30 мая 2007
Обновлено 17.05.2023

Репортаж с Game Developers Conference 2007. Казуал не пройдет!

Репортаж с Game Developers Conference 2007. Казуал не пройдет! - изображение обложка

[[BREAK]]

Давным-давно заботливые мамы предупреждали своих детей: не играйте, родненькие, в плохие игры, казуалами станете! Да, видно, не пошла детям впрок родительская мудрость. Пропаганда политической корректности и затянувшийся творческий кризис на фоне единичных просветов разума загоняют рынок маркетинговой метлой на то самое поле чудес в той самой стране, о которой вы все с детства знаете.

Заполняя пробел

Ни для кого не секрет, что в прошлом году жадность некоторых очень крупных игровых издательств похоронила традиционное майское пиршество игровой индустрии под названием Е3. В весенне-летнем расписании американской видеоигровой промышленности образовался провал, когда до конца октября (да-да, вы не ослышались, новое, теперь уже четырехдневное игровое безумство E For All Expo с 18 по 21 октября в Лос-Анджелесе) не видно каких-либо значимых событий, где могли бы вместе собраться американские разработчики, издатели и причастные к индустрии граждане. Чтобы идти в ногу с новыми технологиями и тенденциями рынка, в этом году многие из тех, кто раньше даже и не помышлял о поездке в Калифорнию, срочно купили билет или сели в авто и помчались в славный город Сан-Франциско.

Самая большая в мире конференция разработчиков игр ( GDC ) бьет рекорды посещаемости каждый год. Официальные цифры подтверждают, что в этом году на конференции зарегистрировались почти 16,5 тыс. человек, исключая тех, кто пришел только на выставку. Это 30% прироста по сравнению с прошлым годом. Внешне же все выглядело так, будто не менее 20 тыс. разработчиков, издателей, журналистов и тех, кому дорога индустрия видеоигр, стирали с 5 по 9 марта ноги об асфальт в нескольких кварталах вокруг Moscone Convention Center. Два года назад, когда конференция впервые перебралась в Сан-Франциско, пространство казалось незаполненным. В этом году крупнейший выставочный комплекс города пришелся GDC в самый раз.

Лекции и семинары (общим числом более 400, по 16 одновременно в поток) шли во всех трех зданиях Moscone Center с утра до вечера, с перерывами на кофе и обед. Особенно сильно было заметно увеличение женского населения конференции: во время обеда за каждым столом можно было наблюдать не менее двух и не больше четырех девушек. Еще надо отметить, что участники значительно помолодели. И напрочь исчезло явление из более ранней истории GDC, когда за одним столом сидели только что закончившие свою лекцию именитые «профессора» и благодарные студенты.

В Сан-Франциско съехалось много издателей, чтобы, воспользовавшись самым большим в этом сезоне собранием разработчиков игр, посмотреть на новые проекты и поучить разработчиков уму-разуму. Традиционно до начала конференции стартовала Games Connection — двухдневная череда встреч разработчиков с потенциальными издателями с очень жестким расписанием встреч. Кто-то пытался продать, кто-то — купить. Обычное дело.

В формат GDC прочно вписался двухдневный форум по мобильным развлечениям, а также двухдневный форум по так называемым серьезным играм (serious games). Когда лет семь назад этот термин начали обсуждать серьезные дяденьки и тетеньки с академическими степенями и воинскими званиями, уже тогда стало ясно, что слово « игра » в их лексиконе значит что-то совсем другое, чем у нормальных людей. С тех пор эти никогда не улыбающиеся, застегнутые на все пуговицы граждане и гражданки смогли сколотить вокруг себя немалое число последователей. И ведь находятся еще в мире извращенцы, которые, приступая к игре, немедленно ищут в меню опцию «юмор», чтобы поскорее отключить ее.

[[BREAK]]

Иду на W

Впервые во время GDC в звукопоглощающих недрах гостиницы W (через дорогу от Moscone Center) собралась небольшая закрытая конференция для избранных руководителей издательств и студий разработчиков — GDC Prime. Это мероприятие специально для тех, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не в силах расстаться с пиджаком и галстуком от Хьюгобосса Диорыча Армани, иначе им станет стыдно перед подчиненными. О чем там шла речь, щеголи народу не докладывали.

Также впервые был заявлен, теперь уже для всех смертных, двухдневный форум по казуальным играм с последующим трехдневным обсасыванием темы на круглых столах и семинарах. Все пять дней конференции огромные залы, в которых нескончаемым потоком лились доклады про игры для казуалов, были переполнены (правда, имена докладчиков мне ничегошеньки не говорили), а вокруг них бродили вроде бы похожие на людей существа и, как заклинание, твердили одну фразу: casual games, casual games, casual games…

Этот форум не только собрал массу участников, но и породил самые ожесточенные дискуссии в кулуарах. Признаться, я давно не видел столь мощной пропаганды казуальных игр одновременно на конференции и за ее пределами в прессе и на телевидении. Налицо зомбирование девелоперского сообщества на предмет того, что от уменьшившегося, по сравнению с предыдущим десятилетием, на порядок числа истинно хороших игр и стремления издателей увеличить на два порядка производство игр для казуалов, индустрия в целом (издатели и разработчики) только выиграет.

Спасибо, родные! Знаем, проходили. Посмотрите на потоки голливудской продукции, сделанной по шаблону и предсказуемой с первых трех кадров. Зрители, видевшие только эти примитивные шаблонные фильмы, уже не в состоянии научиться самостоятельно отличать хорошее кино от плохого и продолжают в силу привычки жертвовать кровно заработанные на премьерный показ очередной откровенной халтуры. Прямая дорога на поле чудес!

Когда на рынке останутся только плохие игры и выбирать будет не из чего, то все вокруг поверят, что игры только такими и бывают: примитивными, шаблонными, пошлыми. Поверят не только игроки, но их родители и учителя, которые им в такое пока позволяют еще играть. У идеологов есть стандартное оправдание: не все могут тратить время на то, чтобы долго играть в одну игру, игры становятся все сложнее, многие не осилят. Надо, мол, делать проще, короче, чтобы было под силу любому. Так, видите ли, демократичнее и политически корректно. Эта логика ничем не отличается от той, по которой дети в американской школе знакомятся с началами алгебры только в выпускном классе. Ибо фан от процесса обучения важнее напряжения мозга.

Однако есть и куда более прозаическое объяснение пропаганды казуальных игр. За последние 5-6 лет во многих американских (и не только) университетах открылись кафедры и программы обучения дизайнеров, программистов, художников для игровой индустрии. Все эти годы они штудировали умные книжки, посещали GDC, мастерили курсовые и дипломные игры (целые университетские команды представляли свои проекты на Independent Games Festival ). Обучение закончилось, и надо искать работу. Существующие студии и так заполнены. Компании, имеющие вакансии, возьмут максимум две-три сотни новых сотрудников. Куда деваться остальным выпускникам? Вот им-то и предлагается выход — делайте игры для казуалов! Если с юмором плохо, идите к серьезным дядям и тетям.

[[BREAK]]

Казуалы! Фас!

Слушая из года в год лекции старожилов о сюжетах и дизайне игр, невольно мечтаешь о той самой захватывающей игре, полной неожиданных поворотов и новых идей, которую ты напишешь сам. Но если на романтических фантазиях поставить крест и ради заработка делать примитивные игры для примитивных казуалов, то стоило ли тогда идти в эту индустрию? Вот такие смешанные чувства видел я в глазах молодых участников GDC. Но были и те, кто призывал строиться в колонны и дружно маршировать в светлое будущее.

Простите, а разве все предыдущие десятилетия не выпускались на рынок игры для казуалов? Разве не были они отвергнуты прессой и игроками? Или это последняя конвульсия отчаяния? Всеми нами обожаемый Ричард «Levelord» Грей, сто лет назад забивший на Дюка Нюкема, поспешил выложить мне свою последнюю новость: теперь его родная компания продалась с потрохами английскому издательству, которое занимается исключительно « элитными играми для казуалов »… Значит, не умрут старые добрые игры, любимые с детства по автоматам, они будут переписаны, перерисованы, и будет им красивое счастье вместе с Windows Vista, монопольная реклама которой оккупировала все станции метро центральной части самого красивого города Америки.

Другая тема, которой было посвящено много докладов, связана с онлайновыми играми и комьюнити. Впрочем, и тут было много споров, восторгов и разочарований. Все новое показывалось исключительно на закрытых просмотрах по приглашению в тиши соседних гостиниц. Делегация Funcom в рекордном количестве 14 человек показывала избранным Age of Conan , а новый, необъявленный, проект — только потенциальным издателям. В кулуарах слюноотделение по поводу «Конана» было просто неприличным. Разработчики и издатели других новых тайтлов перекраивали расписание выхода своих игр на начало октября, дабы выйти в люди раньше Age of Conan.

В чем истинная причина незаконченности многих онлайновых проектов на момент их выхода? Почему игроки, заплатив за финальный продукт, по сути, оказываются в неотлаженной бета-версии? Часто разработчики не виноваты в том, что не успели к определенному сроку. Действительно, отладка требует много времени. Чаще всего виноват издатель, диктующий, в какой день и какого месяца игра, несмотря ни на что, должна появиться в продаже. Или разработчик останется вовсе без денег за проделанную работу. Издатели, у которых несколько онлайновых проектов, грешат таким диктатом чаще других.

Заглянем, что ли, в уютное гнездышко на последнем этаже соседнего развлекательного центра к Ричарду «Лорду Бритишу» Гэрриоту? Посмотрим на его долгострой Tabula Rasa. Кажется, я вижу уже четвертую или пятую инкарнацию. Поговорим начистоту об увиденном или пожалеем будущего косморазведчика (Гэрриот собирается лететь в космос)? После получасового просмотра так и хотелось оборвать Ричарду обе его косички и попросить МИД РФ отказать ему в очередной визе до тех пор, пока не доведет до ума игру. Сыро, масса недоделанных и непродуманных вещей принципиального рода. Говорит, бета-тест начнется в начале апреля, а продажа — в конце сентября или начале октября. Обидно, мы получим очередной недоделанный проект. Видимо, у издателя уже кончилось терпение: пока не сдашь проект, в космос не полетишь.

Ладно, хватит о грустном. GDC ведь не только для того, чтобы открыто обсудить наболевшее, но и чтобы порадоваться за тех, кто что-то новое придумал. Вот автор Deus Ex и нынешний глава Junction Point Studios Уоррен Спектор (чье выступление, кстати, переводилось одновременно на японский и корейский) сообщил, что работает сейчас над двумя новыми проектами. И главное — у обоих мощный сюжет. А разве раньше было иначе?

Питер Молиньё, пропустивший конференцию в прошлом году из-за любовных интрижек с Microsoft, в этот раз заранее объявил, что именно на GDC раскроет невиданный секрет о Fable 2. Питер любит посекретничать относительно своих новых проектов и обставить нашептывание секретов как яркое театральное действо. Похоже, втайне он является большим фанатом Nintendogs и прочих симуляторов собачьей жизни. В Fable 2 у главного героя появится собака, которая будет сопровождать его буквально повсюду. Если со временем герой окажется злым, то и милый щенок превратится в пса злобной сторожевой породы… или же станет славным домашним пудельком, если над героической головой персонажа вдруг появится нимб. Кроме того, у собаки будет полный набор эмоций, она сможет лаем предупреждать об опасности, нападать на врага, помогать разведать новые территории и отыскивать зарытые сокровища, но не сможет на хозяина помочиться.

В общем, ничего более-менее нового про Fable 2 на GDC мы так и не узнали. На Х06 прошлой осенью дядя Петя в течение получаса увлеченно рассказывал про то, как персонажи игры могут попасть в «интересное положение» и в подробностях описывал все плюсы и минусы периода беременности. В этот раз — рассуждал о братьях меньших. Будем надеяться, что хотя бы к летним выставкам демиург соблаговолит, наконец, рассказать какие-нибудь подробности о геймплее, сюжете, технологиях и тому подобных насущных вещах.

Что до еще более громких анонсов, то таковым стало выступление Фила Харрисона из Sony , объявившего о новом онлайн-сервисе для PS3 под двусмысленным названием PlayStation Home , который позволит создавать аватаров, загружать разного рода контент, распространять его и общаться друг с другом. Зал не смог вместить всех желающий послушать рассказ Sony о том, что у других уже давно имеется. Кроме того, Фил показал демку LittleBigPlanet , позиционируемой как онлайновая игра для казуалов. Ни добавить, ни прибавить.

[[BREAK]]

Всем сестрам по серьгам

За Nintendo в этом году на ключевых мероприятиях отдувался лично Миямото-сан. В начале недели он снялся в смешном ролике, в котором отловил Марио и Луиджи на пороге Moscone Center. Ролик был показан в среду вечером на церемонии награждения, где мэтру досталось сразу несколько наград. Его лекция в четверг собрала полный зал — еще бы, живой классик! Сигеру Миямото обычно немногословен, но если скажет, то запомнишь надолго. А если еще и покажет… Хотя, как потом выяснилось, в силу корпоративного запрета на разглашение новой информации Миямото ничего нового про Wii не рассказал, но зато призвал разработчиков не преклоняться перед желаниями опытных игроков и не пугать людей ужастиками, ибо начинающим и казуалам нужны радостные простенькие игры. Также на всеобщее обозрение легендарный создатель Марио и Зельды выставил свою собаку, садик и «женометр» (Wife-o-Meter). Похоже, с дядей Петей они думают об одном и том же, только по-разному. В тот же вечер Миямото пришел на церемонию G.A.N.G. Awards , чтобы поддержать Кодзи Кондо, своего друга и постоянного автора музыки ко всем своим играм. А в пятницу 9 марта он почтил своим присутствием концерт Video Games Live , где Кодзи Кондо лично исполнял главную тему Марио на рояле.

В среду 7 марта открылась трехдневная выставка, традиционно сопровождающая GDC. Это не показ новых игр, а демонстрация новых технологий от ведущих производителей процессоров, видеокарт, программного обеспечения, игровых устройств. Площадь выставки увеличилась в два раза по сравнению с прошлыми годами. Были задействованы выставочные залы двух зданий. Среди программных средств разработки, различных middleware, заметным стало присутствие специальных средств для отслеживания багов от пяти или шести компаний. Традиционно работала выставка вакансий игровых компаний, ее площадь также удвоилась, теперь в отдельном зале. В среду вечером, опять же по традиции, на стендах всех выставочных залов можно было угоститься разливным или бутылочным пивом и легкими закусками.

После многих лет забвения была восстановлена традиция проведения The Programmer’s Challenge , своего рода КВН среди игровых программистов. В этом году из прежнего состава участников присутствовал только Крис Хекер. Если раньше не только каждый вопрос и готовые варианты ответов, но также комментарии и рассуждения участников вызывали дружный хохот зрителей, то на этот раз и зрителей было немного, и смех звучал редко. Что-то явно не так в этой консерватории с юмором.

Тем же вечером, опять по традиции, состоялось награждение независимых разработчиков в рамках девятого по счету Independent Games Festival, где главным победителем стала созданная Алексом Головка и Дереком Ю игра Aquaria , красивое подводное приключение с нелинейным геймплеем и уникальным управлением (www.bit-blot.com/aquaria). Сразу несколько призов (за дизайн и звук, а также специальный приз) достались весьма необычной игре Everyday Shooter , сделанной в одиночку Джонатаном Маком (www.everydayshooter.com).

В седьмой раз вручались призы Game Developers Choice Awards , награды играм и разработчикам от самого девелоперского сообщества. Вести церемонию поручили Тиму Шеферу ( Double Fine Productions ), который хохмил без устали, вызывая нервный тик у некоторых очень уж политкорректных граждан. Сразу три приза (технология, визуальное воплощение и игра года) достались Gears of War , ударному проекту на Xbox 360 от Epic Games. Приз за лучший звук, как и ожидалось, оказался у Guitar Hero 2. Игра Okami получила приз за лучший дизайн персонажей, но от Capcom на церемонии никто не присутствовал, и приз некому было вручать. В области игрового дизайна никого не оказалось равным Wii Sports (кто бы сомневался!). Туда же, в Nintendo , а точнее, в руки Сигеру Миямото ушел и приз за лучший сценарий к игре The Legend of Zelda: Twilight Princess.

Специальных призов были удостоены: Сигеру Миямото — за жизненные достижения; Алексей Пажитнов — в категории First Penguin, за новаторство; Грег Костикян — в категории Maverick, за независимое мышление; и Джордж «The Fat Man» Сангер — за вклад в развитие сообщества. О каждом из этих замечательных людей можно писать книги, но если вы ничего про них не знаете, не поленитесь, поищите в интернете их имена и попытайтесь удивиться потрясающим достижениям этих выдающихся наших современников.

В четверг в пятый раз вручались награды за музыкальные достижения в играх. Церемонию вел основатель G.A.N.G. Томми Талларико. Я особо внимательно слежу за этим мероприятием, с тех пор как шесть лет назад Томми лично пригласил меня участвовать и голосовать в учредительном заседании этой независимой гильдии игровых композиторов. Три приза, включая главный приз за звуковое оформление, и здесь получил Gears of War. Гильдия в этом году чествовала за жизненные достижения Кодзи Кондо, автора музыки ко всем хитовым играм Миямото, начиная с Super Mario Bros.

Также по традиции в пятницу вечером конференция завершилась грандиозным концертом Video Games Live, на котором большой симфонический оркестр под управлением Джека Уолла исполнял нестареющие темы из популярных игр. Звездой вечера стал, конечно, Кодзи Кондо и его музыка. После концерта состоялся конкурс на лучший костюм героев видеоигр. Публика была в восторге не только от прекрасного исполнения любимой музыки, но и от того, что после концерта можно было свободно подойти к Кодзи Кондо и Алексею Пажитнову, пообщаться с ними и взять автограф. Проект Томми Талларико и Джека Уолла Video Games Live уверенно набирает обороты. Если в первый год было дано три концерта, то в прошлом году таких концертов было уже 11 — в США, Канаде, Бразилии и Великобритании. В этом году запланировано уже 40 концертов в Северной и Южной Америке, Новой Зеландии и Европе. Глядишь, скоро и в Москву пожалуют.

GDC в Сан-Франциско — безусловно, главное и самое насыщенное мероприятие года для разработчиков компьютерных и видеоигр. Региональные конференции разработчиков также проводятся регулярно в разных странах на всех континентах. Наверное, так и дальше будет, пока есть языковые, культурные и государственные границы. Радует то, что, где бы ни создавались хорошие игры, их одинаково любят повсюду на нашей планете независимо от языка и культуры людей, которые любят играть в игры.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь