Игра в материале
Смерть шпионам
?Рейтинг
Игромании
8.5Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Боевик, Боевик от третьего лица
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Haggard Games
Издатель: СофтКлаб
Дата выхода: 16 октября 2007
Дата выхода в России: 2 марта 2007
Смерть шпионам

Смерть шпионам

Вердикт — Смерть шпионам
...Medal of Honor, Call of Duty и другие WW2-шутеры приучили нас к тому, что солдаты с «томпсонами» — наши друзья и коллеги, стрелять в которых ни в коем случае не надо. «Смерть шпионам» в корне меняет эту систему ценностей,
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Смерть шпионам

На патриотических плакатах эпохи СССР часто можно увидеть три гордых профиля: отец марксизма Карл Маркс, его спонсор Фридрих Энгельс и их отечественный последователь Владимир Ленин.

По аналогии можно представить панно о трех бессмертных героях жанра stealth action: сначала ровная лысая голова Хитмана с едва заметным штрих-кодом на затылке, следом небритый профиль Сэма Фишера с тремя зелеными лампочками на лбу и, наконец, неприметный профиль советского диверсанта Семена Строгова. Конечно, вклад нашего разведчика в развитие жанра не так весом, как первых двух, но рассказ о его подвигах — это захватывающая история, которая точно заслуживает внимания.

Судьба резидента

Чем сразу подкупает «Смерть шпионам» — это взрослым к себе отношением. Мы уже привыкли слышать из колонок скверно переигрывающих актеров, а в проектах о Советском Союзе наблюдать махровую клюкву с балалайкой и неизменный лубочный стеб. Ничего подобного тут нет. «Смерть шпионам» — холодный взрослый триллер. К тому же игра открывается цитатой из Владимира Богомолова («В августе сорок четвертого», «Иван»), что сразу настраивает на нужный лад.

Следом за словами Богомолова удивляет повествовательная структура игры. Здешние миссии — воспоминания главного героя на допросе, где он рассказывает о своих боевых операциях во время Второй мировой войны. Военный начальник Строгова был недавно арестован по обвинению в измене, поэтому все, с кем он входил в контакт, попали под подозрение. Предваряющие каждую миссию ролики открывают нам новые страницы в досье героя. Цепко режиссированные кат-сцены лишены ненужного пафоса или деланной шпионской романтики. Сухие подтянутые диалоги, воинские звания, позывные, кодовые названия и прочие военные термины буквально электризуют атмосферу, отчего «Смерть шпионам» местами походит на суровую военную хронику.

В мирное время здесь, видимо, хорошо охотиться на уток.

Сами же миссии — это стандартные стелс-поручения. Диверсионные операции в тылу врага, устранение особо опасных немецких офицеров, кража важных документов и прочие теневые приключения. Местами встречаются крайне оригинальные задачи — например, взять языка живьем или незаметно подменить собранные шпионом сведения, чтобы подкинуть врагу «дезу». В этом смысле особенно поражают операции против союзников. Воевать с немцами, конечно, интересно, но шпионские игры с Англией и США — что-то новенькое. Именно поэтому одной из самых захватывающих миссий является диверсия в лаборатории в Лос-Аламосе (США), где нужно выкрасть документы, связанные с созданием атомной бомбы. Medal of Honor, Call of Duty и другие WW2-шутеры приучили нас к тому, что солдаты с «томпсонами» — наши друзья и коллеги, стрелять в которых ни в коем случае не надо. «Смерть шпионам» в корне меняет эту систему ценностей, демонстрируя гораздо более честную картину советской деятельности во время Второй мировой. Стрелять в союзников и вправду не стоит. Их нужно тихо душить удавкой в сортире.

Игра регулярно заставляет делать нелегкий выбор: застрелить случайного гражданского свидетеля или попробовать пройти так, чтобы он вас не заметил; с боем вырваться из нацистской тюрьмы, спасая пленного разведчика, или просто убить его (будут и такие полномочия). В общем, суровая атмосфера реального шпионского триллера — пожалуй, главный козырь игры.

Хитман жил, хитман жив...

Форма коменданта позволит почти беспрепятственно передвигаться по базе.

В плане игровой механики «Смерть шпионам» представляет собой сборную солянку из самых популярных геймплейных элементов жанра. Сильнее всего чувствуется влияние серии Hitman, хотя разработчики, кажется, совсем этого не стесняются: экран загрузки оформлен с помощью тонкой красной линии на черном фоне, точь-в-точь как во всех играх о приключениях 47-го. Так же и камера висит строго за спиной героя, ни в коем случае не давая нам взглянуть Строгову в лицо.

Ну и самое большое сходство — склонность к переодеваниям. Большую часть времени вам придется нагло торчать перед глазами наивных фрицев (а также англичан и американцев), надев на себя чужую одежду. Казалось бы, сериал о лысом убийце выработал идеальную формулу игровой механики, балансирующую на грани реализма: сделай легче — станет слишком неправдоподобно, попробуй добавить остроты — невозможно будет играть.

Haggard Games доказали, что систему переодеваний можно усовершенствовать. Во-первых, в тот пикантный момент, когда герой снимает с тела жертвы одежду (в Hitman о нем как-то забыли), экран гаснет, давая нам понять, что на это действие нужно все-таки тратить время. Во-вторых, если жертва была убита с применением огнестрельного или холодного оружия (а значит, на одежде остались пятна крови), то переодеться не получится. Так что сменить гардероб тут отнюдь не просто. Хозяина формы придется долго выслеживать, тщательно проверять, не видит ли кто вас, и только потом, подобравшись к нему вплотную, можно будет оглушить или удавить.

Ну, кто догадается, перед чем стоит главный герой?

Но сменить внешний вид — еще полдела. Необходимо также избавиться от рюкзака вместе с большей частью ваших вещей, иначе сразу опознают. И даже если вы добудете офицерскую форму, всегда найдутся особо наблюдательные противники, которые узнают вас, несмотря на маскарад.

Чтобы понять, кто может вас распознать, надо регулярно сверяться с интерактивной картой. Там четко показано местоположение всех противников на уровне, а также отмечены их траектории движения. Здесь же отображаются радиусы обзора, так что карта является абсолютно незаменимой в хозяйстве вещью (разработчики предусмотрели возможность «повесить» ее в угол экрана). Когда идет игра «по приборам», «Смерть шпионам» неожиданно напоминает Commandos: вы будете с опаской глядеть на стайку стрелочек (нацистский патруль), которые движутся в нашем направлении, и облегченно вздохнете, когда они развернутся в метре от вас.

Не обошлось и без уловок из арсенала Сэма Фишера. От него Строгов перенял манеру таскать трупы — взвалив на плечо и еле волоча ноги. Наш разведчик может бегать, ползать, ходить в полуприсяди и красться. Привычный индикатор видимости и шума заменен шкалой опасности: если рядом потенциально опасный субъект, она даст вам знать.

Наконец, здесь нужно пользоваться техникой — карты просторные, есть где развернуться. Тут можно было бы ожидать подвоха с физикой, но ничего страшного не приключилось — все транспортные средства абсолютно управляемы.

Тень на плетень

Уровень в отеле почти один в один повторяет знаменитую миссию из Hitman: Codename 47. Самый драматический момент здесь также произойдет возле бассейна.

Желание Haggard Games совместить агрессивный стиль Hitman с аккуратностью Splinter Cell понятно и похвально. Но вот со вторым пунктом программы, к сожалению, все не так гладко. Пригибаться или ползать тут практически бессмысленно — враги опознают вас, пользуясь своим внутренним индикатором. К сожалению, AI, похоже, не учитывает разницу между светом и тенью.

Как мы и опасались, искусственный интеллект — главная проблема «Смерти шпионов». Противники слишком часто неадекватно реагируют на ваше присутствие: одни не видят в упор, другие замечают, но вместо того, чтобы открыть огонь, начинают бегать и изворачиваться, хотя по ним еще никто не стрелял. Они могут бросать гранаты, чтобы выкурить вас из укрытия: отличное решение, но если наберется большая толпа немцев, кто-то непременно кинет снаряд так, что подорвет всех остальных.

Как и в случае с первыми частями Hitman, безупречная атмосфера и стиль регулярно не срабатывают из-за AI. Искусственный интеллект моментально выдергивает вас из интерактивного фильма, превращая затейливые миссии в скверный фарс.

Вторым по значимости недостатком является монотонность механики. Задания не похожи друг на друга, проходят на разнообразных картах, но чтобы выполнить их, нужно, по большому счету, только убивать, прятать тела и переодеваться. Тут, конечно, хочется вспомнить Hitman, где каждая миссия — уникальная постановка, а любая задача требует индивидуального, как в квесте, подхода. В нашем случае одна формула действует на протяжении всей игры. Можно играть шумно и убивать всех подряд, но это спровоцирует волну AI-ошибок и испортит все впечатление.

* * *

При всех своих недостатках «Смерть шпионам» все-таки содержит набор достопримечательностей, за которые ей можно простить если не все, то очень многое. Это вторая, после You Are Empty, игра о Советском Союзе, исполненная непошлой и очень густой атмосферы.

Если бы не ряд обидных ошибок, мы бы тут сейчас провозглашали рождение российского ответа западным стелс-экшенам. Вместо этого даем совет: если не строить из себя бета-тестера, не проверять окружающий мир на прочность и играть строго по заданным игрой правилам, то «Смерть шпионам» доставит массу удовольствия. Попробуйте.


Реиграбельность да

Классный сюжет да

Оригинальность нет

Легко освоить нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Исполненный хорошего вкуса и безупречной атмосферы шпионский триллер про закулисную деятельность СССР во время Второй мировой. Если бы не ожидаемые проблемы с AI — цены бы игре не было.

Рейтинг «Мании»: 7.5

«Хорошо»

Комментарии
Загрузка комментариев