IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 50
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 15
Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria Спец > Самые интересные проекты января: от Gravity Rush 2 и Resident Evil 7 до Yakuza 0 и Tales of Berseria
Продолжение Gravity Rush, возвращение «Обители зла», приключения в мире японской мафии и прочие интересности.
Комментариев: 12
Planet Coaster: парк развлечений своими руками Рецензии > Planet Coaster: парк развлечений своими руками
С самого детства мечтали построить идеальный парк аттракционов? Planet Coaster от Frontier Developments это позволяет!
Комментариев: 4
Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником Железный цех > Главные новинки CES 2017: от VR-устройств до «умных» велосипедов и систем слежения за холодильником
Подводим итоги крупнейшей международной выставки потребительской электроники.
Комментариев: 2
Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0 В разработке > Бурные 1980-е. Первые впечатления от Yakuza 0
Знаменитая серия отправляет в прошлое, чтобы рассказать историю о том, как Кадзума Кирю стал одним из самых известных мафиози.
Комментариев: 1

В прошлом номере мы рассказывали, где выучиться на программиста, а в этом обратим внимание на творческие специальности — профессии художника, дизайнера, звукорежиссера и сценариста. Сразу оговоримся: с подготовкой творческих специалистов конкретно для игровой индустрии в нашей стране дела обстоят еще хуже, чем с обучением программистов. Проще говоря, левел-дизайнеров или сценаристов компьютерных игр у нас в принципе не выпускают, а художники компьютерной графики или веб-контента получают настолько сомнительные знания, что им годами приходится доучиваться самостоятельно.

Такие трудности обусловлены сразу несколькими причинами. Во-первых, в отличие от других специализаций, у компьютерной графики нет образовательной базы, наработанной еще в СССР. Зато фундаментальные науки и тесно связанный с ними военпром никогда не были обделены вниманием правящей верхушки. На подготовку технических специалистов из госбюджета выделялись большие средства, в то время как художественные вузы довольствовались более скромными дотациями. Соответственно, в некоторых технических вузах до сих пор осталось хоть и старое, но работоспособное оборудование, а взращенные в СССР академики и поныне преподают фундаментальные науки. Художественным же вузам приходится начинать почти с нуля.

Во-вторых, технические наукограды в большинстве своем как были, так и остались на территории России: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск по-прежнему конкурируют с Западом. А вот культурное богатство нации больше полувека создавалось на всем пространстве бывшего СССР, и после развала Союза мы недосчитались, например, Киевского национального университета культуры и искусств им. Поплавского, Грузинского государственного театрального института в Тбилиси, Ташкентского государственного театрально-художественного института им. Островского и многих других. В результате нарушилась стройная образовательная структура, абитуриенты со всех концов страны устремились в престижные столичные вузы, и конкурс в художественные и театральные училища подскочил до немыслимых цифр — от 50 до 130 человек на место.

В-третьих, в художественных вузах очень тяжело с оборудованием. Если выучить язык программирования можно фактически на любой технике, то для обучения веб-дизайну и компьютерной графике нужны как минимум три компонента: мощный компьютер, а лучше графическая станция, большой графический планшет и много-много лицензионных копий специализированного софта. Цены на технику исчисляются десятками тысяч долларов, а одна-единственная копия Adobe Creative Suite 3 стоит $1500.

Кроме того, технологии развиваются слишком стремительно и все оборудование быстро устаревает. Обновлять компьютерные классы чаще, чем раз в пять-шесть лет, не может практически ни один вуз: компьютерный класс, оборудованный три года назад, числится в материально-технических службах как новый, хотя на самом деле он безнадежно устарел.

И наконец, главное: тон всем дизайнерским тенденциям задают в основном на Западе. Это значит, что вся учебная литература пишется на английском, а преподавателей приходится посылать на практику за океан или выманивать иностранцев в Россию. И то и другое упирается в финансы: переводить и издавать учебники у нас почему-то считается делом неприбыльным (да и стоит переводная литература ого-го какие деньги), обучать своих или приглашать чужих специалистов тоже влетает в копеечку. Да и потом, не все студенты могут воспринимать большие объемы английского текста и уж тем более вести продуктивный диалог с преподавателем: некоторые абитуриенты вообще изучают в школе французский или немецкий.

В общем, если не присматриваться, то все российское компьютерно-дизайнерское образование кажется непроходимым болотом: куда ни сунься, везде не хватает специалистов, техники и, главное, денег. Однако за последнюю пару лет в этой области наметились положительные сдвиги: в вузах стали появляться вернувшиеся из-за рубежа профессионалы, на бюджетные деньги закупается новое оборудование, появляются такие специализации, как «Режиссура мультимедиа-программ», «Графический дизайн веб-среды» и «Специалист по компьютерной графике». Наконец-то в российском образовании признали, что умение продюсировать игровые заставки или создавать компьютерного персонажа столь же важно, сколь и умение написать интересный киносценарий или подобрать актеру костюм.

Обзор художественных вузов мы построим по несколько иному принципу, нежели вузов технических. «Нашим» специализациям учат всего в паре-тройке учебных заведений, в основном столичных, а рассказывать обо всех художественных училищах и академиях просто нет смысла. Поэтому мы подробно остановимся лишь на самых «продвинутых» в компьютерно-игровом смысле вузах (ВГИКе, МГУ и СПбГУКиТ), подробно узнаем, чему где учат, а также поговорим с преподавателями.

ВГИК им. С. А. Герасимова

Снимать во ВГИКе придется много и даже через не хочу.

Название: Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Сайт: www.vgik-edu.ru

Сайт приемной комиссии: www.vgik.info

Факультет анимации и мультимедиа: +7 (495) 181-64-65; 4,8 человека на место

Режиссерский факультет: +7 (495) 181-02-49, +7 (495) 181-50-19, +7 (495) 181-35-92; 1,8 человека на место

Художественный факультет: +7 (495) 181-36-82; 13,2 человека на место

Сценарно-киноведческий факультет: +7 (495) 181-40-69; 10,6 человека на место

ВГИК — обитель «мастеров экрана», как писали в газетах в год его основания, в 1919-м, неизменно видится абитуриентам неприступным бастионом. Достаточно только посмотреть на прошлогоднюю сводку приемной комиссии (131 человек на место!), и желание поступать пропадает сразу. Но не так страшен черт, как его малюют: 131 человек на место — это количество поданных заявлений, поделенное на количество бюджетных мест (их всего 15). Однако до экзаменов «доживает» едва ли десятая часть всех абитуриентов: большинство отсеивают на творческом конкурсе (о нем мы поговорим ниже). Да и потом, эти страшные цифры иллюстрируют лишь состояние дел на актерском факультете — самом популярном в вузе. Редко кто вдается в подробности, а сами студенты любят прихвастнуть, что поступили, «оставив за бортом 130 конкурентов».

Центральный холл главного кинематографического университета страны — ВГИКа.

На «наших» факультетах конкурс куда скромнее: в среднем 10-15 человек до творческого испытания и 2-5 человек после. В общем, если отвлечься от абстрактных чисел, получается, что поступить вполне реально.

Теперь о том, на кого учат во ВГИКе. Традиционно на актеров, режиссеров, критиков, операторов — все, разумеется, с приставкой «кино-». Однако несколько лет назад появились специализации, которые можно уверенно отнести к игровым: режиссура (режиссура анимации и компьютерной графики, режиссура видеофильма; вот номер специальности, чтобы вам легче было ориентироваться на сайте, — 050200); звукорежиссура (звукорежиссура кино- и видеофильма, 050500), живопись (изобразительное решение фильма, изобразительное решение комбинированных съемок, 051800), а также графика (изобразительное решение мультипликационного фильма, анимация и компьютерная графика, 051900). А если хотите стать хорошим управленцем (геймдизайнером, например, или бренд-менеджером), вам наверняка подойдет специализация 061100 — менеджмент организации (менеджер производства аудиовизуальной продукции; менеджер реализации аудиовизуальной продукции).

Заметьте, ВГИК — единственная российская государственная киношкола, которая имеет собственную киностудию с полным технологическим циклом производства кино- и видеофильмов. Однако приходится признать, что обучать непосредственно компьютерной графике (то есть работе в определенных программах) вас не будут. Хорошо это или плохо, расскажет наш эксперт.

Обучение компьютерной графике — занятие не из дешевых. Технику придется докупать, менять и апгрейдить каждые полгода.

Мнение эксперта

Наш эксперт по вопросам компьютерно-графического образования — старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Святослав Эдуардович Некляев.

Когда будущий художник или дизайнер подбирает себе вуз, он в первую очередь обращает внимание на количество программных пакетов, с которыми учат работать на кафедре. Если хотя бы половина учебного плана занята теоретическими дисциплинами, абитуриент теряет к вузу интерес: мол, это все ретроградство и ничему хорошему здесь не научат.

Я бы не сказал, что это правильный подход. При современных темпах развития техники нет смысла учить конкретной технологии: программы и даже платформы меняются слишком быстро. Студентов нужно учить принципам, на которых эти технологии основаны, потому что человеческое сознание не меняется веками, а значит, остаются неизменными и законы композиции, теория цвета, логика передачи изображения. Задумайтесь: мы воспринимаем графическую информацию точно так же, как римляне и древние египтяне!

Когда абитуриент выбирает вуз, где дают хорошее компьютерное образование, он забывает об уровне академизма и фундаментальности знаний. В этих вузах учат практиков, которые ценны, лишь пока «их» программа востребована. Если практики не будут доучиваться и переучиваться, через пару лет они растеряют свой потенциал. Сейчас надо делать ставку на универсальность и преподавать базисные вещи.

Научиться работать с программой можно в производственном училище или на курсах переподготовки, откуда и появляются специалисты-практики узкого профиля, например ретушеры. Специалисты такого уровня необходимы, о них никак нельзя говорить плохо, но им просто не нужно высшее (академическое) образование: они выполняют однообразную техническую работу.

Выбирая, куда пойти после школы, абитуриенты должны определиться, что они хотят делать в будущем: писать сценарии и занимать руководящие посты или только высокопрофессионально отрисовывать графику и анимацию. Если второе, то вам нужно идти не в вуз, а в колледж. Это не зазорно! Немногие знают, что на восхваляемом Западе 70% специалистов — это именно выпускники колледжей, то есть средних специальных, а не высших учебных заведений.

Подводя итог, я бы сказал, что в словосочетании «компьютерная графика» главное все-таки «графика». Мы из года в год повторяем студентам, что компьютер лишь инструмент. Творчество и искусство никуда не деваются, поэтому выбирайте вузы, где теоретическим дисциплинам уделяется большое внимание, на курсах вас этому не научат.

Комментарий редакции. Мы связались с четырьмя крупнейшими столичными центрами дополнительного образования (Международный центр профессионального образования, Центр профессионального обучения «Карьера», Институт современного управления и бизнеса, Учебный центр «Образование и карьера») и узнали, как обстоят дела с кратковременными программами по компьютерной графике и дизайну. При всех четырех центрах существует 10-12 разнообразных курсов, где за 68-76 часов и 8000-76000 рублей (да, разброс очень велик) обещают обучить «созданию высококачественных анимационных изображений, инновационных дизайн-проектов и фотомонтажу». На поверку оказалось, что во всех центрах учат лишь работать с программными пакетами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3DS Max и Corel Draw), причем ни официальных руководств, ни каких-то других справочных материалов не предлагают и даже не продают, домашними заданиями не нагружают. Учебные планы похожи как две капли воды: масштабирование изображения, настройка интерфейса, работа с кистями, изучение панелей инструментов. Окончившим курс выдается сертификат, на практику или работу устраивают редких счастливчиков. В целом, если у вас нет силы воли и сидеть за учебниками вы не любите, милости просим на курсы. Однако стать дизайнером или художником они не помогут. Единственный плюс курсов — возможность поработать на современной технике (иногда в вузе такой возможности нет) и пообщаться с потенциальными работодателями-практиками.

Итак, поступая во ВГИК, будьте готовы прослушать длинные курсы «непрофильных дисциплин»: в главном киновузе страны просто не могут не преподавать основы кинодраматургии и фильмопроизводства, теорию документального кино и телевидения, пантомиму, эстетику кинофонографии. В то же время и прикладных, нужных нам дисциплин немало: основы аудиовизуальных систем, светотехника, основы мультипликации и компьютерной графики, изобразительное решение анимационного фильма.

Обратить внимание на ВГИК стоит и будущим звукорежиссерам или аудиоинженерам: здесь читают лекции по технологии производства первичных фонограмм, музыкальной и архитектурной акустике, современным тенденциям в цифровых аудиотехнологиях, технологиям озвучивания и монтажа, звукорежиссуре. Прибавьте сюда колоссальный опыт профессоров и собственное оборудование, и окажется, что ВГИК выигрывает у многих технических вузов.

Сюда же советуем поступать будущим продюсерам и геймдизайнерам. Чтобы создать хорошую игру, нужно знакомиться с как можно большим количеством культурных произведений, да и личные впечатления не помешают. Богатый жизненный опыт и большой культурный багаж — залог того, что когда-нибудь и вы станете Кодзимой.

Самое главное во ВГИКе то, что будущих режиссеров и сценаристов знакомят с основами человеческого восприятия, учат закручивать сюжет и колдовать с вниманием зрителя. Надо ли говорить, что такие знания востребованы в игровой индустрии?

Во ВГИКе звукорежиссера научат не только разбираться с проводами и рубильниками, но и чувствовать звук.

В МГУ настаивают, что специалист должен знать три-четыре иностранных языка. Специалисту по графике советуют изучать английский, испанский, японский и, конечно, китайский.

Чему на самом деле учат на факультете анимации и мультимедиа

Вникая в тонкости компьютерно-графического образования, исследовательская группа «Игромании» обратилась к студентам ВГИКа: им, как никому другому, известны плюсы и минусы факультета. Вот что рассказал нам Николай Сидоренко (это псевдоним, настоящее имя и фамилию наш респондент попросил не называть) с дневного отделения.

На нашем факультете учат не художников (то есть непосредственных создателей компьютерной графики) и не режиссеров фильмов (то есть профессионалов, работающих с людьми), а режиссеров мультимедиа — людей, которые создают видеоролики или спецэффекты на компьютере и, что важно, для компьютера. Сейчас компьютерные игры становятся все более кинематографичными, в некоторых есть очень неплохие режиссерские наработки, поставленное и разыгранное действие. Взять, например, какую-нибудь игру про Вторую мировую. Классическое начало: взвод летит в самолете, и вот сейчас вас выбросят на поле боя. Смотришь по сторонам, вглядываешься в глаза товарищей. У одного на лице страх, другой проверяет снаряжение, третий молится... Этот маленький эпизодик можно поставить сотней способов.

А вот что меня действительно бесит на факультете, так это то, что нас не учат графике. Точнее, почти не учат. Трехмерную графику читают на художественном факультете, но этого все равно мало. На моем же факультете ситуация просто бедственная. Я понимаю, что факультет новый, что нужны хорошие компьютеры, что конвейер не поставлен, но то, что технологиям не учат, жутко обидно. Нам показали немного в самом начале — дальше люди двигались сами. Большая часть того, что мы умеем, — результат собственных усилий, а не института.

При всем при этом нам дают то, чему нигде больше толком научить не могут, у нас прекрасные педагоги, которые читают историю кино, режиссуру, актерское мастерство и прочее. А программы, дескать, можно и в других местах освоить. Тоже верно, конечно. Нам постоянно повторяют, что «режиссер не должен уметь рисовать, делать спецэффекты и круто снимать, он должен режиссировать, собирать коллектив и вместе с ним строить изображение, направлять ход мысли». Но как ты направишь ход коллективной мысли, когда у тебя самого ни единой мысли о том, как это делается?

Ну а вообще, все зависит от специалиста, мастерские двух разных профессионалов могут отличаться друг от друга, как черная дыра от сверхновой. Вполне возможно, что в вашей мастерской все будет совсем наоборот. За годы обучения я понял, что ВГИК  — это заведение, в котором все очень субъективно. Такое ощущение, что здесь все считается правильным.

ВГИКовцы не могли пропустить появление портала «КиноКруг.ру» — ресурса для всех, кто работает с кино и анимацией в любых проявлениях.

В общем, с нашей точки зрения, ВГИК смотрится неоднозначно: здесь дадут нужные теоретические знания, но работать с графикой не научат, да и компьютерное оснащение, по словам студентов, оставляет желать лучшего. К слову, в приемной комиссии факультета анимации и мультимедиа с абитуриентами обходятся очень нелюбезно: по телефону «давать любую информацию посторонним» отказались, послали на сайт и бросили трубку, поэтому мы так и не выяснили, как там обстоят дела с компьютерами на самом деле.

Сложно сказать, будут ли будущие разработчики смотреться во ВГИКе белыми воронами. С одной стороны, киноактеры и театралы живут своей жизнью: общаются с людьми, вживаются в роль, страдания одинокого художника перед монитором они вряд ли разделят. С другой стороны, на форуме вгиковцы с живейшим интересом обсуждают постпродакшен, цифровую цветокоррекцию, спецэффекты, анимацию и компьютерную графику вообще, поэтому в одиночестве вы явно не останетесь.

Эту жизнерадостную картину здорово омрачают вступительные экзамены: на творческий конкурс нужно приносить режиссерскую разработку литературного фрагмента, рисунки, наброски, композиции, эскизы, эмблемы ВГИКа, рецензию на короткометражный фильм, а на экзаменах сдавать литературу и русский язык, изокомпозицию и все ту же режиссерскую разработку — только уже за 4 часа в вузовском павильоне. О курсах при ВГИКе можно узнать по адресу www.teatr-obraz.ru/news/vgik-1.htm.

МГУ им. М. В. Ломоносова

Поступающим в СПбГУКиТ и ВГИК придется не только снимать кино, но и играть на сцене. Студенческие спектакли — обязательная часть программы.

Название: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Сайт: http://msu.ru, http://journ.msu.ru

Неофициальный студенческий сайт: http://journ.ru

Телефон приемной комиссии: +7 (495) 629-56-79

Следующий вуз в нашем исследовании — МГУ, факультет журналистики, кафедра новых медиа и теории коммуникации. Звучит несколько странновато, но здесь тоже учат компьютерной графике, причем именно в том виде, в котором ей не учат во ВГИКе. Студенты группы с несколько странным названием «Визуальные коммуникации» все пять лет работают с графикой, осваивая пакеты Adobe, Corel, 3DS Max, а в дополнение слушают лекции о восприятии визуальной информации, теории цвета, композиции. Правда, классическое гуманитарное образование накладывает на программу свой отпечаток: студентам придется продираться сквозь дебри русского языка, читать очень много литературы, разбираться в философских теориях. Впрочем, это расширяет кругозор и наверняка поможет создавать оригинальные визуальные образы. Приготовьтесь учить языки: насильно заставлять не будут, но хорошим тоном считается окончить факультет со знанием трех-четырех иностранных языков (все изучаются на бесплатной основе). Кстати, художникам рекомендуют учить не только английский, но еще и испанский, китайский и японский.

Большой плюс МГУ в том, что здесь работают на «Маках», без которых на Западе никуда.

Поступать на журфак выгодно тем, кто не особо силен в живописи: здесь нет экзамена по изокомпозиции, зато есть творческий конкурс, на который придется принести пять публикаций в СМИ — положение обязывает. Утешает лишь то, что устроиться в газету незадолго до поступления еще можно, а вот научиться рисовать за пару месяцев едва ли.

Об особенностях преподавания компьютерной графики на журфаке МГУ мы спросили Игоря Шефера, специалиста-практика и преподавателя курса «Цифровой графический дизайн», и руководителя профстудии «Визуальные коммуникации» Святослава Некляева.

[Некляев]: Первый курс обучения — воспитание у студентов художественного восприятия, работа над ошибками школы, где детей не учат ни рисовать, ни учиться. На первом курсе мы предлагаем студентам рисовать аниме (современную японскую анимацию): она настраивает вчерашних школьников на новый лад и в графическом смысле ставит им мозги на место. Для аниме не нужны безумные спецэффекты и дорогущие компьютеры, его можно рисовать даже в Paint, где есть равномерная заливка. Так студент отрабатывает основы композиции, учится рисовать эмоции, концентрируется на деталях, старается убрать все лишнее.

Еще одна проблема с бывшими школьниками — «шапочное» знакомство с изучаемыми программами. Куда лучше было бы, если бы школьник в глаза не видел Photoshop. Но студенты приходят в вуз, умея как-то пользоваться графическими пакетами: они привыкли обрабатывать мамины отпускные фотографии и делать прикольный фотомонтаж одноклассниц и, что хуже, привыкли, что любой результат их работы на компьютере приводит маму и одноклассницу в неописуемый восторг: мама ведь так не умеет. А преподаватель требует от студентов высококлассных работ, и в результате студент считает, что к нему относятся предвзято или его недооценивают.

[Игромания]: Считается, что студенты-графики тратят на учебу больше всех: апгрейд компьютера, иностранная литература, лицензионные пакеты программ, планшет, фотокамера, поездки на выставки и мастер-классы... Насколько оправданны эти траты? Почему вузы не предоставляют студентам свое оборудование?

В художественных вузах преподавателей принято называть «мастерами», а семинары — «мастерскими».

[Некляев]: Вузы обязаны предоставлять оборудование только для проведения семинаров и мастер-классов внутри самого вуза, никто не может обязать учебное заведение давать технику «на вынос». Говорят, это неправильно и несправедливо, что государство не заботится о своих студентах. Но ведь это абсурдно: если мы настаиваем, что вуз должен обеспечивать студента последней моделью планшета и официальным программным обеспечением, то почему мы не просим школу выдавать первоклашкам ручки и тетрадки? Я считаю, что, если человек что-то хочет в этой жизни, он должен вкладывать в себя деньги. А студенты тем временем кутят в дорогих клубах и жалуются, что у них нет денег на технику.

[Шефер]: Классические художественные вузы не выдают студентам ни бумагу, ни мольберты, ни холсты: студент все покупает сам. Считается, что цифровой фотоаппарат и апгрейд компьютера стоят дороже, чем пресловутые кисти и краски классического художественного вуза, но это очень наивная точка зрения. Студенты-живописцы покупают темперу, гуашь и акварель, багетные рамки, оплачивают труд натурщиц. Прибавьте сюда еще и отдельное помещение под живопись! Это с компьютером можно спать в одной комнате, а от холста месяц пахнет масляными красками. Вот и выходит, что $350-400 живописцы тратят только на аренду восьмиметровой комнатушки под мастерскую. Четыре месяца аренды — новехонький системный. Мне, кстати, во многих случаях даже интереснее было бы увидеть, как ученик выполняет задание карандашом, пастелью, акрилом, но художественные материалы — недешевая нынче вещь, и приходится мириться с изображением на компьютере.

[Игромания]: Говорят, на факультетах, связанных с компьютерной графикой, остро стоит вопрос кадров: мол, в СССР таких специалистов не обучали, потом Союз развалился, и сейчас в большинстве вузов, особенно в негосударственных, работают самоучки или в лучшем случае «переучки» — люди, прошедшие кратковременные курсы. Действительно ли в вузах проблемы с кадрами или это все выдумки?

От сессии до сессии живут студенты весело: фестиваль творческой самодеятельности СПбГУКиТ — «ЛИКи Сейшн».

[Некляев]: К сожалению, вы правы: в большинстве вузов работают непрофессионалы, и наша задача — найти специалистов, которые, начиная как самоучки, уже получили достаточные знания через программы курсов и стажировок, имеют достаточный уровень художественного или технического образования.

Другое дело, что немногие практики могут работать со студентами. Они привыкли общаться с монитором, а не с живыми людьми. Впрочем, это решаемо: обычно человек, который приходит работать в вуз, сам заинтересован в общении, своеобразном драйве: у студентов незамыленный взгляд, профессионалы-практики учатся сами и ищут молодых специалистов в свою компанию. Многие думают, будто наша апатичная молодежь творит всякую чушь, а тем временем студенты смотрят на проблему с ракурса, с которого на нее никогда не посмотрит взрослый.

К счастью, сейчас МГУ может платить специалистам достойные деньги. Это не заоблачные суммы, цифра зависит от количества часов, но мы стараемся, чтобы зарплата достигала $350-450 в месяц за работу с одной группой (1-2 пары в неделю). Мы понимаем, что это не рыночная цена, но делаем все возможное.

[Шефер]: Проблема действительно не надуманная, она существует, говорю это как преподаватель-практик. Кстати, не стоит тут использовать слово «самоучка» в уничижительном контексте, ведь сначала кому-то надо научиться самому, а потом уже учить других.

[Игромания]: Итак, преподавательский состав в вузе важнее всего, но обычно абитуриентам представляют титулованных профессоров по литературе/философии/высшей математике, а про специализацию забывают. Если абитуриент подбирает вуз по преподавательскому составу и интересуется, кто преподает компьютерную графику и смежные дисциплины, на что он должен обращать внимание?

[Шефер]: На стаж преподавательской деятельности, текущую работу по профилю, образование. Уточните про пакет программ, которые знает специалист. Не стоит, к примеру, учиться у одного человека всем пакетам Adobe, он наверняка недостаточно глубоко знает часть из них. У каждого преподавателя есть свое сильное место, и хорошо, если вуз подбирает разных специалистов на разные курсы. «Энциклопедистов», столь модных ныне, я бы избегал.

Во ВГИКе постоянно проходят семинары, на которых разбираются фильмы. Студенты учатся анализировать сюжеты и сценарии, предлагают свои операторские решения для ключевых сцен, а иногда на словах переснимают кино, помещая на роль главного героя одного из второстепенных персонажей.

А при обучении, я думаю, главное, чтобы появился творческий ток в сети «преподаватель — студент», но это можно проверить только на практике.

[Игромания]: Преподаватели-технари жаловались нам, что способных студентов приманивают подработками — там проект написать, здесь код подправить, в результате — сессия побоку и отчисление. В творческой среде к таким подработкам отношение двоякое: с одной стороны, программу пропускает, а с другой — творит ведь, что в этом плохого? Вы одобряете, когда студент подрабатывает по специальности, или надо сначала выучиться, а потом работать?

[Некляев]: Я считаю, студенту работать просто необходимо, и чем раньше, тем лучше. Оптимальный вариант — со второго курса: студент уже адаптировался к требованиям вуза и получил нужные теоретические знания, пора практиковаться. Студентам важно как можно раньше почувствовать производственные требования: рисовать точно то, что требует работодатель, а не то, что у тебя в голове. Основная проблема современного школяра — понять, что именно от тебя хотят.

Не забывайте о великом счастье студента: если на работе от него требуют непосильной задачи, он всегда может подойти к преподавателю и спросить: «Как?» Начальство такого вопроса не поймет.

И потом, мы уже говорили, что учиться компьютерной графике — не самое дешевое удовольствие. Я не сторонник подхода «сидеть на шее у родителей», тем более что и не каждый родитель может раз в год покупать новые видеокарты и обновленные версии программ.

[Шефер]: Я тоже одобряю, когда студент подрабатывает по специальности. Пусть подрабатывает! Главное, чтобы студент не зазнавался и помнил, что учиться надо всегда, когда это возможно.

В отличие от ВГИКовцев студенты журфака на техническое оснащение не жалуются: на факультете есть 4 компьютерных класса (3 класса с PC и лаборатория медиаконвергенции с «Маками»). Здесь другая проблема: студентам отчаянно не хватает часов по специализации. За семинарами и лекциями по литературе, языкам и истории 5-6 часов компьютерной графики просто теряются. Большой плюс, что студенты могут с утра до ночи беспрепятственно сидеть в компьютерном классе, но в отсутствие преподавателя особо не преуспеешь. Правда, программа курса перерабатывается и дополняется каждые полгода, так что ждем улучшений.

Здесь и сейчас

Специально для тех, кому уже сейчас нужно начать шлифовку своих художественных навыков, предлагаем несколько полезных ресурсов по компьютерной графике и дизайну:

Журнал о дизайне [kAk) (http://kak.ru).

Журнал о полиграфии, дизайне и компьютерной верстке «КомпьюАрт» (www.compuart.ru).

Сайт студии Артемия Лебедева (www.artlebedev.ru).

Сайт о российской анимации (www.animator.ru).

Прекрасный иллюстрированный онлайн-самоучитель по Adobe Photoshop (http://photoshop.demiart.ru/book/Index.html).

Российская школа CSS (www.css-school.ru).

Британская высшая школа дизайна (www.britishdesign.ru).

Школа компьютерной графики RealTime (www.realtime.ru).

СПбГУКиТ

В отличие от кино в игровой индустрии не существует специальности «оператор», но очень похожую работу приходится выполнять аниматорам под чутким руководством геймдизайнеров.

Название: Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Сайт: www.gukit.ru

Телефон приемной комиссии: +7 (812) 315-74-83

Сладкое мы, конечно, оставили напоследок: представьте себе, в России есть вуз, где можно получить диплом по специальности «Режиссура мультимедиа-программ» со специализацией «Режиссура компьютерных игр». То, как и чему учат будущих геймпродюсеров, достойно отдельной статьи (и мы наверняка ее напишем), а пока поговорим об особенностях программы и о поступлении.

СПбГУКиТ выигрывает у московских вузов почти во всем. У него объективно самая сбалансированная программа: около 60% — прикладные дисциплины (рисунок, геометрия, живопись, компьютерная графика, информатика, мастерство художественной анимации, пластическая анатомия, композиция и перспектива, звуковое решение анимационного фильма, живопись анимационного фильма, история анимации, мастерство художника анимации и даже архитектурно-стилевой и рекламный дизайн), оставшееся время — академические дисциплины (языки, история, литература, экономика и прочие). Важно, что профилирующие дисциплины, такие как компьютерная графика, мастерство анимации и живопись, красной нитью проходят через весь учебный курс: в отличие от других вузов здесь рисовать придется все пять лет. В качестве приятного дополнения: недавно в вузе открыли точки бесплатного Wi-Fi-доступа — в столовой, библиотеке, холлах.

Кроме того, практика и занятия в СПбГУКиТ проходят на площадках «Ленфильма», «Леннаучфильма», Студии документальных фильмов Санкт-Петербургского телевидения, БКЗ «Октябрьский», да и вообще программа СПбГУКиТ гораздо теснее связана с производством, чем в остальных вузах.

«А из нашего окна площадь Красная видна» — это про журфак МГУ. Художники могут рисовать Спасскую башню с натуры. Ну и Манежная площадь, понятно, тоже неподалеку.

Необычайной приветливостью порадовала и приемная комиссия. В СПбГУКиТ нам не без гордости сказали, что «одна из особенностей обучения специальности «Режиссура мультимедиа-программ» заключается в том, что наряду с обычным курсом режиссуры студенты изучают особенности интерактивного творчества и навыки работы в компьютерных программах, используемых при разработке интерактивного медиа, компьютерных игр, создании визуальных эффектов». Особый упор в вузе делают на обучение специалистов, знающих специфику создания интерактивных мультимедийных проектов, компьютерных игр и виртуальных миров для индустрии развлечений. В СПбГУКиТ признают, что в играх «зритель из пассивного наблюдателя превращается в активного участника истории, взаимодействуя с персонажами и объектами виртуального пространства». Это ли не победа игровой индустрии над образовательным ретроградством? Даже стоимость обучения в СПбГУКиТ приятно отличается от московских вузов: 92 000 рублей против 203 000 в МГУ и 220 000 во ВГИКе. Кроме того, у СПбГУКиТ есть филиалы во всех концах России: в Москве, Советске (Калининградская область), Якутске, Ханты-Мансийске.

В целом на образование студенты не жалуются. Наша исследовательская группа разузнала, что им катастрофически не хватает звуковых библиотек для озвучки проектов, а от стульев в аудитории №1311 болит спина, но, согласитесь, с этим можно мириться. Что касается нас, то мы бы с удовольствием добавили в программу лекции по геймдизайну, но вряд ли они скоро появятся.

Интересно, что при поступлении на творческий конкурс из литературных работ принимаются не только рассказы и эссе, но также сценарии компьютерных игр и мультимедийных произведений, а в качестве графических работ — раскадровки будущих компьютерных игр, мультимедиа-проектов, в том числе сделанные на компьютере.

Экзаменов несколько, в том числе два профильных собеседования с проверкой актерских данных, русский (ЕГЭ), литература (сочинение) и письменная работа по режиссуре — написание литературного сценария компьютерной игры, мультимедийного произведения по предложенной теме (время выполнения — 4-6 часов) плюс рисование раскадровки к отдельным сценам. Стоит ли говорить, что к компьютерным играм на факультете относятся более чем лояльно, а сдавать такие экзамены — одно удовольствие?

В СПбГУКиТ вас научат не только создавать анимацию, но еще и познакомят с историей костюма, дизайном, историей моды.

Кому куда?

Пора подводить итоги. «Игровым» звукорежиссерам только одна дорога — во ВГИК: там можно получить хоть какое-то профильное образование. Сценаристы, режиссеры анимации, менеджеры и геймдизайнеры могут выбирать между ВГИКом и СПбГУКиТ, при этом СПбГУКиТ выигрывает в практических дисциплинах, а ВГИК все-таки полезнее будущим управленцам.

Художникам и геймдизайнерам принято советовать не только профильные вузы (в нашем случае это МГУ и ВГИК), но и классические художественные академии — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова или Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Мол, художнику главное рисовать, а к компьютеру он быстро привыкнет. А вот наш эксперт с этим не согласен.

Call of Duty 4 — закат, столбы дыма, расстреливающие здание вертолеты и колонна танков на эстакаде. Все это — профессиональная работа режиссера.

Мнение эксперта

Выбирая профиль вуза, нужно отталкиваться от того, чем абитуриент хочет заниматься в будущем. В МГУ и ВГИКе преподают более профессиональные и прикладные предметы, причем ВГИК изначально специализируется на анимационной графике, правильнее даже сказать — на киноанимационной, не решая задачи рекламного и информационного творчества, а МГУ — на графике статической. При этом специализации МГУ и ВГИК ни в коем случае не пересекаются со специализациями МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова) и РАЖВЗ (Российская академия живописи, ваяния и зодчества). Сравнивать их так же странно, как сравнивать Pixar и нидерландскую Академию живописи имени Виллема де Коонинга. Pixar — одна из лучших студий по производству мультфильмов (именно производству), а в Академии учат гениев, которые должны создавать произведения искусства со сроком жизни продолжительностью в десятилетия, а то и века. Можно поступить и в «суриковку», и в РАЖВЗ, но тогда вы станете классическими художниками, а не специалистами по компьютерной графике.

Во ВГИКе же и МГУ научат именно тому, чему нужно: во ВГИКе — режиссировать анимационные фильмы, а в МГУ — доносить до игрока нужную информацию, делать акцент на нужных моментах геймплея, передавать игровой мир именно так, как человек привык воспринимать реальность. То есть МГУ и ВГИК друг друга дополняют.

Что скажут разработчики?

Как оказалось, художникам лучше поступать во ВГИК и МГУ или другие профильные вузы, где в первую очередь преподают теорию, но и о практике не забывают.

Впрочем, наш разговор о вузах был бы неполным, если бы мы не спросили разработчиков и издателей, то есть потенциальных работодателей. О том, нужно ли настоящему художнику/дизайнеру высшее профессиональное образование и готов ли работодатель взять человека «с улицы» без опыта работы, рассуждает Андрей Иванченко (в игровых кругах более известный как Anry или Anry Nemo), российский художник-иллюстратор: оформлял обложки книг Сергея Лукьяненко, Ника Перумова, Святослава Логинова, Веры Камши, работал в «Акелле», а сейчас ведет проект «Disciples 3: Ренессанс».

Я считаю, что при приеме на работу очень важно поверить человеку, заметить огонь в глазах, отнестись к нему внимательно и справедливо. Решающее значение играют не столько образование и даже не опыт работы, сколько интерес к этой работе и желание учиться. Несколько лет назад я получил письмо примерно следующего содержания: «Здравствуйте, меня зовут Маша, я криотехник, но очень хочу разрабатывать игры и готова старательно учиться. Буду рада работать у вас бесплатно». Подобные письма — большая редкость! Сначала мы оформили Машу на ученическую ставку $100, чтобы проезд окупался, а потом взяли в штат: она замечательно себя проявила.

Не знаю, имеет ли смысл пять лет учиться во ВГИКе или МГУ: знания повсюду, они абстрактны и никакого отношения ни ко ВГИКу, ни к МГУ не имеют. Главное, чтобы студент брал то, что дается, и тогда не важно, где он учится/учился. Когда я был совсем маленьким, мой старый друг Денис (сейчас живет в Новой Зеландии) как-то сказал: «Ничему нельзя научить человека, если он не хочет учиться». Интернет, книги, общение, друзья, мелкая дурацкая работа... можно хоть улицы подметать, если это позволяет вам самосовершенствоваться.

Что касается коротких курсов, то я слышал, что хорошее игровое образование дают в Британской школе дизайна и в московской школе компьютерной графики RealTime: там преподают настоящие профессионалы, которые могут не только читать теорию, но и приводить живые примеры из практики.

Комментарий редакции. Как раз сейчас проекту «Disciples 3: Ренессанс» нужны 2D-художники. Мы проверили, что требуют от кандидата. Вот что написано в объявлении о приеме на работу на официальном сайте самого Anry: «Главное, обязательное, самое наиглавнейшее требование — знание Adobe Photoshop CS3. Под знанием понимается, что вы умеете работать в этой программе и решать в ней практические задачи. Знаете горячие клавиши, вас не ставят в тупик фразы «аккуратная альфа», «диапазон яркости» или «точка черного». Вы понимаете, что такое работать быстро. Фразы «навык работы» и «опыт работы» понимаются вами однозначно: опыт и навыки у вас есть».

И ни слова о возрасте, высшем образовании и сертификатах международных курсов.

В этом году было не так много квестов, но те, что были, — все как на подбор хороши.
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
В 2016 году вышло немало всяческих переизданий, ремейков и HD-версий. Выбираем лучшие из них.
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментарии к статьям
Согласны 0 из 0
07.02.2014 | 11:34 Shara [144581]
Большое спасибо за полезную информацию.
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Главные новости
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Игра в кубики. В чем сила Minecraft?
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > Горячий осенне-зимний сезон Windows Store. Главные игровые новинки
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

купить квартиру

ddom.ooo

Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования