IGROMANIA.RU
Registration
Главный редактор «Игромании.ру». Закончил журфак и считает, что сделал это не просто так. Сам пишет тексты редко, предпочитая оставаться в тени чужой славы. Свою первую игру запустил на ZX Spectrum, и с тех пор его так и не отпустило.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Хардкор многолетней выдержки: 12 ярких игр от Sega Спец > Хардкор многолетней выдержки: 12 ярких игр от Sega
«Игромания» решила сделать свою подборку самых-самых выразительных хитов Sega.
Комментариев: 44
Первые ощущения от No Man’s Sky Прямым текстом > Первые ощущения от No Man’s Sky
Именно ощущения. Вопреки всему, это игра о чувствах... ну и о манчкинстве.
Комментариев: 44
Чем The Elder Scrolls: Legends отличается от других карточных игр? В разработке > Чем The Elder Scrolls: Legends отличается от других карточных игр?
В мире безумных богов, котов-наркоманов и похотливых аргонианских дев теперь тоже есть своя карточная игра.
Комментариев: 39
Копатель офлайн. Запоздалое превью Dwarf Fortress В разработке > Копатель офлайн. Запоздалое превью Dwarf Fortress
Мы наконец-то пишем о Dwarf Fortress, чудовищно сложной и глубокой игре, уже десять лет не вылезающей из альфа-стадии.
Комментариев: 25
Вырезанные сцены «Отряда самоубийц» и почему так мало Джокера Кино > Вырезанные сцены «Отряда самоубийц» и почему так мало Джокера
Наш коллега из «Мира фантастики» проводит маленькое расследование на тему того, что нам недодали в «Отряде самоубийц».
Комментариев: 23
Плохой Бэтмен. Обзор Batman: The Telltale Series — Episode 1: Realm of Shadows Рецензии > Плохой Бэтмен. Обзор Batman: The Telltale Series — Episode 1: Realm of Shadows
Telltale добрались и до Бэтмена. Получилось на удивление хорошо.
Комментариев: 19
Информация по игре
SOMA
Название: SOMA   PCPS4
Разработчик: Frictional Games
Издатель: Frictional Games
Дата выхода: 22 сентябрь 2015
Сайты игры:
http://somagame.com/
Рейтинги игры
0
Рейтинг
журнала
8
Рейтинг
сайта
Рейтинг
игроков
Rating
0,00,51,01,52,02,53,03,54,04,55,05,56,06,57,07,58,08,59,09,5
МОЙ рейтинг
Видео по игре
SOMA
Все
Игромания
SOMA - Обзор
 ИМ  обзор PCPS4
17 октября 2015 | 5 мин. 55 сек. | Просмотров: 3748
SOMA — хоррор интеллектуальный, задающий игроку такие вопросы, от которых ему поневоле становится жутко.
SOMA - Начало игры
 ИМ  начало игры PC
25 сентября 2015 | 11 мин. 16 сек. | Просмотров: 23713
Первые минуты нового хоррора от создателей Amnesia.
SOMA - Preview
 ИМ  preview PCPS4
20 июля 2015 | 5 мин. 25 сек. | Просмотров: 60775
Фантастический хоррор от авторов Amnesia.
SOMA - E3 2015 Trailer
 трейлер  
11 июня 2015 | 1 мин. | Просмотров: 48381
Создатели Amnesia показали трейлер хоррора SOMA для выставки E3.
SOMA - Gameplay Trailer
 геймплей PCPS4
29 мая 2015 | 12 мин. 25 сек. | Просмотров: 14806
Создатели Penumbra и Amnesia показали геймплей нового научно-фантастического хоррора.
Еще материалы по
SOMA
Всего: 7
Статьи о SOMA
Существует целое направление «мирных» игр, где не нужно никого рубить, а во главу угла поставлены декорации, атмосфера и история.More
Игры, которые должны пугать, пугают или просто вызывают неуютные ощущения. И делают это необычно.More
Мы подводим итоги нашего конкурса, приуроченного к Хэллоуину, и награждаем победителей!More
Новое произведение авторов Amnesia игнорирует все, что было достигнуто в жанре. Но привносит ли оно что-либо новое?More
Новая игра Хидэо Кодзимы, новые «Герои меча и магии», Безумный Макс, шестая «Форца»... Подставляйте руки под первые осенние релизы!More
Всего: 13
Новости о SOMA
Следующая игра студии точно не будет сделана в этом жанре.More
Вырученные деньги студия потратит на следующие проекты.More

Близкие по духу

«Доктор Кто», серия «Тишина в библиотеке»
«Черное зеркало», серия «Белое рождество»
Фильм «Вирус»

Однажды Frictional Games, с Томасом Грипом во главе, можно сказать, изобрели целый поджанр: хоррор от первого лица, завязанный на взаимодействие с окружением: все двери нужно открывать собственными усилиями, вентили — вращать движениями мыши, а различные предметы — переносить в руках.

Вскоре они поняли, что гораздо страшнее бывает, когда ты ничего не можешь противопоставить монстрам, и убрали оружие. Отныне нужно было прятаться. Эту моду подхватили многие, и теперь Steam полнится низкобюджетными хоррорами от начинающих разработчиков, пользующимися бесплатными лицензиями держателей движков, где все точно так же.

Что делают Frictional Games? Они делают SOMA — совершенно не страшную в привычном смысле игру, игнорирующую все достижения своих создателей. Впрочем, если вы пролистаете рецензию до конца и посмотрите на оценку, то поймете — эта трагичная история закончилась хорошо.

Загрузка плеера...

Трансмиграция Саймона Джаррета

Вы когда-нибудь думали о смерти? Нет, не о самоубийстве, боже упаси, а о самой сути смерти, о том, что будет потом. Умереть — это не ногу сломать или сердечный приступ перенести. Умереть — это превратиться в полное ничто, перестать мыслить, чувствовать и осознавать самого себя. Словами смерть описать невозможно, представить в общем-то тоже. Человеческий мозг просто не может создать мысленную модель, из которой он исключен. Закройте глаза. Представьте, что вас нет. Не получилось, я знаю.

Все мы мечтаем о клонировании, переселении разума в новые тела и о телепортации. Но дело в том, что все это — сродни смерти.

► Обычный канадский парень Саймон проходит сканирование мозга, а затем просыпается спустя сотню лет на подводной станции. Представьте себя на его месте.

Может показаться, что SOMA — о конце света, о симбиозе органики и механики, о свихнувшемся искусственном интеллекте, о выживании человечества, наконец. Но на самом деле нет, она — о смерти. Обычно в массовом искусстве этой темы стараются избегать: слишком сложная, слишком спорная.

Что, если человечество окажется на грани уничтожения, и последний шанс выжить будет отсканировать свой разум и отправить его в механическое тело? Останетесь ли вы при этом самим собой, учитывая, что старое тело продолжит жить? Герой SOMA, Саймон Джаррет, задается этим вопросом, но Frictional Games не дает ему ответов. Их попросту нет.

Но что будет, если, например, прямо после сканирования покончить с собой? По идее, ваше существование будет непрерывным, ведь когда вы ложитесь спать, ваш разум отключается, что, по сути, равносильно смерти. Однако при этом вы просыпаетесь собой — та же логика. Одна из тех вещей, которые мы не можем осознать, но при этом она исправно работает.

► Ученая дама Кэтрин Чун, скопировавшая свой разум в виртуальность, относится к трансмиграции совершенно нормально. Уму непостижимо, как она до сих пор не сошла с ума.

В массовом искусстве этой темой задавались многие. Телепортация — например, в Star Trek — работает по тому же принципу: вы становитесь в телепортатор, а тот расщепляет вас на мельчайшие частицы и запоминает структуру строения тела. Затем, на другом конце, другой телепортатор собирает вас из частиц по полученной модели. Вы остались собой, но при этом сначала умерли, а затем были заново рождены. Было переселение разума и в недавней Cradle. Но только SOMA ставит под вопрос само ощущение бытия.

Да, вы, должно быть, хотите получить ответ на вопрос: «Страшно ли в SOMA?» Ответ: да. Страшно до смерти.

► SOMA постоянно подбрасывает что-то новое. Это касается и монстров: они не похожи друг на друга, но все одинаково тупые, к сожалению.

Карфаген должен быть разрушен

Frictional Games, в сущности, ставят на то же, на что и Chinese Room в Amnesia: А Machine for Pigs. В потрясающих декорациях они разыгрывают не обычный хоррор со скримерами, но всамделишный интеллектуальный ужас.

Все, что было достигнуто ранее в жанре, сожжено и развеяно: монстры не выскакивают из-за углов и не падают с потолка, у них нет продвинутого интеллекта, да и прятаться от них в шкафчиках и под кроватями не нужно. Страшно здесь не от сиюминутных «пугалок», но от картины, которую рисует ваш разум.

Не игра вас пугает. Вы сами себя пугаете, пытаясь примерить ситуацию, в которой очутился Саймон Джаррет, на себя, а SOMA лишь заставляет вас думать и размышлять. И нам еще предстоит узнать — то ли это будущее жанра хорроров, то ли полный, бесповоротный тупик.

► В стычках с монстрами обычно даются две попытки. Со второй биомеханическое чудовище вас убьет. Чтобы этого не произошло, суйте руку вот в такие милые светящиеся сфинктеры.

Даже сюжет здесь нарочито спокойный и плавный: никаких неожиданных развязок и переломных моментов, никакой глубокой интриги — вы просто идете через все станции подводного комплекса Pathos-II и постепенно опускаетесь на самое дно, в прямом и переносном смысле. Есть и моральный выбор, но — главная находка! — он вообще ни на что не влияет в самой игре. Только на картину в вашей голове, на восприятие действительности. Убить или не убить? Вот в чем вопрос.

► У каждого сотрудника Pathos-II есть свой «черный ящик», и Саймон может услышать их последние слова. Получается нечто вроде эха из серии «Тишина в библиотеке» знаменитого сериала «Доктор Кто».

Возможно, Томас Грип ввел такие радикальные изменения не вовремя: сейчас даже самые скверные, одноклеточные, хорроры в Early Access собирают исключительно положительные отзывы, хотя не предлагают ничего, кроме зауми в диалогах и скримеров из-за каждого унитаза. Возможно, аудитория просто не готова испытывать интеллектуальный ужас, ибо привыкла к обычному, заурядному, и разучилась размышлять.

► Под водой потрясающе красиво, но и потрясающе скучно.

Впрочем, одно другому не мешает: интеллектуальный ужас можно разыграть и не в таких комнатных условиях, как в SOMA. Скримеры — отличный художественный прием, если уметь им пользоваться. Умные монстры наподобие Чужого из Alien: Isolation тоже не помешали бы, а лишь преумножили бы страх. В общий зачет пошли бы и игры с реальностью, как в какой-нибудь P.T.

Для истории на такую богатую тему SOMA исключительно бедна. Она не будет играть с вашей фантазией, подбрасывая туманные образы, не будет давить на вашу самость, пытаясь выбить из колеи. Черт подери, да тут даже книги вымышленные!

► Разные части станции выглядят по-разному. Frictional Games проделали потрясающую дизайнерскую работу.

Грамотно спланировав игру, можно было бы добиться более внушительных успехов. Зато вместо зашкаливающих эмоций вы будете время от времени испытывать скуку: неоправданно долго ходить по океанскому дну, глядя на рыб, смотреть бесполезные флэшбеки и долго искать нужный путь, потому что карты здесь нет. Местные монстры не смогут вас напугать, потому что, даже умерев, вы ничего не потеряете. И вот парадокс: в игре, культивирующей ваш страх смерти, сама смерть совершенно не страшна.

Альтернативная концовка

В игре финал только один, несмотря на частый моральный выбор. Но проблема не в этом — гораздо досаднее то, что Frictional Games побоялись поставить точку пожирнее. Как могла бы закончиться игра, будь ее авторы чуточку смелее? Осторожно, ни в коем случае не открывать тем, кто не прошел игру!

Нажмите здесь, чтобы читать дальше
Порадовало
Огорчило
  • смелая тематика;
  • экспериментальная подача;
  • интеллектуальный хоррор;
  • потрясающее звуковое сопровождение и отличный дизайн.
  • почти что «симулятор ходьбы»;
  • недостаточно смелая концовка;
  • провалы в режиссуре игры;
  • нестрашная — в привычном понимании.
Как мы играли
Во что: превью-версия обновилась до релизной незадолго до выхода игры.
На чем: PC
Сколько: около двенадцати часов.
«Ачивка» редакции
#ЖИЗА
Из-за бага провалиться сквозь океанское дно.
Оценка сайта
8,0
Отлично

Вердикт

Подобно своему герою, Frictional Games будто перемещаются в далекое будущее, где люди любят играть в умные и смелые хорроры, а не беззубые поделки в Early Access. В хорроры, которые не пугают прямо, но культивируют страх внутри разума. Еще не прорыв, но уже близко.
NNNN
NNNN
Всего скриншотов: 10Show all screenshots
Купаемся в теориях заговора и неистово верим в дикую чушь.
Пора сюрпризов. На этом The International бал правили темные лошадки... а еще наконец-то показали Pit Lord.
Наш коллега из «Мира фантастики» проводит маленькое расследование на тему того, что нам недодали в «Отряде самоубийц».
В мире безумных богов, котов-наркоманов и похотливых аргонианских дев теперь тоже есть своя карточная игра.
Комментарии к статьям
Согласны 10 из 50
25.09.2015 | 11:19 seva1980 [53577]
Нудновата игра получилась.
Согласны 7 из 8
25.09.2015 | 11:20 Nevron [39232]
С удовольствием прохожу игру, сюжет довольно интересный. Графика даже на максимальных настройках чуть лучше, чем в первой Амнезии, но это особо не мешает. А вот монстры действительно тупые - многие тебя и в упор не видят, от остальных убежать проще простого - достаточно забежать за угол и агр автоматически снимается. На самом деле ожидал от игры гораздо большего, но не разочарован, тем не менее. Теперь буду ждать новый Зов Ктулху.
Согласны 6 из 6
25.09.2015 | 11:27 Олег Чимде [144476]
Nevron
С удовольствием прохожу игру, сюжет довольно интересный. Графика даже на максимальных настройках чуть лучше, чем в первой Амнезии, но это особо не мешает. А вот монстры действительно тупые - многие тебя и в упор не видят, от остальных убежать проще простого - достаточно забежать за угол и агр автоматически снимается. На самом деле ожидал от игры гораздо большего, но не разочарован, тем не менее. Теперь буду ждать новый Зов Ктулху.

Там есть одно место, в кромешной темноте. Узкие коридоры и монстры о-о-очень медленные. Я там поначалу прятался, по стелсу как-то проходить пытался... но после того как раза три позорно умер, решил просто пробежать. Получилось:)
Согласны 3 из 4
25.09.2015 | 11:41 JohnCookies1078 [467648]
Атмосферно
Согласны 9 из 11
25.09.2015 | 12:14 Надмозг [102042]
Но что будет, если, например, прямо после сканирования покончить с собой? По идее, ваше существование будет непрерывным, ведь когда вы ложитесь спать, ваш разум отключается, что, по сути, равносильно смерти. Однако при этом вы просыпаетесь собой — та же логика. Одна из тех вещей, которые мы не можем осознать, но при этом она исправно работает.
Просыпается уже совершенно другое существо, которое полностью осознает себя тобой. Сам же ты умер, что тут непонятного. Та же тема рассмартивалась в фильме Престиж, где росомаха при каждом фокусе телепортирования "клонировался" самим собой, но при этом не зная кто из них двоих рандомно окажется в зрительном зале, а кто в чане с водой. И его клон, выживая, думал что он и есть тот настоящий, хотя на самом деле настоящий фокусник захлебнулся в том чане
Согласны 7 из 7
25.09.2015 | 12:16 Ze-et [228074]
Не страшная, а ведь некоторые летсплееры умудряются как бабы кричать от каждого шороха.
Согласны 14 из 14
25.09.2015 | 12:22 Олег Чимде [144476]
Ze-et
Не страшная, а ведь некоторые летсплееры умудряются как бабы кричать от каждого шороха.

У них работа такая.
Надмозг
Но что будет, если, например, прямо после сканирования покончить с собой? По идее, ваше существование будет непрерывным, ведь когда вы ложитесь спать, ваш разум отключается, что, по сути, равносильно смерти. Однако при этом вы просыпаетесь собой — та же логика. Одна из тех вещей, которые мы не можем осознать, но при этом она исправно работает.
Просыпается уже совершенно другое существо, которое полностью осознает себя тобой. Сам же ты умер, что тут непонятного. Та же тема рассмартивалась в фильме Престиж, где росомаха при каждом фокусе телепортирования "клонировался" самим собой, но при этом не зная кто из них двоих рандомно окажется в зрительном зале, а кто в чане с водой. И его клон, выживая, думал что он и есть тот настоящий, хотя на самом деле настоящий фокусник захлебнулся в том чане

По логике то все понятно, естественно. То есть саму схему вы запросто можете себе представить. Но как насчет ощущений? Вот есть вы, вы прямо сейчас себя осознаете. А вот через десять минут появится другой вы. Вы, который вы, умираете, а следом появляется другой вы. Другой вы — это вы, или нет? Будете ли вы себя осознавать точно так же, как сейчас?
Представить это невозможно. Но тем не менее вы каждую ночь ложитесь спать, и происходит, в сущности, то же самое.
Согласны 6 из 6
25.09.2015 | 12:31 Надмозг [102042]
Олег Чимде
По логике то все понятно, естественно. То есть саму схему вы запросто можете себе представить. Но как насчет ощущений? Вот есть вы, вы прямо сейчас себя осознаете. А вот через десять минут появится другой вы. Вы, который вы, умираете, а следом появляется другой вы. Другой вы — это вы, или нет? Будете ли вы себя осознавать точно так же, как сейчас?
Представить это невозможно. Но тем не менее вы каждую ночь ложитесь спать, и происходит, в сущности, то же самое.

Хотя тут да, голову сломать можно) пример про сон кстате очень удачный) кто знает, может каждое утро просыпается уже другой человек, который осознает себя мной и помнит всё, что было до того, как Я заснул?) и разница между росомахой в чане с водой и засыпающим мной лишь в том, что моя "смерть" просто немучительная, но всё же смерть)
Согласны 9 из 9
25.09.2015 | 12:43 ZeO [467383]
Нестрашная!? Я бы поспорил. В тот же Alien Isalation мне было не так страшно играть. Просто за столько лет я прошёл многие игры про чужого, и ксеноморфы меня совершенно не пугают. Я к ним попросту привык, я даже имя дал чужому из игры(Колян. Не знаю почему!) А в SOMA хоть и монстры тупые, и жуткие звуки ещё не означают приближение монстра, НО! А как отличить обычный скример от звука издаваемого монстром. Я один раз услышал стоны, думал просто пугалка, зашёл за угол и прямо поцеловал монстра! Для меня SOMA и страшная и умная и интересная. А будь монстры ещё умнее, было бы совсем сложно с ними справляться.
Согласны 7 из 7
25.09.2015 | 13:02 Kirill Smirnov [VK] [368110]
Очень зря упомянули в рецензии о том, что выбор ни на что не влияет.
Проходя игру, я не знал, что концовка одна и пару раз крепко задумывался над выбором. В конце случился небольшой когнитивный диссонанс. Если заранее знать, что выбор бессмыслен, такого эффекта не получилось бы.
И да, в игре скримеры и кишки-кровь совершенно не пугают. Пугают вопросы, которые задаёт ГГ, и его метаморфозы. В играх я с таким ещё не сталкивался.
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Спец > «Игры — для деградантов», или Как мы сходили на радио
Кино > Джокер + Харли = ? Обзор фильма «Отряд самоубийц»
Прямым текстом > «Могучая кучка»: стране нужны ремейки!
Спец > Трибуна. Купленные оценки, падение тиража, краденые игры — «Игромания» ответит!
Спец > Хардкор многолетней выдержки: 12 ярких игр от Sega
Прямым текстом > Первые ощущения от No Man’s Sky
Спец > У Overwatch есть сюжет? Часть вторая: герои не умирают
В разработке > Чем The Elder Scrolls: Legends отличается от других карточных игр?
Спец > Запрети их всех: как в России встречают Pokémon Go
В разработке > Всё, что нужно знать о Deus Ex: Mankind Divided перед релизом
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2016 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования