30 июня 2007
Обновлено 17.05.2023

Человек-паук

Человек-паук - изображение обложка

Жанр : спецэффекты с соплями

Режиссер : Сэм Рэйми

Сценаристы : Сэм Рэйми, Айван Рэйми, Элвин Сарджент, Стэн Ли и Стив Дитко

В главных ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Брюс Кэмпбелл

Бюджет: $258 млн

Кассовые сборы: $382 млн (по состоянию на начало мая)

Сайт : http://spiderman3.sonypictures.com

В 2000-х гг. Голливуд как-то неожиданно прорвало на экранизации комиксов. В принципе, их много снимали и раньше (« Бэтмен », « Супермен », « Блейд », « Ворон »), но здесь за несколько лет вышло сразу несколько крупных картин. В 2000-м — « Люди Икс », в 2002-м — « Человек-паук », в 2003-м — « Халк », в 2004-м — « Хеллбой ». Самый заметный след из них оставил «Человек-паук» — фильм собрал такую кассу ($800+ млн), что сразу занял в линейке Sony Pictures центральное место. Последовавший в 2004 году « Человек-паук 2 » принес еще $780+ млн.

Положа руку на сердце, это были не то чтобы очень уж выдающиеся фильмы, но даже те, кому они не нравились, понимали, почему они нравятся другим. Старомодные и по-хорошему наивные, эти картины вызывали какое-то доброе чувство, хотя и оставались при этом чистокровными блокбастерами — во многом бессмысленными, но предельно зрелищными. « Человек-паук 3: Враг в отражении » в общем-то гнет ту же линию, но теплых чувств к нему уже как-то не возникает. Кино начинается с того, что Питер Паркер (мирское имя Человека-паука) лежит в обнимку с Мэри Джейн на паутинке, удовлетворенно смотрит на звезды и понимает — делать ему решительно нечего. Родной город вне опасности, Мэри Джейн мурлычет под боком, сам он живет в сто лет не ремонтировавшейся комнате и работает внештатным фотографом в заштатной газете Daily Bugle (по-нашему, то есть, «Гудок»). Предел мечтаний!..

Но в это время на Землю под видом падающей звезды прибывает некая черная слизь (в мире комиксов известная под именем Веном) и хлюпается неподалеку от Паркера и его подружки. Зацепившись за мотоцикл Питера, Веном приезжает к нему домой и, улучив момент, обклеивает его собой с головы до ног. Новоприобретенный костюм черного цвета делает Человека-паука сильнее, но вместе с тем будит в нем все самое нехорошее. Хотя это еще как посмотреть: ступивший на темную сторону Паркер вызывает куда больше симпатии, чем его приторно добрая версия. Он начинает хорошо одеваться и танцевать, обзаводится эмо-челкой и на счет «раз» ставит любого выскочку на свое место (вообще, весь этот эпизод — самый интересный во всем фильме) — ничего общего с тем тюхтей-матюхтей, на которого мы любуемся все оставшееся время.

Но это завязка лишь одной сюжетной линии, а всего их тут ого-го сколько. Гарри Осборн мстит за своего папашу, погибшего еще в первом фильме, убийца дяди Питера Паркера становится Песчаным человеком и начинает терроризировать весь город, сам Паркер никак не может наладить отношений с Мэри Джейн. Какая-то четкая структура (вступление, кульминация, развязка) у фильма отсутствует — одна сюжетная линия может закончиться, потом начаться опять, а где здесь пиковый момент, непонятно вовсе. Даже финал обозначен неочевидно: во время сеанса в кинотеатре я наблюдал, как люди несколько раз порывались уйти, но всякий раз оказывалось, что еще не конец.

Но рыхлая структура — это еще полбеды. При всей своей наивности и старомодности фильм пытается донести еще и какие-то, страшно сказать, Высокие Мысли. Сцены, где Мэри Джейн устраивает трагедию на пустом месте, а Тоби Магуайр старательно лупоглазит своими честными-пречестными глазами и изображает Немыслимые Страдания, вызывают смех, а не сочувствие. Для фильма, который подает такие вещи на полном серьезе, это, пожалуй, худшая характеристика.

Излишняя серьезность — вообще очень серьезная проблема «Человека-паука 3». Фильм про мужика в обтягивающем красно-синем костюме, прыгающего по небоскребам, — это смешно само по себе, так что доля самоиронии здесь бы не помешала. Но нет, не дождетесь, все будет серьезно, как в морге. Удачные шутки, конечно, есть, но их немного.

Ну и что касается спецэффектов: несмотря на заоблачный бюджет, фильм выглядит отнюдь не на $200+ млн. Снято дорого, масштабно, но ничего запоминающегося. Примерно как с « Фантастической четверкой » — просидел два с лишним часа, но ни одного эффектного кадра в голове так и не отпечаталось. Авторы « 300 спартанцев » за $65 млн сняли что-то невероятное, а здесь потратили вроде в четыре раза больше — и все без толку.

Самое грустное во всем этом то, что, несмотря на все недостатки, фильм все равно соберет невменяемую кассу (а он уже поставил рекорд по сборам за один день ($59,3 млн), обойдя даже « Пиратов Карибского моря: Сундук мертвеца») и завлечет в кинотеатры сотни миллионов людей. Все это посмотрят, выйдут из кинотеатра со сложными лицами, но, тем не менее, пойдут на еще один ненужный сиквел. Такова сила массовой психологии: всем интересно, с чего вдруг такой ажиотаж. А ажиотаж этот всего лишь с того, что в рекламу фильма вбухали безумные деньги.

Оценка : 2,5 из 5

Резюме : Бессмысленный и бестолковый блокбастер, не оправдывающий свое существование даже спецэффектами. Светлые места есть, но их катастрофически мало.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь