет свою функцию, оно определенно полезно для оценки продуктов, созданных как товары. Но оно не имеет никакого отношение к культурной, социальной оценке и критике. Одно другому не мешает. Необходимо отделять видеоигры, созданные не для рынка. Разделять, но не прятать. Они не должны скрываться за высокими стенами академий, они принадлежат всем нам. И в какой-то мере они должны обучать. Мы, разработчики, не должны бояться воспитывать у аудитории хороший вкус.

Наши деньги там, где наш рот

► ...и игру в не менее странные шахматы (по интернету или с AI), во время которой можно слушать музыку, пить вино и курить сигареты.

Одновременно с теорией необходимо разработать практические решения, которые будут вдохновлять на создание нестандартных работ. По меньшей мере, должна быть поддержка. То тут, то там правительства и школы спонсируют разработку игр. И хотя это благое начинание, социальные институты руководствуются собственными целями, которые легко могут измениться, особенно учитывая, что они находятся под влиянием демократических выборов.

Сама игровая индустрия не прогадает, если начнет развивать это направление. Расширение формата и аудитории может быть очень прибыльной идеей. И здесь, на уровне бизнеса, мы должны стать серьезнее. Да, все мы любим шутеры и платформеры. Но в долгосрочной перспективе нет экономического смысла делать их до бесконечности.

Игровая индустрия должна вложиться в некоммерческие игры. В идеале — ради развития общества и культуры. Но если инди-студии будут в числе прочего руководствоваться эгоистичными и экономическими целями — это нормально. Конечный результат тот же: рамки формата станут шире, а публика, общественное признание и культурное воздействие — больше.

Лучший мир

► Sunset. Последняя игра Tale of Tales, ставшая роковой. Воистину, «Закат».

Проблемы ясны, решение есть, преимущества очевидны.

Если мы захотим, то сможем получить взрослый, серьезный вид искусства, имеющий широкий диапазон выразительных средств и жанров. В текущих технологиях уже заложен потенциал, разнообразие современных игр явно это демонстрирует. Но мы должны выбраться из ниши.

Единственной преградой могут стать наши привычки и нежелание отбросить то, что работает, даже если работает оно посредственно. Именно поэтому требуется открыться миру, распахнуть двери.

Мы должны приглашать и поддерживать людей, готовых исследовать видеоигры. Людей, не обязательно разделяющих нашу любовь, но тех, которые видят в играх потенциал для творчества. Мы должны помогать им, предоставляя доступ к ресурсам и технологиям, иными словами — к финансам и программному обеспечению, работать с которым могут не только инженеры.

Видеоигры должны вести общество вперед, вдохновлять людей, учить доброте, а не быть всего лишь зеркалом, радующим массы. Мы можем быть переменой, которая нужна этой планете, главной движущей силой нового искусства. Но только если мы сами того захотим.

В 2016-м вышло немало отличных стратегий. Выбираем лучшие из лучших.
2016-й выдался удачным для всех тех, кто предпочитает нападать на врагов со спины или вообще обходить их стороной.
Игр с открытыми мирами с каждым годом выходит все больше и больше, но в каких из этих миров у игроков больше всего возможностей?
Ассасины и тамплиеры на большом экране. Удался ли эксперимент?
Комментарии к статьям
Согласны 8 из 14
23.07.2015 | 12:57 Falcor [325549]
Что-то какая-то статья ни о чем. Примерно в ней примерно столько же смысла, сколько в приведенных как примеры высокого искусства играх типа Graveyard, "Скоро лето" и... эти шахматы.
Согласны 26 из 29
23.07.2015 | 13:18 BigMek [133976]
Псевдоинтеллектуальный бред самовлюбленного сноба. Ой, я тут выкатил величайшие произведения искусства, но эти жалкие инфузории его не поняли.
Игры Tale of Tales провалились не потому, что низкопробное быдло их не поняло, а потому что они не являются играми. Это все равно, что сделать машину без мотора и колес, а потом жаловаться, что она никому не нужна.
Тем же Ледорубам почему-то абсолютно ничего не мешает делать игры одновременно и с игровым процессом, и с высокохудожественной идеей, да еще и худо-бедно зарабатывать.
Согласны 13 из 15
23.07.2015 | 13:19 MadMax12 [23542]
Среди недавних ААА проектов всё-таки есть игра, которую можно назвать искусством: Bioshock Infinite. А так да, хочется, чтобы игры приравняли к остальным видам искусства, но этому мешают сами игроки, отторгая интересные и порой рисковые проекты, зато с удовольствием поощряя, так называемые, конвейеры, из-за которых остальные разработчики стараются соответствовать этой моде.
Есть игры, в которых один или два пункта соответствуют термину искусство: в одной игре есть превосходная и завораживающая музыка, написанная специально для неё; в другой есть отличный сюжет, заставляющийся игрока над чем-то задуматься; где-то непревзойдённые красоты архитектурного дизайна или настолько гениальная детализация локаций, что можно просто остановиться и наслаждаться видом. Игры - это давно искусство, просто не все принимают их такими, а порой они сами не хотят становится им.
Кстати, можно заметить, что в последнее время за бешеные деньги продают "картины", которые напоминают мазню шпаклёвкой. Самые популярные книги - это 50 оттенков серого. А среди музыки многие почитают даб-степ и рэп, а кино стало попкорновым аттракционом для детей без смысла и с кучей спецэффектов. Не только игры страдают этой проблемой. Людям в наше время не нужно искусство, им нужны зрелища. Им нужна простота. Им нужно то, что диктует мода.
Согласны 14 из 15
23.07.2015 | 13:53 BigMek [133976]
MadMax12
Самые популярные книги - это 50 оттенков серого. А среди музыки многие почитают даб-степ и рэп, а кино стало попкорновым аттракционом для детей без смысла и с кучей спецэффектов. Не только игры страдают этой проблемой. Людям в наше время не нужно искусство, им нужны зрелища. Им нужна простота. Им нужно то, что диктует мода.

Да всегда так было, за последние несколько тысяч лет ничегошеньки не изменилось.
Отличный пример - сочинения маркиза Де Сада, философские и исторические трактаты утеряны, зато каждая порноистория бережно сохранена и передана потомкам. Широкие массы населения всегда интересовала зрелищность, а не глубокий смысл.
Согласны 5 из 6
23.07.2015 | 13:53 f1sker [306806]
MadMax12
Среди недавних ААА проектов всё-таки есть игра, которую можно назвать искусством: Bioshock Infinite. А так да, хочется, чтобы игры приравняли к остальным видам искусства, но этому мешают сами игроки, отторгая интересные и порой рисковые проекты, зато с удовольствием поощряя, так называемые, конвейеры, из-за которых остальные разработчики стараются соответствовать этой моде.
Есть игры, в которых один или два пункта соответствуют термину искусство: в одной игре есть превосходная и завораживающая музыка, написанная специально для неё; в другой есть отличный сюжет, заставляющийся игрока над чем-то задуматься; где-то непревзойдённые красоты архитектурного дизайна или настолько гениальная детализация локаций, что можно просто остановиться и наслаждаться видом. Игры - это давно искусство, просто не все принимают их такими, а порой они сами не хотят становится им.
Кстати, можно заметить, что в последнее время за бешеные деньги продают "картины", которые напоминают мазню шпаклёвкой. Самые популярные книги - это 50 оттенков серого. А среди музыки многие почитают даб-степ и рэп, а кино стало попкорновым аттракционом для детей без смысла и с кучей спецэффектов. Не только игры страдают этой проблемой. Людям в наше время не нужно искусство, им нужны зрелища. Им нужна простота. Им нужно то, что диктует мода.

Возвращаемся потихоньку в Древний Рим. Хлеба и зрелищ народу - через край. Ну а что, мода ведь циклична.
Согласны 8 из 9
23.07.2015 | 14:12 Crowup [8456]
По моему мнению сложившемуся после прочтения всей этой тирады из какого-то нытья, что человек просто не понимает, что есть - Искусство. Вот и вся проблема.
К тому же ему не нравится технический инструментарий через который он пытается что-то выразить.

Ну т.е., извините, это чистое - графоманство!
и "творения" человека, которому КАЖЕТСЯ, что он пытается что-то там такое глубокое донести. А на самом деле он просто тюхает людям какие-то свои мыслишки (которые сам не способен концептуализировать и преподнести публике), которые людям и так ясны и понятны даже на уровне повседневности и они просто не понимают, почему они должны этому как-то удивляться и кушать это в непотребном виде.

Если ты, блин, настоящий художник, то бери данный тебе инструментарий и доноси! В определенный период советского времени, творческие люди вообще были зажаты в такие рамки, что не дай бог. Так именно не отвлекаясь на всякую ерунду, люди творили такие шедевры, уровня которых сейчас просто ни кто не может повторить даже.

Т.е. я повторюсь: дядя, вы - НЕ ХУ ДО Ж НИК! И нечего пенять... я даже не понимаю на что он пеняет то, собственно? Ему просто "все не так", потому, что - лично его не поняли, что ли?
Таких же нытиков масса среди людей снимающих отвратительные и бездарные фильмы, но в якобы "художественном" формате и постоянно вопящих, вот мол, блокбастеры им все зас..ли, простите. А между тем, по настоящему талантливые люди, продолжают снимать и коммерческое и не коммерческое кино и все оно пользуется успехом и признанием!
Согласны 8 из 10
23.07.2015 | 14:13 rabbit_messiah [377051]
MadMax12
...
Людям в наше время не нужно искусство, им нужны зрелища. Им нужна простота. Им нужно то, что диктует мода.

И так было всегда. Просто проходную жвачку прошлых лет мы не помним за ненадобностью, но ее так же было гораздо больше, чем стоящих и серьезных произведений.
И да, игры - это давно искусство.
И речь идет не только об арт-хаусе, наподобие творений Tale of Tales. Многие старые и некоторые современные ролевки вполне могут стать в один ряд с лучшими произведениями жанра фэнтези в литературе и кино. Первый Deus Ex более чем глубокомысленное воплощение киберпанка. И,да, Bioshock Infinite. И многие другие. Причем, иногда, это искусство с абсолютно иной точки зрения: например, Civilization которая волей не волей заставляет переосмыслить историю и геополитику.
А для игр многострадальных Tale of Tales есть определение получше чем искусство. Авангард. Другими словами - эксперимент, цель которого создание новых форм игроязыка (такого слова вроде как нет, хотя по аналогии с "киноязыком" должно быть). Их произведения не должны всем нравиться и даже не обязаны нести в себе глубокой идеи; их смысл в поиске новых средств художественной выразительности в играх и способах их реализации.
Согласны 2 из 4
23.07.2015 | 14:26 Glaicer [142684]
Была уже статья об этих недоиграх. Зачем плодить сущности?
Согласны 7 из 7
23.07.2015 | 15:24 Геворг Акопян [106797]
BigMek
Псевдоинтеллектуальный бред самовлюбленного сноба. Ой, я тут выкатил величайшие произведения искусства, но эти жалкие инфузории его не поняли.
Игры Tale of Tales провалились не потому, что низкопробное быдло их не поняло, а потому что они не являются играми. Это все равно, что сделать машину без мотора и колес, а потом жаловаться, что она никому не нужна.
Тем же Ледорубам почему-то абсолютно ничего не мешает делать игры одновременно и с игровым процессом, и с высокохудожественной идеей, да еще и худо-бедно зарабатывать.

Именно так. Еще можно привести в пример игры thatgamecompany.
Согласны 4 из 4
23.07.2015 | 17:40 agranom [222209]
"Нужно начать уважать некоммерческие игры"
Что интересно он понимает по термином "некоммерческие игры"? Игры, сделанные без финансовой поддержки, только лишь на чистом энтузиазме? Или игры, на которых не собираются заработать?(хотя такое невозможно, т.к. студия даже если делает проект от всей души, все равно рассчитывает на прибыль)
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования