Мечта отечественных разработчиков сотворить русский Fallout, такой же, как оригинал, но с перламутровыми пуговицами, не угаснет, кажется, никогда. «Дилемма» в этом смысле пример радикальный. 4Reign Studios не только пытаются воскресить атмосферу бессмертного шедевра Black Isle, но и предъявляют определенные амбиции. Их проект балансирует между квестом и RPG, а надписи на задней части коробки с диском обещают богатство выбора, развитие персонажа и нелинейный сюжет.
![]() |
Fallout нам только снится
Историю местного мира нам показывают в виде рисунков, приклеенных скотчем на забор. Прогресс шел неумолимо, Марс колонизован, неизвестная война, катастрофа, опустошившая планету... этот сюжет любой увлеченный игрок может пересказать, будучи разбужен в три часа ночи. Впрочем, главного героя не волнует судьба погибшего мира. Он простой наемник, одиночка, который ищет пропавшую сестру. Поиск осложняется тем, что внутри персонажа заложена бомба, с помощью которой беднягу шантажирует и посылает на смертельно опасные задания кровожадная Секта. Найти сестру и разобраться с сектантами — вот наша программа-минимум.
![]() |
Подъемный кран + старые машины = мини-игра прямиком из Full Throttle. |
В «Дилемме» имеется два небольших города и множество свалок, подвалов, канализаций, пещер — словом, классическая постъядерная обстановка. Технически игра выполнена по стандартной схеме: статичные задники, по которым ходят трехмерные герои. Половина декораций (те, что на поверхности) со скидкой на дебютный проект выглядит вполне приемлемо. Но если герой спускается в канализацию или заходит в помещение, то будьте готовы к самым кошмарным зрелищам. Разъедающие глаз цвета, беднейшая обстановка, диковатые текстуры...
Говоря о «смеси жанров», разработчики немного слукавили. Перед нами обычный квест с набором пазлов и мини-игр. Авторы были в ударе и буквально набили свою игру головоломками: нас ждут «пятнашки», клоны Sokoban и Pipe Mania, а также кубик Рубика во всех возможных вариантах. Все это офисное счастье слабо вписывается в мрачный мир ядерной пустыни. Мало того, наличие головоломок совершенно не обосновано. Тут все просто: хочешь двигаться по сюжету — решай загадку.
![]() |
Что делают солнечные часы в тени двух зданий? Неясно. Авторам видней. |
Как квест «Дилемма» проста до невозможности. Если вы не споткнетесь об очередной кубик Рубика, то увидите финальные титры через пару часов после старта. Игра почти целиком состоит из курьерских заданий, в которых предмет и получатель очевидны с самого начала. Шприц нужен наркоману, бандит требует новый ствол, бармен — дорогую бутылку из дома напротив. Решения моментально вспыхивают в голове, и вы, как настоящий курьер, на всех ногах бежите в сторону «товара» или «пункта обмена».
Периодически на нашу постъядерную голову осыпаются геймдизайнерские подарки — например, дают покататься на багги, который оснащен нестыдной физикой. Сюжетно и логически это опять же никак не обосновано: никаких целей и опасностей в катании не предусмотрено — авторы просто решили «поиграть мускулами».
Кроме того, нам разрешено менять время суток одним кликом мыши. Как в очередном фильме National Geographic, по небу с огромной скоростью несутся облака, тени удлиняются и все покрывает мрак. Ночью персонажи отходят ко сну, открываются бары, а героя преследует северное сияние (полный бардак с климатом, не забыли?). Это сделано не только для красоты. Многие квесты можно выполнить только ночью (например, чтобы украсть ключ у спящего инвалида) или, наоборот, при свете дня.
Что касается пресловутых RPG-элементов, то они тут выражены в виде двух параметров («дух» и «техника»), которые ни на что не влияют — всю игру можно пройти, ни разу не посмотрев в их сторону. То же самое касается нелинейности: в середине «Дилеммы» нам дадут выбирать между Сектой и их врагами, синергетиками. Но само прохождение при этом изменится лишь на сотую долю.
* * *
«Дилемму» очень не хочется ругать и втаптывать сапогом в грязь, хотя делать это очень легко. Это амбициозный, местами занятный, но катастрофически непродуманный проект. Тут много амбиций, много заявок, но ни одна из идей не работает так, как надо (а то и не работает вообще). Классическая в общем-то ситуация для дебютного проекта. Теперь у 4Reign есть два пути: опуститься на дно «русского квеста» или продолжать свои эксперименты. Мы, если что, голосуем за второй вариант.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: 7.0
Графика: 6.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 7.0
Дождались? Псевдоноваторский квест в постъядерной вселенной, перегруженный неработающими идеями.
Рейтинг «Мании»: 6.0
«Выше среднего»