28 марта 2007
Обновлено 17.05.2023

UFO: Afterlight

UFO: Afterlight - изображение обложка

Знаковая, великая ( тут дальше идет список из пятнадцати восторженных эпитетов.Прим. редакции ) серия X- COM , как известно, была с переменным успехом возрождена в 2003 году силами Altar Interactive. UFO: Aftershock и UFO: Aftermath оказались сомнительными играми, которые каждый из нас запускал с надеждой.

UFO: Afterlight — очередное продолжение, отличающееся в первую очередь сценарной заявкой: теперь не человечество борется с инопланетянами, а само нападает на них. Уже интересно?

Ты помнишь?

Как мы помним из Aftershock, человечество потеряло-таки Землю. Оставшиеся части сопротивления болтаются на околоземной орбите. Расселившись на космической Лапуте, земляне время от времени совершают точечные удары-вылазки по захватчикам. Другие сыны человеческие тем временем отправились строить новый дивный мир на Марсе.

Дальнейшие события посредством заставки нам вещает юнец, подозрительно напоминающий Билла Гейтса в отрочестве. Выясняется, что хронологически Afterlight происходит параллельно с Aftershock. То есть пока мы в две тысячи третьем году проигрывали Землю, особо умные представители человечества перевезли генофонд на Марс и устроили там пришельцам отдельный бадабум. О том, что в этот момент происходило на родной планете, не дают забыть постоянные выпуски новостей с мест боевых действий и сообщения от земных посольств.

Колонизация проходит на основе проверенного временем геймплея. Если вы по каким-то постыдным причинам не знаете, что такое X-COM (и, соответственно, UFO), то напоминаем, что это, во-первых, абсолютно и непререкаемо культовая игра, а во-вторых — удивительная и в своем роде уникальная помесь глобальной стратегии и тактики. Примерно половину игры вы проводите, глядя из космоса на земной шар, строя базы в различных уголках планеты и занимаясь научными исследованиями. То есть, с одной стороны, необходимо заниматься такими, казалось бы, мелочами, как закупка спальных мест для новых ученых, а с другой — уделять внимание долгосрочным инвестициям в научные разработки и следить за деревом технологий. Результатом всей этой макроэкономики становятся периодические вылеты на миссии (космолет, кстати, необходимо заведомо произвести). Уже на миссии игра из стратегии внезапно превращается в пошаговую тактику. Нам предлагается продумывать ходы, считать заветные time units, бить инопланетян, крушить их базы, сбивать их корабли и периодически защищать свои научные центры от нападений.

Мало того, в X-COM имелись также элементы ролевой игры: подконтрольных солдат надо было нанимать, тренировать, экипировать и всячески развивать. У каждого подчиненного имелся внушительный набор характеристик, которые росли путем набора боевого опыта (а также специальных тренировок, на которые бойца можно было отправить).

Одной из главных достопримечательностей X-COM являлась ее удивительная органичность. Макростратегия и пошаговая тактика здесь не отдельные элементы, а взаимопроникающие элементы. Собранное на поле боя оружие можно продавать или изучать. Трупы поверженных инопланетян — вскрывать и заспиртовывать. Захваченных в плен — допрашивать. То есть прежде, чем вы бросали гранату в очередного врага, имело смысл просканировать его мозг и выяснить — не долгожданный ли это генерал сектоидов?

Наши дни

Возвращаемся к нашей истории. Итак, колонизация красной планеты проходит в Afterlight медленно, но на начальном этапе без особых трудностей. Главным препятствием на пути к светлому марсианскому будущему является невысокий технологический уровень развития. Сам процесс захвата новых территорий прост в управлении: задаем новый регион, куда направить «разведчика», и, если тот не обнаружит препятствий, тут можно устанавливать гордо реющий флажок.

Главная база на планете одна, а все остальные являются ее дочерними предприятиями, к которым необходимо наладить транспортные магистрали. Так что придется заняться проектированием инфраструктуры. Среди доступных построек на подконтрольной территории: заводы, лаборатории, жилые помещения, оборонительные сооружения и университеты. Университеты, пожалуй, самое интересное. Получить корочку и откосить от армии здесь не получится. Зато получится воспитать и всячески улучшить IQ своих подчиненных: исследователей, ученых, инженеров. К сожалению, многопрофильных сотрудников вывести не удастся: развивая тот или иной навык (или комбинируя их), мы взращиваем высококвалифицированных специалистов своего дела.

Продолжая традицию Aftershock, в Afterlight сохранилась возможность предаться дипломатии. Конечно, это не Space Control и новых Макиавелли из вас не получится, но поторговаться, поменяться ресурсами и заключить выгодные союзы можно. Также мы имеем постоянный канал связи с Землей и ее правительствами. Показав себя с лучшей стороны, можно попросить ресурсов и наемников. Или же немножко позолотить ручку, чтобы обзавестись новыми друзьями.

Партнеров и возможных недругов у нас в игре насчитывается несколько разновидностей. Марсиане и лапутианцы (собственно колонисты, созерцающие закат человеческой цивилизации в горниле войны) — одни с планеты Ареса, другие с околоземных лунных высот. Наемники и Служители — жуткие на вид, но добрые и умные внутри. По виду их посол напоминает египетскую мумию, сбежавшую от изуверств смотрителя музея. Ретикулянцы и Странники — те самые пришельцы. Маленькие серые человечки, с которыми можно договориться и даже завербовать на службу. Особенно хороши научными достижениями и ментальными способностями. Зверолюди — негуманоидного вида существа, вооружены зубами, когтями и лапами.

Как и в прошлых играх серии, придется попутешествовать не только по Марсу, но и по озелененной (!) Луне.

Запах напалма по утрам

Но все-таки важнейшим из искусств в UFO является искусство войны, то есть тактическая часть. Оружие можно или изобретать (энергетическое), либо закупать на Земле. Чем интересен каждый из видов? Первое будет развиваться за счет осваиваемых технологий пришельцев. Апгрейд старых винтовок и пулеметов приведет к тому, что из дедовской берданки, лично знавшей Чапаева, можно будет сотворить устрашающий меч победы. Чего только стоят шестиствольные пулеметы типа «Вулкан», которые за одну очередь расщепляют инопланетных роботов.

C наращиванием убойной мощности оружия связано одно печальное обстоятельство. UFO всегда была славна как игра тактическая, где хитрый расчет и расстановка сил значили если не все, то многое. Теперь же, оборудовав винтовку сотней апгрейдов, вы можете пройти некоторые миссии чуть ли не в одиночку. В итоге местный бой из расширенного варианта шахмат превращается в кровавую баню. Среди прочих недостатков, раз уж о них зашла речь, в первую очередь выводит из себя местная камера. Всего положения три (автоматическая, от третьего лица и свободная), но каждое очень легко сбивается, отчего бороться приходится не с инопланетянами, а с углом обзора.

* * *

Визуально Afterlight выглядит неоднозначно. С одной стороны, трижды латаный движок четырехлетней давности переехал все-таки на Direct X 9.0 и обзавелся приятными спецэффектами. С другой — местная цветовая гамма периодически напоминает экспериментальные кинофильмы эпохи шестидесятых. То есть от разъедающих сетчатку цветов натурально болит голова. Но ругать UFO хочется не за устаревшую картинку — настоящему наследнику X-COM мы бы простили и не такое.

Игра страдает куда более серьезным недугом — полным отсутствием такой слабо вербализуемой субстанции, как атмосфера и душа. Все это действительно сильно напоминает о былом величии легендарной серии, а Altar Interactive за четыре года все-таки смогли собрать компетентный ремейк. Но то, что происходит на экране во время игры в Afterlight, начисто лишено романтического энтузиазма, на котором работала классическая трилогия X-COM.

Altar и Cenega очевидно выработали производственный подход и поставили сборку новых UFO на конвейер — ждите новых порций в ближайшие годы. Худшие опасения, однако, позади — играть в новый X-COM уже можно и где-то даже нужно.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Afterlight не украдет вас у семьи, работы и учебы, как это делал оригинальный X-Com. Но у разработчиков наконец-то получилось собрать работающую модель стратегической классики. Работает как настоящая, только без души.

Рейтинг «Мании»: 7,5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь