30 июля 2007
Обновлено 17.05.2023

Halo 2

Halo 2 - изображение обложка

C момента выхода шутера Halo на Xbox (2001) не утихают споры о том, что же это такое: раздутый мыльный пузырь или действительно выдающаяся игра. Противники Halo приводят убедительные на первый взгляд аргументы: с таким издателем, как Microsoft , и безразмерным рекламным бюджетом сделать хит можно было из чего угодно, тем более что хороших игр на Xbox было немного. Такая позиция имеет право на существование, но она верна лишь отчасти — при должном бюджете продавать игры-пустышки можно достаточно долго. Однако такой трюк возможен лишь с проектами, рассчитанными на самую массовую, самую неразборчивую и самую невзыскательную аудиторию вроде поклонников охотничьих симуляторов. Шутеры — не тот жанр, где можно продавать воздух. Конкуренция здесь очень высока, и по большей части играют в них люди, прекрасно знающие что к чему. Их, конечно, можно одурачить рекламой, но подлог быстро будет раскрыт и тогда уже ничего не поможет. Если же посмотреть на показатели Halo, то мы увидим, что она держалась в чартах продаж годами, причем не только на Xbox, но и на избалованном хорошими экшенами РС. Мыльный пузырь таких результатов бы не добился.

Что было, что будет

Для начала освежим память и вспомним события первого Halo. Диспозиция следующая. Между людьми и ковенантами, альянсом инопланетных рас, идет война. Она длится уже много лет, и удача пока отнюдь не на стороне человечества. Тем не менее ковенантам пока не удалось обнаружить Землю, и, чтобы этого не случилось, командование UNSC (United Nations Space Command — Космические войска ООН) разрабатывает так называемый The Cole Protocol. Суть его в том, что при угрозе обнаружения Земли и других миров, населенных людьми, любой военный корабль должен уничтожить все базы данных, навигационные карты и AI, а в самом крайнем случае — самоликвидироваться. В этих же целях военным строго-настрого запретили эскортировать захваченные корабли ковенантов к обитаемым планетам и возвращаться на свои базы прямым курсом — предварительно надо совершить несколько отвлекающих гиперпространственных прыжков в случайных направлениях.

Сама игра начиналась с того, что после серии таких прыжков военный корабль землян под названием Pillar of Autumn оказывался в неизвестном районе космоса рядом со странным объектом кольцеобразной формы (впоследствии выяснится, что это и есть Halo). После атаки превосходящих сил ковенантов с Pillar of Autumn в направлении кольца сбрасывается спасательная капсула с главным героем на борту — спецназовцем Мастер Чифом (кодовое имя Spartan-117), облаченным в суперсовременный бронекостюм. Перед выброской ему в голову подселяют искусственный интеллект Кортану. Pillar of Autumn тем временем падает на поверхность Halo, и часть его экипажа во главе с командиром попадает в плен.

Далее выяснится, что кольцо является мощнейшим оружием и построила его древняя раса в качестве последнего спасения от заразы The Flood. После долгих приключений Мастер Чиф по совету Кортаны взрывает Halo и убирается восвояси. Последняя сцена: камера, удаляясь от корабля, показывает, как «спартанец» снимает свой шлем, но лицо его все равно остается за кадром. Как выглядит спаситель человечества, мы так и не узнали.

Несмотря на уничтожение Halo, вторая часть начинается с не самых оптимистичных известий. Ковенанты все-таки находят Землю и атакуют ее. Прорвавшись сквозь оборону землян, они устремляются в окрестности города Нью-Момбаса, что в Кении. Но захват планеты в их планы явно не входит — вместо этого флагманский корабль инопланетян совершает прыжок в гиперпространство возле Нью-Момбасы, уничтожив тем самым город. За несколько секунд до прыжка к нему успевает пристроиться корабль UNSC с Мастер Чифом на борту. По прибытии на место наши герои обнаруживают прямо у себя перед носом еще одно кольцо — Delta Halo, оно же Installation 05 (первое кольцо называлось Alpha Halo или Installation 04).

Тем временем в стане алиенов идет показательный судебный процесс над военачальником, допустившим гибель Alpha Halo (второй главный герой, его сюжетная линия развивается параллельно). Его объявляют еретиком, лишают всех чинов и регалий и клеймуют на глазах у тысяч сограждан. Но сразу после этого иерархи вызывают разжалованного командира к себе и в приватном разговоре признают, что процесс был рассчитан на публику, а сами они еретиком его, естественно, не считают. Иерархи назначают его Арбитром (специальным агентом, предназначенным для особых, самых важных заданий) и отправляют с командой спецназа на усмирение истинных вероотступников, которые прячутся на станции неподалеку от разрушенной Installation 04. На самом деле этим еретикам известно то, чего не знают другие ковенанты, но иерархи об этом умалчивают. Позже это обстоятельство приведет к полномасштабной гражданской войне между разными группировками ковенантов, а сам Арбитр и другие представители Элиты (это такие ящеры благородного вида) заключат союз с людьми.

Совершенство и простота

Сюжет сюжетом, но любят Halo прежде всего за геймплей. И неспроста: это очень интересный, продуманный и, главное, разносторонний экшен. В отличие от многих других игр, здесь нет какой-то одной выдающейся детали, на которой строилась бы вся игра, тут хорошо буквально все.

В первую очередь — это очень простой (в смысле игровой механики, а не сложности прохождения), ненагруженный шутер. Здесь почти нет головоломок и беготни в поисках рубильников, нет никаких мини-игр. Нет даже беготни за аптечками — в роли лайфбара выступает энергощит: если индикатор близок к нулю, достаточно посидеть пару секунд в укрытии, и он сам восстановится. Здесь есть лишь главное — сплошной, непрекращающийся экшен. Причем экшен, без преувеличения, первоклассный.

Еще это очень тактический шутер. Не в том смысле, что полет каждой пули просчитывается здесь по десяткам параметров, а в том, что это очень похоже на настоящий бой, по крайней мере, так, как мы его обычно представляем. В отличие от Brothers in Arms с его надуманной тактикой, здесь не надо никем командовать, но ты сам инстинктивно ведешь себя так, как вел бы себя в реальном сражении: заходишь с флангов и в тыл, наступаешь и отступаешь, чтобы сделать передышку, меняешь позиции.

Хороший шутер создают разнообразные игровые ситуации, и обычно все они режиссируются разработчиками, но в Halo такой необходимости нет — игра сама регулярно их генерирует.

Ну вот хотя бы враги: умные, эмоциональные, каждая разновидность со своим характером. Гранты (пехота низшего уровня, их обычно как грязи) издают много шума, но стоит завалить самого сильного в отряде, как они обращаются в бегство. Elites, аристократичные ящеры, сильны и коварны. Если их изрядно достать или сильно ранить, способны рассвирепеть не на шутку и порой продолжают стрелять по трупу, даже когда их противник давно испустил дух (просто от злости). Brutes, прямоходящие медведи и давние соперники Элиты, туповаты и предпочитают идти напролом. Сражаться с этими товарищами, в отличие от грантов и Элиты, не так интересно — они слишком сильны, чтобы вступать с ними в открытые столкновения, и это сказывается на динамике. Сильнее, чем Brutes, из общей номенклатуры врагов выпадает только The Flood. У них мозгов ни на грамм и берут они исключительно числом. Воевать с ними совершенно неинтересно, да и на роль всегалактической угрозы они как-то не тянут.

Помимо врагов, в Halo очень удачное оружие: оно прекрасно сбалансировано и хорошо ощущается. В первой части оружие было вообще идеальным, в Halo 2 — немного похуже, но все равно лучше, чем в большинстве других шутеров. Знаменитый автомат с индикатором патронов заменили его упрощенной модификацией с меньшей убойной силой (зачем — непонятно), ковенантам добавили несколько бестолковых стволов. Энергетический меч великолепен, но его заряд кончается слишком уж быстро. Гранаты, впрочем, используются столь же интенсивно, как и прежде, и вываливаются из каждого первого трупа, так что дефицита в них не бывает. Пользуясь случаем, еще раз воздадим почести изобретателю плазмогранат, которые клеятся к любым поверхностям, включая вражьи задницы: без них Halo был бы не Halo.

С техникой (в наличии джипы, танки, ховеркрафты, а также баньши — летательные аппараты ковенантов) та же история, что и с оружием: легко управляется и ведет себя именно так, как ты от нее ожидаешь, — нарадоваться невозможно. Особенно удались баньши: с одной стороны, они летают достаточно быстро, чтобы не вызывать у игрока раздражения, а с другой — достаточно медленно, чтобы оставаться маневренными и удобными в управлении.

Новое и еще не забытое старое

Halo 2 стала первой игрой, в полной мере использующей игровые возможности Windows Vista и ни под каким соусом не признающей другие операционные системы. Выражается это в следующем.

Во-первых, игру необязательно инсталлировать, ее можно запускать ПРЯМО С ДИСКА — правда, грузиться она при этом будет чуточку дольше. Это, без сомнения, революционное изменение: не нужно больше загромождать жесткий диск гигабайтами игровых данных, не надо ждать утомительно долгой инсталляции.

Во-вторых, в Halo 2 можно играть не только с помощью мыши и клавиатуры, но и на геймпаде от Xbox 360. Это сделано скорее для тех, кто уже играл Xbox 360 и привык к тамошнему управлению, потому что на клавиатуре раскладка и так удобная. Единственное нарекание заключается в том, что переключение оружия теперь повесили на Q (раньше было на Tab), а на саму Tab назначили броски гранат. Поначалу это очень раздражает — трудно привыкнуть. В мультиплеере же лучше играть на клавиатуре — на геймпаде все получается медленнее.

В-третьих, сразу после запуска Halo 2 подключается к Live , онлайновой системе, изначально разработанной для Xbox 360, но теперь доступной и на РС. Если у вас есть Xbox 360 и вы подключали его к Сети, значит, у вас уже есть готовый аккаунт, останется только залогиниться. Если нет — придется создать геймертаг.

На Xbox 360 с «Лайвом» есть еще один нюанс: игрокам с бесплатной (Silver) подпиской доступны все сервисы, кроме сетевой игры, а чтобы поиграть в мультиплеер, нужно оформлять платный аккаунт ($50 для США и 60 евро для Европы). В РС-версии Halo 2 тоже есть деление на Silver и Gold, но правила здесь либеральнее. Играть по Сети можно и на бесплатном аккаунте, но при этом будет недоступна кнопка Quick Match. Почему это сделано — очевидно: в компьютерных шутерах брать деньги за мультиплеер не принято, и сделай его Microsoft платным, это ударило бы по продажам игры.

Вообще, выпуск Halo 2 только под Vista — решение в некотором роде странное. Понятно, что Microsoft нужно как-то стимулировать людей к приобретению своей операционной системы, но… продвигать новую технологию при помощи технологии старой? Halo 2 вышла в 2004 году — нужно ли объяснять, насколько непрезентабельно она выглядит сейчас?

Ориентация под «Висту», кроме всего прочего, еще и отсекает значительную часть потенциальных покупателей. Операционная система — это не новая приставка, покупать ее люди не особенно рвутся. Так что если Halo в свое время был одним из главных бестселлеров на РС, то у Halo 2, скорее всего, показатели будут скромнее. А жаль — эта игра состарилась внешне, но не внутренне.

Отдельная жилплощадь

В Windows Vista под игры выделена отдельная папка, которая так и называется — «Игры». Сами игры туда не устанавливаются, там появляются лишь иконки, отображаются системные требования (не в привычном нам виде, а виде цифр, которые, по идее, должны быть понятнее пользователям, но на деле еще сильнее запутывают) и возрастные рейтинги с пояснениями. Рейтинги приводятся для родителей, чтобы они могли ограничить доступ детей к играм с кровью, насилием, нецензурной лексикой и так далее.

Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей : 9.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Один из лучших шутеров 2004 года добрался до РС, чтобы стать еще и одним из лучших шутеров 2007 года. Это игра — старая телом, но молодая душой.

Рейтинг «Мании»: 8.0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь