30 апреля 2007
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

Dungeon Siege

Дата выхода : 2002

Жанр : Diablo для маленьких

Издатель /разработчик : Microsoft/Gas Powered Games

В 2002-м мир все еще смеется над «Шреком» и, в частности, над трусливым певчим ослом, поэтому отзывы на Dungeon Siege стартуют с общего места: осел типа тоже имеется. Вьючное животное в DS действительно можно взять напрокат, увешать тюками с добычей и гнать, гнать, гнать вперед по сюжету. В остальном это бойкий слэшер с редкими вкраплениями ролеплея, ремейк Diablo и Icewind Dale , сварганенный под какой-нибудь британский аналог беззаботных (« Зачем напрягаться? Давайте расслабляться! ») речитативов МС Василия.

От Diablo отпилено все, что только могло вынудить пользователя озадаченно сдвинуть брови. Отменены: интерфейс, ролевая система (чем чаще герой обнажает меч, тем быстрее растут его бицепсы; этот бы принцип — да в порнобизнес!), смерть (бой можно притормозить и в стоп-кадре осушить склянку-другую живой воды), экранчики Loading, наконец. Монстров — миллионы, но и нас в общем-то тьмы — до восьми персонажей в партии. Да, это Diablo, но Diablo азбучной простоты, за которую особенно хвалят дизайнера Криса Тейлора (когда-то он сделал Total Annihilation , а буквально только что — Supreme Commander ). Хотя визжать « браво! », конечно, не стоило. DS была всадником той кэжуал-кавалерии, что обкорнала великие игры для нужд посетителей супермаркетов. Глупее, быстрее, красочнее — и пусть никто не уйдет проигравшим! Diablo повержен, завтра кто-то деинсталлирует Fallout 2 , чтобы высвободить место под The Sims.

А потом права на экранизацию Dungeon Siege купит немецкий боксер Уве Болл — и искусство в играх вообще закончилось.

Во что играли 10 лет назад

Dungeon Keeper

Дата выхода : 1997

Жанр : мифотворчество: взгляд из ада

Издатель /разработчик : Electronic Arts/Bullfrog Productions

В 1997 году Питер Молинье, прежде поставщик богаделен вроде Populo us и Theme Park , выдал кулинарную книгу ада: с какой прожаркой и под какими соусами всякие инфернальные чудища харчат добрых героев.

По стилю повествования Dungeon Keeper — это проза жанра RTS. Вид «в три четверти», скрип мыши по коврику, добыча ресурса, планирование базы, миссии… Но что это была за база, что за миссии! Вместо бараков — гнездовья уродливых тварей, вместо пулеметных вышек — ловушки на человека, вместо трудолюбивых крестьян — чертенята, которые скачут по коридорам подземелья, как пульс по простыне кардиограммы. Жертвоприношения, пытки, избиение подопечных чертей. Декорирование нежилых помещений шипами и последующее заманивание туда рыцарей-спелеологов, спустившихся за сокровищами: подходите ближе, ребятки, ближе!..

Технологически в Dungeon Keeper все было как и везде, но он забирал не хайтеком. Ситуационная связка «герой-принцесса-Кощей» наполнилась неожиданным драматизмом, стоило взглянуть с позиций Кощея. Рулить жадным богомерзким уродом в Dungeon Keeper оказалось не то что « хорошо » или « честно », но, как пел Илья Лагутенко, « наверное, интереснее ». То есть любых своих конкурентов Питер Молинье обошел не по нравственности, конечно, а по фану — в единственной категории, в какой вообще есть смысл оценивать компьютерную игру.

Во что играли 15 лет назад

Mortal Kombat

Дата выхода : 1992

Жанр : когда мы делали это руками

Издатель/разработчик : Midway

Консультанта отдела видеоигр в новоарбатском магазине «Юпитер» звали наверняка Михаилом. «Наверняка» потому, что такое ведь не забывается: у арбатского школьника (меня, то есть) в 90-х не было заботы важнее, чем поддерживать с Михаилом контакт. У прилавка, как в партере рок-клуба, вечно толкались прогульщики. Привет-привет, ты ввинчиваешься в толпу. Кричишь, что будешь «на победителя», скидываешь рюкзак и вонзаешься взглядом в телеэкран: там с утра и до закрытия посредством консоли SEGA Mega Drive 2 дают Mortal Кombat (кроме Mega Drive 2 игра вышла на всех тогдашних платформах, включая, естественно, РС). От современных ему файтингов МК отличался примерно так, как Nirvana от других гранж-команд, как черное от белого, наконец, как жизнь от смерти. МК стал кульминацией девяностнического культа насилия, он как бы подытожил действительность — все, что происходило в видеосалонах, в качалках, в подворотнях.

В МК можно было прояснить, кто круче — ты или Васька, удар ногой в пузо или кулаком в табло, крупногабаритная актриса Синтия Ротрок или Жан Клод Ван Дамм (их «сыграли» персонажи Соня и Кейн). В МК партнеров скидывали на колья или, крутанув перекрестие геймпада, вырывали им позвоночники; кровь брызгала, как пена из кружки; нутряной вопль « МЯСО! » впервые на памяти автора издал старшеклассник, освоивший финальный удар, fatality. А некоторые эпизоды из романа с МК лучше бы не вспоминать — так успешные предприниматели заминают, как именно начиналось их дело. МК стал окончательным файтингом именно за счет реализма: после матча тебя могли вывести из «Юпитера» — и в табло. Потому что 90-е.

Во что играли 20 лет назад

Double Dragon

Дата выхода : 1987

Жанр : побег из 80-х

Издатель/разработчик : Taito/Technos Japan

Недалекое будущее, США приходят в себя после ядерного удара. Ассимилировавшийся в Нью-Йорке китаец повязывает бандану и отправляется за девицей, которую похитили и держат в подвале обычные хахаха-негодяи. Улицы города в огне: каждый стометровый отрезок асфальта крышует отдельная банда.

Ли объясняется с братками на языке, которого не поймет translate.ru , — он просто принимает стойку и вламывает. Со временем из семян Double Dragon проклюнется целая грядка игр (в том числе файтинги смежных жанров вроде классического один-на-один) и даже богатая, с мистикой и летающим злыднем, кинокомедия. Но все они будут мимо кассы, поскольку ошибутся в предпосылке.

DD не мог стать самодостаточным культурным явлением уже потому, что сам он — лишь отголосок 80-х. Джон Карпентер снял « Большой переполох в маленьком Китае » и « Побег из Нью-Йорка », в СССР показали рукопашный боевик « Ночь воина », где сюжет сводился к названию. Рэмбо перетянул лоб полоской ткани и вспомнил Вьетнам. И только потом Double Dragon подбил культурную бухгалтерию: итого. Герой должен быть один и в бандане. Его кулаки — крепче стали. Герой не думает, он действует.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь