30 апреля 2007
Обновлено 17.05.2023

Все для Windows Vista. Что нужно, чтобы Windows Vista расправила крылья и полетела

Все для Windows Vista. Что нужно, чтобы Windows Vista расправила крылья и полетела - изображение обложка

Прихода Windows Vista ждали многие, и не без оснований. Как бы банально и пафосно это ни прозвучало, но выход «Висты» стал новой вехой в компьютерной индустрии. И причины не только в революционных возможностях системы — ее требования к железу стали не по-детски высокими. Сегодня мы расскажем о том, что нужно для того, чтобы прокатиться с ветерком на Vista и насладиться всеми прелестями интерфейса Aero. Ну и играми, конечно!

Windows Vista и ее потребности

Требования Vista к памяти заметно выросли, но об этом поговорим позже, зато запросы к центральному процессору остались примерно на прежнем уровне. Конечно же, чем быстрее ЦП, тем выше скорость работы системы, игр и приложений, но одно можно сказать точно — двуядерных процессоров класса Core 2 Duo или Athlon 64 X2 хватит. Привычный одноядерный процессор справится со своей задачей, но дополнительные процессы, появившиеся в Windows Vista, отъедают немало ресурсов, а если вы много работаете со звуком и видео, активно используете софт с поддержкой многоядерных ЦП, то однозначно стоит задуматься о замене процессора.

Windows Vista преобразилась в первую очередь графически. Тотальный переход на DirectX 10 не за горами, и тогда необходимость в покупке новой видеокарты станет неотвратимой. Пока в лидерах NVIDIA со своей серией дорогих видеокарт GeForce 8800 , в скором времени стоит ожидать появление карт средней и низкой ценовой категорий. ATI немного отстала от своего конкурента. Пока мы пишем эти строки, стало известно, что новое поколение видеокарт компании задерживается. Жаль, но что делать, остается только ждать. Обоим разработчикам графических чипов пришлось серьезно поработать над драйверами под новую ОС, чтобы и новые, и старые видеокарты работали корректно. Еще бы, ведь Microsoft привнесла кое-что новое — программный интерфейс Windows Display Driver Model (WDDM), отвечающий за визуальные красоты Vista. Поддержка WDDM обязательна, если разработчик хочет заполучить логотип Premium Ready.

AMD активно работала над поддержкой OpenGL и оптимизацией оболочки Catalyst Control Center (CCC). Интерфейс драйверов в Catalyst 7.2 и вправду грузится быстро, но работы еще много. Дизайн CCC обновился, теперь установка идет проще и быстрее — все ставится без лишних вопросов, включая драйвера AVIVO (они всегда в комплекте). Расплатой за это стал еще больший объем драйверов — чуть больше 80 Мб. Все помнят машинку в настройках качества CCC, теперь ее место занял новый набор сцен. Каждая позволяет оценить эффект от включения, допустим, анизотропной фильтрации или сглаживания полупрозрачных текстур. Поддержка CrossFire — лишь частичная.

С NVIDIA получилось интересная ситуация. Сначала компания представила драйвера для GeForce 8800 и остальных карт, а теперь они выпустили универсальные драйвера для видеокарт GeForce серий 6/7/8. Особых изменений в интерфейсе нет, те, кто устанавливал последние версии драйверов, будут себя чувствовать как рыба в воде. Поддержка SLI обеспечена только для GeForce 8800 под API OpenGL и DirectX 9. Это значит, что пока весь потенциал GeForce 7950 GX2 раскрыть не удастся. Ждем новых драйверов и расширения поддержки SLI.

В большинстве случаев проблем в играх под новой ОС не будет, сейчас больше беспокоит скорость — порой она сильно падает, если сравнивать с тем, что выдает Windows XP. Программисты обеих компаний со временем обещают поправить ситуацию, но в любом случае игры под Vista будут идти чуть медленнее — процентов на 5-10.

К жестким дискам требования стандартные. Конечно, лучше запастись емкой моделью (гигабайт на 160 и больше) со скоростью шпинделя 7200 об/мин и интерфейсом SATA. Еще бы, ведь новая ОС обладает такими технологиями, как Live Search (глобальный поиск и индексирование данных) и SuperFetch (помещает в оперативную память самые часто используемые приложения), которые будут выжимать все соки из винчестера. И если скорость поиска данных всегда высока, то время, затрачиваемое на индексирование всего жесткого диска, сильно зависит от скорости винчестера.

Для работы Windows XP достаточно и 512 Мб, но удовольствия от работы, правда, ждать не стоит. Оптимальный объем — 1 Гб оперативки, но для максимальной скорости нужно в два раза больше. Под Windows Vista работать и тем более играть с 512 Мб оперативки практически невозможно, тормоза будут преследовать вас постоянно. Установка 1 Гб памяти позволяет существенно ускорить работу, но весь потенциал Vista раскроет только с 2 Гб. Ведь стоит учитывать, что ядро ОС стало занимать больше места, к тому же прибавились дополнительные процессы, которые питаются отнюдь не святым духом. Реальная необходимость в установке 4 Гб оперативки сейчас отсутствует, но через год стоит задуматься.

Если у вас нет возможности добавить памяти (например, все разъемы на материнской плате уже заняты), можно воспользоваться USB-флэшкой. Да-да, именно ею. Благодаря технологии ReadyBoost (по сути, продолжение SuperFetch) операционная система может воспользоваться дополнительной памятью и разместить там необходимые данные. Этот вариант намного лучше, нежели качать снова и снова информацию с винчестера (это касается главным образом мелких файлов, ведь скорость доступа у флэш-носителей минимальна, а вот линейная скорость чтения и записи так себе). В продаже появляются даже USB-брелоки с логотипом Works with Windows Vista. Этот знак качества говорит о том, что флэшка соответствует скоростным требованиям к чтению/записи данных и времени доступа. Обычные флэш-носители тоже подойдут, но и те, и другие в обязательном порядке пройдут внутренний тест на скорость — если показатели ниже требуемых, то ОС откажется работать с ними. Минимальный размер свободного места — 256 Мб. Реально технология полезна для систем с малым объемом ОЗУ (512 Мб). Все данные на флэшке шифруются, за безопасность волноваться не придется. Учитывая низкую стоимость флэшек, это будет простой и необременительный способ повысить скорость работы системы. Кстати, в компьютер для работы с функцией ReadyBoost можно установить лишь одну флэшку.

Теперь о звуке. Изначально возможности аппаратной поддержки DirectSound и DirectSound3 D в Windows Vista нет, все делает сама система. Это значит, что времена для Creative наступают темные. Компания выпустила в свое время мощную серию карт Sound Blaster X-Fi , а у многих до сих пор установлена Audigy 4. Что делать их владельцам при переходе на Vista — неужели возвращаться к встроенному кодеку? К счастью, нет, звук карты выдают, но для получения всех аудиоэффектов (EAX) придется воспользоваться утилитой Creative ALchemy. Программа находится в бета-тестировании, но уже доступна к скачиванию. Список поддерживаемых игр ограничен (25 тайтлов, еще 36 в процессе). Еще одна хорошая новость для владельцев звуковых карт от Creative — игровые проекты с поддержкой API OpenAL будут изначально дружить с продуктами компании (например, Prey ). Что до встроенных кодеков, то они работают исправно, производители уже представили сертифицированные драйвера.

Раз уж дело дошло до встроенного звука, самое время вспомнить про системные платы. NVIDIA и здесь отличилась: если в случае с Windows XP приходилось мучительно выискивать драйвера под конкретный чипсет (к примеру, nForce 570 SLI) и вдобавок к этому учитывать платформу (AMD, Intel), то теперь в нашем распоряжении nForce 15.00 под чипсеты nForce серий 4/5/6. Отличная работа. Intel не отстает, набор драйверов Intel Chipset Software Installation Utility 8.0.1.1010 поддерживает всевозможные наборы логики, совместим с Windows 2000/XP/2003 и, конечно же, Windows Vista. AMD/ATI также не отстают.

DirectX 10 и его преимущества

Чего ждать от DirectX 10 , чем он хорош, когда он действительно выйдет и что нового привнесет? Одно точно — он будет присутствовать только в Windows Vista.

Задача нового API — улучшить совместимость видеокарт и свести на нет вылеты и другие варианты нестабильности работы систем. Все благодаря универсальной драйверной модели (Unified Driver Model). Еще одна цель — как можно больше работы перевести на видеокарту и разгрузить процессор, чтобы последний мог заняться другими задачами, такими как расчет физики, искусственного интеллекта и т.д. Из кардинальных нововведений стоит отметить появление геометрических шейдеров. Они позволят кардинально усложнить графику в играх.

Еще один важный момент — унифицированная архитектура графического процессора (GPU). Если видеокарты прошлых поколений (например, GeForce 7900 GTX или Radeon X1950 XTX ) имели отдельные вершинные и шейдерные блоки, новейшие модели вроде GeForce 8800 используют универсальные процессоры, которые могут рассчитывать что угодно. В случае с картами прошлого поколения могла происходить такая ситуация: блоки, отвечающие за пиксельные шейдеры, загружены на все 100%, в то время как процессоры, работающие с вершинным шейдерами, простаивают или загружены частично. Теперь такого быть не может, унифицированные процессоры могут выполнять обе задачи, а также работать с геометрическими шейдерами. Все зависит от потребностей игры и конкретной сцены. Это позволит существенно повысить эффективность работы видеокарт.

Первыми возможности DirectX 10 задействуют Hellgate : London и Crysis. Но только под Windows Vista.

Железо под Windows Vista

— Идеальный вариант для Windows Vista — двуядерный процессор вроде Core 2 Duo E4300 или Athlon 64 X2 4200+.

— Минимальный объем ОЗУ для Windows Vista — 512 Мб. Но с таким объемом вы особо не поиграете, так что реальный минимум — 1 Гб, а лучше 2 Гб.

— Очень желателен быстрый винчестер с поддержкой интерфейса Serial ATA и объемом кэш-памяти 16 Мб. Объем — 120 Гб и больше.

— Чтобы оценить все прелести интерфейса Windows Vista, можно обойтись малой кровью и установить, например, GeForce 6600 GT. Но для поддержки DX10 не обойтись без видеокарты нового поколения, такой как GeForce 8800.

— Выбор материнки не является критичным, проблемы могут быть только со старыми моделями, под которые нет драйверов.

— Windows Vista отныне сама отвечает за звук, так что можно обойтись и встроенным кодеком. Но Creative не сдается — она сумела втиснуть свой стандарт EAX и сюда. Для этого придется установить софт Creative ALchemy.

— Версии Windows Vista Home Premium и Ultimate включают оболочку Windows Media Center, а значит, сертифицированный ТВ-тюнер окажется как нельзя кстати. Например, AVerTV MCE 116 Plus.

— USB-флэшкам необходимо пройти тесты на скорость чтения/записи, а также время доступа, чтобы корректно работать с функцией ReadyBoost.

— Microsoft уже представила наборы клавиатур и мышей с поддержкой новой ОС. Кто следующий?

— Давно Microsoft не выпускала геймпадов для ПК. Перед нами полная копия модели под Xbox 360, такая же удобная и беспроводная.

— Некоторые модели ЖК-мониторов прошли сертификацию на работу с Windows Vista, что гарантирует надежную, стабильную работу, безопасность и правильную инсталляцию. Звучит немного странно, но мы поверим.

Железо от Microsoft

Microsoft давно занимается выпуском клавиатур, мышей и пультов ДУ для своих операционных систем. К выходу Windows Vista компания приурочила выпуск целой гаммы продукции под новую ОС. Для любителей тонких и стильных клавиатур и мышей есть беспроводные Wireless Entertainment Desktop 6000/7000/8000. Первая версия выглядит довольно просто и подойдет скорее для офисной работы. Два остальных комплекта используют технологию Bluetooth для связи с ПК, снабжены сенсорными кнопками и расширенным набором дополнительных клавиш для поддержки Windows Vista.

Фанаты игр не обижены, для них компания представила сначала мышь Microsoft Habu со сменными боковыми панелями, а недавно и клавиатуру Microsoft Reclusa с поддержкой различных профилей. Обе были разработаны совместно с компанией Razer и выполнены в одном стиле — в паре будут смотреться отлично.

Таблица 1
Разновидности Microsoft Windows Vista
Особенности Vista Home Basic Vista Home Premium Vista Business Vista Ultimate
Защитник Windows и брандмауэр Windows Да Да Да Да
Мгновенный поиск Да Да Да Да
Интерфейс Windows Aero и Windows Flip 3D Нет Да Да Да
Поддержка КПК и планшетных ПК Нет Да Да Да
Конференц-зал Нет Да Да Да
Windows Media Center и поддержка Xbox 360 Нет Да Нет Да
Функция резервного копирования Нет Нет Да Да
Работа в домене и удаленный рабочий стол Нет Нет Да Да
Шифрование данных на винчестере (BitLocker) Нет Нет Нет Да
Стоимость обновления 2600 руб. 4200 руб. 5200 руб. 6800 руб.
Полная стоимость 5200 руб. 6300 руб. 8000 руб. 10500 руб.

Заключение

Windows Vista пришла всерьез и надолго. Операционная система хороша и стабильна, кто-то захочет дождаться появления Service Pack 1 и лишь после этого перейти на новую ОС, но особых причин ждать нет. Если железо позволяет — то вперед! За поддержкой DirectX 10 бежать не стоит, погодите до лета, когда появятся специальные патчи для уже вышедших игр и сами игры. К тому времени видеокарты, совместимые с DX10, станут доступными.

Наш переход на Vista прошел гладко, несмотря на большое количество шумихи до выхода ОС, она оказалась достойной преемницей Windows XP. Главное — запасти оперативную память, и побольше. Кстати, на диске в разделе «Железный софт» вы найдете последние версии драйверов под Windows Vista.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь