Игра в материале
Europa Universalis 3
?Рейтинг
Игромании
7Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Глобальная стратегия, Стратегия в реальном времени
Серия: Europa Universalis
Мультиплеер:  Интернет, Локальная сеть
Разработчик: Paradox Entertainment
Издатель: Paradox Entertainment
Издатель в России: СофтКлаб
Локализатор: Snowball Studios
Дата выхода: 23 января 2007
Дата выхода в России: 16 февраля 2007
Europa Universalis 3

Europa Universalis 3

Вердикт — Europa Universalis 3
...в лучших своих традициях. 250 государств в период с 1453 по 1789 годы к вашим услугам. Игра предлагает начать кампанию по завоеванию мира с восьми «критических точек» означенного периода. Среди прочих фигурирует день открытия Нового Света,
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Europa Universalis 3

Французский писатель Бернард Вербер утвердил устами своего героя мысль о том, что настоящим творцом является лишь тот, кто создает свою собственную вселенную, в то время как посредственность довольствуется фиксированием своего личного жизненного опыта.

С компьютерными играми все гораздо сложнее. Вот, скажем, Paradox Interactive уже много лет занята обратным процессом — вверяет нам в руки достоверную модель современного мира, позволяя ощутимо ее преобразить. Их Europa Universalis дает (пусть и мнимо) понять значение личности в истории цивилизации. Это не дешевое голливудское «погружение», когда вас гипнотизируют ворохом спецэффектов, а такой чувственный опыт.

Шведы из Paradox всегда знали рецепт успешного стратегического высказывания. Их колоссы предоставляли пьянящую свободу и позволяли изучать историю не до, а в процессе игры. Тут ощутимый темп реального времени очень удачно стыковался с простыми правилами военных кампаний, начать которые можно не разобравшись в половине возможностей игры. Вкус, как и в случае с дорогим вином, проступал постепенно. Вскоре выяснялось, что интеллектуальные дипломатические и торговые изыскания — крайне эффективный путь к победе.

И вот, спустя почти пять лет, Paradox возвращаются с третьей частью «Европы». Пока игра вольготно устанавливалась, автор этих строк перебирал в уме все прошлые игры серии, пытаясь понять, что можно было улучшить или изменить в отлаженном и работающем игровом механизме? И что же можно было испортить в нем для того, чтобы добавить к названию цифру «3»? И, наконец, самое главное: разве у нашего мира еще осталась какая-то история для Paradox?

Новый старый мир

Вода — главное достижение нового, трехмерного движка.

Оказывается, осталась. Прежде чем делиться своими впечатлениями, хочется успокоить всех, кто внимательно следил за серией, кто ждал игру, листая журналы и перетряхивая интернет в поисках информации, — друзья, «Европа» вернулась в полном объеме! Все лучшее игра в себе сохранила.

Во-первых, да, перед нами опять Europa Universalis в лучших своих традициях. 250 государств в период с 1453 по 1789 годы к вашим услугам. Игра предлагает начать кампанию по завоеванию мира с восьми «критических точек» означенного периода. Среди прочих фигурирует день открытия Нового Света, война за испанское наследство или тридцатилетняя война. При этом знакомый ряд государств-участников событий представлен скорее для ориентировки, так как тут не история управляет вами, а вы — игрой. Ваши действия моментально приводят к изменению геополитической ситуации Европы. Но самое важное — тут совершенно невозможно отсидеться, ожидая, скажем, становления Российской империи. Если вы не подготовите соответствующую почву, то никакой империи просто не появится. То есть история реально меняется под вашими решениями.

В приватной беседе Paradox сообщили, что 3D-модели для игры делала некая православная студия. Сочувствуем.

Более того, теперь мы можем самостоятельно выбирать любой год, месяц и день начала правления, вне всякой привязки к датам начала великих перемен. Игра заботливо учитывает все исторические перемены, которые происходили с геополитической картиной мира: переключая счетчик, вы будете наблюдать, как менялись границы государств, как они появлялись и исчезали на карте Европы. Благодаря игре легко можно узнать, что рядовой по меркам кратких исторических энциклопедий год мог оказаться решающим для какой-нибудь отдельной провинции.

Закономерная плата за возможность всестороннего выбора — размытая историческая идентичность большинства государств, за исключением участников основных восьми исторических событий периода. Одинаковые юниты, вымышленные имена полководцев и флотоводцев (которых теперь, кстати, можно нанимать за отдельную плату) делают государства всех полушарий похожими друг на друга. Хотя различные религии и стартовые экономические возможности все-таки сохраняют интригу.

Среди прочих новшеств — исторические личности, выступающие советниками нашего правителя (и добавляющие бонусы к силе державы). Список доступных консультантов зависит, разумеется, от исторического периода. С советниками все не так просто — шпионы будут стараться их убить, а враги периодически могут завоевать целый континент, чтобы заполучить в свое распоряжение ту или иную личность.

Следом идут индивидуальные преимущества державы, разделенные по отраслям хозяйства и военного дела. Помнится, возможность определить национальную идею для своей империи крайне позабавила журналистов во время одной из презентаций игры. К сожалению, вкупе с новой и несколько обескураживающей графикой, великолепной музыкой и новым стилем интерфейса вышеозначенный список изменений — это необходимый минимум для того, чтобы мы тут всерьез заговорили о полноценной третьей части.

Классика remixed

В Paradox любят шутить на тему преувеличения в игре военных возможностей Швеции: «Мы разработчики, это наше священное право!»

Самые первые скриншоты игры, которые появлялись в Сети, уже определили ведущую и наиболее волнующую тему нашего обзора — новый графический движок третьей части. Были ли мы готовы к этому или нет, но спрайтовые юниты отошли в прошлое и ветер перемен коснулся даже тех жанров, где появление трехмерных моделей никак не обосновано.

Элегантный графический аскетизм масштабных стратегий был своего рода признаком элитарности этого жанра. Минимализм и геймплей, сосредоточенный в увитых узорами таблицах, подчеркивал, что Europa — игра для тех, кто ставит решение сверхзадач над сиюминутными восторгами по поводу количества полигонов в кадре.

При этом к богато украшенному геральдической символикой интерфейсу у нас нет никаких претензий. Для его создания Paradox привлекли Крейга Маллинза, арт-директора Age of Empires 3. А вот начало игры позволяет оценить масштаб потрясений. Ничто из того, что всегда считалось преимуществами трехмерной графики, здесь, в Europa Universalis 3, нам не доступно. Модели юнитов и зданий на карте рисуют очень среднюю картинку из середины девяностых. Модели городов, юнитов и кораблей; редкие, будто вырезанные из картона, леса; бумажные развевающиеся флаги...

Если что новому движку и удается, так это водная поверхность морей и океанов, в которой, к слову, отражаются бегущие облака (самих облаков, впрочем, замечено не было).

Тут, конечно, хочется сказать пару слов в оправдание Paradox. Нетрудно догадаться, что сплоченная армия фанатов видела трехмерные модели юнитов в сосновом гробу. Проблема в том, что за пределами консервативной Европы (а конкретно в США) очень сложно продать свою игру, если у вас на задней части коробки не красуется несколько 3D-моделей. Paradox со свойственной одной им честностью заявляют, что трехмерность добавлена не для игроков, а для продавцов, которые отказываются брать 2D-игры на распространение. Так что предлагаем набраться духу и не обращать на 3D внимание.

Тем более когда угловатые модели приходят в движение, то первое негативное впечатление постепенно сглаживается — ситуацию спасает великолепная музыка. Местами эпический, местами медитативный саундтрек, резное меню, декорированное золотыми барочными цветами — все это вместе с легкомысленным 3D складывается в новый стиль.

В отличие от той же Hearts of Iron, тут нельзя сыграть на своем знании истории — ключевые события происходят только в том случае, если созданная вами геополитическая ситуация их допускает.

* * *

Проходит час, другой, и легкое недоумение от крохотных, по сути, нововведений сменяется радостью встречи. А затем — привычным для «Европы» напряжением. Растут враждебные силы на востоке и севере, постепенно наращивается десантный флот в столичной гавани, возводится будущая армия вторжения... Изобретенная Paradox механика по-прежнему, спустя столько лет, работает и увлекает.

Кроме того, триквел как никогда открыт для всевозможных модификаций и самопальных аддонов. Практически все показатели игры считываются из набора... txt-файлов. Во время стокгольмской демонстрации Paradox на наших глазах добавляли новые державы, войска, территории и государства. При должной сноровке и понимании механики Europa Universalis 3 за пару дней может превратиться совсем в другую игру. Paradox полны оптимизма — они уверены, что комьюнити перекроит игру так, как им самим даже не приходило в голову. Ждем!

P. S. Журнал «Игромания» искренне благодарит компанию snowball.ru, а также Павла Нечаева и Александра Суслова лично — без них эта рецензия случилась бы на месяц позже.


Реиграбельность да

Классный сюжет нет

Оригинальность нет

Легко освоить нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей : 8.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Вряд ли кособокий трехмерный движок привлечет к Europa Universalis 3 новых игроков. А старым, скорее всего, ничего объяснять не нужно.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Загрузка комментариев