01 марта 2007
Обновлено 17.05.2023

Войны древности: Спарта

Войны древности: Спарта - изображение обложка

В 2004 году случился вал киноблокбастеров на историческую, так сказать, тему. Сначала на широких экранах появилась « Троя », потом « Александр », а закончилось все « Королем Артуром ». Из всей тройки относительно вменяемым фильмом оказалась только «Троя» Вольфгана Петерсона (см. его эпохальную U-571 ).

Так вот, именно «Троя» и вдохновила разработчиков из World Forge на создание стратегии, события которой происходят в Древней Греции. К слову, вначале планировалась игра в духе Rome: Total War , однако в процессе работы создатели «Спарты» от этой идеи отказались и в итоге соорудили привычную RTS, снабдив ее возом занятных новинок.

Забытые сражения

Действие «Спарты» происходит в 480 году до н. э., в тот самый драматический момент, когда коварный персидский царь Ксеркс организовал очередной военный поход против Греции. Спартанский царь Леонид, в свою очередь, собрав небольшое войско, отбывает в Фермопильское ущелье, чтобы там попытаться сдержать свирепую армию персидских захватчиков. Активные боевые действия начинаются с того, что верный слуга царя Павсаний на всех порах мчится к Леониду, дабы предупредить его о том, что греки не пришлют подкрепление и спартанцам придется в одиночку сдерживать многотысячную персидскую армию. Далее мы станем свидетелями долгих воспоминаний Леонида о бурной молодости, а затем попытаемся отбить атаку персов.

Авторы приготовили три кампании — за спартанцев, египтян и персов. Все они освещают одни и те же события, так что можно взглянуть на происходящее с разных точек зрения. Подход не сказать чтобы уж очень оригинальный, но следить за драматическим падением Спарты из разных лагерей довольно любопытно.

Однако главная местная достопримечательность, конечно, не сюжет, а геймплей. На первый взгляд, казалось бы, все знакомо. Как и в батальоне других RTS, в начале каждой миссии следует активно строить базу, производить войска, а потом уже громить противника. Привычные фермы для добычи пропитания, привычные рабочие валят привычные деревья и таскают привычное золото. Следом идут кузницы и академии, апгрейды и, наконец, казармы, где производится армия… и вот тут, дамы и господа, нас ждет первый сюрприз.

Дело в том, что в «Спарте» нет заранее готовых юнитов и каждого солдата надо конструировать самолично. Происходит это следующим образом. Для начала выбираете «тело» будущего воина: он может быть худым, но быстрым; среднего телосложения или медленным, но сильным. Затем снабжаете солдата оружием. Выбор богатый — несколько видов мечей, трезубцы, топоры да копья. Каждая железка, как в какой-нибудь заправской RPG, обладает такими характеристиками, как урон и скорость, благодаря чему солдат, вооруженный коротким мечом, наносит небольшие повреждения, зато с удивительной скоростью. В свою очередь, боец, орудующий топором, способен одним ударом отправить на небо любого противника, но вот скорость оставляет желать лучшего. И так во всем — копьем хорошо сбивать всадников, трезубцами — шинковать в гуляш лучников, топоры — отлично сгодятся для уничтожения особо сильных отрядов. Кроме того, можно выдать солдатам оружие дистанционного боя (например, дротики) и снарядить щитами.

На словах звучит впечатляюще, однако уже к середине игры становится понятно, что увлеченно колдовать над юнитами просто бессмысленно, ибо залог победы — тупо изучить все доступные апгрейды и тотчас вооружить армию самыми мощными щитами и топорами. При таком подходе войско будет стоить значительно дороже и собирается оно медленно, но это видится единственно верной тактикой. Тому есть две причины. Во-первых, ресурсы тут почти бесконечны, так что можно не экономить. Во-вторых, компьютер атакует столь вяло, что вы с легкостью можете потратить час-другой на производство самых сильных солдат.

При таком раскладе многочисленные комбинации юнитов становятся просто не нужны. Никто в здравом уме не станет производить, скажем, армии средних размеров и вооружать их дубинками, когда можно без проблем собрать мощнейшую армию, одолеть которую не сможет никто. Обидно, но, позволив нам создавать десятки разнообразных типов юнитов, разработчики не смогли выстроить геймплей таким образом, чтобы это действительно понадобилось в игре.

Крах идей

Похожая напасть настигла и кавалерию. Дело в том, что в «Спарте» нельзя сразу призвать на службу конного юнита, зато можно усадить на лошадь практически любого солдата. Для этого следует сначала вывести скакунов в конюшнях, а потом уже рассаживать на них бойцов. Идея вроде бы любопытная, но в игре это нужно примерно как телеге пятое колесо. Признаться, автор этих строк так и не понял, для чего тратить время и ресурсы, взращивая кавалерию, когда и пешие воины вполне успешно рвут в клочья любого противника.

С треском провалилась и еще одна забавная возможность — устраивать разного рода западни. Суть в том, что с помощью пары рабочих можно в любом месте карты соорудить ловушки — одни обрушивают на головы врагов град булыжников, другие активируют смертельные колья. Мысль, опять же, интересная, а на деле — еще одна никому не нужная головная боль. Можно успешно пройти игру и даже не узнать, что такая возможность вообще существует.

Глобальная проблема «Спарты» состоит в том, что тут полным-полно действительно занятных, но совершенно бесполезных приемов. Зачем тратить время на скрупулезную установку тех же ловушек, когда намного эффективнее и быстрее послать мощный отряд и разбить противника в открытом бою, как это делается в любой RTS?

Еще один ощутимый минус — чудовищно вялое развитие событий. Апгрейды изучаются минут по десять, солдаты рождаются на свет безумно долго, и, что самое обидное, пока идет вся эта предбоевая подготовка, вокруг не происходит ровным счетом ничего. AI, забившись в угол, не атакует наши поселения, не пытается захватить стратегические ресурсы и в целом ведет себя на редкость пассивно, смиренно ожидая, пока к нему нагрянут гости и пожгут родную хату. Смешно, но ближе к концу игры ваш покорный слуга просто закладывал базу, ставил в очередь апгрейды и спокойно шел пить чай. Не слишком-то весело, согласитесь.

Кроме привычных сухопутных сражений, в «Спарте» иногда случаются и впечатляющие морские баталии. По правде сказать, водные схватки — лучшее из всего, что нам довелось здесь увидеть. Сплошное удовольствие смотреть, как корабли обмениваются залпами из баллист, затем чинно сближаются, команды закидывают абордажные крюки и закипает бой. В случае победы корабль на законных основаниях переходит под командование игрока.

Экспроприировать в «Спарте», к слову, можно не только корабли, но и практически любую технику. Желаете захватить катапульту? Достаточно перебить ее экипаж. Хотите завладеть резвым скакуном или колесницей — просто убейте всадников. Даже клинки и щиты павших воинов можно успешно переправлять на свою базу и вооружать ими воинов. Трофейное оружие, кстати, не только значительно снижает затраты, но и заметно уменьшает время постройки юнита.

Графика в «Спарте» заслуживает исключительно ласковых слов. Солдаты и здания отличаются высокой детализацией и очень приятной анимацией, а здешняя физика даст фору какой-нибудь Age of Empires 3. Кроме того, глаз радуют очень приличные спецэффекты. Охваченные пламенем постройки и марево от пожарищ выглядят весьма убедительно.

* * *

К нашему большому сожалению, «Спарта», оказалась игрой больших, но в подавляющем случае не реализованных возможностей. Разработчики (мы знаем это совершенно точно!) потратили внушительное количество времени и сил, чтобы прикрутить многочисленные возможности, но как-то не сумели сложить из них функциональный геймплей. В «Спарте» не нужно строить ловушки, нет смысла комбинировать войска, совсем не обязательно обносить базу стеной и расставлять по периметру лучников. Почти любая миссия выигрывается банальной постройкой пары десятков мощных юнитов.

Причины столь плачевного результата очевидны — удивительно бездарный AI противников и какие-то микроскопические карты, сделанные, если честно, спустя рукава. Беда еще и в том, что игре ощутимо не хватает размаха. Величайшая битва древности в «Спарте» выглядит как дворовая разборка «десять на десять». А величественный город являет собой три хижины и казарму. Неудивительно, что в таких безобразных условиях большая часть возможностей попросту не нужны.

Впрочем, несмотря на явные минусы, в «Спарте» скрыт ощутимый потенциал. Именно поэтому мы прямо здесь и сейчас требуем от World Forge исправить ситуацию полнокровным аддоном, где механика сражений, структура миссий и поведение AI будут на сто процентов соответствовать предлагаемым возможностям. Еще не все потеряно!


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей : 6.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 5.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Стратегия с очень богатыми, но, увы, не до конца реализованными возможностями и довольно вялым геймплеем. Несмотря на это, «Спарта» — одна из лучших и многообещающих российских стратегий последнего времени.

Рейтинг «Мании»: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь