IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
«Викинг». The Return of the (Vi)king Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
«300 спартанцев» Зака Снайдера и «Гладиатор» Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли ни историчны. Российский «Викинг» идет другим путем.
Комментариев: 56
Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Nintendo заявила, что в разработке находится более восьмидесяти игр для консоли Switch. Рассказываем о тех, что выйдут в ближайшее время.
Комментариев: 31
«Труп выглядит здоровее». Четвертый сезон «Шерлока» Кино > «Труп выглядит здоровее». Четвертый сезон «Шерлока»
Сценаристы «Шерлока» обещали, что четвертый сезон станет пугающим и шокирующим. Разбираемся, все ли у них получилось.
Комментариев: 30
«Press X to Win», или История Quick Time Event Спец > «Press X to Win», или История Quick Time Event
История возникновения и развития ваших нелюбимых всплывающих кнопочек.
Комментариев: 12
Выбор имеет значение. Превью Vampyr В разработке > Выбор имеет значение. Превью Vampyr
Смогут ли авторы Remember Me и Life is Strange создать полноценную ролевку с открытым миром? Делайте ваши ставки, господа!
Комментариев: 7
Battlefield 1. Фронтовые записки Спец > Battlefield 1. Фронтовые записки
Делимся опытом выживания в сетевом режиме главного боевика про первую мировую.
Комментариев: 6

Изо всех переносных игровых устройств собственно портативными игровыми консолями могут считаться только гаджеты Sony и Nintendo. Apple, Nokia, Palm, Microsoft и другие просто влезли под шумок и наслаждаются поднявшейся вокруг них шумихой. Но сейчас эта шумиха утихает и выясняется, что хозяйничает на рынке портативных консолей вовсе не портативная игровая консоль.

Сегодня на рынке портативных игровых платформ существует три крупных компании — Sony с ее PSP, Nintendo с ее DS и Apple c iPhone, который, по большому счету, игровой системой не является. С ними сожительствует единая игровая платформа N-Gage 2.0 и множество мобильных телефонов, на каждом из которых имеется тетрис, арканоид и мобильный вариант Spore. Ситуация усугубляется еще и тем, что параллельно существуют три (а скоро будет четыре) версии PSP, три версии DS и три варианта iPhone (не считая двух версий iPod touch) — итого больше десяти разнообразных гаджетов. Они упорно пытаются выпихнуть друг друга с рынка портативных игровых устройств — ведь среднестатистический игрок довольствуется одной, максимум двумя переносными консолями.

Попробуем разобраться, кто тут с кем конкурирует, кто проигрывает, кто побеждает, кто наносит внезапный и страшный ответный удар, у кого больше всего игр и по чьему образу и подобию будут строиться портативные игровые системы в будущем.

Из консольного ада

Из-за расположения крестовины и аналоговой рукоятки PSPgo похожа на контроллер DualShock: рукоятка находится справа от крестовины, а не точно под ней, как на PSP-3000. Но вот насколько эту штуку будет удобно держать в руках, мы узнаем только осенью.

Для PSP, портативной консоли Sony, последние полтора года выдались очень тяжелыми. За 2008 год на PSP вышло порядка 50 игр, из которых по-настоящему успешной была разве что God of War: Chains of Olympus. А самой продаваемой игрой на этой консоли остается Grand Theft Auto: Liberty City Stories 2005 года выпуска. От непосредственного конкурента (Nintendo DS) PSP отстает по продажам в два раза: делу не смог помочь ни внезапный успех франчайза Monster Hunter в Японии, ни выпуск усовершенствованной версии — PSP-3000, консоли с микрофоном и улучшенным экраном.

Новые прошивки добавили PSP неигровых опций — электронную почту и разговоры по Skype, благодаря аддону PSP-290 у консоли появился GPS. Последний год Sony всячески старалась скрыть тот факт, что PSP — это игровая платформа. И как-то незаметно PSP из главной портативной игровой системы Sony превратилась в платформу для эмуляции старых игр и просмотра фильмов — благо при просмотре видео в PSP-3000 долго не садится аккумулятор... Компанию очень подвел формат UMD (Universal Media Disc) — игры на мини-дисках стоят $20-40 и продаются плохо (фильмы на мини-дисках не продавались вообще), а онлайновый магазин PlayStation Store используется для приобретения классических игр для первой PlayStation, а не для продажи свежих PSP-игр и дополнений к ним. По всему складывалось, что Sony не в состоянии привлечь на PSP крупных разработчиков и известные лицензии, что компания игнорирует PSP в пользу PlayStation 3, что продолжения портативных экспериментов не будет.

God of War: Chains of Olympus — последний крупный блокбастер на PSP, третья игра в серии и приквел к оригинальному God of War. Игра вышла в марте 2008-го — с тех пор на PSP было абсолютно нечем заняться.

Но после E3 ситуация полностью изменилась. Была объявлена новая версия консоли — PSPgo, поступающая в продажу 1 октября по цене в $249 (оригинальная консоль сейчас стоит $169). Вслед за анонсом PSPgo объявили целую серию игр-блокбастеров, существенно отличающихся от той продукции, что Nintendo выпускает на DS (или сторонние разработчики — на iPhone). Портативный симулятор Gran Turismo PSP должен открыть на PSP новую эру гонок. Неожиданный интерес к платформе проявила Capcom с Resident Evil Portable — хотя ранее эта же компания отменила разработку Devil May Cry для PSP и, судя по всему, готовилась проститься с платформой. Объявлены PSP-версия Tekken 6, MotorStorm: Arctic Edge, SoulCalibur: Broken Destiny, LittleBigPlanet. Сведений о LittleBigPlanet пока мало, но, скорее всего, в игре будет возможность интеграции с PS3-версией, выхода в онлайн и игры на сотнях уже готовых уровней...

Между тем из всех современных платформ PSP больше всего соответствует представлениям о полноценной карманной консоли: есть не только кнопки и крестовина, но и шифты, и аналоговая рукоятка (пусть и не очень удобная). PSPgo двухуровневая: верхняя панель с экраном будет сдвигаться, открывая доступ к органам управления; сам экран уменьшился с 4,3 до 3,8 дюйма, добавлен Bluetooth для локальных многопользовательских игр, но — самое важное! — убран привод UMD. Теперь все игры нужно будет покупать в PlayStation Store через PS3 или PC-версию магазина или по Wi-Fi напрямую с PSP.

Scribblenauts — одна из самых интересных игр 2009 года. Заказывайте все, что вашей душеньке угодно: от вертолета до ударной установки.

Но как же быть со старыми дорогостоящими UMD, которыми уже владеют игроки? Представители Sony отвечают, что, во-первых, PSPgo не ставит себе задачу полностью заменить PSP-3000: в магазинах будут продаваться обе платформы — как мобильный и бюджетный вариант. Во-вторых, «подавляющее большинство вышедших PSP-игр будет доступно в онлайновом магазине» и владельцы новой PSP, видимо, смогут скачивать уже купленные на UMD игры бесплатно. А все игры, выпущенные после 1 октября 2009 года, сразу будут появляться в онлайне. Читаем между строк: по нашим прогнозам, выпуск игр на UMD будет плавно прекращен где-то к середине 2010 года (как это уже произошло с UMD-фильмами), а PSP-3000 из полноценной альтернативы PSPgo превратится в ретроплатформу наподобие PlayStation 2.

Смартфон или телефон?

Внятно объяснить, чем смартфон отличается от мобильного телефона, не в состоянии даже компании-производители. Мы хотим предложить вам такой ориентир: смартфон — это устройство, успешно заменяющее собой телефон, плеер и игровую консоль. Но при этом смартфон — это портативный компьютер, по которому можно звонить и отправлять SMS, а не телефон, на котором можно играть и слушать музыку. Чувствуете разницу в акцентах?

Кстати, то, что тебе в любой момент могут позвонить или как-то еще отвлечь, диктует совсем иную структуру игры. Далеко не все игры в App Store умеют ставить себя на паузу во время звонка и потом возобновляться с прерванного места. На iPhone немыслимы «серьезные» консольные игры, на один заход в которые нужен час-другой свободного времени. В играх App Store особый вспышечный геймплей: пройти уровень — получить награду, пройти уровень — получить награду... У PSP-игр совсем другие цели и задачи, там игры дорогие, сложные. А игры iPhone разработаны так, чтобы не дай бог не посадить пользователю батарейку, а то заряда на звонки не останется!

Когда игр много

Кратос из God of War — один из героев файтинга SoulCalibur: Broken Destiny. Игра построена на основе SoulCalibur 4, выходит в сентябре 2009-го, эксклюзивна для PSP и рассчитана на новичков (одиночный режим в Broken Destiny представляет собой одну большую тренировочную миссию).

Внутренних изменений в PSPgo нет, это всего лишь новая версия уже существующей платформы. При одном только взгляде на сложенную PSPgo становится понятно, насколько сильно повлияли на рынок портативных видеоигр iPhone и iPod touch: габаритами, размером экрана и даже моделью продаж PSPgo подозрительно напоминает гаджет, выпущенный Apple в 2007 году.

По сравнению с инженерами консольных фирм у инженеров Apple был больший бюджет, да и технологии они использовали более современные — все-таки первая версия iPhone появилась через два с половиной года после Nintendo DS (ноябрь 2004-го) и Sony PSP (декабрь 2004-го). Первый iPhone использовал процессор ARM1176 производительностью в 412 МГц, в то время как в DS стоит пара ранних ARM-процессоров производительностью в 67 и 33 МГц, а в PSP — два процессора устаревшей архитектуры MIPS по 333 МГц (MIPS-процессоры использовались еще в Nintendo 64, первой и второй PlayStation и в PC начала девяностых). Разрешение экрана iPhone — 320×480, это больше, чем у экранов DS (256×192), и легко сопоставимо с разрешением PSP (480×272).

В то время как игры для PSP и DS стоят от $20 до $50 (другими словами, не слишком отличаются по цене от игр для настоящих больших консолей и PC), игры для iPhone в открытом компанией Apple онлайновом магазине App Store стоят $1-5 ($10 — это для них уже очень дорого). Через год после запуска, по состоянию на июнь 2009 года, в App Store содержалось уже 25 000 приложений, а общее число закачек зашкаливало за 800 млн...

MotorStorm: Arctic Edge, игра про смертельные гонки на Аляске, выходит одновременно на PSP и PlayStation 2 этой осенью. Впервые в истории аркадных гонок на трассу вместе с обычными багги и грузовиками выходят снегоходы и снегоуборщики.

Подавляющее большинство игр в App Store попадает в разряд казуальных (Galcon, Wurdle, Trism, iShoot, Topple 1-2, Tap Defense, Cube Runner, Word Warp, JellyCar и другие), «настоящие» игры встречаются редко, и еще реже оказываются играбельны. Разработчики до сих пор не уверены, можно ли посредством гироскопов и сенсорного экрана управлять большой настоящей игрой привычного жанра. В результате появляются рельсовые шутеры вроде Doom Resurrection и Metal Gear Solid Touch, гоночные игры, авиасимуляторы, где самолет управляется наклоном iPhone, и довольно грубые поделки вроде Hero of Sparta, где управлять нужно виртуальными кнопками виртуального геймпада. При этом на iPhone есть версии I Love Katamari и Need for Speed, SimCity и Peggle, вышли классические Wolfenstein 3D и Space Ace. Попытки крупных издателей Gameloft, THQ, Namco Bandai, Electronic Arts и Sega выпускать на iPhone серьезные коммерческие игры привели к разговорам о создании в App Store отдельной секции, игры для которой будут проходить строгий контроль качества и продаваться по $40-50.

Сейчас устройство App Store — самое слабое место iPhone как игровой платформы. Примитивная система сортировки по жанрам и категориям не справляется с потоком новых игр, во всевозможные топы попадают (и, следовательно, покупаются) не самые качественные, а самые дешевые приложения. Это успешно доказали разработчики Peggle, временно сбросившие цену игры с $5 до $1 и немедленно угодившие на первое место по продажам. Сходная ситуация сложилась на американском рынке видеоигр в начале восьмидесятых годов прошлого века — огромное количество игр, выпускаемых наспех сформированными компаниями, контроля качества нет, игры никем не тестируются перед релизом... Тогда все закончилось полным крахом рынка видеоигр и разорением всех американских производителей консолей.

Metal Gear Solid Touch — рельсовый шутер для iPhone. Мы не управляем перемещениями Снэйка — только наводим на врагов прицел или двумя пальцами увеличиваем изображение при стрельбе из снайперской винтовки.

Игра по компасу

Перед разработчиком игр для App Store не стоит фактически никаких ограничений — технически аппарат может соревноваться с выделенными игровыми платформами, универсального интерфейса управления нет, аппаратные возможности iPhone затачиваются под каждую игру или приложение индивидуально. Но с коммерческой точки зрения разработка игр для iPhone оправдывает себя еще реже, чем разработка игр для настоящих консолей. Онлайновый магазин у Apple самый большой в мире, лицензионные отчисления компания берет рекордно низкие (70% прибыли достается разработчикам, в то время как Microsoft в Xbox Live эти же 70% забирает себе), стоимость разработки небольшая... и все-таки при цене в один-пять долларов в App Store редко появляются игры-бестселлеры. Свински разбогатеть удалось только компании ngmoco, выпустившей сразу три ранних суперхита (Rolando, MazeFinger и Topple), на сто процентов использовавших аппаратные возможности и специфические схемы управления iPhone.

Space Ace на iPhone — переиздание классической интерактивной мульт-аркады (сиквела Dragon's Lair) 1984 года. Игра замечательная, но органы управления (стрелки и кнопка выстрела) рисуются непосредственно на экране, и при нажатии на них пальцы закрывают самые интересные фрагменты мультфильма.

Оживление в игровых кругах вызвала третья версия iPhone, вышедшая 19 июня. iPhone 3GS поддерживает стандарт трехмерной графики OpenGL ES 2.0, в два раза, если верить Apple, возросла производительность процессора — теперь можно делать игры с более качественным освещением и спецэффектами. Но это значит, что возрастет и стоимость разработки (а решатся ли на это разработчики, когда игра будет по-прежнему стоить $1-5?), и что придется делать две версии игры — одну для нового iPhone и равноценного ему iPod touch второго поколения, другую для старых iPhone и iPod... Хотя вряд ли это очень расстроит разработчиков: люди, работающие с App Store, привыкли делать игры сразу для нескольких тысяч разнокалиберных смартфонов и мобильных устройств, так что ничего страшного в такой фрагментации рынка для них, наверное, нет. Авторы гоночного хита Real Racing (главного iPhone-конкурента Gran Turismo) уже взялись за переработку игры под 3GS — новая версия будет автоматически определять версию аппарата и отключать ненужные спецэффекты. Другие разработчики намерены творчески использовать даже встроенный в iPhone 3GS компас — чем не дополнительный орган управления!

Но вышедшая 17 июня 2009 года прошивка iPhone OS 3.0 оказалась куда важнее для будущего iPhone (и мобильной игровой индустрии как таковой), чем простое обновление линейки аппаратов. Появившиеся в OS 3.0 микротранзакции изменят всю коммерческую модель App Store.

Wolfenstein 3D на iPhone — образцово-показательный ремейк, но вот с управлением Джон Кармак намучался... В последней версии игрок может расставлять фрагменты интерфейса на свое усмотрение: в такой вот, например, раскладке в мобильном Wolfenstein 3D можно худо-бедно стрейфиться.

Раньше игры в онлайновом магазине Apple можно было продавать только один раз. Новые уровни, трассы, миссии разработчики делали бесплатно, редко и крайне неохотно... И вот теперь, наконец, появится коммерческая мотивация — возможна продажа дополнений, виртуальных товаров первой необходимости, а также подписка на игры. Возникнут кастомизация персонажей в социальных играх (той же мобильной версии The Sims 3) и продажа объектов, влияющих на игровую механику MMORPG, стратегий, гонок и шутеров. Компания ngmoco объявила об использовании микротранзакций в онлайновом шутере LiveFire — оружие и апгрейды можно будет покупать как за игровые кредиты, так и за реальные деньги.

Отдельные многопользовательские игры (вроде Mob Wars, пришедшей из социальной сети Facebook) уже пытались предоставить владельцу iPhone возможность поднять свой социальный статус деньгами — в коммерческой версии давали больше стартовых очков на покупку оружия, лечение персонажа и найм сообщников, чем в бесплатной. Теперь статусные вещи можно будет продавать совершенно официально. Наконец, появится система подписки, помогающая разработчикам окупить расходы на поддержку онлайновых проектов — обслуживание серверов и производство аддонов...

С конца 2006 года компания Apple тестировала продажу программного обеспечения через онлайновый магазин iTunes Store, продавая по $5 игры для плееров iPod. Средства массовой информации считали это блажью и безобидным хобби Стива Джобса, хотя на самом деле на глазах у конкурентов обкатывалась исходная коммерческая модель App Store. Теперь, с выходом прошивки iPhone OS 3.0, происходит обкатка бизнес-модели для всех без исключения портативных платформ. Именно так, через онлайновый магазин, подписку и микротранзакции, в 2010 году будет идти торговля в PlayStation Store и в нинтендовском DSi Shop.

Real Racing разработчика Firemint — одна из лучших гонок на iPhone (и уж точно самая реалистичная гонка). Все управление — через покачивание аппарата на манер рулевого колеса. На трассе, кстати, одновременно находится шесть машин, в то время как в Gran Turismo PSP их будет всего четыре.

Догоняющие

Тем временем Nokia подняла свою провалившуюся портативную игровую консоль N-Gage (2003). Теперь это не физическая игровая платформа, а единый игровой сервис N-Gage 2.0 для смартфонов N-серии. Игры для N-Gage 2.0 продаются через сайт www.ovi.com, ранее занимавшийся продажей музыки и GPS-карт.

У последнего смартфона Nokia N97 разрешение 640×360, сенсорный экран, процессор ARM11 с тактовой частотой 434 МГц... В настоящий момент на сайте N-Gage перечислена 41 игра, в том числе — Star Wars: The Force Unleashed, Resident Evil: Degeneration, Prince of Persia, Need for Speed: Undercover, Boom Blox и Age of Empires 3.

Microsoft в сентябре собирается выпускать новый плеер, Zune HD, с разрешением экрана в 480×272, новым процессором объединенной архитектуры NVIDIA Tegra и гироcкопом — и активно нанимает небольшие компании для разработки игр для онлайнового магазина Zune Marketplace. Другие конкуренты Apple на рынке смартфонов — компании RIM и Palm — запустили онлайновые магазины для платформ серий BlackBerry и Treo, в которых тоже есть игровые отделы.

Topple 2 — самая популярная игра в App Store на сегодняшний день. Это продолжение замечательного пазла Topple, с которого в конце 2008 года начался взлет компании ngmoco. В настоящий момент первый Topple можно скачать бесплатно.

И вот еще новости: по сведениям японской газеты Nikkei Business Daily, Sony в ближайшие месяцы планирует собрать команду для разработки гибрида телефона и портативной игровой платформы. В конце 2007 года директор игрового подразделения Sony Ericsson Питер Анегард уже говорил о скором выходе телефона Ericsson под брендом PlayStation, но проект был отменен из-за недостаточных аппаратных мощностей существующих телефонов и нежелания Sony доверять марку PlayStation сторонним шведским разработчикам. Сейчас же речь идет о создании «принципиально нового» мобильного устройства силами внутренней команды. Компания Sony «слухи и домыслы» комментировать отказывается.

А мы пока и на N-Gage, и на Zune, и на всех остальных плеерах и смартфонах наблюдаем все те же примитивные игры для мобильных телефонов, о которых на фоне великолепия iPhone, PSP и DS уже начали благополучно забывать. Ведь одно дело — разрабатывать новые игры для активно развивающейся платформы и творчески использовать ее нестандартное управление, и совсем другое — производить урезанные ремейки больших «настоящих» игр для устройств с мелкими экранчиками и неудобными клавиатурками, для игры не предназначенными. Редкие исключения вроде Orcs & Elves Джона Кармака, в оригинале вышедшей именно на мобильниках, и только потом портированной на Nintendo DS, только подтверждают правило: хороших игр для мобильных телефонов не бывает.

Главная беда конкурирующих с Apple смартфонов в том, что на каждом устройстве используется свое собственное программное обеспечение и максимально урезанные универсальные пакеты вроде Java ME. Например, после провала портативной консоли Gizmondo, выпущенной в 2005 году компанией Tiger Telematics, Microsoft отказалась от позиционирования операционной системы Windows CE как единой игровой среды. Ведь разрабатывать портативные игры под одну ОС, которая не привязана к определенной игровой платформе, способной объединить под своим знаменем разработчиков, никто не будет.

Rolando — второй суперхит ngmoco, вышедший в декабре 2008-го. Платформенная аркада про жизнь смешных шарообразных существ недвусмысленно напоминает игру LocoRoco, выпущенную Sony на PSP еще в 2006 году... но шариками из LocoRoco нельзя было управлять, наклоняя консоль вправо или влево!

Да и в целом разрабатывать игры для iPhone гораздо проще, чем для Symbian, Windows Mobile, Palm, RIM BlackBerry и других мобильных систем. Программная среда Cocoa Touch знакома разработчикам по Mac OS, средства разработки стоят дешевле, чем программно-аппаратные комплексы для консолей, а Apple не берет с разработчиков чудовищных лицензионных отчислений. Даже без игр, сам по себе, iPhone — крайне популярная платформа. Apple интересуют прежде всего продажи самих устройств, и уже потом — продажа аксессуаров, программного обеспечения и отчисления от провайдеров сотовой связи. Аудитория у iPhone больше, чем у смартфонов и мобильных телефонов, и существует легкий и коммерчески выгодный способ донести свою игру сразу до всех этих пользователей.

Тихое противостояние

На самом деле Apple начала пробираться на рынок портативных игровых платформ уже давно.

Еще у игр для iPod образовалась пользовательская база примерно в 100 млн человек. iPod пятого поколения использовал те же процессоры, что и Game Boy Advance (только в iPod их было два), дисплей был более высокого, чем у GBA, разрешения, было больше оперативной памяти и огромный жесткий диск вместо картриджей. И хотя iPod не планировался как игровое устройство и стоил $400 против $200 Game Boy Advance, все возможности для игры уже были!

Для детишек?

В 2003 году Nokia выставила на рынок собственную игровую консоль N-Gage — в надежде составить конкуренцию Game Boy Advance. Консоль стоила $300 и расходилась чрезвычайно плохо — порядка 5000 штук за первый месяц продаж. Чтобы вставить в N-Gage карточку с игрой, консоль нужно было разбирать...

Пятнадцать лет, с 1989 по 2004 год, Nintendo безраздельно правила рынком портативных консолей, поддерживая Game Boy, Game Boy Color и Game Boy Advance. На сегодняшний день в мире продано 120 млн консолей Game Boy и Game Boy Color и 81 млн GBA — причем большая часть разошлась в первые годы существования консолей...

Сам факт существования оригинального Game Boy c 1989 по 1998 год практически без аппаратных изменений (если не считать появление цветного дисплея) указывает на то, что Nintendo всегда мало занимали технические качества портативной платформы. В компании считали, что игровая механика важнее графики, что главное для платформы — это большая игровая библиотека и строгий контроль качества. Так что президент и генеральный директор компании Сатору Ивата (который сам пользуется iPhone и тепло о нем отзывается) не зря настаивает на том, что между Nintendo DS и iPhone сейчас нет прямой конкуренции: «У нас разная аудитория!» По словам Иваты, как Apple не может отобрать у Nintendo ее главную аудиторию, так и Nintendo не может претендовать на демографию Apple. Разница в возрасте, в подходе к играм и к людям...

Помимо N-Gage 2.0, Star Wars: The Force Unleashed вышла на iPhone и еще 850 (не шутка!) мобильных платформах. Герой все делает самостоятельно, мы только лихорадочно стучим по мобильной клавиатурке или чертим узоры на экране (в iPhone-версии).

Последняя версия DS — Nintendo DSi — стоит $169, и главные ее достоинства не экраны и не процессоры (такие же слабенькие, как и в оригинальной DS), а наличие двух камер, одна из которых направлена вперед для фотографирования игрока, и онлайнового магазина DSi Store, через который Nintendo намерена в будущем продавать свои портативные игры. Это самая популярная платформа среди детей всех стран мира, практически все игры на DS — семейной ориентации, не считая отдельных образчиков жанров survival horror (Resident Evil: Deadly Silence), шутеров (C.O.R.E.) и переизданий классических квестов (Broken Sword). Это не преувеличение, из многих сотен выпущенных на DS игр только 6 (шесть!) имеют возрастной рейтинг «M» (для лиц от 17 лет).

Разработчики игр для DS занимаются примерно тем же, что и разработчики игр для iPhone: ищут возможности нестандартного и творческого применения сенсорного экрана, микрофона, камеры и прочих органов управления платформы. Но у Nintendo все это делается не наугад, а целенаправленно, к разработке игр вроде Nintendogs и Brain Age привлекались огромные деньги и лучшие игровые умы Японии. Хотя бывают и интересные игры от сторонних авторов — например, от американской студии 5TH Cell, разработчиков серии Drawn to Life и выходящей осенью игры Scribblenauts, как нельзя лучше демонстрирующей отличие Nintendo от всех прочих портативных платформ с сенсорными экранами.

Resident Evil: Degeneration разрабатывалась сразу для целой линейки поддерживающих N-Gage 2.0 смартфонов, в том числе и для устаревших устройств. Результат — невразумительная усредненная графика и одинаково неудобное на всех аппаратах управление.

В Drawn to Life игроку позволяли собственноручно рисовать игровые объекты для решения головоломок — изящное, но вполне очевидное дизайнерское решение. В Scribblenauts рисовать не надо — достаточно нацарапать название объекта, и он тут же появится в игре! В словаре содержится 10 тыс. существительных на 12 языках, игра рассчитана на детей от 12 лет и старше, в ее лексиконе нет плохих слов, зарегистрированных торговых марок и существительных, связанных с алкогольной продукцией. К четырем демостендам на E3 стояли длиннейшие очереди...

Оригинальная DS сейчас стоит $130. Nintendo — единственная компания, которая продает игровые консоли с прибылью, а не в убыток себе (как это делают Sony и Microsoft), она меньше зависит от отчислений с продаж игр, что позволяет компании создавать разработчикам человеческие условия. Рынок игр для мобильных телефонов Nintendo не интересует (вряд ли мы когда-нибудь увидим продукцию Nintendo в App Store) — компания культивирует свой уникальный вид портативных игр и свою уникальную аудиторию. Продажи хорошие, и позиция Nintendo на ближайшие десять лет кажется неуязвимой...

Но тут следует учесть два момента. Во-первых, аудитория iPhone еще не определилась — библиотека игр для App Store только вырабатывается, на стыке однодолларовых казуалок и десятибаксовых блокбастеров вполне закономерно появление качественных детских, семейных и образовательных игр. Как iPod когда-то тихо подкрадывался к Game Boy Advance, App Store в любой момент готов влезть на территорию DSi Shop. Во-вторых, взрослые игры на DS неизменно проваливаются. Последний пример — широко разрекламированная и обласканная критикой игра-эксклюзив Grand Theft Auto: Chinatown Wars, за первые две недели продаж в США разошедшаяся тиражом всего в 90 тыс. (!) экземпляров, в то время как безумно популярная Pokemon Platinum за первые девять дней продаж разлетелась тиражом в 805 тыс. копий... Разумеется, Rockstar Games немедленно объявила об осеннем издании GTA: Chinatown Wars на PSP.

Пошаговая RPG Orcs & Elves Джона Кармака сначала вышла на мобильных телефонах (вверху) и только через полтора года была портирована на Nintendo DS. Это, наверное, лучшая игра, когда-либо выходившая на мобильниках, а вот на DS с ее двумя экранами и тачскрином кажется слишком примитивной.

* * *

Пока мы спорим, следует ли вообще считать iPhone и iPod touch игровыми платформами, iPhone превратился в достойную альтернативу PSP-3000 и DSi. В дороге или в отпуске вполне можно прожить без PSP или DS, но крайне трудно прожить без iPhone, — а если уж на смартфоне имеется огромная библиотека недорогих разнокалиберных игр, то зачем брать с собой еще и игровую консоль за $160?

Да, управление с гироскопа и сенсорного экрана адекватно далеко не во всех играх (живой пример — Wolfenstein 3D), а при рисовании на экране виртуальной клавиатуры пальцы игрока закрывают большую часть происходящего... Но для некоторых игр нестандартный интерфейс управления — это скорее достоинство, чем недостаток. В конце концов, даже на PSP с ее классической консольной раскладкой невозможно играть в особо активные файтинги: консоль так прыгает в руках, что начинаешь проклинать того, кто догадался соединить в одном куске пластика геймпад и монитор.

На примере iPhone можно заключить, что будущее портативных игровых платформ — за одним универсальным смартфоном, а не за специализированными игровыми устройствами. Распространение игр все равно происходит в онлайне, устройства для чтения мини-дисков и картриджей не нужны, аудитория найдется и для хардкорных, и для казуальных игр... По словам Нила Янга, основателя ngmoco, среднее время игры в Topple и Rolando равняется 20 минутам. Это, видимо, золотая середина между двухминутными сеансами в самых примитивных играх на мобильных платформах и многочасовыми сессиями в GTA на PSP. Если iPhone и в самом деле удалось нащупать аудиторию, среднюю между хардкорными и казуальными игроками (которую так и не удалось найти Nintendo за двадцать пять лет поисков), то через год-другой это будет феноменально успешная игровая платформа. И будущее — за ее потомками.

Смогут ли авторы Remember Me и Life is Strange создать полноценную ролевку с открытым миром? Делайте ваши ставки, господа!
Рассказываем о самых разрекламированных играх, которые не оправдали ожиданий.
История возникновения и развития ваших нелюбимых всплывающих кнопочек.
Делимся опытом выживания в сетевом режиме главного боевика про первую мировую.
Комментарии к статьям
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Самые комментируемые статьи за месяц:
Кино > «Викинг». The Return of the (Vi)king
Кино > Ассасины и тамплиеры на большом экране. Фильм «Кредо убийцы»
Спец > Лучший мой подарочек — это Xbox One S!
Спец > Достать геймпад и плакать: игры, берущие за душу: от Ori and the Blind Forest и This War Of Mine до BioShock Infinite и Life is Strange
Спец > Презентация Nintendo Switch. Самое главное об играх для новой консоли
Кино > «Труп выглядит здоровее». Четвертый сезон «Шерлока»
Рецензии > Соборы в небесах. Обзор Space Hulk: Deathwing
Железный цех > В ожидании ZEN. Тестируем игровой компьютер Edelweiss MSI Edition на базе AMD 970
Спец > На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Прямым текстом > Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2017 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования