30 июня 2007
Обновлено 17.05.2023

Фабрика тайлов

Фабрика тайлов - изображение обложка

Практически в каждой современной игре, будь-то экшен нового поколения типа Crysis или незамысловатый флэш-квест с простеньким окружением, используются тайловые фототекстуры. Они покрывают модели зданий, поверхность земли, оружие. Правильно созданная, красивая текстура способна скрыть недостаток полигонов в моделях, огрехи в архитектуре, а там, где всех этих недоработок нет, тайловые фототекстуры просто улучшают общее впечатление от игры.

Мы в нашем игрострой-цеху постоянно сталкиваемся с необходимостью делать подобные текстуры и сегодня поделимся с вами основами текстурирования. Рассмотрим процесс подготовки артов, их преобразования в Photoshop , изучим некоторые хитрости ручного и автоматического (он же — конвейерный) производства фототекстур.

Материал будет интересен в первую очередь начинающим модмейкерам, продвинутые же игростроевцы, возможно, узнают что-то новое из описаний программ для создания тайлов.

Основы цифровой фотосъемки

У любого мастера, чем бы он ни занимался, должен быть полный набор инструментов, с помощью которых он и будет творить. При этом инструменты должны быть качественные. При производстве тайл-фототекстур дело обстоит аналогичным образом. Перво-наперво необходимо получить несколько качественных цифровых фотоснимков и лишь потом делать их дальнейшую обработку и трансформацию непосредственно в текстуру. Какие же инструменты нам понадобятся для получения качественного сырьевого материала, то есть фотографий?

Для создания качественных снимков нам прежде всего необходимо обзавестись простенькой, но качественной моделью цифрового фотоаппарата с достаточной глубиной резкости, чтобы даже снятые под углом текстуры получались четкими. Работая над этой статьей, мы, например, использовали недорогую по современным меркам фотокамеру Sony DSC-W40 (но ничуть не худшие модели есть и у других производителей фототехники — Canon , Nikon , Fuji ).

Профессиональные и полупрофессиональные фотокамеры, конечно же, дадут лучший результат, и если у вас уже есть, скажем, Nikon D80 или Canon EOS 400D , то вам можно только позавидовать. Но улучшение качества в данном случае значительно ниже, чем прирост стоимости на фотоаппарат. Не забывайте еще и про то, что даже в самых современных играх используются тайловые текстуры сравнительно невысокого разрешения — 256x256, 512x512, 1024x1024, максимум 1280x1280. А для получения качественных изображений такого формата вполне достаточно недорогой камеры (хотя светопередача должна быть хорошей).

После того как камера выбрана/куплена/взята у приятеля, следует обзавестись штативом, который позволит вам зафиксировать фотоаппарат в нужном положении. Можно обойтись и без штатива, однако при плохом освещении вы вряд ли сможете получить резкие снимки. А замшелую кирпичную стену (одна из самых распространенных и востребованных текстур) почти всегда приходится снимать где-нибудь в подворотне, где света очень мало.

Цифровой фотоаппарат приобретен, штатив выбран, можно приступать непосредственно к «захвату» 2D-изображений, то есть к фотографированию. Выберите объект для съемки (камень, стену или поверхность земли), убедитесь в том, что объектив прибора параллелен фотографируемому элементу, и сделайте несколько снимков (от 2-3 до 10). При этом помните, что для создания качественных текстур нужны изображения, на которых отсутствуют какие-либо тени от посторонних объектов и отражения (если речь идет о стеклянных поверхностях).

Глаза боятся, а руки делают

Подготовительный этап закончен. Предположим, что на нем вы уже сформировали внушительную коллекцию разных фотографий с изображением кирпичных стен, окон, паркета, водной поверхности, металлических решеток, заборов. Приступаем ко второму, самому важному этапу работы — созданию текстур на основе сделанных ранее цифровых фотоснимков. Из софта нам потребуется лишь Adobe Photoshop (мы работали в версии CS, седьмая и CS2 отличаются незначительно).

Запустите программу и подгрузите в нее цифровое фото, на основе которого хотите сделать бесшовную текстуру. Прежде чем начать творить, внесем ясность в терминологию. Названия « тайлинг », « тайл » и « тайловая текстура » происходят от английского tile , что в переводе означает « плитка ». Тайлинг — это построение целостного бесшовного изображения на основе одинаковых плиток или тайлов. Тайловая фототекстура — тайл, сделанный на основе фотографии; термин используется для того, чтобы подчеркнуть, что тайл получен не за счет автоматической генерации на основе программных алгоритмов.

Для того чтобы сделать тайл-текстуру, нам необходимо ликвидировать швы, возникающие на стыке двух копий исходной фотографии по вертикали и горизонтали. Начнем с тайлинга фотографии в вертикальном направлении. Зайдите в Photoshop, загрузите текстуру, отмасштабируйте ее и выберите пункт меню View/Show/Grid (или просто нажмите Ctrl+" ) для включения режима отображения сетки. После этого выделите нижнюю часть фотографии при помощи инструмента Rectangular Marquee Tool , который можно активировать при помощи горячей клавиши M. Затем скопируйте выбранный фрагмент изображения в буфер при помощи клавиш Ctrl + C и поместите клонированный участок на холст посредством горячих клавиш Ctrl+V.

Далее расположите сделанную копию в верхней части арта, используя инструмент Move Tool. Отключите опцию показа сетки и сотрите образовавшуюся в результате проделанных операций границу с помощью инструмента Eraser Tool ( E ). Также можно воспользоваться инструментами Clone Stamp и Healing Brush. Создайте новое изображение в Adobe Photoshop и поместите на его форму нашу фотографию за вычетом нижней части, копию которой мы расположили в верхней области арта. Если вы скопируете полученное изображение в буфер обмена и поместите его копию вплотную к исходному арту снизу или сверху, то увидите, что на месте их стыковки швы будут отсутствовать, то есть текстура тайлится по вертикали. Проделайте аналогичные манипуляции с одной из боковых сторон конечного арта. В итоге вы получите полноценный тайл, который в дальнейшем можно будет использовать для текстурирования 3D-моделей.

Конвейерное производство

Описанный выше метод универсален и позволяет изготавливать очень качественные тайлы с нуля. Но что делать, если вам для вашего проекта (игры или мода) нужны сотни относительно однообразных текстур? Уникальные-то вы сделаете сами, но как быть с клонами? Не сидеть же часами за экраном монитора, выполняя раз за разом одну и ту же операцию.

В таких ситуациях лучше использовать утилиты, которые позволяют автоматически генерировать тайл-текстуры на основе фотоснимков. Рассмотрим вкратце основные инструменты для скоростного создания фототекстур, а также их положительные и отрицательные стороны.

TextureWorkshop

Программа TextureWorkshop позволяет в считанные секунды преобразовать практически любую фотографию в тайл, которая стыкуется с таким же тайлом. Также утилиту можно использовать в качестве примитивного графического редактора — TextureWorkshop позволяет изменить цветовую схему изображения, яркость, контрастность, насыщенность.

Механизм автоматической генерации тайлов на основе простых изображений довольно тривиален — запускаете приложение, подгружаете в него тот или иной арт (кнопка Open ), настраиваете ряд атрибутов тайлинга на закладке Tilize и жмете кнопку Apply с изображением зеленой галочки. Вуалям — текстура готова.

Единственный недостаток TextureWorkshop заключается в том, что за полную версию приложения вам придется раскошелиться на $24,95. На нашем DVD вы найдете trial-версию утилиты, которая работает ровно 10 дней и имеет некоторые функциональные ограничения.

Texture Maker

Гораздо более мощным средством для создания тайлов является редактор Texture Maker. По сути, эта программа является эдакой виртуальной студией, кузницей самых разнообразных текстур. Она позволяет в несколько кликов формировать бесшовные арты, производить редактирование изображений (применять фильтры, изменять яркость/контраст/цветовую гамму изображения, рисовать на поверхности арта), генерировать текстуры и много чего еще.

После запуска Texture Maker перед вами появится форма с окном 2D-вида, а также несколько полей объектов и панелей, под завязку набитых различными инструментами. Создание тайла в Texture Maker начинается с того, что вы подгружаете в приложение фотографию или просто какую-нибудь картинку, на базе которой хотите сделать бесшовную текстуру.

После того как арт выбран, достаточно щелкнуть по кнопке Make Seamless на панели выбора функций ( Function Selection ) в правой части программы и кликнуть мышкой по дочернему к категории Make Seamless пункту Stretch Edge для получения тайла.

Среди отличительных черт, выделяющих данную разработку на фоне аналогов, стоит отметить наличие встроенного генератора текстур, отличную документацию, поддержку пользовательских плагинов и скриптов. Минус у редактора всего один — программа условно-бесплатная. Полная версия стоит целых ?99.95.

Auto Seamer

Если вы не хотите раскошеливаться на дорогостоящие программы, заточенные под создание тайлов, почитаете простоту и минимализм, то наверняка придете в восторг от крохотной бесплатной утилиты с говорящим названием Auto Seamer. Она умело трансформирует BMP-изображения в бесшовные текстуры.

После запуска утилиты вы увидите, что большая часть рабочего экрана отведена под поле для отображения различных артов, остальное место занимают поля, в которых задаются те или иные параметры. Создание тайла в программе производится следующим образом — подгружаете в приложение произвольную картинку формата Bitmap (через пункт меню File/Open ), настраиваете ряд атрибутов в левой части программы и жмете кнопку Seam It! в поле Weighted Seem.

* * *

Подведем краткие итоги. Сегодня мы рассмотрели основные принципы создания тайлов на основе различных цифровых изображений — изучили методы ручного и автоматического изготовления бесшовных текстур. Какому способу отдать предпочтение — зависит исключительно от ситуации.

Например, если речь идет о разработке игры, в которой очень важны детали (отдельные окна, бордюры, заборы), то лучше выбрать ручной способ создания текстур. Если же вы делаете проект в духе GTA , где отдельно взятые элементы не так важны и недочеты на фоне общей картины будут незаметны, рациональнее воспользоваться услугами различных программ для автоматического создания тайлов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь