IGROMANIA.RU
Registration
Видеоигровой гик со стажем. Осознано клацать по кнопкам на геймпаде научился раньше, чем разговаривать. До десяти лет практически спал в одной кровати с NES и Mega Drive, и именно благодаря играм увлекся музыкой. Готов отгрызть руку любому, кто не согласен, что игры — это искусство.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Сегодня мы говорим об играх, которые затронут вас за живое.
Комментариев: 32
В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970 Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Тестируем игровой компьютер на базе AMD 970 и двух Radeon RX 480.
Комментариев: 19

Серия Silent Hill — настоящая икона жанра хорроров. Однако эти игры не только мастерски пугали, они вызывали и грусть, и задумчивость, и даже радость. Но все это было бы совершенно невозможно без великолепной музыки Акиры Ямаоки, сплетавшей атмосферу и вдобавок умудрявшейся вызывать шквал эмоций даже вне игры.

А вскоре сам Ямаока вместе со своей группой и с вокалисткой Мэри-Элизабет Макглинн даст в России несколько концертов. По этому поводу мы решили вспомнить творческий путь легендарного композитора, а заодно задать ему несколько вопросов.

Расписание концертов Акиры Ямаоки в России и СНГ

19 ноября — Минск, клуб RE:PUBLIC. Цена билетов — 540 000 бел. руб.

20 ноября — Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания». Цена билетов — 3000 руб.

21 и 24 ноября — Москва, Volta Club. Цена билетов — 2200 руб.

22 ноября — Екатеринбург, Tele-club. Цена билетов — 1900 руб.

Все профессии важны

— Вы уже не впервые выступаете в России, что скажете о местной публике? Есть ли у российских поклонников какие-нибудь особенности?

Акира Ямаока: Мне кажется, что в России многие люди особенно чувствительны и открыты для восприятия нового опыта, чужой культуры. Меня несказанно радует, что в поклонниках так силен творческий дух. Жду не дождусь возможности пообщаться с русскими!

— Помимо Москвы, вы несколько лет назад посетили и Санкт-Петербург. Какие впечатления у вас остались о городе? Успели посмотреть какие-нибудь достопримечательности?

Акира Ямаока: Мое самое сильное впечатление — ХОЛОДНО!!! Потому что был я там зимой. А так мне очень понравилась архитектура и дизайн в этих городах. Ну а русский алфавит очаровал меня уже давно. Ничего не понимаю, но выглядит потрясающе!

► В 2012 году Акира Ямаока стал лауреатом кинопремии «Капля» в Москве, получив награду «за международный вклад в развитие жанра хоррора».

Будущий композитор с детства интересовался музыкой и предпочитал исполнителей «новой волны» 1980-х и европейскую поп-культуру в целом. Правда, о музыкальной карьере не помышлял и вообще собирался стать архитектурным дизайнером. Он долго и упорно изучал это дело, пока однажды не обнаружил на купленном для учебы компьютере программу для создания электронной музыки. Сначала Ямаока просто баловался с ней в свободное время, а потом решил поучаствовать в музыкальных конкурсах. Пару раз ему даже доставались призы.

Именно успех на одном из таких конкурсов вывел Ямаоку на продюсера, который предложил ему поработать в игровой индустрии. К тому времени у Ямаоки уже сформировался свой взгляд на то, как надо преподносить эмоции слушателю. На него во многом повлияло обучение в Токийском колледже искусств, где он пришел к выводу, что музыка и прочие формы искусства должны работать сообща и дополнять друг друга.

Произведение, по его мнению, обязано затрагивать все чувства, и средствами одной лишь музыки этого не достичь. Игры же, будучи симбиозом нескольких видов искусства, позволяют творцу воздействовать на игрока разными путями. К тому же Ямаока с детства был страстным игроком и от возможности поработать в игровой индустрии отказываться не стал.

► Даже начав работать в игровой индустрии, Ямаока все равно предполагал, что в будущем посвятит себя архитектуре.

Против системы

► Работая над серией Silent Hill, Ямаока не только писал музыку, но и занимался звуковым дизайном и продюсированием.

На заре своей карьеры Ямаока был далек от хорроров. Первой его полноценной работой стал красочный детский платформер Smart Ball. Да и попав в Konami, он поначалу частенько работал над такими же яркими приключениями.

Хотя к веселым мелодиям у Ямаоки не лежала душа, к работе он подходил со всей ответственностью. Чтобы его музыка соответствовала духу игры, Ямаока ежедневно общался с другими членами команды — от художников до программистов. Да и сама игра постоянно была запущена на втором мониторе во время работы. Тот же подход к сочинению композитор, по его словам, использует и по сей день.

Когда в компании только начали обсуждать игру, после ставшую Silent Hill, Ямаока сам вызвался написать для нее музыку. Еще задолго до этого он задумывался о том, что многим игровым саундтрекам не хватает выразительности. Ямаока считал, что большинство композиторов в этой индустрии раз за разом пишут музыку по отработанной схеме, вместо того чтобы искать свой подход к каждому проекту. И в новой работе он увидел отличную возможность «пойти против системы» и в полной мере проявить себя. Ямаока убедил руководство Konami, что только он сможет написать для Silent Hill подходящий саундтрек.

— Вы писали музыку для многих игр, но все же самая знаменитая ваша работа — саундтреки к Silent Hill. Именно с ними вы чаще всего выступаете. Что для вас Silent Hill? Чем он вас так зацепил?

Акира Ямаока: Для меня Silent Hill — особенный проект. По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое. В Silent Hill я сразу распознал проект мечты; меня, можно сказать, благословили делать то, о чем я всегда мечтал.

И я был безумно рад, что игра понравилась многим. Как по мне, своей магией Silent Hill обязана разработчикам с их уникальным творческим взглядом на вещи и умением драматично подать сюжет. Это была потрясающая и неповторимая команда — настолько, что и годы спустя у нас нет ничего и близко похожего на Silent Hill. Я, как и многие ценители игры, большой поклонник этих людей.

► Прекрасный и чуть грубоватый тембр Мэри-Элизабет Макглинн, исполняющей большинство вокальных партий в играх серии, стал для поклонников таким же символом Silent Hill, как и музыка Ямаоки.

Сам Ямаока не раз говорил: создавая что-то, нужно ориентироваться только на собственное видение и быть готовым к тому, что произведение не найдет отклика. Предугадать результат совершенно невозможно.

Но саундтрек к Silent Hill эта участь миновала. Меланхоличные мелодии, пугающий эмбиент и леденящие кровь звуки игроки обсуждали не реже, чем хитросплетения сюжета. А слушать музыку продолжают и по сей день.

Вплоть до ухода из Konami в 2009 году Ямаока работал над каждой частью Silent Hill, не оставляя без внимания даже ответвления. К каждой части он, следуя собственным принципам, подходил индивидуально, перерабатывая сам стиль. Трогательные грустные композиции из Silent Hill 2, вызывающие тоску и тревогу, ни за что не спутать с пугающим трип-хопом и жутким дарк-эмбиентом из Silent Hill 3.

Другая история

Вскоре Silent Hill начала увядать, и Ямаока покинул проект. После этого серии хватило лишь на последний вздох — Silent Hill: Downpour, единственную полноценную часть, выпущенную без участия Ямаоки (Book of Memories мы предпочитаем не вспоминать). Заменивший его Дэниел Лихт сумел настроиться на нужную волну, но атмосфера все же потеряла нечто неуловимое.

Тем не менее надежда еще теплится. На стадии анонса уже отмененной Silent Hills Ямаока прямо говорил, что не прочь вновь поработать над серией. Остается лишь дождаться, когда Konami перестанет лихорадить (а они, напомним, намерены выпустить автомат патинко по мотивам Silent Hill) либо когда серия перейдет в новые руки.

— Вы поддерживаете связь с разработчиками из бывшей Team Silent? Не знаете, как у них дела?

Акира Ямаока: Мы иногда видимся с господином Тоямой, одним из главных членов команды и создателем Siren, и с господином Ито, дизайнером монстров. Дела у них идут хорошо, и я надеюсь, что нам еще выпадет шанс поработать вместе.

— С тех пор как вы покинули Konami и оставили работу над Silent Hill, прошло больше пяти лет. Вы следите за серией? Как вы оцениваете работу Дэниела Лихта в Silent Hill: Downpour и саму игру?

Акира Ямаока: Любая серия, любая франшиза — киношная, телевизионная, игровая — со временем меняется, это в порядке вещей. И, если вы перезапускаете серию, следует довериться собственному видению и воплощать его, не поддаваясь влиянию прошлых версий. Мне кажется, что на авторов Silent Hill: Downpour слишком сильно повлияла изначальная игра, почти не оставив места для развития новой версии.

— Не так давно мы наблюдали печальную историю с отменой Silent Hills от Хидэо Кодзимы и Гильермо дель Торо. А что вы думаете о несостоявшемся продолжении Silent Hill? Кто, по-вашему, смог бы создать идеальное продолжение серии и написать для него достойный саундтрек?

Акира Ямаока: Если бы проект состоялся, он мог бы полностью изменить хорроры как жанр. А для продолжения, основанного на первой Silent Hill, на мой взгляд, лучше всего подошли бы все те же Тояма и Ито. Никто больше не делает таких необычных созданий, и Ито превзошел бы самого себя, создав чудище похлеще Пирамидоголового... Ну а композитором был бы я.

► Даже не самые удачные киноадаптации Silent Hill Ямаока не обделил вниманием. ► Многие вообще пошли в кинотеатры только потому, что музыку к фильмам писал Ямаока.

Совмещая несовместимое

Едва ли кто-то сомневался, что талантливый и жадный до новых свершений композитор недолго останется без работы. Не успел Ямаока выйти из штаб-квартиры Konami, как ему уже нашлось местечко в Grasshopper Manufacture, возглавляемой геймдизайнером Гоити Судой. Выбор Ямаоки многих удивил, ведь творчество Суды всегда было очень далеко от жанра хоррора. Однако Ямаока не раз лестно отзывался о Суде и заявлял, что не против с ним поработать.

— Как пересеклись ваши с Гоити Судой пути? Когда и почему вы решили работать именно в его студии?

Акира Ямаока: Мы с господином Судой большие друзья, знакомы больше десяти лет, к тому же ровесники. Я решил работать у него, потому что мне нравились его творческие взгляды, идущие вразрез с традиционной японской студийной культурой. Я решил, что в этой студии мы сможем сделать нечто по-настоящему великое.

► Своей любимой видеоигрой Акира Ямаока называет No More Heroes от Grasshopper Manufacture.

За годы работы в Grasshopper Manufacture Ямаока успел вдоволь поэкспериментировать и написать музыку для множества игр. Ему принадлежат ломаные электронные ритмы в аркадном сайдскроллере Sine Mora, психоделические инструментальные переливы в не менее психоделическом платформере с элементами экшена Black Knight Sword и энергичные танцевальные композиции в анимешной Short Peace: Tsukigime Ranko no Ichiban Nagai Hi.

Однако поклонникам, тоскующим по Silent Hill, куда больше полюбилась самая первая работа Ямаоки в новой студии — саундтрек к Shadow of the Damned. Несмотря на самобытный стиль, здесь явно слышны отголоски прежних произведений композитора.

— Shadow of the Damned, один из первых проектов, над которыми вы работали в Grasshopper Manufacture, включает в себя элементы не только хоррора, но и лихого боевика, а также внушительную порцию юмора. Как вы выбирали звуковой стиль игры и как продвигалась работа?

Акира Ямаока: Ради Shadow of the Damned мы с Судой и Миками, который в то время трудился над Resident Evil, не раз устраивали мозговой штурм. Мы обсуждали творческий замысел и общую концепцию с самых разных сторон, а потом на основе всего этого я придумал «фирменный звук».

Как вы верно заметили, это не чистый хоррор, в нем есть и юмор. Соблюсти баланс было непросто, и мы действовали с большой осторожностью. Браться за проект, уже имея в голове его проработанный во всех деталях образ, нелегко, но путем проб и ошибок мы постепенно приближаемся к идеалу.

Да здравствует революция!

► Ничего похожего на iFuturelist Ямаока не делал ни до, ни после. Звучание пластинки оказалось столь необычным, что даже многие преданные поклонники композитора не смогли ею проникнуться.

Но одной лишь игровой индустрией Ямаока не ограничивается. Он регулярно устраивает живые выступления, сочиняет ни к чему не привязанные сольные композиции. В 2012 году на фестивале VCONCERT он представил сингл Revolución, в состав которого вошли две песни на испанском и одна на английском. Ямаока не отрицает, что позже может выйти и полноценный альбом, тем более что в 2006 году он уже выпускал экспериментальную сольную пластинку iFuturelist.

— Расскажите об альбоме iFuturelist. Как зародилась идея этой пластинки? Почему на обложке красуется буква «Ж», и, главное, стоит ли нам ждать новых подобных экспериментов?

Акира Ямаока: Это сборник музыки, написанной под сильнейшим влиянием России. Русский алфавит меня просто поразил, и я решил использовать его в дизайне обложки. Честно говоря, значений букв я не знаю, поэтому простите, если вышло неприлично.

К тому же русская музыка — «Полюшко-поле», например, — навевает ностальгические чувства, ведь многие японцы выросли на этих песнях. Россия повлияла и на меня. Да, альбом экспериментальный, но он отдает дань уважения культуре, с которой я всегда чувствовал духовное сродство. Я хотел бы записать еще один «русский» альбом.

Не стоит забывать и о том, что Ямаока — не только творец. Он тоже слушает музыку и играет в игры. В определенном смысле и это часть работы, ведь, по его собственным словам, вдохновение можно черпать откуда угодно.

— Какие игровые саундтреки тронули вас в последнее время?

Акира Ямаока: Мне очень понравился звук в Feist. Идеально подходит к игровому миру.

— Над какими известными игровыми сериями вы не отказались бы поработать как композитор или звукорежиссер?

Акира Ямаока: Над любым хоррором или триллером, независимо от масштабов проекта.

► Вокальные партии на Revolucion традиционно исполнила Мэри-Элизабет Макглинн. Правда, на сей раз к ней присоединился известный в игровых кругах актер Трой Бейкер.

— В последние годы молодые музыканты и коллективы для создания музыки все чаще используют смартфоны и планшеты. Некоторые вообще умудряются целые композиции записывать и сводить с помощью одного только «айфона». Как вы относитесь к этой тенденции?

Акира Ямаока: Такие вещи, как формат, содержание и инструменты, меняются стремительно. В итоге произведение искусства становится результатом самого лучшего производственного процесса и воплощается в лучшем из современных форматов. На мой взгляд, мышление по шаблону «как положено» — злейший враг творческого духа.

Осудив запись и сведение на «айфонах» или, наоборот, назвав «айфон» самым подходящим для этого дела инструментом, вы резко ограничиваете себя. Мы живем в сложном, быстро меняющемся мире, полном разных путей для творчества.

— А теперь самый сложный вопрос! Какое ваше произведение нравится вам больше всего и почему?

Акира Ямаока: Наверное, Theme of Laura — песня о девочке Лоре из Silent Hill 2. Она не была главной героиней, но так вышло, что эту песню я написал первой. Я выбрал ее, потому что многим людям она понравилась и до сих пор вызывает у них эмоциональный отклик. Для меня это многое значит.

* * *

Акира Ямаока не намерен останавливаться. По его собственному признанию, он даже не может сказать, что будет делать завтра. Может быть, напишет музыку для фильма. Или займется очередным сольным альбомом. Или посвятит себя большой сцене. А может, и вовсе попробует себя в чем-то не связанном с музыкой.

Любое его начинание мы охотно поддержим, но в глубине души надеемся, что когда-нибудь он вернется к Silent Hill, и в своих беспокойных снах мы снова увидим этот город...

Пришло время выбрать лучшие приключенческие игры — те, что сильны историей и ее подачей, а не постоянными перестрелками.
Технологии развиваются, а за ними поспешают и разработчики игр. Похоже, до пресловутой фотореалистичной графики осталось совсем немного.
В 2016 году вышло немало игр, достойных звания лучшего боевика.
Может ли дополнение побороться на равных с крупными ролевыми играми? Вот и проверим.
Комментарии к статьям
Согласны 2 из 7
16.11.2015 | 12:59 angabanga [208026]
Да сильный тип. Но всетаки ясунори митсуды и т д мне нравятся больше.
Согласны 8 из 8
16.11.2015 | 15:18 Stormhell [133362]
Room of Angel сильно запала мне в душу, до сих пор иногда слушаю.
Согласны 4 из 4
16.11.2015 | 15:55 Arkane [532]
"Трогательные грустные песни из Silent Hill 2"
А в Silent Hill 2 разве были песни? Там же вроде были только инструментальные композиции или я ошибаюсь?
Согласны 0 из 8
16.11.2015 | 20:42 SPhoenix2010 [301396]
2000 с ума сошел японец!
Согласны 6 из 6
16.11.2015 | 23:05 helga [194603]
Спасибо за интервью! Скоро сбудется мечта побывать на концерте. Это один из нескольких музыкантов, который повлиял на мой музыкальный вкус и на меня, как музыканта!
Согласны 0 из 0
27.11.2015 | 21:41 Alan Wake [GP] [504618]
Спросили бы про его любимое аниме.
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Рецензии > Я и мой верный хранитель. Обзор The Last Guardian
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Железный цех > Идеал. Тестирование игрового компьютера MSI Aegis Ti
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Спец > Влюбиться в убийцу: история серии Assassin’s Creed
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования