30 июня 2007
Обновлено 17.05.2023

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики. Часть 1

Памяти павших. Закрывшиеся студии-разработчики. Часть 1 - изображение обложка

[[BREAK]]

Точное количество существующих студий-разработчиков не знает никто в мире. А уж тем более трудно отыскать те компании, что уже отправились в мир иной. Одни прозябают и закрываются в безвестности, других в последний путь провожают толпы скорбящих фанатов. Жизнь у разработчиков зачастую складывается интересная — где вы видели, к примеру, чтобы какой-нибудь банк, подобно Acclaim , пытался вывешивать рекламу новой системы вкладов на могильных надгробиях?

Вот только девелоперам зачастую бывает не до смеха. Увы, порой студии, выпускавшие хорошие игры на протяжении многих лет, закрываются. Сегодня мы начинаем рассказ о таких компаниях. И первые на очереди…

Accolade

Вклад в историю: Slave Zero, сериалы Star Control, Test Drive, Hardball!

Accolade оставила немалый след в истории — и не только своими играми. Ее создатели Алан Миллер и Роберт Уайтхед были выходцами из Activision , более того — они же ее и основали. Видимо, там им пришлось не сладко — ведь, выбирая название для новой фирмы, они преследовали одну цель: всегда быть впереди Activision хотя бы по алфавиту. Такую же цель, кстати, они преследовали и при выборе названия для самой Activision, только тогда им нужно было опередить в алфавите Atari (где они работали до 1979 года).

PC в то время не считался серьезной игровой платформой, поэтому игры Accolade выходили на Commodore 64 и Atari. 80-е стали золотым веком для компании, именно тогда зародились ее самые долгоиграющие серии — бейсбольный Hardball! и Test Drive , проложивший дорогу популярному нынче жанру аркадных гонок (первый Need for Speed в 1994-м называли всего лишь удачным подражанием Test Drive).

Руководители Accolade, внимательно следившие за развитием индустрии, одними из первых разглядели потенциал PC и потихоньку начали переводить производство на эту платформу. Одновременно компания начала работать и с консолями. Это закончилось тем, что в 1992-м Алан Миллер сотоварищи (Боб Уайтхед к тому времени студию покинул) оказались в центре знакового для всей индустрии судебного процесса. Компания выразила решительное несогласие с той высокой платой, которую взимали Nintendo и SEGA за право разрабатывать игры для своих приставок. Первый этап разбирательства остался за производителями консолей, но в конечном счете победу праздновала Accolade — японцы остались ни с чем.

В 1990 году на прилавках появился знаменитый Star Control , который под присмотром Accolade создавала студия Toys for Bob. А Star Control 2 (1992) и вовсе приобрел культовый статус. Но постепенно Accolade начала сдавать позиции — если когда-то ее игры считались образцом качества, то теперь они были или переполнены недоделками, или просто посредственными. В 1994-м ушел Миллер, и у руля компании оказались люди, бесконечно далекие от игровой индустрии (новый исполнительный директор, к примеру, прежде руководил футбольной командой).

Star Control 3 (1996) был поручен совсем другой студии и в итоге был принят без особого энтузиазма. Реанимированная в 1997-м серия Test Drive поначалу принесла неплохой доход, но постепенно выродилась в инструмент для банального вытягивания денег из фанатов. Тем не менее, постоянно урезая расходы и сокращая сотрудников, Accolade сумела протянуть до 1999 года, когда ее приобрела Infogrames — но лишь затем, чтобы в 2001-м закрыть окончательно. Самое смешное, что ныне Infogrames выпускает игры под брендом Atari — той самой компании, из которой когда-то со скандалом ушли основатели Accolade.

Acclaim Entertainment

Годы жизни: 1987-2004

Вклад в историю: Burnout, Forsaken, сериалы Turok, ShadowMan, WWF, The Simpsons, South Park

Acclaim имеет определенные заслуги перед игровой индустрией, но больше она запомнилась своими выкрутасами (ей-богу, иного слова не подберешь) при раскрутке игр. Поначалу компания занималась исключительно издательской деятельностью, но вскоре решила, что бремя разработчика ей тоже по силам. Acclaim специализировалась на играх по лицензиям — среди ее клиентов такие популярные личности, как Бэтмен, Люди Икс, Симпсоны и сериал South Park.

На протяжении почти всей своей истории Acclaim успешно сочетала деятельность разработчика с изданием комиксов. Не менее известна она и портированием игр с аркадных автоматов. Именно она открыла широкой публике такие игры, как Mortal Kombat , Wizards & Warriors и Bust-A-Move.

В 80-е и 90-е Acclaim сопутствовал успех, но чем больше времени проходило, тем ниже становилось качество ее проектов. Но вместо того, чтобы начать ответственнее подходить к своей работе, компания стала вытворять какие-то глупости. Чего только стоит обнаженка в велосимуляторе Dave Mirra Freestyle BMX (игра в итоге вышла такого качества, что знаменитый велосипедист Дэйв Мирра потребовал убрать свое имя из названия). Сюда же можно отнести и предложение заплатить 500 фунтов супружеской паре, которая назовет своего ребенка в честь главного героя игры Turok: Evolution (2002), здесь же — попытка приобрести рекламные места на надгробиях для рекламы экшена ShadowMan (1999).

В дополнение ко всем прочим неприятностям, Acclaim затаскали по судам: сестры Олсен пожаловались, что не получили гонорар за игры с их участием, а хозяева Acclaim обвинили бухгалтеров компании в финансовых махинациях. Окруженная со всех сторон, 1 сентября 2004 года студия выбросила белый флаг и была официально признана банкротом. Все права на ее игры в конце концов достались Throwback Entertainment. А спустя два года Говард Маркс (Howard Marks), выходец из Activision, основал под именем Acclaim Games компанию для продвижения бесплатных онлайновых игр. Но это уже совсем другая история.

Argonaut Games

Годы жизни: 1982-2004

Вклад в историю: Skyline Attack, I-Ninja, Malice, сериалы Croc, Alien

Argonaut не может похвастаться впечатляющим послужным списком, но она является хорошим примером того, как порой может сложиться судьба. Студия была основана в далеком 1982 году Джезом Саном (Jez San), британским подростком, только-только окончившим школу (!). Название Argonaut он выбрал из-за сходства своего имени с именем Ясона, мифического предводителя аргонавтов.

Несмотря на свой юный возраст, Джез очень быстро освоился в игровой индустрии. Уже первая его игра — скроллер Skyline Attack — добилась впечатляющего успеха. За ним последовал Starglider. Argonaut постоянно росла и развивалась — к началу 90-х это была уже полноценная компания.

1993 год стал поворотным для «аргонавтов» — в студии был изобретен чип Super FX 3D для приставки SNES (Super Nintendo Entertainment System), позволивший заметно улучшить графику. Оказавшись под крылом Nintendo, Argonaut немедленно взялась делать для нее игры. Теперь студия занималась в основном детскими тайтлами — на ее счету, например, симпатичный платформер Croc и участие в сериале Harry Potter.

Но со временем Argonaut все больше отказывалась от создания игр в пользу технологических разработок. Наконец, в октябре 2004 года, после релиза многострадальной Malice (задумывалась как launch-тайтл для Xbox, а в итоге вышла лишь в 2004-м, и не только на Xbox, но и на PS2; сама по себе игра получилась весьма средняя), игровой отдел — то, с чего все и начиналось, — был распущен и компания полностью сосредоточилась на технологических разработках.

Attic Entertainment Software

Годы жизни: 1990-2001

Вклад в историю: серия Realms of Arkania

Ниже по течению можно прочитать о Westwood , чьим первым успехом была сделанная на базе популярной системы D&D ролевая игра Eye of the Beholder. Сходным образом сложилась судьба немецкой Attic Entertainment Software — ее звездный час пришелся на времена Northlandtrilogy , трилогии на основе настольной RPG The Dark Eye.

Студия начала творческий путь с ролевых игр для Amiga и Commodore 64 ( Lords of Doom , Spirit of Adventure ). В 1993-м вышла Realms of Arkania: Blade of Destiny , первая игра из этой серии. Происходящее на экране напоминало Might and Magic , но ролевая система кардинально отличалась. Игроку поручалось добыть единственную надежду на спасение родного королевства от полчищ орков — Меч Судьбы.

Не слишком известная у нас, она стала хитом на Западе, а на родине, в Германии, до сих считается эталоном ролевого жанра. Поначалу Blade of Destiny была издана в Германии силами самих разработчиков, а затем канадская Sir-Tech , заметив ее растущую популярность, перевела игру на английский и начала продавать уже по всему миру.

На волне успеха вышел сиквел Realms of Arkania: Star Trail (1994), а за ним и третья игра — Realms of Arkania: Shadows Over Riva (1997). Все три эпизода обладали оригинальной возможностью: сохранившись после прохождения игры, вы могли перенести героя в следующую часть. Таким образом, всю трилогию можно было пройти одним героем (представьте, к примеру, что ваш персонаж из первого Diablo мог бы безболезненно перекочевать во вторую часть).

Однако популярность трилогии не помогла Attic удержаться на плаву, и в 2001-м компания прекратила свое существование. А вот жизнь вселенной The Dark Eye на PC не закончилась — над Drakensang: The Dark Eye сейчас трудится Radon Labs , еще одна немецкая компания.

The Bitmap Brothers

Годы жизни: 1987-2006

Вклад в историю: Cadaver, The Chaos Engine, World War 2: Frontline Command, сериалы Z, Xenon, Speedball

Перестроиться под новые условия порой весьма сложная задача, и студии Bitmap Brothers пришлось убедиться в этом на собственном опыте. Первая игра «братцев» вышла в 1988 году и мгновенно стала хитом. Это был скроллер Xenon , где игроку нужно было пробиваться через некую инопланетную постройку (то ли базу, то ли гигантский корабль), по мере необходимости трансформируя свой самолетик в танк и обратно. Никакого сюжета не наблюдалось, отсутствовала даже конечная цель — надо было просто перебить побольше врагов, и все.

Далее последовал другой общепризнанный хит Speedball (1988), представлявший собой смесь гандбола, хоккея и боев без правил. Разрешалось делать все что угодно, лишь бы забить сделанный из стали мяч в ворота соперника, в идеале — вместе с вратарем. Это был первый проект, графику к которому создавал Марк Коулман, чей фирменный стиль станет визитной карточкой игр от Bitmap Brothers.

Поначалу студия работала под присмотром японской Konami , но в 1990-м отправилась на вольные хлеба и начала самостоятельно продвигать свои игры. Bitmap Brothers всегда стремились к максимальной независимости — по мнению президента компании Майка Монтгомери, настоящее творчество без этого невозможно. Еще одной удачей стал The Chaos Engine (1993) — первый в истории шутер, где можно было выбирать класс персонажа, а по ходу всех миссий игрока сопровождал управляемый AI напарник.

Как и прочие хиты студии, The Chaos Engine вышел на Atari и Amiga ST. В конце 80-х — начале 90-х Bitmap Brothers заслуженно считались одними из флагманов игровой индустрии. Но переход на PC почему-то сказался на студии не самым лучшим образом — ни одна из новых игр за десять с лишним лет не смогла повторить успехи старых хитов. Ближе всего к этому была Z (1996) — стратегия про войны роботов. Она собрала немало поклонников, прежде всего потому, что в ней не было никаких ресурсов, никакого развития, только напряженная борьба сразу по нескольким направлениям.

Bitmap Brothers навсегда останутся в истории как разработчики, успевшие хорошо зарекомендовать себя на всех фронтах, от скроллеров и спортивных симуляторов до стратегий. Тем не менее дела у компании к началу нового века пошли уже совсем неважно. Сиквелы старых хитов — Speedball 2100 и Z2: Steel Soldiers — успешными не оказались. В 2003-м вышла последняя игра студии World War 2: Frontline Command , а потом воцарилось молчание. Майк Монтгомери покинул студию, чтобы основать новую — Tower Software. Согласно официальным документам, Bitmap Brothers числится безвременно почившей с сентября 2006-го. Все ее разработки достались Frogster Interactive , которая сейчас пустила в ход сразу две из них — ремейки Speedball 2 и The Chaos Engine должны появиться в 2007 году.

Black Isle Studios

Годы жизни: 1996-2003

Вклад в историю: Planescape: Torment, Baldur’s Gate: Dark Alliance 2, сериалы Icewind Dale, Fallout

Black Isle — пожалуй, первое, что всплывает в голове, когда заходит разговор об RPG. Ну, по крайней мере, одно из первых. Неудивительно, ведь Interplay как раз и создавала это подразделение для разработки ролевых игр по лицензии Dungeons & Dragons (именно на них в середине 80-х Interplay сделала себе имя и состояние). Тем забавнее выглядит тот факт, что ее первая игра основывалась на самостоятельной вселенной, имела совершенно иную ролевую систему и вообще происходила в далеком будущем. Как она называлась? Правильно, Fallout.

Появление первой части в 1997-м произвело эффект разорвавшейся ядерной бомбы. Небывалая свобода действий и уникальная вселенная вызвали восторг у игроков. Ничуть не хуже оказался и вышедший через год Fallout 2.

Еще наблюдая за тем, как споро идет у разработчиков конструирование первой части, в Interplay задались вопросом: а почему бы не завести специальное отделение для ролевых игр? Сказано — сделано. В 1996-м в Калифорнии появилась новая студия, во главе которой встал Фергус Уркхарт (Feargus Urquhart). Потом он рассказывал, что самым трудным оказалось выбрать название — они перебрали все доступные варианты, от 10 Gauge до Colostomy Bag Food Fight. Наконец, решено было остановиться на Black Isle — такой остров действительно существует у берегов Шотландии, родины Фергуса Уркхарта (на самом деле это полуостров, но не будем придираться).

Разрабатывая Fallout , студия также вела работы над Planescape: Torment , который уже стопроцентно базировался на правилах D&D. Planescape увидел свет в 1999-м, и вновь Black Isle попала в яблочко: среди множества конкурентов, отличавшихся друг от друга разве что боевой системой, игра выделялась сложным сюжетом и акцентом на взаимодействии с окружающим миром. Необычным миром, где реально то, во что ты веришь.

Black Isle часто путают с BioWare. Первым приписывают «чужую» серию Baldur’s Gate , вторых по ошибке записывают в создатели Planescape и Icewind Dale. Обе студии действительно активно помогали друг другу — так, Baldur’s Gate «биоварцы» создавали при поддержке консультантов из Black Isle, а им, в свою очередь, помогали освоить свой движок Infinity. Впрочем, есть одно исключение — Baldur’s Gate: Dark Alliance 2 , последнюю часть серии, предназначенную лишь для консолей, делала именно команда Уркхарта.

В 2000-м вышла Icewind Dale — еще один успех. Затем Black Isle анонсировала один своих из самых амбициозных проектов — TORN. Инноваций в игре было запланировано немало: например, вместо прямого контроля партии надлежало отдавать лишь общие приказы, которые каждый герой понимал по-своему. Но специально лицензированный движок LithTech оказался неприспособлен для нужд ролевой игры, и летом 2001-го проект умер.

Несмотря на успех Icewind Dale 2 (2002), над студией стремительно сгущались тучи. Interplay ушла в затяжной финансовый кризис (начавшийся на самом деле еще в конце 90-х), а в 2003-м Black Isle потеряла свой главный актив — лицензию на игры по D&D. Затем часть сотрудников попала под сокращение, в том числе и Джош Сойер (Josh Sawyer), ведущий дизайнер Icewind Dale 2. Именно он отвечал за разработку Fallout 3 , которая до его отбытия шла вполне успешно. Наконец, 8 декабря 2003 года Interplay с прискорбием сообщила, что Black Isle настал конец. Помимо третьей части Fallout, студия в тот момент трудилась над Baldur’s Gate 3.

Наследие Black Isle разошлось по частям. Права на Fallout достались Bethesda Softworks (известной по серии Elder Scrolls ), которая намерена в 2008 году выпустить свою версию третьей части. Сотрудники тоже разбрелись кто куда, но большинство из них осело в Obsidian Entertainment ( Star Wars: Knights of the Old Republic 2 , Neverwinter Nights 2 ).

[[BREAK]]

Broderbund Software

Годы жизни: 1980-2001

Вклад в историю: Lode Runner, Karateka, Stunts, SimCity, Galactic Empire, The Last Express, сериалы Where in the World is Carmen Sandiego?, Prince of Persia, Myst

Компания с необычным названием Broderbund (читается как бродербунд , хотя ее сотрудники какое-то время говорили брудербунд ) появилась на свет благодаря двум братьям — Дугу и Гэри Карлстонам, приехавшим в США из Швеции. Уже само ее название умудрилось войти в историю — это первый случай применения leatspeek (популярный ныне в интернете сленг, Bot 4to из себя представляющий).

Broderbund отметилась такими играми, как скроллер Galactic Empire (1980) и Karateka (1984), одним из первых файтингов в истории. Но широкой публике она запомнилась прежде всего по Prince of Persia (1989). Именно выходцы из Скандинавии положили начало приключениям в мире арабских сказок, конца-края которым не видно до сих пор.

Долгое время Broderbund занималась изданием книг и комиксов, как и описанная выше Acclaim. В 1993-м они выпустили Myst. В том же году случился Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame — второй и последний «Принц» от Broderbund.

В общем, Broderbund успешно просуществовала почти два десятка лет. Проблемы у студии начались в 1998-м, когда ее приобрела The Learning Company. Почти сразу же была уволена половина сотрудников. А в 2001 году, после череды банкротств и финансовых скандалов, наследство Broderbund поделили между собой французская Ubisoft и ирландцы из Riverdeep.

Bullfrog Productions

Годы жизни: 1987-2004

Вклад в историю: сериалы Populous, Syndicate, Theme Park, Dungeon Keeper

Некоторым разработчикам суждено навсегда остаться в истории студиями одного человека, хотя на самом деле там было гораздо больше сотрудников. Отличным примером тому может послужить Bullfrog , которая в сознании большинства игроков всегда будет ассоциироваться всего с одним именем — Питером Молиньё (Peter Molyneux).

Самим фактом своего появления Bullfrog обязана курьезу. В 1987 году Молиньё руководил скромной фирмой Taurus Impact Systems , разрабатывавшей софт для бухгалтерского учета. Каково же было его удивление, когда ему позвонили не кто-нибудь, а представители Commodore и совершенно бесплатно предложили несколько компьютеров Amiga, чтобы тот проверил на них свои программы. Причина была в том, что Taurus перепутали с Torus — крупнейшим на тот момент производителем сетевого оборудования.

Так Молиньё стал счастливым обладателем нескольких суперсовременных компьютеров, еще даже не появившихся в продаже. На радостях он забросил скучные базы данных и вместе с другом Лесом Эдгаром (Les Edgar) открыл Bullfrog Productions ( bull было взято в память о Taurus, а frog — в честь любимого животного дочери Леса).

Поначалу будущие авторы Dungeon Keeper зарабатывали портированием, адаптируя игры с других платформ под свежую Amiga. С первым же собственным проектом Populous было сложнее — издателей жутко пугала идея отобрать у игрока возможность прямого управления юнитами. Наконец, студию взяла под свое крыло Electronic Arts. Время подтвердило прозорливость EA — дебют жанра god sim прошел с успехом, и Populous до сих пор входит в список самых продаваемых игр в истории.

Но, несмотря на успех, отношение между Bullfrog и издателем сразу же не заладились. EA требовали регулярно выпускать коммерчески успешные игры (читай: сиквелы), Молиньё же хотел, чтобы каждый проект был новым и тщательно проработанным. Кончилось все тем, что Bullfrog стали делать игры буквально для отмазки, лишь бы успокоить издателей. По такому принципу были выпущены и Populous 2 , и гоночная аркада Hi-Octane , сделанная на коленке за полтора месяца.

Но вместе с тем были и хиты, которые принесли Bullfrog заслуженную славу. В 1993-м вышел Syndicate , собравший армию поклонников по всему миру. Следом появился Theme Park (1994) — игра стала настоящим хитом в Европе, но в США продалась из рук вон плохо. Говорят, обычно сдержанный Молиньё после этого нелицеприятно отозвался об американской публике, мол « любая игра, где надо думать, в Штатах обречена на провал ». В 1994-м был выпущен Magic Carpet , волшебный во всех смыслах симулятор ковра-самолета, так и неоцененный по достоинству.

В январе 1995-го EA стала полноправной владелицей Bullfrog. Молиньё был назначен вице-президентом Electronic Arts. В 1997-м вышел бессмертный Dungeon Keeper со своим бессмертным слоганом « Evil is good! ». Но неудачи, такие как Magic Carpet, убедили издателей в двух вещах: надо не изобретать велосипед, а делать сиквелы к старым хитам и не тратить на них слишком много времени. Практически все вышедшие после этого игры Bullfrog — это продолжения, такие как Syndicate Wars (1996) или Dungeon Keeper 2 (1999).

Само собой, подобная политика нравилась не всем. К 1997 году в Bullfrog не осталось никого из ветеранов — часть ушла за Молиньё в Lionhead , часть основала Mucky Foot Productions ( Startopia ). И это сразу же сказалось на качестве новых игр. В 2001-м вышли последние проекты Bullfrog, а в 2004-м она вошла в состав EA UK.

Cinemaware

Годы жизни: 1985-2005

Вклад в историю: Defender of the Crown, S.D.I., Sinbad and the Throne of the Falcon, It Came from the Desert, The King of Chicago, Wings, серия TV Sports

Cinemaware с полным правом можно назвать концептуальной студией. Как видно из названия, все ее проекты были основаны на фильмах. Но при этом ни одной игры по лицензии в активе разработчиков вы не найдете — Cinemaware опиралась на целые эпохи в киноиндустрии.

Сейчас ее название мало кто вспомнит, но в свое время практически все проекты студии расходились впечатляющими тиражами. Успех первой же игры — квеста Defender of the Crown (1986), основанного на многочисленных приключенческих фильмах о Робине Гуде, д’Артаньяне и иже с ними, — можно сравнить с будущим триумфом Myst. Графика игры была признана настоящим прорывом. С тех пор шикарная картинка стала фирменным знаком Cinemaware.

Дальше хиты последовали один за другим. В том же году вышел космический экшен S.D.I. , обыгрывающий пропагандистские фильмы времен холодной войны (нехорошие советские шпионы атаковали мирный американский спутник со сверхмощным секретным оружием на борту). В 1987-м на прилавках появился экшен The King of Chicago по мотивам классических гангстерских фильмов.

В то же время вышел в свет Sinbad and the Throne of the Falcon , который Cinemaware подгадала под ненадолго вспыхнувшую моду на Ближний Восток (вообще, по ее играм можно отслеживать вехи в развитии западного кинематографа). Sinbad воплотил в себе лучшие качества игр от Cinemaware — полная свобода действий, развивающийся в зависимости от действий игрока сюжет, множество дополнительных возможностей.

Далее последовал The Three Stooges — набор мини-игр по мотивам комедийных фильмов (одним из испытаний, к примеру, было метание тортов в посетителей ресторана). В 1988-м студия отметилась экшеном Rocket Ranger , отсылающим к научно-фантастическим сериалам 50-х годов. Следом на прилавки поступил Lords of the Rising Sun — дань памяти «Семи самураям» Акиры Курасавы. Из «кинематографичной» линейки Cinemaware выбивается лишь серия спортивных симуляторов TV Sports. И то, по словам разработчиков, они имитировали не столько сам спорт, сколько то, каким он видится на экранах телевизоров.

В 1989-м появился It Came from the Desert , квест по мотивам ужастиков категории «B», в частности классического Them!Они », 1954). Этот квест, рассказывающий о нашествии гигантских муравьев-убийц на маленький городок, был единодушно признан игрой года и до сих считается лучшим творением Cinemaware. Игра имела собственный таймер, события развивались независимо от того, с какой скоростью игрок продвигался к разгадке тайны гигантских насекомых. Вполне можно было и не успеть…

К 1990 году у Cinemaware наметились проблемы. Фирменная технологическая продвинутость стала наваждением разработчиков — каждая новая игра выходила со все большим количеством фич, которые погребали под собой сам игровой процесс. К тому же и авиа-экшен Wings (1990), основанный на фильмах о летчиках Первой мировой, и TV Sports: Boxing провалились в продажах из-за пиратов, которые успели распространить игры до их официального выхода. Это предрешило судьбу компании — в конце 1991-го она была объявлена банкротом.

На рубеже веков студия ненадолго возродилась, чтобы выпустить ремастеринг старых хитов. А в 2005-м Cinemaware стала издательским лейблом eGames, Inc — но к той Cinemaware из 80-х она уже не имеет никакого отношения.

Cyberlore Studios

Годы жизни: 1992-2005

Вклад в историю: Warcraft 2: Beyond the Dark Portal, Heroes of Might and Magic 2: The Price of Loyalty, Deadlock 2: Shrine Wars, Majesty, Playboy: The Mansion, серия MechWarrior

У Cyberlore Studios была интересная судьба. Студия промышляла заказами от крупных компаний, причем поручали им в основном игры по мотивам других игр. Cyberlore работала с такими известными брендами, как MechWarrior , Might and Magic , Risk , Warcraft.

А вот большинство ее самостоятельных начинаний пошли прахом. В 1995-м Cyberlore совместно с Элом Лоу (Al Lowe), отцом Leisure Suit Larry , взялись за игру Capitol Punishment. Это был шутливый квест в фирменной манере Ларри, только объектом сатиры на этот раз становился главный ловелас Америки Билл Клинтон, как раз в то время оказавшийся в центре всем известного скандала. К сожалению, игра не выдержала проверки тестированием и так и не вышла в свет.

Настоящая слава пришла к Cyberlore в 2000-м с появлением на прилавках Majesty: The Fantasy Kingdom Sim. Уставшие от стандартных стратегий игроки на ура приняли симулятор волшебного королевства, где нельзя было напрямую управлять героями — только строить таверны и назначать награды за головы монстров.

После успеха Majesty студия взялась за другую амбициозную стратегию, на этот раз по вселенной Star TrekBorg Assimilator. Главная идея заключалась в том, что все новые технологии добывались путем переработки поверженных юнитов противника. Но в 2002-м планы издателя ( Activision ) изменились и проект был закрыт.

Последней игрой Cyberlore стал Playboy: The Mansion (2004). В то же время шла работа над второй частью Majesty. Majesty Legends должна была полностью перейти в третье измерение и обрести несколько дополнительных возможностей вроде взаимодействия с соседними королевствами. Работы растянулись на три года, а в сентябре 2005-го обанкротилась Hip Interactive , издатель Majesty. После этого сотрудники Cyberlore решили, что сыты играми по горло. Студия сменила название на Minerva и перешла к разработке обучающих программ.

Digital Anvil

Годы жизни: 1996-2005

Вклад в историю: Starlancer, Freelancer

Причиной появления Digital Anvil на свет стала… ностальгия. Основал компанию Крис Робертс (Chris Roberts), автор серии Wing Commander. По его собственным словам, он хотел вернуть дух 80-х, того времени, когда студии были маленькими, но обладали куда большей свободой и независимостью.

Планы у Робертса были самые амбициозные. Digital Anvil начала сразу несколько проектов: Freelancer , задуманный как неофициальное продолжение Wing Commander; Conquest: Frontier Wars — real-time-стратегию в стиле Command & Conquer; наконец, Loose Cannon , на несколько лет опередившую GTA 3 (выйди она в срок, и, возможно, San Andreas стал бы дополнением совсем к другому хиту).

Первой выпущенной игрой студии стал космосим Starlancer (2000). Для Робертса игра стала тем, чем должен был стать в свое время Wing Commander. Увы, к моменту релиза космические симуляторы стали уже непопулярны, так что продажи Starlancer оказались катастрофически малы. Единственная ошибка похоронила мечты Робертса о независимости — чтобы остаться на плаву, студия в 2000 году продалась Microsoft.

Компания имени Windows подвергла планы Digital Anvil существенному пересмотру. Conquest: Frontier Wars и Loose Cannon были проданы Ubisoft, а экшен Brute Force , еще одна разработка компании, был целиком переведен на Xbox (релиз состоялся в 2003 году). Сам Робертс, не пожелавший мириться с такой политикой, покинул студию. Впрочем, он по-прежнему помогал своим товарищам работать над последним уцелевшим проектом — Freelancer.

Праздник на улицу Digital Anvil пришел в марте 2003-го — вышедший, наконец, Freelancer стал самой продаваемой игрой месяца. Почти сразу же за этим появился экшен Brute Force для Xbox, разошедшийся неплохим тиражом. Microsoft решила, что такие талантливые люди пригодятся им самим: в ноябре 2005 года большинство сотрудников Digital Anvil было переведено на работу в Microsoft Game Studios , а через три месяца студия официально прекратила существование.

Westwood Studios

Вклад в историю: Eye of the Beholder, Dune 2, Command & Conquer

Westwood возникла благодаря Бретту Сперри (Brett Sperry) и Луису Кастлу (Louis Castle), наверное, в самом подходящем для игровой студии месте — в Лас-Вегасе, штат Невада. Начинала она с того же, с чего начинали и многие другие известные разработчики: с портирования игр на Amiga и Atari ST (тем же в свое время промышляла описанная выше по течению Bullfrog Питера Молиньё).

Первый блин собственного производства — научно-фантастическая RPG Mars Saga (1988) — вышел комом. Девелоперы, серьезно опаздывая по срокам, выпустили не просто не готовый, а наполовину недоделанный продукт. В игре, к примеру, имелась система навыков, но применять их было негде. А большинство предметов работало не так, как должно было. Но Westwood быстро училась на своих ошибках. Всего через два года студия выставила на прилавки Eye of the Beholder , базировавшийся на правилах D&D. Игра вывела жанр RPG на новый уровень и принесла создателям мировую известность.

Так началась первая половина 90-х — золотой век Westwood, когда один успех следовал за другим. В 1993-м вышла ролевая игра Lands of Lore , наследница Eye of the Beholder (Westwood поначалу очень тяготела к RPG). За ним последовал квест The Legend of Kyrandia (1992) — пародия на штампы фэнтези. И, наконец, Dune 2 (1992) по книгам Фрэнка Херберта. Она не стала первой real-time-стратегией в истории, но установила каноны RTS, которым жанр неукоснительно следует до сих пор. За это Westwood простили даже самовольное добавление в игру дома Ордосс, отсутствовавшего в оригинале.

А в 1995-м, основываясь на опыте Dune 2, студия выпустила стратегию Command & Conquer, свою первую игру в собственной вселенной. Она же стала и самой успешной.

Увы, в какой-то мере C&C стал тем рубежом, который Westwood повторно взять уже не смогли. Последовавшие за этим игры были в основном лишь повторением пройденного — того же C&C, Lands of Lore, The Legend of Kyrandia. В 1998-м Westwood была куплена Electronic Arts, которая включила в ее состав свою студию в Калифорнии (кодовое имя EA Pacific , авторы Red Alert 2 ).

С началом 2000-х дела у Westwood пошли совсем плохо. Несколько неудач подряд, провал в 2002-м С &C: Renegade (экшен во вселенной C&CS) — все это заставило EA задуматься о закрытии студии. Что и было сделано сразу после завершения работ над космической MMORPG Earth & Beyond. Часть сотрудников переехала в лос-анджелесское отделение EA, остальные же предпочли отправиться на вольные хлеба, основав студию Petroglyph. Так что амбициозным планам Westwood сбыться было не суждено. А в эти самые планы входили Renegade 2 , который стал бы сюжетной связкой между Red Alert и C&C, и Continuum , MMORPG в мире тибериума и GDI. Катаклизм пережил только C &C 3

* * *

Как видите, жизнь разработчиков отнюдь не легка. Можно иметь долгую и славную историю за плечами, но одна лишь ошибка способна перечеркнуть все достижения.

Хотя на самом деле, конечно, все не так страшно. Закрываются студии — но работавшие в них люди остаются, перебираясь на новое место работы. Остаются их наработки, которые используются другими компаниями. Большинство знаменитых серий также находит себе хозяев. Словом, жизнь продолжается.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь